Публикации Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»
Автор: Микалуцкая Надежда Михайловна

Методические материалы «Любимый мой Алтай» Пояснительная записка Тематическое содержание работы включает подбор методических материалов для проведения занятия с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познание» социальное окружение «Любимый мой Алтай»: конспект занятия, презентации для педагогов «Алтай мой край родной», подбор методических разработок для занятия и беседы с детьми по истории и культуре Алтайского края. Цель методических материалов: - расширение образовательного пространства дошкольников; - реализация патриотического воспитания средствами музейной педагогики; - создание целостной картины мира на основе знакомства с экспозицией Педагогического музея кукол: «Ярмарка народов Алтая» - обогащение представлений детей о разнообразии кукольного мира, включая кукол в национальных костюмах. Задачи: - развитие интереса детей к истории и культуре России через многообразия кукольного и игрушечного мира детей; - организация досуга дошкольников и родителей. Область применения: Развитие сетевого взаимодействия проектно-педагогических команд ‬ детей, родителей, педагогов. Создание информационно-коммуникативного пространства для педагогов и родителей при проведении беседы, изготовлении атрибутов, просмотре презентаций. Формы и методы реализации: Экспозиция Педагогического музея кукол «Ярмарка народов Алтая». Музейный материал задействован в учебно-образовательном процессе в качестве иллюстрации для детей при подведении итога занятия «Любимый мой Алтай». Возраст: 6-7 лет Ожидаемые результаты: В жизнедеятельности детей: - повышение интереса детей к истории и культуре России через многообразия кукольного и игрушечного мира детей; В деятельности педагогов: - осознание актуальности патриотического воспитания дошкольников средствами музейной педагогики; - умение организовать музейную экспозицию с помощью наличествующих средств (куклы, изделия детей и родителей, макеты); - умение планировать и организовывать полноценную разнохарактерную экскурсионную деятельность для детей; - умение организовать полноценное общение с родителями по вопросам музейных коллекций, экспозиций, педагогической работы с использованием кукол; - стремление повышать профессиональный уровень; У родителей: - осознание родителями важности воспитания ребенка как гражданина своего отечества; - мотивационная готовность к сотрудничеству с педагогами ДОУ; - обогащение личного эмоционального и житейского опыта через знакомство с кукольными экспозициями. Приложение 1. Непосредственно-образовательная деятельность «Любимый мой Алтай» образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка" Программные задачи:  приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории и культуре родного края;  формирование географических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с народностями, проживающими на территории Алтая;  патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с особенностями и традициями народов Алтая;  активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность в изучении истории родного края;  патриотическое воспитание и развитие личности дошкольников. Оборудование:  картинная мини-галерея «Природа Алтая»;  карта «Алтайский край»;  Экспозиция Педагогического музея кукол «Ярмарка народов Алтая»;  бумажные куклы-раскраски. Образовательный процесс: I. Вступительная часть Дети входят в зал, оформленный в музейном стиле (карта Алтая, картины природы Алтая и т.д.), фоном играет запись в мелодичном прочтении стихотворения «Любимый мой Алтай!» (Из сборника молодых поэтов Алтая): Я вновь к тебе лечу. Ты сказочно красив В любое время года! Всю радость встреч с тобой Я в сердце берегу. Ты дар далѐких звѐзд, Ты волшебство природы. Стремительный поток Звенящих, шумных рек Являет Миру Торжество природы. В горах Священных, Начиная свой разбег, Несут Благую весть Живительные воды Там Светлый Храм Вселенской чистоты. Он воскрешает крылья Для полѐта духа. В один поток Объединились там миры. И там, в Сияющем Величии, Стоит Белуха! II. Основная часть Воспитатель: - Какой глубокий смысл в том, что я услышала… Есть и тайна, и красота, и доброта. Но где это все можно найти и увидеть? В какую книгу мне заглянуть, какую передачу посмотреть… А может мне стоит найти того, кто мне расскажет об этом? (воспитатель имитирует движение поиска, будто ищет ответ взглядом). - Я слышала голос. Это не просто голос человека, это голос истории, который зовет нас в удивительный мир. Но как трудно мне понять, что это за мир, где он находится… (воспитатель делает длинную паузу, изображает задумчивость, дожидаясь таким образом отклика и активности от детей) Дети: - Этот мир ‬ Алтайский край. Воспитатель: - Почему вы так решили? (обращают внимание на картинную галерею с изображением знакомых мест Алтая и указывают на фрагменты стихотворения, совпадающими с увиденным на картинах) Дети: - Мы с папой летом ездили в Горный Алтай. - Я был на горе Белуха. - А я знаю реки Чемал и Катунь. - и т.д. Воспитатель: - Ну хорошо, это очень интересно. Значит этот край так велик, что его нельзя увидеть целиком. И выслушав вас, я поняла, что Алтай ‬ самый крупный регион в России. - Я сейчас немножко подумаю… (делает паузу, берет книгу «Мой Алтай»). - Вот где я могу увидеть все сразу! И этого мне вполне достаточно. Правда, ребята? Дети: - Правда. - А можно еще увидеть Алтайский край на карте. Воспитатель: - Что вы имеете ввиду? Дети: - На карте мы можем увидеть сразу и горы, и реки, и города Алтая. Воспитатель: - Точно! И для этого даже не нужно переворачивать страницы. - А давайте подойдем поближе и рассмотрим карту внимательней. Говорят, карту надо читать. Замечать детали, условные обозначения и символы. - А что видите на карте вы? (выслушивает ответы и рассуждения детей, дожидаясь, пока дети не обратят внимание на фигурки людей в национальных костюмах) - И правда, наш край и богат, и красив. И людей здесь сколько много живет. Но все ли эти люди одинаковые? Что нам об этом говорит карта? Может и она нам об этом рассказать? Дети: - Может. - Посмотрите сколько людей здесь. И все они разные . Воспитатель: - А в чем их различие? По-моему все одинаковые. Дети: - Нет, не одинаковые. У них одежда разная. - А еще у них разный цвет кожи. Воспитатель: - Это говорит о том, что они разной национальности. У них разные традиции и костюмы, соответственно. А еще они могут говорить на разных языках. - А можем ли мы по внешнему виду определить, сколько народностей проживает в нашем регионе? Дети: - Да, можно посчитать. (дети начинают считать и выдвигают свои предположения: 8, 5, 6,..) Воспитатель: - Я согласна, что их много и она все по-разному называются. Вот, например, немцы, а это украинцы. (показывает на фигуры людей). А это кто? Не знаете? - А мы можем с ними познакомиться. Хотите? Дети: - Да-а-а… (хором). Воспитатель: - Тогда я вас приглашаю в Педагогический музей кукол в нашем детском саду на экспозицию «Ярмарка народов Алтая». (Дети перемещаются в музей) Воспитатель: - Здесь мы можем узнать о людях, которые живут на территории Алтая, гораздо больше, чем нам расскажет карта. Это не просто куклы, это люди и даже мы с вами, с нашими традициями, играми и забавами. (воспитатель обращает внимание на 2-3 народности и демонстрирует их особенности на музейных экспонатах). III. Заключительная часть Воспитатель: - Вы знаете, ребята, мы теперь с вами точно знаем, что Алтай богат и изобилен, и изобилен не только природой, но и разнообразием проживающих народностей. - И кто здесь только не живет, даже всех не упомнишь… А вы-то помните? (дети называют народности, которые успели запомнить: немцы, украинцы, белорусы, поляки, алтайцы, казахи, монголы и др…) - А сейчас я хочу каждому из вас сделать подарок. У меня тоже есть куклы, но они бумажные и, посмотрите, у них такие вот белые костюмы. Но они очень хотят одеть праздничные и разноцветные костюмы, какие вы сейчас видели в кукольном музее. - Я думаю, вы с удовольствием воспользуетесь знаниями сегодняшнего дня и эти куклы станут такими же красивыми, как музейные. Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе Беседа « Мой Алтай» образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы" Цель: познакомить детей с расположением Алтайского края на глобусе, карте России, его соседями Республика Алтай, Казахстан, Новосибирская область, Кемеровская область, Монголия, Китай, познакомить с легендой Алтая. Воспитывать любовь к родному месту, желание узнавать о нем новое и беречь его. Активизировать в речи детей слова: Алтай, Алтайский край, Сибирь, народы Алтая. Ход беседы: - Ребята, посмотрите на глобус. Какой огромный наш дом ‬ планета Земля. Сколько здесь разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, это наша Родина. Необъятны ее просторы (Находим на глобусе Россию). Вот сколько места занимает Россия на глобусе. - А теперь посмотрите на карту России. (Показываю, где расположена Сибирь на карте). Это Сибирь. А на юге Сибири - Алтай, земля, где нам выпало счастье родиться. (Показываю расположение Алтайского края). - Вокруг Алтайского края расположены другие страны. Это Монголия, Казахстан, Китай; области Новосибирская и Кемеровская. Там тоже живут замечательные люди. Чтение стихотворения: Есть на карте России От Москвы вдалеке Уголочек, с названьем красивым Мой Алтай…» - А сейчас я вам расскажу легенду, откуда появилось это слово ‬ Алтай! Откуда такое слово ‬ Алтай. Сравните «Алтай» и «Алтын». Эти два слова похожи. «Алтыном» в старину называли «золото». Алтай - это золотой край. На Алтае в бескрайних полях растет пшеница. Каждое ее зернышко ‬ золотое! На Алтае есть горы. Там растут деревья с толстыми ветвями и длинными шелками, это кедры. В каждой кедровой шишке ‬ пригоршня орешков. Не простые они, а золотые. В кедровых лесах живут соболи «пушистое золото Алтая». А под кедрами, глубоко в земле, похожие на земляных человечков корни. Это «женшень» ‬ золотой корень. Корни эти выкапывают алтайские олени с «золотыми рожками». Вот сколько тайн скрывает Алтай! Рассматривание иллюстрации об Алтайском крае. Чтение стихотворения «Алтайский край». Вот что сегодня вы узнали об удивительном родном уголочке ‬ Алтайском крае. Непосредственно-образовательная деятельность Тема: Богатство Алтайского края образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество" Цель: познакомить детей с богатством Алтайского края ‬ его полезными ископаемыми: глина, песок, соль, гравий, гранит; их месторождениями: соль - в озерах, гранит в горах, глина, песок по берегам рек и озер. Активизировать в речи детей слова: соль, глина, гранит, соленое озеро, Колывань. Воспитывать бережное отношение к богатствам края. Сформировать активную позицию ‬ неравнодушного созерцания, а деятельного участника решения всех экологических проблем, возникающих от внедрения человека в природу (не давать грабить полезные ископаемые, а брать их не в ущерб природе). Материал: Набор полезных ископаемых. Изделия из серебра и золота. Иллюстрации о Колывани. «Алтайское солнце» - книга об Алтае. Ход занятия: - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Алтайскому краю и узнаем, что хранит в себе земля Алтая. Посмотрите, что у вас находится на столе. Это гранит, песок, глина, соль - все это полезные ископаемые; а это изделия из серебра и золота. Итак, мы отправляемся в путешествие в Горную Колывань, чтобы узнать, где добывают гранит и серебро, золото и глину (показываю на карте, где находится Колывань). Но сначала я вам расскажу легенду о Колывани. «Давным-давно по русской земле ходили слухи, что на Руси есть земля, покрытая каменным покрывалом. А под ним текут реки расплавленного серебра и золота. Но туда дороги нет, зорко охранял сокровище Горный змей ‬ коварное чудовище о семи головах. От одного его свиста все вокруг превращается в прах. Люди с опаской обходили эти места» (из книги «Тайны Змеиной горы» Петр Бородкин). - Вот мы с вами в Горной Колывани. (Рассматриваем иллюстрации). Здесь расположены рудники, которые известны во всем мире, где добывают золото и серебро; здесь расположены месторождения серого, белого, фиолетового и золотистого мрамора. Такой мрамор идет на строительные нужды. Им облицовывают здания. А еще в Горной Колывани есть месторождение яшмы (показать иллюстрацию). Из глины изготавливают красивые вазы, их изготавливают камнерезы (показать картинку). Такие вазы заказывала царица Екатерина, и сейчас они находятся в музее. - Ребята, что нужно сделать, чтобы сохранить эти богатства? (Рассуждения детей). Чтение стихотворения: Отсюда уходят пугливые лоси, Здесь слышится гром Оглушительной силы, То мрамор ломают На белом откосе У этого мрамора алые жилы. - А если бы вы были камнерезами, какие бы вы изготовили вазы? Нарисуйте. Выставка рисунков. Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Путешествие по рекам Алтая». образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы" Цель: познакомить детей с реками края и с его главной рекой ‬ Обь: откуда она берет начало, почему ее так называют. Дать представление детям, что река Обь ‬ это река ‬ труженица (по ней перевозят грузы), река - кормилица (на ней развито рыболовство); река-красавица. Активизировать в речи детей слова: Обь, Катунь, Бия, течет. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Материал: карта Алтайского края, карта Республики Алтай, картинки, схема реки Обь, подбор музыки: шум воды. Ход путешествия. - Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по рекам Алтая. (Включаем музыку шума воды, раскладываем карту). - На чем нам лучше отправиться в путешествие? Дети называют. (Выбираем лучший вариант). - На Алтае немало рек: Бия, Катунь, Чарыш, Чумыш, Алей (показываем на карте). Но самая главная река Обь. Бия спешит навстречу Катуни, Катунь навстречу Бии. Вода в Катуни ‬ синяя, в Бии ‬ зеленая. Две быстрые реки, сойдясь, образуют полноводную сине-зеленую Обь. - Вы хотите узнать, откуда пришло это слово «Обь»? - Одни ученые полагают, что от персидского слова «Обе» (Катунь и Бия стали единой Обью). Другие считают, что от персидского слова «Об» - вода. Ведь очень давно здесь жили персы. Они дали реке имя Обь. Когда солнце исчезает за самой главной рекой Алтая ‬ Обью, вода в ней становится золотой. (Дети становятся в две команды друг за другом в колонны. В руках у одних голубая лента, у других зеленая. Бегут, машут руками. Где они встретятся, идут медленным шагом, представляя себя могучей рекой). Игра сопровождается музыкой шума воды. - Ребята, Обь еще называют одной из самых больших рек мира. (Рассматриваем на схеме-карте). -Ее еще называют труженицей. Почему? (Рассуждение детей). По ней перевозят разные грузы. ‬ Ее еще называют рекой-кормилицей. Почему? (ответы детей). В реке ловят рыбу: осетр, налим, щуку, язь, нельма для еды. - Ее еще называют река- красавица, почему? (ответы детей). На реке можно поплавать, загорать, купаться, кататься. По берегам реки много растений, лесов, живет много птиц. - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать и делать, чтобы наши реки оставались всегда чистыми, красивыми и были для человека и кормилицами и труженицами). (Рассуждения детей). Вместе с детьми придумываем знаки, которые запрещают загрязнять реки. Непосредственно-образовательная деятельность Тема: «Путешествие на Телецкое озеро». образовательные области: "Познание", "Коммуникация" Цель: познакомить детей с озерами Алтая, они разные: большие и маленькие, соленые и пресные, глубокие, но самое большое ‬ это Телецкое; дать возможность детям узнать о нем, где оно находится, почему его так называют; чем оно знаменито. Воспитывать у детей бережное отношение к богатствам края, охранять и сохранять их. Ход путешествия. - Ребята, сегодня мы продолжим свое путешествие и побываем на озерах Алтая. Озер на Алтае очень много. Это Кулундинское, Кучукское, Яровое, Горькое, озеро Ая (показываю детям на карте). А сегодня мы отправимся в путешествие вот на это озеро, которое находится в горах Республики Алтай. Среди всех озер оно самое большое. Называют его Телецкое. А еще жители Алтая называют его Алтын-Кель. Кто знает или догадывается, что это означает? - Помните, что значит слово «алтын»? (ответы детей). Алтын-Кель - Золотое озеро. Это еще одна драгоценность Алтая. - Чтобы лучше представить себе его величие, на чѐм будем передвигаться? (ответы детей). - Что возьмем с собой? (Рюкзак, туда положим хлеб, соль, спички). Дети строят из кубов теплоход, и отправляемся в путь. -Телецкое озеро может быть ласковым, добрым или яростным, диким. Оно никогда не выходит из берегов. А что вы знаете о нем? - Пора причалить. Сходим на берег. - Смотрите, это горы, кажется, они касаются вершинами неба (рассмотрим иллюстрации). Это горы Карагай и Тиолок. Давайте пойдем по берегу озера. (Игра «Не оступись»). - На нашем пути скала. Дальше ходу нет. Нам надо подкрепиться. Привал. Достаем рюкзак. Рассматриваем, что у нас есть в рюкзаке. (Дети достают соль, спички, хлеб). - А вы знаете, как правильно развести костер, чтобы не навредить природе? (Ответы детей). - Еды у нас мало. Что будем делать? - Наловить рыбы (Ответы детей). - Какая рыба водится в озере? (хариус, таймень, ускучи). Показывают картинки. -Как правильно вести себя на берегу? (Соблюдать осторожность и чистоту). Дети ловят рыбок, на которых написаны вопросы и отвечают на них. 1. Может ли рыба жить без воды? 2. Назвать рыб алтайских рек и озер. 3. Чем дышит рыба? 4. Назвать хищных рыб? 5. Зачем нужны хищные рыбы? - Рыбы обладают тонким обонянием. Многие по запаху определяют, где вода грязная, они оттуда уходят. - Умеют ли рыбы говорить? - Какую знаете пословицу? (Нем, как рыба). - Но, оказывается, рыба умеет издавать звуки. Звуки похожи на звон бубенцов, на ворчание. - Ребята, вот, сколько мы сегодня узнали. -А теперь нам пора возвращаться домой. - Давайте наведем порядок и чистоту. И отправляемся в путь домой. Непосредственно-образовательная деятельность «Люблю тебя, мой край родной!» Вечер, посвященный дню рождения Алтайского края. образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы" На вечер приглашены родители. Цель: вызвать интерес к родному краю. Прививать любовь и гордость за родной край. Звучит музыка. Ведущий: Есть на карте России От Москвы вдалеке В самом центре Сибири Уголочек с названьем красивым Мой Алтай! И зовем мы тебя золотым! Ведущий приглашает пройти к карте России и найти, где расположен Алтайский край. Алтайский край Расположился вдалеке Он от столицы Соседи любят все его: Монголия, Китай, Казахстан Мой Алтай Для меня ты Всегда был родным Милым, добрым и дорогим. Ведущий: Алтай красив в любое время года. Тихо. Утро раннее Солнышко встает. Где-то над поляной Жаворонок песнь поет Обо всем вокруг Об Алтае нашем О цветах, березке, О родной сторонке В песне прославляя, Родину свою. Вальс. По тротуарам и дорожкам Шагает осень в красненьких сапожках. Играть звала ребят сегодня Бросала листья в окна к ним Дождем лила, смывала все дорожки Сама надела красные сапожки И заявилась в гости к ним. Танец с листьями. Алтайский край Здесь проживали знаменитости России Родился здесь Шукшин, Бианки здесь бывал А Рерих наш Алтай В картинах воспевал. Рассказ воспитателя о Василии Макаревиче Шукшине. Стихи читают родители. 1.«Снова смотрит он с телеэкрана - Вновь живет, а не играет роль Не большой, но с сердцем великана А в глазах ‬ огонь, печаль и боль». 2.«А в глазах любовь и слезы Потому, что в роще за рекой Снова распустились березы Украшая край его родной.» 3. «Слов простых немыслимая сила Рвется в наши души и сердца Значит жив еще Шукшин Василий И не будет жизни той конца". Ведущий: Мы с вами родились и живем в Алтайском крае. Здесь живут и трудятся замечательные люди. « Какие люди здесь живут Они выращивают хлеб, Сажают лес, И землю нашу берегут!» Ведущий: Пшеница, колосом звенит Над белой рощей дымка вьется И песня просится в зенит И сердцу радостно поется Березы клонятся в зарю И я поклон земле творю За жизнь, за хлеб За эту песню, Тебя, Алтай, благодарю! Уходим в группу пить чай с вкусным хлебом Алтая. Музыкально-литературная композиция, посвящѐнная Алтаю. образовательные области: "Познание", "Коммуникация", "Музыка", "Чтение художественной литературы" Ведущий: Как прекрасен и добр мой Алтай! Как богат он, поди, сосчитай. Перед ним я навечно в долгу. Как его я прославить смогу? Как воздам благодарность ему? Где слова я такие возьму? 1 Ребѐнок: Алтаец и русский ‬ все дети Алтая, А вовсе не разных племѐн. И наша земля неспроста золотая, Иных не знавала имѐн. 2 Ребѐнок: Алтайская нас породила обитель, И поле взрастило одно. И время, как мудрый наставник ‬ учитель, Даѐт нам уроки давно. Ведущий: Единый язык и единый обычай, От млека до поздних седин. Полѐт самолѐта повыше, чем птичий, И видно, что край наш един. Ребѐнок: Наш Барнаул ‬ город древний, Он ‬ гордость Алтая, Заводов и фабрик несчесть. А мы, все Барнаульцы, влюбились в свой город, И жить в нѐм считаем за честь. Исполняется песня «Барнаул», на фоне песни дети танцуют вальс. Ведущий: Ты под солнцем и луной, Лѐг, Алтай, прекрасный мой. С гор срываются ручьи, Животворные твои. И не зря твой день рожденья, Осенью золотокосой, Серебром снегов богат, Ты, Алтай, седоволосый. Красит осень дивный лес, Горы и поля Алтая, И богатый урожай, Осенью Алтай снимает. Песня «Ходит осень, красавица». Ведущий: Сверстник мира ‬ Алтай, Древний, древний, Любимый, хороший. Сколько прячешь легенд и былин, Ты в горах своих мохом проросших. Вам расскажем легенду одну, О прекраснейших реках Алтая. Красоту, глубину, широту, Силу, мощь воспевая. Эту сказку и быль, Песнь любви, гимн природе, Уже с давних времѐн, Очень любят в народе. Легенда-сказка о Катуни и Бии Ведущий: Было это очень давно, У подножия белой горы, После долгой суровой зимы Ждали люди прихода весны. Ожила природа весной, Тянется всѐ живое к теплу, И кукушки голос лесной По Алтаю звенит: «Ку-ку!» А в горах багульник расцвѐл, И украсил холмистые горы В восходящих солнца лучах Розовые просторы! Танец-песня «Багульник». Ведущий: Горы нехотя, как-то хмуро Сняли зимний покров со склонов И маралы весне трубят, Рады первой траве зелѐной. Танец Оленей. Ведущий: Вышел в горы шаман с людьми, Песни духам пропеть свои, Хочет танцем задобрить богов, Чтобы не было больше снегов. От его пения, среди снегов, Распустилось море огоньков. Шаман с алтайцами Танец. Ведущий: У подножия белой горы Жил в богатой юрте Алтай-хан Поклонялись все ему, Зазнаваться он очень стал. Самым главным богатством его была дочь, Еѐ звали Катунь! Затмевала своей красотой Лицо светлое, как Луна, Каракольские озѐра ‬ глаза. Губы ярче июньских пионов, Волосы, что трава со склонов. Чтобы сердце красавицы завоевать, Стал хан женихов всей округи собирать. Чтобы состязались они в силе, ловкости и пении, Чтобы проявили всѐ своѐ умение. Никто не смог затронуть сердце красавицы, Никто не смог с заданием этим справиться. Но тут появился молодой пастух Бий, Быстрый, как олень, И смелый, точно орѐл. Под мелодию звуков комуса Он песню для Катуни завѐл: В долине сонно, тихо, глухо, Тайга набухла темнотой. И только где-то над горою Не гаснет отблеск ледяной. Дремота спор ведѐт со мною, Как-будто думы приглуша, Но лишь с тобой Катунь родная Моя сливается душа. Глаза твои ‬ словно озера В них утонуть я не боюсь. Лишь на тебя, Катунь родная Я днѐм и вечером молюсь Ведущий: И протянула свои руки дочь хана сразу к пастуху. Катунь: Затронул песней ты мне сердце, Я замуж за тебя пойду. Хочу с тобою вместе слиться, Не разлучаться никогда О, Бий, поверь, Катунь-девица В тебя влюбилась навсегда. Ведущий: Но грозно хан нахмурил брови: Хан: Ты не пойдѐшь за бедняка Не говори мне даже слова, Гоните в шею пастуха! Ведущий: Прогнали пастуха, Катунь томится, Как будто в клетке Пойманная птица. Песня Катуни. 1. Тихим вечером весеннею порою В лунном свете утопают берега Только мне одной совсем, совсем не спится, Полюбила Бия, милого дружка. 2. Видно крепко полюбила с первой встречи Что случилось со мною, не пойму, Сердце бьѐтся, словно пойманная птица, И стремится на свидание к нему. 3.Как недолго наше счастье продолжалось, Лишь мгновение я видела тебя. С той поры мы больше не встречались Позабыл быть может милый ты меня. Ведущий: Но не забыл Бий Катуни любимой, Предложил он бежать своей милой. В одну тѐмную лунную ночь, Убежала от хана дочь. Обнаружив такую пропажу, Грозный хан призвал свою стражу. Хан: Кто сумеет Катунь догнать Сможет мужем Катуни стать. Ведущий: Но Катунь обратилась рекой, Бурной, гневной и голубой. Сердце бьѐтся еѐ в тревоге, Через камни еѐ дороги. Превратившись в поток строптивый, Бий помчался навстречу любимой. И о камни порвав своѐ платье, Катунь бросилась, Бию в объятия. Так обнявшись, текут они вместе: Бий жених и Катунь-невеста. Посмотрите на них издали, Это ‬ мощные воды Оби. От слияния вод и слиянья любви Получились глубокие воды Оби! Обь ‬ красавица наша река, Ты могуча, сильна, глубока! Хан от злости окаменел, Потому, что догнать не успел. Стал Белухой ‬ высокой горой, До сих пор стоит грозный, седой. Слуги ‬ это кругом валуны, Служат гордой горе они. Но а Обь,- живая, голубая, Мчится, все преграды огибая. На порогах стонет и рокочет, Будто рассказать вокруг всем хочет. О слиянии двух любящих сердец, Этому сказанию пришѐл конец! 1 Ребѐнок: Под окном Алтайская рябина, Украшает круглый год наш детский сад, А особенно осеннею порою, Кисти ягод радуют ребят. «Алтайский хоровод» 2 Ребѐнок: Чуйскую дорогу знают в мире, Красотою славит наш Алтай, Много песен и стихов красивых, О дороге этой сложил край. 3 Ребѐнок: Чуйская далѐкая дорога, Вся покрытая седой землѐй, Чуйская далѐкая дорога, Вьѐшься ты по склонам гор змеѐй. 4 Ребѐнок: На хребте высокой вечной гривы, Ты, как перекинутый аркан, В тучах наверху твои извивы, А внизу нырнула ты в туман. 5 Ребѐнок: У шофѐра век в пути ‬ дороге, Ты длинна, трудна, не отдохну. Вон Катуни пенятся пороги… Пой, водитель, веселее путь. На фоне песни о «Чуйском тракте» поют родители. 6 Ребѐнок: Когда над Родиной гремела, В огне священная война, Вставал, Алтай, на битву смело, Героев множа имена. 7 Ребѐнок: Над нами небо голубое, Хлеба стоят из края в край, В России есть земля героев ‬ Орденоносный наш Алтай! Ведущий: Не зря погибли, защищая, Страну родную земляки, Под мирным небом наши дети, И матери, и старики. Вальс мира, солнца и земли, Увидите на сцене вы. Пусть в вальсе кружатся все дети! Картины лучшей нет на свете! Вальс танцуют школьники.. Ведущий: Талантов много в нашем крае, Природа вдохновляет всех. Лучше, краше, богаче, Нет природы нигде. Песня «Об оленѐнке». Ведущий: В Алтайском крае сѐл не мало, Больших и малых деревень, Пшеничные поля, что море, И петухи поют весь день. А вот и жѐлтые цыплята, Такие милые ребята. Танец «Курочек и цыплят». Ведущий: Спасибо всем, кто с нами вместе, Присутствовал сегодня в зале, Для вас сегодня наши танцы, Стихи и песни прозвучали. Воспеть Алтай мы попытались, А сколько ещѐ встреч прекрасных, Вас в этом зале, друзья, ждѐт. Ведущий: Цвети, Алтай, и расцветай, Прекрасный наш любимый край! Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по теме: «Путешествие по горным тропам Алтая» План ‬ конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики образовательные области: "Физическая культура","Познание", "Коммуникация", "Музыка","Чтение художественной литературы" Цель: Совершенствование у детей техники лазания, прыжков, метания. Развитие ловкости, равновесия, быстроты, силы. Развитие памяти, внимания, воли, воображения, творческих способностей. Развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы психики детей. Оборудование: Скамейки, доски, кубики, гимнастическая стенка, резиновые и набивные мячи, магнитофон, аудиокассета со звуками природы, бубен, шапочки медведя. Ход занятия. Содержание Дозировка Методические указания I часть. Построение. Контроль осанки. Создание игровой мотивации. Ходьба в колонне по одному. Задания: «тропинка», «солнце», «коч- ки». Бег широким и мелким шагом в чередовании с ходьбой. Построение в три звена. II часть. Общеразвивающие упражнения. 2 раза в чередовании бег ‬ 35‱ ходьба -30‱ Дети, сегодня мы путешествуем по горным тропам Алтая. Народ, испокон веков живущий здесь, величает свой край солнечным, золотым. Природа Алтая красива и разнообразна. Одеваем рюкзаки и отправляемся в путь. Мы вышли на узкую тропинку. «Тропинка» ‬ дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, Наклоняют голову чуть-чуть вниз и идут друг за другом. Вдруг из-за горы Бабарган выглянуло солнце. «Солнце» ‬ все дети берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. Первые лучи солнца коснулись кочек. Где они? «Кочки» ‬ все дети приседают, положив руки на голову. Трудная горная дорога, но мы еѐ преодолели и вышли на чудесный солнечный 1. «Белочка». И.п. ‬ ОС, руки на поясе. 1,3 ‬ повороты головы вправо (влево), подняться на носки; 2,4 ‬ в И.п. 2. «Медведица». И.п. ‬ ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1,3 ‬ наклон туловища вправо (влево), руки за голову; 2,4 ‬ в И.п. 3. «Марал». И.п. ‬ ОС, руки вниз. 1,3 ‬ поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрѐстно вверх, пальцы развести; 2,4 ‬ в И.п. 4. «Лисята». И.п. ‬ опора на кисти рук и колени. 1.3 ‬ поворот головы вправо (влево), слегка прогнуть туловище, посмотреть на «хвостик»; 2.4 ‬ в И.п. 8 раз. 6- 8 раз. 8 раз. 6 - 8 раз склон. Давайте прислушаемся и посмотрим вокруг. Наверное, мы здесь не одни. Смотрите, вот белочка, быстрая и проворная, спрыгнула с дерева и смотрит по сторонам. Медведица потеряла своих озорных медвежат, ищет их, заглядывает под кустики. Вышел гордый, красивый, сильный Марал. Рыжие, игривые лисята выбежали на склон и воображая, стали любоваться своими красивыми хвостиками. 5. «Муравей». И.п. ‬ сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. 1,3 ‬ с силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя; 2,4 ‬ в И.п. 6. Жучок». И.п.- лѐжа на спине. 1 ‬ 4 попеременные сгибания рук и ног; 5 ‬ 8 в И.п. ‬ отдохнуть. 7. «Зайчата». И.п. ‬ ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах со смещением ног вправо, влево в чередовании с ходьбой. 8. Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам». И.п. ‬ ОС. 1 ‬ поворот вправо Правая рука вправо ‬ вдох; 2 ‬ в И.п. выдох. Затем в левую сторону. Перестроение в колонну по 6 - 8 раз 5 ‬ 6 раз 2 раза в чередовании по 30 ‬ 40 прыжков 6 раз На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Поищем муравья. Жучок с ветки на спину упал и никак не может встать; активно работает всеми лапами. Шустрые и ловкие зайчата резвятся на склоне. Давайте посмотрим по сторонам, не появился ли ещѐ кто-нибудь на склоне? Дети, пойдемте дальше по горной дорожке. одному. Основные виды движений. (способ организации ‬ поточный). 1.Ходьба и бег по наклонной доске, балансируя руками. 2.Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка. 3. Лазание по гимнастичес- кой стенке, переход на другой пролѐт и спуск вниз. 4. Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой. 5. Прыжки на двух ногах через набивные мячи, расположенные в шахматном порядке. Подвижная игра «Горные маралы». Правила игры. 1. По сигналу (удар в бубен) маралы 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза 4 раза Мы должны пройти по мостику через горную речку. Пройдем по упавшему изогнутому дереву, осторожно перешагивая сучья. Влезем на невысокую скалу. Будьте осторожны! Давайте забросим шишки в корзину. Перепрыгнем кочки. С помощью считалки выбираются два медведя, все остальные дети ‬ маралы. Маралы живут около юрт в аиле, а медведи ‬ на противоположной стороне. По сигналу маралы, подняв руки вверх, растопырив пальцы-рога, передвигаются по залу. На передвигаются по площадке только длинными прыжками. 2. Марал, до спины которого дотронулся медведь, считается пойманным. 3. Основные движения ‬ бег широким шагом, прыжки, ориентировка в пространстве. III часть. Игра малой подвижности: «Четыре стихии». Упражнение «Хрустальная вода». Присесть, набрать пригоршней воды, поднять руки с «водой» вверх и вылить на себя, часто подпрыгивая на месте и радостно произнося продолжительный звук «и-и-и». 3 ‬ 4 раза 2 ‬ 3 раза 3 раза сигнал «медведи!» ‬ маралы убегают, медведи ‬ догоняют. Считалка. Катят струи Чолушмана Камешки по дну. Из прозрачного Аржана Солнце зачерпну. Буду я вдоль Чолушмана Прибегать к ключу: Умываться из Аржана Солнышком хочу! (С.М. Сартакова) Дети, давайте сядем в круг и послушаем горы. Ведущий произносит слово «земля» ‬ дети опускают руки вниз; «вода» ‬ вытянуть руки вперед; «воздух» ‬ поднять руки вверх; «огонь» ‬ произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим. Пора нам возвращаться в детский сад. Давайте умоемся хрустальной водой из родничка, чтобы надолго запомнить чудесное путешествие по горным тропам Алтая. Непосредственно-образовательная деятельность «Путешествие по горным тропам Алтая» Фотоматериалы:"Краеведческий подход в рамках музейной педагогики к 75-летию Алтайского края" Выставка "Наш общий дом Алтай" совместная деятельность детей и педагогов Экспозиция "Ярмарка народов Алтая" Экспозиция «Кукольная семья народов Алтая: казахи» Экспозиция «Алтайская деревенька" Выставка - инсталляция «Желаю тебе, Алтай!» по методике «дерево город» Редджио Эмилиа Экспозиция "Народные промыслы»"