Публикации
Рабочая программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Мы за здоровый образ жизни»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Мы за здоровый образ жизни»
Автор: Нечта Людмила Михайлована
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа физического и психического развития, коррекции и оздоровления воспитанников «Мы за здоровый образ жизни»
Автор: Нечта Людмила Михайлована
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский «Руслан»Принята Утверждаю:на педагогическом совете Заведующий№ ____ от___________20____г. ________Б.А.ДжемакуловаРабочая программа,направленная на развитие безопасности детей старшего(подготовительного) возраста«Азбука безопасности» г. Новый УренгойАвтор-разработчик:Нечта Л.М. –воспитатель МБДОУ ДС КВ «Руслан», г. Новый УренгойТот, кто уверен в собственной безопасности — абсолютно беззащитенМакс ФрайПояснительная записка.Ни для кого не секрет, что в современном мире никто не застрахован от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий, сложившаяся социальная, экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Моя задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Определить, правильно или неправильно ведёт себя ребёнок в тех или иных ситуациях, очень сложно. В некоторых случаях даже открытый конфликт ребёнка с взрослым, или сверстниками можно оценить положительно – как стремление отстоять свою точку зрения. Любая общепринятая норма должна быть осознанна и принята ребёнком – только тогда она станет регулятором его поведения. Прямолинейное, требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказываются не эффективными. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их безопасность и здоровье. Для этого нужно найти правильный способ объяснения, а затем следить за их выполнением. Сегодня сама жизнь доказывает необходимость обучения не только взрослых, но и детей основам безопасности. В условиях социального, природного и экологического наблюдения естественная любознательность ребёнка в позиции окружающего мира может стать небезопасной для него. Данной проблемой занимались многие ученые,например как: Н.К. Иванова, И.Я. Лесгафт, Л.Г Татарникова, И.К. Топорников, З.И. Береснева, Н.Н. Поддъяков и др. Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей во время образовательной деятельности. На совершенном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольниковПроблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.Социальное развитие личности является средством и результатом социализации. Социализация может быть представлена в качестве процесса освоения и реализации растущим человеком социального содержания; во-вторых, она рассматривается как реальное содержание взросления человека, в котором осуществляется становление значимого в индивидуальности субъекта активного творческого социального действия (Л.В. Коломийченко). В первом случае ребенок в большей мере выступает объектом усвоения и приобретения социального опыта, во втором – субъектом собственной творческой деятельности.Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения с ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.Изучение "Основ безопасности жизнедеятельности" реализует основные положения Конституции Российской Федерации. Федеральных законов "Об образовании". "О безопасности". ""О пожарной безопасности". "О безопасности дорожного движения"."Об экологической безопасности". "О борьбе с терроризмом. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.Актуальность данной проблемы определяется реальными потребностями. Системы дошкольного образования и раннего информирования ребенка о правилах безопасного поведения в окружающей его среде- освоения им соответствующих умений;- потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения в быту и отсутствием научно обоснованной педагогической методики;-направленной на формирование данного опыта у дошкольников; важностью целенаправленной деятельности родителей, всех работников ДОУ.Сложившееся положение определило тему: "Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ".Цель работы: воспитание у детей дошкольного возраста ответственного отношения к собственной и общественной безопасности.Задачи:- обучить дошкольников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;- раскрыть систему знаний об опасностях различного происхождения;- привить дошкольникам навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в различных опасных ситуациях.Срок реализации 2 года.Реализация поставленных перед нами задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учётом следующих основных форм работы:-системность и последовательность (опор на уже освоенное в предыдущем);-доступность (усложнение материала с учётом возрастных особенностей);-наглядность (техника безопасности через иллюстрированный материал);-динамичность (интеграция задач в равные виды деятельности);-психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов);-включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды).Для реализации данных форм работы можно выделить следующие этапы:1 этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявления в жизненных ситуациях, тренировать в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила в жизни.3 этап – на основе усвоения знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.Методы и средства обученияВ качестве методов и форм обучения, с учётом возрастных особенностей детей, использовались следующие методы:- комплексные занятия;- экскурсии;- целевые прогулки;- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры;- игры-соревнования;- сочинение историй;- наблюдения;- беседы;- чтение специальной детской литературы;- упражнения;- рассматривание;- анализ заданных ситуаций;- выполнение поручений;- экспериментирование;- ситуационно – имитационное моделирование (под ситуативно-имитационным моделированием понимается процесс конструирования модели реальной ситуации например: опасной обстановки на дороге, в природе и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней).- Объяснительно – иллюстративные: (объяснение, показ, рассматривание). Это наиболее эффективные способы передачи детям систематизированного опыта. При помощи их за короткие сроки можно помочь ребёнку осознать, почему на данном участке улицы или в транспорте или в природе нужно вести себя так, а не иначе, что обозначает каждый из дорожных знаков. Кроме того, объяснительно-иллюстративные методы позволяют сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки поведения в той или иной ситуации путём действий по предложенному образцу. (На этом этапе особенно важно взаимодействие с родителями, ведь они значительно больше (по сравнению с воспитателями) бывают со своими детьми.)Средства обученияВ качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, использовались:- плакаты;- Иллюстрации;- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;- разрезные картинки;- настольно-печатные игры;- дидактические игры;- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;- компьютерные презентации;- карточки для индивидуальной работы;- костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;- игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);- транспортные средства: (самокаты, машинки на аккумуляторах, велосипеды);- макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);- настольный макет, моделирующий улицы и дороги;- автоплощадка для практических занятий;- дорожные знаки;- аптечка;- карточки с телефонами служб спасения;- телефон;- картотека подвижных игр по ОБЖ;- подборка художественной литературы по теме;- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;- папки-передвижки;- цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.Работа велась на протяжении двух лет и строилась как совместная деятельность детского сада, сотрудников ГИБДД и семьи в интересах ребёнка.Полученные в учебной деятельности знания дети отражают в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование ("Мы рисуем дорожные знаки"), лепка, аппликация, конструирование (изготавливали модели светофора). Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекрёсток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности с педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил. Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это закрепляется проведением практических занятий, экскурсий на улице, в ГИБДД, пожарной части, перекрёстках, на обстановках общественного транспорта, в природе.Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя, как активные участники различных возможных ситуаций. В сюжетно-ролевых играх " Семья", "ГИБДД", "Заправочная", "Шофёры", "Пожарные", "Больница". Дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий. В ходе игровой деятельности закрепляются знания о дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения.Ожидаемый результатПовышение безопасности ДОУ, снижение риска возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.Воспитательная работа c дошкольниками: развитие компетентности, обучение умениям действовать в условиях ЧС; занятия c детьми по основам безопасности жизнедеятельности; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.Работа с родителями: организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитеррористической защищенности ДОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей; организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ДОУ; повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ДОУ; привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания образовательных услуг.Медицинское и психологическое обеспечение безопасности, охраны труда и здоровье сберегающих технологий в ДОУ; методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС; методики психологической реабилитации; тренинги, ролевые игры по этикету и культуре поведения как факторам безопасности.Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность» Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить особенности представлений дошкольников о правилах безопасного поведения, что и было сделано в начале данной работы. Выяснилось, что дети плохо владеют информацией по безопасности жизнедеятельности и мерах предосторожности. В начале данной работы у детей было очень много вопросов, уровень детей колебался от низкого к среднему в зависимости от темы. В конце учебного года, когда закончилась образовательная деятельность, было проведено обследование путём оценки знаний правил безопасного поведения по следующим критериям:- объём, полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях, опасных ситуациях;- точность и аргументированность суждение о способах безопасного поведения.Работа с родителями Особенность данной программы состоит в очень большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому педагогам следует не только учитывать это самим, но и уделять значительное внимание работе с родителями, с которыми необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду, и наоборот. Чтобы наметить эту границу, нужно предложить родителям выделить абсолютные запреты, написать их на одной стороне листа, а потом перенести не самые важные на другую сторону. Такую работу эффективно проводить с небольшими подгруппами родителей (4-5 человек). Таким образом, можно выделить то основное, что потребует совместных усилий педагогов и родителей.Так же можно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Такие тренинги целесообразно проводить каждые полгода, так как соотношение разрешений и запретов будет меняться в зависимости и от времени года, и от возможных изменений условий в детском саду и дома, и от особенностей развития детей.Кроме того, надо учесть следующие возможные направления работы педагогов с родителями:- организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия;- ознакомление родителей с работой детского сада по предлагаемой программе (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции, выставки);- организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, милиционера, пожарника);- ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в "Уголках для родителей».Таким образом, проанализировав литературу по данной теме, я отметила, что в современном обществе знание основ безопасности жизнедеятельности – одна из главных задач, для формирования активного и защищенного человека, способно оценивать и изменять окружающую среду для полноценного существования в ее условиях.Мониторинг освоения детьми образовательной области«Безопасность»Список литературы1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"2. Постановление Правительства РФ от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249 – 034.Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.5. Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.6.Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.7.Основы безопасности поведения дошкольников, автор – составитель О.В. Чермашенцева, издательство «Учитель», 2008г.8.Правила дорожного движения, автор – составитель Ефремова З.А., подготовительная группа. Игровая деятельность. Издательство – торговый дом «Корифей» 2010 г.9. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. Издательство «Детство – пресс 2011г., Гарнышева Т.П.10. Автор – составитель Жукова Р.А. Пажарная безопасность. Нестандартные занятия, издательство – торговый дом «Корифей»11.Формирование Основ Безопасности дошкольников, автор К.Ю. Белая. Издательство Мозайка - Синтез Москва, 2014 (ФГОС).12.Занятия по правилам дорожного движения-ООО «ТЦ Сфера», 2005, Сост. Н.А. Извекова,А.Ф. Медведева 13. Три сигнала светофора –авт. Т.Ф. Саулина, Издательство Мозайка -Синтез Москва 2008.