Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»
Автор: Микалуцкая Надежда Михайловна
Методические материалы «Любимый мой Алтай» Пояснительная записка Тематическое содержание работы включает подбор методических материалов для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познание» социальное окружение «Любимый мой Алтай»: конспект занятия, презентации для педагогов «Алтай мой край родной», подбор методических разработок для занятия и беседы с детьми по истории и культуре Алтайского края. Цель методических материалов: - расширение образовательного пространства дошкольников; - реализация патриотического воспитания средствами музейной педагогики; - создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозицией Педагогического музея кукол: «Ярмарка народов Алтая» - обогащение представлений детей о разнообразии кукольного мира, включая кукол в национальных костюмах. Задачи: - развитие интереса детей к истории и культуре России через многообразия кукольного и игрушечного мира детей; - организация досуга дошкольников и родителей. Область применения: Развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд детей, родителей, педагогов. Создание информационно-коммуникативного пространства для педагогов и родителей при проведении беседы, изготовлении атрибутов, просмотре презентаций. Формы и методы реализации: Экспозиция Педагогического музея кукол «Ярмарка народов Алтая». Музейный материал задействован в учебно-образовательном процессе в качестве иллюстрации для детей при подведении итога занятия «Любимый мой Алтай». Возраст: 6-7 лет Ожидаемые результаты: В жизнедеятельности детей: - повышение интереса детей к истории и культуре России через многообразия кукольного и игрушечного мира детей; В деятельности педагогов: - осознание актуальности патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики; - умение организовать музейную экспозицию с помощью наличествующих средств (куклы, изделия детей и родителей, макеты); - умение планировать и организовывать полноценную разнохарактерную экскурсионную деятельность для детей; - умение организовать полноценное общение с родителями по вопросам музейных коллекций, экспозиций, педагогической работы с использованием кукол; - стремление повышать профессиональный уровень; У родителей: - осознание родителями важности воспитания ребенка как гражданина своего отечества; - мотивационная готовность к сотрудничеству с педагогами ДОУ; - обогащение личного эмоционального и житейского опыта через знакомство с кукольными экспозициями. Приложение 1. Непосредственно-образовательная деятельность «Любимый мой Алтай» образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка" Программные задачи: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края; формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народностями, проживающими на территории Алтая; патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с особенностями и традициями народов Алтая; активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность в изучении истории родного края; патриотическое воспитание и развитие личности дошкольников. Оборудование: картинная мини-галерея «Природа Алтая»; карта «Алтайский край»; Экспозиция Педагогического музея кукол «Ярмарка народов Алтая»; бумажные куклы-раскраски. Образовательный процесс: I. Вступительная часть Дети входят в зал, оформленный в музейном стиле (карта Алтая, картины природы Алтая и т.д.), фоном играет запись в мелодичном прочтении стихотворения «Любимый мой Алтай!» (Из сборника молодых поэтов Алтая): Я вновь к тебе лечу. Ты сказочно красив В любое время года! Всю радость встреч с тобой Я в сердце берегу. Ты дар далѐких звѐзд, Ты волшебство природы. Стремительный поток Звенящих, шумных рек Являет Миру Торжество природы. В горах Священных, Начиная свой разбег, Несут Благую весть Живительные воды Там Светлый Храм Вселенской чистоты. Он воскрешает крылья Для полѐта духа. В один поток Объединились там миры. И там, в Сияющем Величии, Стоит Белуха! II. Основная часть Воспитатель: - Какой глубокий смысл в том, что я услышала… Есть и тайна, и красота, и доброта. Но где это все можно найти и увидеть? В какую книгу мне заглянуть, какую передачу посмотреть… А может мне стоит найти того, кто мне расскажет об этом? (воспитатель имитирует движение поиска, будто ищет ответ взглядом). - Я слышала голос. Это не просто голос человека, это голос истории, который зовет нас в удивительный мир. Но как трудно мне понять, что это за мир, где он находится… (воспитатель делает длинную паузу, изображает задумчивость, дожидаясь таким образом отклика и активности от детей) Дети: - Этот мир Алтайский край. Воспитатель: - Почему вы так решили? (обращают внимание на картинную галерею с изображением знакомых мест Алтая и указывают на фрагменты стихотворения, совпадающими с увиденным на картинах) Дети: - Мы с папой летом ездили в Горный Алтай. - Я был на горе Белуха. - А я знаю реки Чемал и Катунь. - и т.д. Воспитатель: - Ну хорошо, это очень интересно. Значит этот край так велик, что его нельзя увидеть целиком. И выслушав вас, я поняла, что Алтай самый крупный регион в России. - Я сейчас немножко подумаю… (делает паузу, берет книгу «Мой Алтай»). - Вот где я могу увидеть все сразу! И этого мне вполне достаточно. Правда, ребята? Дети: - Правда. - А можно еще увидеть Алтайский край на карте. Воспитатель: - Что вы имеете ввиду? Дети: - На карте мы можем увидеть сразу и горы, и реки, и города Алтая. Воспитатель: - Точно! И для этого даже не нужно переворачивать страницы. - А давайте подойдем поближе и рассмотрим карту внимательней. Говорят, карту надо читать. Замечать детали, условные обозначения и символы. - А что видите на карте вы? (выслушивает ответы и рассуждения детей, дожидаясь, пока дети не обратят внимание на фигурки людей в национальных костюмах) - И правда, наш край и богат, и красив. И людей здесь сколько много живет. Но все ли эти люди одинаковые? Что нам об этом говорит карта? Может и она нам об этом рассказать? Дети: - Может. - Посмотрите сколько людей здесь. И все они разные . Воспитатель: - А в чем их различие? По-моему все одинаковые. Дети: - Нет, не одинаковые. У них одежда разная. - А еще у них разный цвет кожи. Воспитатель: - Это говорит о том, что они разной национальности. У них разные традиции и костюмы, соответственно. А еще они могут говорить на разных языках. - А можем ли мы по внешнему виду определить, сколько народностей проживает в нашем регионе? Дети: - Да, можно посчитать. (дети начинают считать и выдвигают свои предположения: 8, 5, 6,..) Воспитатель: - Я согласна, что их много и она все по-разному называются. Вот, например, немцы, а это украинцы. (показывает на фигуры людей). А это кто? Не знаете? - А мы можем с ними познакомиться. Хотите? Дети: - Да-а-а… (хором). Воспитатель: - Тогда я вас приглашаю в Педагогический музей кукол в нашем детском саду на экспозицию «Ярмарка народов Алтая». (Дети перемещаются в музей) Воспитатель: - Здесь мы можем узнать о людях, которые живут на территории Алтая, гораздо больше, чем нам расскажет карта. Это не просто куклы, это люди и даже мы с вами, с нашими традициями, играми и забавами. (воспитатель обращает внимание на 2-3 народности и демонстрирует их особенности на музейных экспонатах). III. Заключительная часть Воспитатель: - Вы знаете, ребята, мы теперь с вами точно знаем, что Алтай богат и изобилен, и изобилен не только природой, но и разнообразием проживающих народностей. - И кто здесь только не живет, даже всех не упомнишь… А вы-то помните? (дети называют народности, которые успели запомнить: немцы, украинцы, белорусы, поляки, алтайцы, казахи, монголы и др…) - А сейчас я хочу каждому из вас сделать подарок. У меня тоже есть куклы, но они бумажные и, посмотрите, у них такие вот белые костюмы. Но они очень хотят одеть праздничные и разноцветные костюмы, какие вы сейчас видели в кукольном музее. - Я думаю, вы с удовольствием воспользуетесь знаниями сегодняшнего дня и эти куклы станут такими же красивыми, как музейные. Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе Беседа « Мой Алтай» образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на глобусе, карте России, его соседями Республика Алтай, Казахстан, Новосибирская область, Кемеровская область, Монголия, Китай, познакомить с легендой Алтая. Воспитывать любовь к родному месту, желание узнавать о нем новое и беречь его. Активизировать в речи детей слова: Алтай, Алтайский край, Сибирь, народы Алтая. Ход беседы: - Ребята, посмотрите на глобус. Какой огромный наш дом планета Земля. Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, это наша Родина. Необъятны ее просторы (Находим на глобусе Россию). Вот сколько места занимает Россия на глобусе. - А теперь посмотрите на карту России. (Показываю, где расположена Сибирь на карте). Это Сибирь. А на юге Сибири - Алтай, земля, где нам выпало счастье родиться. (Показываю расположение Алтайского края). - Вокруг Алтайского края расположены другие страны. Это Монголия, Казахстан, Китай; области Новосибирская и Кемеровская. Там тоже живут замечательные люди. Чтение стихотворения: Есть на карте России От Москвы вдалеке Уголочек, с названьем красивым Мой Алтай…» - А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось это слово Алтай! Откуда такое слово Алтай. Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай - это золотой край. На Алтае в бескрайних полях растет пшеница. Каждое ее зернышко золотое! На Алтае есть горы. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками, это кедры. В каждой кедровой шишке пригоршня орешков. Не простые они, а золотые. В кедровых лесах живут соболи «пушистое золото Алтая». А под кедрами, глубоко в земле, похожие на земляных человечков корни. Это «женшень» золотой корень. Корни эти выкапывают алтайские олени с «золотыми рожками». Вот сколько тайн скрывает Алтай! Рассматривание иллюстрации об Алтайском крае. Чтение стихотворения «Алтайский край». Вот что сегодня вы узнали об удивительном родном уголочке Алтайском крае. Непосредственно-образовательная деятельность Тема: Богатство Алтайского края образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество" Цель: познакомить детей с богатством Алтайского края его полезными ископаемыми: глина, песок, соль, гравий, гранит; их месторождениями: соль - в озерах, гранит в горах, глина, песок по берегам рек и озер. Активизировать в речи детей слова: соль, глина, гранит, соленое озеро, Колывань. Воспитывать бережное отношение к богатствам края. Сформировать активную позицию неравнодушного созерцания, а деятельного участника решения всех экологических проблем, возникающих от внедрения человека в природу (не давать грабить полезные ископаемые, а брать их не в ущерб природе). Материал: Набор полезных ископаемых. Изделия из серебра и золота. Иллюстрации о Колывани. «Алтайское солнце» - книга об Алтае. Ход занятия: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Алтайскому краю и узнаем, что хранит в себе земля Алтая. Посмотрите, что у вас находится на столе. Это гранит, песок, глина, соль - все это полезные ископаемые; а это изделия из серебра и золота. Итак, мы отправляемся в путешествие в Горную Колывань, чтобы узнать, где добывают гранит и серебро, золото и глину (показываю на карте, где находится Колывань). Но сначала я вам расскажу легенду о Колывани. «Давным-давно по русской земле ходили слухи, что на Руси есть земля, покрытая каменным покрывалом. А под ним текут реки расплавленного серебра и золота. Но туда дороги нет, зорко охранял сокровище Горный змей коварное чудовище о семи головах. От одного его свиста все вокруг превращается в прах. Люди с опаской обходили эти места» (из книги «Тайны Змеиной горы» Петр Бородкин). - Вот мы с вами в Горной Колывани. (Рассматриваем иллюстрации). Здесь расположены рудники, которые известны во всем мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового и золотистого мрамора. Такой мрамор идет на строительные нужды. Им облицовывают здания. А еще в Горной Колывани есть месторождение яшмы (показать иллюстрацию). Из глины изготавливают красивые вазы, их изготавливают камнерезы (показать картинку). Такие вазы заказывала царица Екатерина, и сейчас они находятся в музее. - Ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить эти богатства? (Рассуждения детей). Чтение стихотворения: Отсюда уходят пугливые лоси, Здесь слышится гром Оглушительной силы, То мрамор ломают На белом откосе У этого мрамора алые жилы. - А если бы вы были камнерезами, какие бы вы изготовили вазы? Нарисуйте. Выставка рисунков. Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Путешествие по рекам Алтая». образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы" Цель: познакомить детей с реками края и с его главной рекой Обь: откуда она берет начало, почему ее так называют. Дать представление детям, что река Обь это река труженица (по ней перевозят грузы), река - кормилица (на ней развито рыболовство); река-красавица. Активизировать в речи детей слова: Обь, Катунь, Бия, течет. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Материал: карта Алтайского края, карта Республики Алтай, картинки, схема реки Обь, подбор музыки: шум воды. Ход путешествия. - Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по рекам Алтая. (Включаем музыку шума воды, раскладываем карту). - На чем нам лучше отправиться в путешествие? Дети называют. (Выбираем лучший вариант). - На Алтае немало рек: Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш, Алей (показываем на карте). Но самая главная река Обь. Бия спешит навстречу Катуни, Катунь навстречу Бии. Вода в Катуни синяя, в Бии зеленая. Две быстрые реки, сойдясь, образуют полноводную сине-зеленую Обь. - Вы хотите узнать, откуда пришло это слово «Обь»? - Одни ученые полагают, что от персидского слова «Обе» (Катунь и Бия стали единой Обью). Другие считают, что от персидского слова «Об» - вода. Ведь очень давно здесь жили персы. Они дали реке имя Обь. Когда солнце исчезает за самой главной рекой Алтая Обью, вода в ней становится золотой. (Дети становятся в две команды друг за другом в колонны. В руках у одних голубая лента, у других зеленая. Бегут, машут руками. Где они встретятся, идут медленным шагом, представляя себя могучей рекой). Игра сопровождается музыкой шума воды. - Ребята, Обь еще называют одной из самых больших рек мира. (Рассматриваем на схеме-карте). -Ее еще называют труженицей. Почему? (Рассуждение детей). По ней перевозят разные грузы. Ее еще называют рекой-кормилицей. Почему? (ответы детей). В реке ловят рыбу: осетр, налим, щуку, язь, нельма для еды. - Ее еще называют река- красавица, почему? (ответы детей). На реке можно поплавать, загорать, купаться, кататься. По берегам реки много растений, лесов, живет много птиц. - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать и делать, чтобы наши реки оставались всегда чистыми, красивыми и были для человека и кормилицами и труженицами). (Рассуждения детей). Вместе с детьми придумываем знаки, которые запрещают загрязнять реки. Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Путешествие на Телецкое озеро». образовательные области: "Познание", "Коммуникация" Цель: познакомить детей с озерами Алтая, они разные: большие и маленькие, соленые и пресные, глубокие, но самое большое это Телецкое; дать возможность детям узнать о нем, где оно находится, почему его так называют; чем оно знаменито. Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам края, охранять и сохранять их. Ход путешествия. - Ребята, сегодня мы продолжим свое путешествие и побываем на озерах Алтая. Озер на Алтае очень много. Это Кулундинское, Кучукское, Яровое, Горькое, озеро Ая (показываю детям на карте). А сегодня мы отправимся в путешествие вот на это озеро, которое находится в горах Республики Алтай. Среди всех озер оно самое большое. Называют его Телецкое. А еще жители Алтая называют его Алтын-Кель. Кто знает или догадывается, что это означает? - Помните, что значит слово «алтын»? (ответы детей). Алтын-Кель - Золотое озеро. Это еще одна драгоценность Алтая. - Чтобы лучше представить себе его величие, на чѐм будем передвигаться? (ответы детей). - Что возьмем с собой? (Рюкзак, туда положим хлеб, соль, спички). Дети строят из кубов теплоход, и отправляемся в путь. -Телецкое озеро может быть ласковым, добрым или яростным, диким. Оно никогда не выходит из берегов. А что вы знаете о нем? - Пора причалить. Сходим на берег. - Смотрите, это горы, кажется, они касаются вершинами неба (рассмотрим иллюстрации). Это горы Карагай и Тиолок. Давайте пойдем по берегу озера. (Игра «Не оступись»). - На нашем пути скала. Дальше ходу нет. Нам надо подкрепиться. Привал. Достаем рюкзак. Рассматриваем, что у нас есть в рюкзаке. (Дети достают соль, спички, хлеб). - А вы знаете, как правильно развести костер, чтобы не навредить природе? (Ответы детей). - Еды у нас мало. Что будем делать? - Наловить рыбы (Ответы детей). - Какая рыба водится в озере? (хариус, таймень, ускучи). Показывают картинки. -Как правильно вести себя на берегу? (Соблюдать осторожность и чистоту). Дети ловят рыбок, на которых написаны вопросы и отвечают на них. 1. Может ли рыба жить без воды? 2. Назвать рыб алтайских рек и озер. 3. Чем дышит рыба? 4. Назвать хищных рыб? 5. Зачем нужны хищные рыбы? - Рыбы обладают тонким обонянием. Многие по запаху определяют, где вода грязная, они оттуда уходят. - Умеют ли рыбы говорить? - Какую знаете пословицу? (Нем, как рыба). - Но, оказывается, рыба умеет издавать звуки. Звуки похожи на звон бубенцов, на ворчание. - Ребята, вот, сколько мы сегодня узнали. -А теперь нам пора возвращаться домой. - Давайте наведем порядок и чистоту. И отправляемся в путь домой. Непосредственно-образовательная деятельность «Люблю тебя, мой край родной!» Вечер, посвященный дню рождения Алтайского края. образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы" На вечер приглашены родители. Цель: вызвать интерес к родному краю. Прививать любовь и гордость за родной край. Звучит музыка. Ведущий: Есть на карте России От Москвы вдалеке В самом центре Сибири Уголочек с названьем красивым Мой Алтай! И зовем мы тебя золотым! Ведущий приглашает пройти к карте России и найти, где расположен Алтайский край. Алтайский край Расположился вдалеке Он от столицы Соседи любят все его: Монголия, Китай, Казахстан Мой Алтай Для меня ты Всегда был родным Милым, добрым и дорогим. Ведущий: Алтай красив в любое время года. Тихо. Утро раннее Солнышко встает. Где-то над поляной Жаворонок песнь поет Обо всем вокруг Об Алтае нашем О цветах, березке, О родной сторонке В песне прославляя, Родину свою. Вальс. По тротуарам и дорожкам Шагает осень в красненьких сапожках. Играть звала ребят сегодня Бросала листья в окна к ним Дождем лила, смывала все дорожки Сама надела красные сапожки И заявилась в гости к ним. Танец с листьями. Алтайский край Здесь проживали знаменитости России Родился здесь Шукшин, Бианки здесь бывал А Рерих наш Алтай В картинах воспевал. Рассказ воспитателя о Василии Макаревиче Шукшине. Стихи читают родители. 1.«Снова смотрит он с телеэкрана - Вновь живет, а не играет роль Не большой, но с сердцем великана А в глазах огонь, печаль и боль». 2.«А в глазах любовь и слезы Потому, что в роще за рекой Снова распустились березы Украшая край его родной.» 3. «Слов простых немыслимая сила Рвется в наши души и сердца Значит жив еще Шукшин Василий И не будет жизни той конца". Ведущий: Мы с вами родились и живем в Алтайском крае. Здесь живут и трудятся замечательные люди. « Какие люди здесь живут Они выращивают хлеб, Сажают лес, И землю нашу берегут!» Ведущий: Пшеница, колосом звенит Над белой рощей дымка вьется И песня просится в зенит И сердцу радостно поется Березы клонятся в зарю И я поклон земле творю За жизнь, за хлеб За эту песню, Тебя, Алтай, благодарю! Уходим в группу пить чай с вкусным хлебом Алтая. Музыкально-литературная композиция, посвящѐнная Алтаю. образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы" Ведущий: Как прекрасен и добр мой Алтай! Как богат он, поди, сосчитай. Перед ним я навечно в долгу. Как его я прославить смогу? Как воздам благодарность ему? Где слова я такие возьму? 1 Ребѐнок: Алтаец и русский все дети Алтая, А вовсе не разных племѐн. И наша земля неспроста золотая, Иных не знавала имѐн. 2 Ребѐнок: Алтайская нас породила обитель, И поле взрастило одно. И время, как мудрый наставник учитель, Даѐт нам уроки давно. Ведущий: Единый язык и единый обычай, От млека до поздних седин. Полѐт самолѐта повыше, чем птичий, И видно, что край наш един. Ребѐнок: Наш Барнаул город древний, Он гордость Алтая, Заводов и фабрик несчесть. А мы, все Барнаульцы, влюбились в свой город, И жить в нѐм считаем за честь. Исполняется песня «Барнаул», на фоне песни дети танцуют вальс. Ведущий: Ты под солнцем и луной, Лѐг, Алтай, прекрасный мой. С гор срываются ручьи, Животворные твои. И не зря твой день рожденья, Осенью золотокосой, Серебром снегов богат, Ты, Алтай, седоволосый. Красит осень дивный лес, Горы и поля Алтая, И богатый урожай, Осенью Алтай снимает. Песня «Ходит осень, красавица». Ведущий: Сверстник мира Алтай, Древний, древний, Любимый, хороший. Сколько прячешь легенд и былин, Ты в горах своих мохом проросших. Вам расскажем легенду одну, О прекраснейших реках Алтая. Красоту, глубину, широту, Силу, мощь воспевая. Эту сказку и быль, Песнь любви, гимн природе, Уже с давних времѐн, Очень любят в народе. Легенда-сказка о Катуни и Бии Ведущий: Было это очень давно, У подножия белой горы, После долгой суровой зимы Ждали люди прихода весны. Ожила природа весной, Тянется всѐ живое к теплу, И кукушки голос лесной По Алтаю звенит: «Ку-ку!» А в горах багульник расцвѐл, И украсил холмистые горы В восходящих солнца лучах Розовые просторы! Танец-песня «Багульник». Ведущий: Горы нехотя, как-то хмуро Сняли зимний покров со склонов И маралы весне трубят, Рады первой траве зелѐной. Танец Оленей. Ведущий: Вышел в горы шаман с людьми, Песни духам пропеть свои, Хочет танцем задобрить богов, Чтобы не было больше снегов. От его пения, среди снегов, Распустилось море огоньков. Шаман с алтайцами Танец. Ведущий: У подножия белой горы Жил в богатой юрте Алтай-хан Поклонялись все ему, Зазнаваться он очень стал. Самым главным богатством его была дочь, Еѐ звали Катунь! Затмевала своей красотой Лицо светлое, как Луна, Каракольские озѐра глаза. Губы ярче июньских пионов, Волосы, что трава со склонов. Чтобы сердце красавицы завоевать, Стал хан женихов всей округи собирать. Чтобы состязались они в силе, ловкости и пении, Чтобы проявили всѐ своѐ умение. Никто не смог затронуть сердце красавицы, Никто не смог с заданием этим справиться. Но тут появился молодой пастух Бий, Быстрый, как олень, И смелый, точно орѐл. Под мелодию звуков комуса Он песню для Катуни завѐл: В долине сонно, тихо, глухо, Тайга набухла темнотой. И только где-то над горою Не гаснет отблеск ледяной. Дремота спор ведѐт со мною, Как-будто думы приглуша, Но лишь с тобой Катунь родная Моя сливается душа. Глаза твои словно озера В них утонуть я не боюсь. Лишь на тебя, Катунь родная Я днѐм и вечером молюсь Ведущий: И протянула свои руки дочь хана сразу к пастуху. Катунь: Затронул песней ты мне сердце, Я замуж за тебя пойду. Хочу с тобою вместе слиться, Не разлучаться никогда О, Бий, поверь, Катунь-девица В тебя влюбилась навсегда. Ведущий: Но грозно хан нахмурил брови: Хан: Ты не пойдѐшь за бедняка Не говори мне даже слова, Гоните в шею пастуха! Ведущий: Прогнали пастуха, Катунь томится, Как будто в клетке Пойманная птица. Песня Катуни. 1. Тихим вечером весеннею порою В лунном свете утопают берега Только мне одной совсем, совсем не спится, Полюбила Бия, милого дружка. 2. Видно крепко полюбила с первой встречи Что случилось со мною, не пойму, Сердце бьѐтся, словно пойманная птица, И стремится на свидание к нему. 3.Как недолго наше счастье продолжалось, Лишь мгновение я видела тебя. С той поры мы больше не встречались Позабыл быть может милый ты меня. Ведущий: Но не забыл Бий Катуни любимой, Предложил он бежать своей милой. В одну тѐмную лунную ночь, Убежала от хана дочь. Обнаружив такую пропажу, Грозный хан призвал свою стражу. Хан: Кто сумеет Катунь догнать Сможет мужем Катуни стать. Ведущий: Но Катунь обратилась рекой, Бурной, гневной и голубой. Сердце бьѐтся еѐ в тревоге, Через камни еѐ дороги. Превратившись в поток строптивый, Бий помчался навстречу любимой. И о камни порвав своѐ платье, Катунь бросилась, Бию в объятия. Так обнявшись, текут они вместе: Бий жених и Катунь-невеста. Посмотрите на них издали, Это мощные воды Оби. От слияния вод и слиянья любви Получились глубокие воды Оби! Обь красавица наша река, Ты могуча, сильна, глубока! Хан от злости окаменел, Потому, что догнать не успел. Стал Белухой высокой горой, До сих пор стоит грозный, седой. Слуги это кругом валуны, Служат гордой горе они. Но а Обь,- живая, голубая, Мчится, все преграды огибая. На порогах стонет и рокочет, Будто рассказать вокруг всем хочет. О слиянии двух любящих сердец, Этому сказанию пришѐл конец! 1 Ребѐнок: Под окном Алтайская рябина, Украшает круглый год наш детский сад, А особенно осеннею порою, Кисти ягод радуют ребят. «Алтайский хоровод» 2 Ребѐнок: Чуйскую дорогу знают в мире, Красотою славит наш Алтай, Много песен и стихов красивых, О дороге этой сложил край. 3 Ребѐнок: Чуйская далѐкая дорога, Вся покрытая седой землѐй, Чуйская далѐкая дорога, Вьѐшься ты по склонам гор змеѐй. 4 Ребѐнок: На хребте высокой вечной гривы, Ты, как перекинутый аркан, В тучах наверху твои извивы, А внизу нырнула ты в туман. 5 Ребѐнок: У шофѐра век в пути дороге, Ты длинна, трудна, не отдохну. Вон Катуни пенятся пороги… Пой, водитель, веселее путь. На фоне песни о «Чуйском тракте» поют родители. 6 Ребѐнок: Когда над Родиной гремела, В огне священная война, Вставал, Алтай, на битву смело, Героев множа имена. 7 Ребѐнок: Над нами небо голубое, Хлеба стоят из края в край, В России есть земля героев Орденоносный наш Алтай! Ведущий: Не зря погибли, защищая, Страну родную земляки, Под мирным небом наши дети, И матери, и старики. Вальс мира, солнца и земли, Увидите на сцене вы. Пусть в вальсе кружатся все дети! Картины лучшей нет на свете! Вальс танцуют школьники.. Ведущий: Талантов много в нашем крае, Природа вдохновляет всех. Лучше, краше, богаче, Нет природы нигде. Песня «Об оленѐнке». Ведущий: В Алтайском крае сѐл не мало, Больших и малых деревень, Пшеничные поля, что море, И петухи поют весь день. А вот и жѐлтые цыплята, Такие милые ребята. Танец «Курочек и цыплят». Ведущий: Спасибо всем, кто с нами вместе, Присутствовал сегодня в зале, Для вас сегодня наши танцы, Стихи и песни прозвучали. Воспеть Алтай мы попытались, А сколько ещѐ встреч прекрасных, Вас в этом зале, друзья, ждѐт. Ведущий: Цвети, Алтай, и расцветай, Прекрасный наш любимый край! Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по теме: «Путешествие по горным тропам Алтая» План конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики образовательные области: "Физическая культура","Познание", "Коммуникация", "Музыка","Чтение художественной литературы" Цель: Совершенствование у детей техники лазания, прыжков, метания. Развитие ловкости, равновесия, быстроты, силы. Развитие памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей. Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы психики детей. Оборудование: Скамейки, доски, кубики, гимнастическая стенка, резиновые и набивные мячи, магнитофон, аудиокассета со звуками природы, бубен, шапочки медведя. Ход занятия. Содержание Дозировка Методические указания I часть. Построение. Контроль осанки. Создание игровой мотивации. Ходьба в колонне по одному. Задания: «тропинка», «солнце», «коч- ки». Бег широким и мелким шагом в чередовании с ходьбой. Построение в три звена. II часть. Общеразвивающие упражнения. 2 раза в чередовании бег 35‱ ходьба -30‱ Дети, сегодня мы путешествуем по горным тропам Алтая. Народ, испокон веков живущий здесь, величает свой край солнечным, золотым. Природа Алтая красива и разнообразна. Одеваем рюкзаки и отправляемся в путь. Мы вышли на узкую тропинку. «Тропинка» дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, Наклоняют голову чуть-чуть вниз и идут друг за другом. Вдруг из-за горы Бабарган выглянуло солнце. «Солнце» все дети берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. Первые лучи солнца коснулись кочек. Где они? «Кочки» все дети приседают, положив руки на голову. Трудная горная дорога, но мы еѐ преодолели и вышли на чудесный солнечный 1. «Белочка». И.п. ОС, руки на поясе. 1,3 повороты головы вправо (влево), подняться на носки; 2,4 в И.п. 2. «Медведица». И.п. ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 наклон туловища вправо (влево), руки за голову; 2,4 в И.п. 3. «Марал». И.п. ОС, руки вниз. 1,3 поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрѐстно вверх, пальцы развести; 2,4 в И.п. 4. «Лисята». И.п. опора на кисти рук и колени. 1.3 поворот головы вправо (влево), слегка прогнуть туловище, посмотреть на «хвостик»; 2.4 в И.п. 8 раз. 6- 8 раз. 8 раз. 6 - 8 раз склон. Давайте прислушаемся и посмотрим вокруг. Наверное, мы здесь не одни. Смотрите, вот белочка, быстрая и проворная, спрыгнула с дерева и смотрит по сторонам. Медведица потеряла своих озорных медвежат, ищет их, заглядывает под кустики. Вышел гордый, красивый, сильный Марал. Рыжие, игривые лисята выбежали на склон и воображая, стали любоваться своими красивыми хвостиками. 5. «Муравей». И.п. сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. 1,3 с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя; 2,4 в И.п. 6. Жучок». И.п.- лѐжа на спине. 1 4 попеременные сгибания рук и ног; 5 8 в И.п. отдохнуть. 7. «Зайчата». И.п. ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах со смещением ног вправо, влево в чередовании с ходьбой. 8. Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам». И.п. ОС. 1 поворот вправо Правая рука вправо вдох; 2 в И.п. выдох. Затем в левую сторону. Перестроение в колонну по 6 - 8 раз 5 6 раз 2 раза в чередовании по 30 40 прыжков 6 раз На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Поищем муравья. Жучок с ветки на спину упал и никак не может встать; активно работает всеми лапами. Шустрые и ловкие зайчата резвятся на склоне. Давайте посмотрим по сторонам, не появился ли ещѐ кто-нибудь на склоне? Дети, пойдемте дальше по горной дорожке. одному. Основные виды движений. (способ организации поточный). 1.Ходьба и бег по наклонной доске, балансируя руками. 2.Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка. 3. Лазание по гимнастичес- кой стенке, переход на другой пролѐт и спуск вниз. 4. Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой. 5. Прыжки на двух ногах через набивные мячи, расположенные в шахматном порядке. Подвижная игра «Горные маралы». Правила игры. 1. По сигналу (удар в бубен) маралы 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза Мы должны пройти по мостику через горную речку. Пройдем по упавшему изогнутому дереву, осторожно перешагивая сучья. Влезем на невысокую скалу. Будьте осторожны! Давайте забросим шишки в корзину. Перепрыгнем кочки. С помощью считалки выбираются два медведя, все остальные дети маралы. Маралы живут около юрт в аиле, а медведи на противоположной стороне. По сигналу маралы, подняв руки вверх, растопырив пальцы-рога, передвигаются по залу. На передвигаются по площадке только длинными прыжками. 2. Марал, до спины которого дотронулся медведь, считается пойманным. 3. Основные движения бег широким шагом, прыжки, ориентировка в пространстве. III часть. Игра малой подвижности: «Четыре стихии». Упражнение «Хрустальная вода». Присесть, набрать пригоршней воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на месте и радостно произнося продолжительный звук «и-и-и». 3 4 раза 2 3 раза 3 раза сигнал «медведи!» маралы убегают, медведи догоняют. Считалка. Катят струи Чолушмана Камешки по дну. Из прозрачного Аржана Солнце зачерпну. Буду я вдоль Чолушмана Прибегать к ключу: Умываться из Аржана Солнышком хочу! (С.М. Сартакова) Дети, давайте сядем в круг и послушаем горы. Ведущий произносит слово «земля» дети опускают руки вниз; «вода» вытянуть руки вперед; «воздух» поднять руки вверх; «огонь» произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте умоемся хрустальной водой из родничка, чтобы надолго запомнить чудесное путешествие по горным тропам Алтая. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по горным тропам Алтая» Фотоматериалы:"Краеведческий подход в рамках музейной педагогики к 75-летию Алтайского края" Выставка "Наш общий дом Алтай" совместная деятельность детей и педагогов Экспозиция "Ярмарка народов Алтая" Экспозиция «Кукольная семья народов Алтая: казахи» Экспозиция «Алтайская деревенька" Выставка - инсталляция «Желаю тебе, Алтай!» по методике «дерево город» Редджио Эмилиа Экспозиция "Народные промыслы»"