Публикации «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Дудина Лариса Викторовна

Конспектнепосредственно - образовательной деятельностипо образовательной области«Познавательное развитие» на тему«В гостях у Царицы – Водицы»в группе оздоровительной направленностидля детей 4 – 5 лет. воспитатель: Колб А.В.учитель-логопед: Дудина Л.В.Цель: развитие психических процессов у детей 4-5 летнего возраста.Задачи:Воспитательные:
  • Воспитывать чувство любви к природе и правильное отношение к ней.
  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать эмоционально - целостное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
  • Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях.
  • Образовательные:
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
  • Закреплять умение работать с растворами.
  • Развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать.
  • Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы; стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  • Развивать познавательные способности детей в процессе совместной деятельности.
  • Закрепить представления детей о том, где есть вода в природе и быту, о ценности и значимости воды в жизни всего живого.
  • Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
  • Познакомить детей с некоторыми основными свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха; цвета, и вкуса.
  • Развивающие:
  • Развивать психические процессы у детей: внимание, мышление, воображение, память, восприятие, речь.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования: умения сравнивать анализировать, делать выводы.
  • Способствовать развитию понимания необходимости беречь водопроводную воду, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать у детей эмоциональный отклик при восприятии музыки, умение соотносить звуки с природными явлениями.
  • Оздоровительные:
  • Формировать представление о здоровом образе жизни.
  • Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
  • Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое»,«Физкультурное развитие»,«Познавательное развитие»,«Речевое развитие».Оборудование:Эмблемы с изображением солнышка, прозрачные пластиковые стаканы, соломинки, ложки, емкости для воды разной формы, макет пруда, лужи, ёмкости с солёной, сладкой и простой водой на каждого ребёнка; две ёмкости: с молоком, и простой водой, ёмкости с краской; материал для игры «Достань вещицу»; графин с родниковой водой, шапочки медицинскиеволшебная палочка», музыкальное сопровождение, мультимедийные заставки, заготовки для изготовления портрета Царицы-Водицы, клеящие карандаши.Планируемые результаты.
  • Развитие психических процессов у детей 4-5 летнего возраста: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие интегративных качеств: «активный, любознательный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший необходимыми умениями и навыками», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту».
  • Предварительная работа.Беседы по теме «Где есть вода», «Кому нужна вода», «Почему надо беречь воду» и др. Дидактические игры по данной тематике, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о воде, опыты с водой.Ход НОДОрганизационный момент.Дети входят в зал (звучит оркестровая обработка музыки «Улыбка»), здороваются с гостями.Воспитатель: «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе солнышко проснется, Поделись улыбкою своей, и она к тебе еще не раз вернется.Мы очень рады, что к нам пришло так много гостей. Примите от нас «улыбки-солнышки» и хорошее настроение не покинет больше вас. (Дети дарят гостям эмблемы «улыбки-солнышки».)Ребята, послушайте и скажите мне«Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?Без чего мы скажем прямо человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,Чтобы не было беды, жить нельзя нам без… «воды».(Слышится стук в дверь.)Воспитатель. Кто-то к нам в дверь стучится. Я пойду открою.(Входит капелька.)Капелька. Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я капелька – маленькая частичка воды. Я принесла вам приглашение от Царицы - Водицы. (Читают приглашение.)«Дорогие, ребята! Я хозяйка всего водного царства на земле – Царица Водица и хочу пригласить вас в моё царство – государство, что бы вы познакомились со мной. Посылаю вам мою волшебную палочку. Она вам поможет. Я жду вас!»Воспитатель. Ребята, вы хотите побывать в царстве великой Царицы - Водицы? Тогда в путь! (Слышится волшебная музыка – дети закрывают глаза, воспитатель произносит волшебные слова, взмахивает волшебной палочкой и дети оказываются во владениях Царицы-Водицы.)(Звучат звуки природы. Входит Царица-Водица.)Здравствуйте, ребята. Я Царица- ВодицаВ моей короне льдинки, а в ушах дождинки,В волосах снежинки, и капельки росинки,Бусы хрусталём горят, бусинки все – чистый град,Журчу, переливаюсь, для людей стараюсь.Заждалась я вас.Воспитатель и дети. Здравствуй, Царица-Водица.Царица-Водица: Ребята, а что вы знаете о воде?(Ответы детей)Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вы уже знаете немного о воде. А хотите проверить все это и убедиться в правильности сказанного? Тогда я приглашаю вас в мою лабораторию, где мы с вами сегодня проведём несколько опытов. Вы согласны? Для этого я предлагаю нам с вами превратиться в лаборантов. (Все надевают шапочки). А сейчас пройдём в мою лабораторию.Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет формы»Царица-Водица: Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему?Дети: Потому что она жидкая.Посмотрите, на столе стоит сосуд, какую он имеет форму (цилиндра) сейчас я наливаю в него воду. Какую форму приняла вода?илиндра).А теперь какую форму приняла вода?(Шара).А почему?( Сосуд имеет форму шара).А теперь посмотрите, этот сосуд какой формы? Он имеет форму конуса. А какую форму принимает вода, налитая в него?(Тоже форму конуса).А теперь какую форму приняла вода? (Вода выливается в поднос). ( Вода похожа на лужицу).Так какую же форму имеет вода? (Вода не имеет формы.)Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.Опыт №2: «Вода прозрачная, бесцветная»Воспитатель: На столе у вас два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой. Что заметили? А теперь – в стакан с молоком. Что заметили?Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.Опыт №3: «Вода не имеет запаха и вкуса»Царица-Водица: А сейчас, ребята, я предлагаю вам понюхать воду. Чем она пахнет? (Ничем) А теперь попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? (Ответы детей).Вывод: Обычная вода не имеет запаха, вкуса. Она безвкусная.А сейчас попробуйте воду в этих стаканчиках и скажите, какая она?(Дети пробуют воду на вкус и говорят - «сладкая». Как вы думаете, что добавили в эту воду? - «соленая», что добавили в эту воду?)Вывод: Вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.Опыт №4: «Вода имеет свойство окрашиваться в различные цвета»Воспитатель: А как вы думаете, ребята, вода может окрашиваться в различные цвета? Хотите узнать как?Тогда я сейчас покажу вам фокус! Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?Воспитатель: Ты вода-водица, друг ты мой студёный.Стань вода-водица, не светлой, а разноцветной!Воспитатель: А теперь, возьмите и хорошенько потрясете баночки. Что вы видите?Дети: Водичка окрасилась.Воспитатель: В какой цвет превратилась?Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый и т.д.).Вывод: Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета.- Вот это Вода-Волшебница! Ребята, вы знаете, что в основу разных жидкостей входит вода. Вспомните, какие жидкости и какого цвета вы знаете? (Лимонад, Пепси- кола, кофе, компот, соки разные, чай.) -Ребята, а как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома, а потом расскажите. Царица- Водица: Молодцы, ребята, хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. (Царица-Водица предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру).Игра «Ходят капельки по кругу» (Звучит музыка, напоминающая дождь, произносятся волшебные слова, дети «превращаются» в маленькие капельки дождя и игра начинается.)
  • Ребята, вы все детки - капельки, сидите на тучке. Нам пора отправляться в путь. (Музыка.) (Капельки прыгают, разбегаются, танцуют.)
  • Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало
  • поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки - парами.)
  • Встретились ручейки и стали вначале небольшими реками.
  • (Ручейки соединяются в цепочку по 4-5 человек.)
  • Затем эти реки объединились и стали большой рекой.
  • (Ручейки соединяются в одну цепочку.)
  • Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла река и попала в океан. (Дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
  • Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что нужно назад, домой на тучку вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.
  • (Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.)
  • Испарились они под лучами солнышка, вернулись на тучку. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с тучкой побудьте, она без вас соскучилась
  • (Капельки превращаются опять в детей.)(Слышится кваканье лягушек и воспитатель детям предлагает посмотреть, откуда слышится этот звук. Дети по пути переступают лужи.)Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая вода в болоте? ( Грязная, мусор плавает).- Можно пить такую воду? Почему?(Можно отравиться, заболеть).- Как нужно относиться к воде? (Бережно, плотно закрывать кран, не лить воду понапрасну).-Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения? (Никогда не бросать мусор в реку, озеро и другие водоёмы на отдыхе).-А давайте поможем очистить болото, чтобы оно опять превратилось в озеро.Игра «Достань вещицу».Царица - Водица, мы тебе очень благодарны за то, что ты есть, и ребята хотят тебе на память сделать твой портрет.Пальчиковая гимнастика«ГРОЗА»Капли первые упали,(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)Пауков перепугали.нутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)Дождик застучал сильней,(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)Птички скрылись средь ветвей.крестив руки, ладони соединить тыльной стороной;махать пальцами, сжатыми вместе).Дождь полил как из ведра,(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)Разбежалась детвора.(Указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу,изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).В небе молния сверкает,(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)Гром все небо разрывает.(Барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)А потом из тучи солнце(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)Вновь посмотрит нам в оконце! (Дети делают портрет на большом ватмане и дарят его.)Царица-Водица: Молодцы, ребятки. Мне очень понравилось, как вы обо мне рассказывали. Я очень благодарна вам за портрет и хочу преподнести вам подарок - родниковую воду.Воспитатель. Спасибо тебе, Царица - Водица за подарок. А нам пора возвращаться в детский сад. (Звучит музыка) Глаза закрыли, покружились, покружились в детаду мы очутились! Ну вот! Наше увлекательное путешествие закончилось. -Что узнали нового? -Кому помогли?Ребята, давайте попрощаемся с гостями. (До-свидания)