Публикации Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование информационно коммуникативных технологий согласно действующих образовательных стандартов (ФГОС)
Автор: Шостак Наталья Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖАШостак Наталья Анатольевна, преподаватель высшей категорииГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Камышинский политехнический колледж», тел. 89297876285 Актуальность исследования. Сегодня во всем мире отмечается повышенный интерес к одной из центральных социальных проблем – поиску путей развития системы образования. Именно образование определяет облик будущего выпускника, каким будет его экономический, интеллектуальный, личностный, культурный, нравственный потенциал.Предпринимателям чаще нужна не квалификация, а компетентность, которая рассматривается как своего рода набор навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация, социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску. Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования, обеспечивающее конкурентоспособность выпускника на рынке труда.Целью образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в сфере общественного питания, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению,Переход на компетентностно-ориентированное образование является закономерным этапом модернизации системы российского профессионального образования, позволяющим разрешить противоречия между требованиями к его качеству, предъявляемые государством, обществом, работодателем, а также формирующимися рынками труда, и его актуальными образовательными результатами.Актуальность данной проблемы подтверждается и тем, что именно такой подход заложен сегодня в макете нового стандарта среднего профессионального образования, также ориентированного на достижение выпускниками колледжа общих и профессиональных компетенций.Объект исследования: формирование профессиональных компетенций выпускника колледжа по специальности Технология продукции общественного питанияПредмет исследования: организационно-педагогические условия формирования профессиональных компетенций выпускников колледжа.Цель исследования: выявить, теоретически и экспериментально обосновать условия формирования профессиональных компетенций выпускника колледжа (на примере студентов-технологов). Гипотеза исследования: формирование профессиональных компетенций выпускников колледжа в ходе их профессиональной подготовки будет эффективным, если научно обоснованы и реализованы в педагогической системе колледжа следующие организационно-педагогические условия:- профессиональные компетенции выпускников колледжа рассматриваются как потенциальная активность субъекта деятельности, готовность и стремление к продуктивной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты;- структура профессиональных компетенций включает общепрофессиональные и специальные компетенции, обеспечивающие соответствующий уровень компетентности;- организационная модель формирования профессиональных компетенций включает в себя взаимосвязанные компоненты: структурный, дидактико-технологический и организационно-управленческий;- уровни профессиональных компетенций складываются из уровня сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности студентов своим обучением в колледже, востребованности выпускников колледжа на рынке труда;- критерии профессиональных компетенций выпускников колледжа состоят из следующих компонентов: «готовность», «знание», «умение», «опыт», «отношение»;Задачи исследования:
  • Раскрыть сущность профессиональных компетенций выпускников колледжа в педагогических и психологических исследованиях.
  • Определить содержание и структуру профессиональных компетенций выпускника колледжа.
  • Разработать и экспериментально апробировать организационную модель формирования профессиональных компетенций выпускника колледжа по технологическому профилю.
  • Определить критерии и уровни профессиональных компетенций выпускника колледжа по технологическому профилю.
  • Опытно-экспериментальной базой исследования являлось отделение общественного питания государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Камышинский политехнический колледж», Научная новизна исследования состоит в том, что раскрыты сущность и содержание профессиональных компетенций выпускников колледжа; выявлены условия и особенности организации и содержания профессиональной подготовки выпускников колледжа на основе компетентностного подхода в контексте формирования профессиональных компетенций.Структура профессиональных компетенций включает общепрофессиональные и специальные компетенции, обеспечивающие соответствующий уровень компетентности. Общепрофессиональная компетентность характеризуется накоплением компетенций общей направленности в различных видах деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная и другие компетенции), специальная компетентность определяется специфическими для данной профессии компетенциями.3.Уровни профессиональных компетенций складываются из уровня сформированности общепрофессиональных и специальных компетенций, уровня воспитанности, уровня удовлетворенности студентов своим обучением в колледже, востребованности выпускников колледжа на рынке труда.4. Критерии профессиональных компетенций выпускника колледжа включают «готовность», «знание», «умение», «опыт», «отношение».Учитывая обусловленную связь компетенции с профессиональной деятельностью, есть смысл выделить понятие «профессиональная компетенция», которое также имеет разнообразную трактовку. Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что первый не только обладает определенными знаниями, умениями, навыками, но и способен реализовать и реализует их в работе, в профессиональной деятельности. Мы являемся сторонниками точки зрения, что компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношение к своей профессии как ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки предмета своей профессии, он обладает неким творческим потенциалом саморазвития Профессиональная компетенция – это потенциальная активность, готовность и стремление личности к продуктивной профессиональной деятельности с полным осознанием ответственности за её результаты. Инструментальную основу профессиональной компетенции составляют профессиональные знания, умения, навыки (квалификация) – степень и вид профессиональной подготовки выпускника для выполнения определенной работы.Профессиональные компетенции делятся на две подгруппы: общепрофессиональные и специальные. Если общепрофессиональная компетентность характеризуется накоплением компетенций общей направленности в различных видах деятельности (например, производственно-технологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, проектная и другие компетенции), то специальная компетентность определяется специфическими для данной профессии компетенциями.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. ФГОС СПО по направлению подготовки 19.02.10 Технология продукции общественного питания. [Электронный ресурс] – режим доступа 2. Щедрина Татьяна Викторовна, Кандидат технических наук, доцент кафедры технологии продуктов питания и товароведения, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске Совершенствование подготовки выпускников для работы в профессиональной сфере Аннотация. В статье описывается использование новых педагогических технологий в учебном процессе, проведение научно исследовательской работы студентов, повышение качества подготовки компетентного специалиста, ориентированного на работу в современных условиях предприятий общественного питания. Ключевые слова: новые технологии, совершенствование подготовки, конкурентно способные выпускники. С целью формирования и развития профессиональных компетенций обучающихся, а также в целях усовершенствования механизмов взаимодействия с работодателями, в образовательный процесс подготовки выпускников для работы в профессиональной сфере общественного питания включаются новые формы работы. Одним из приоритетных направлений в учебной работе является активное использование новых педагогических технологий и привлечение к проведению научно исследовательской работы студентов для изучения актуальных проблем по совершенствованию сферы услуг, технологии и организации производства продуктов питания, разработки технологии продуктов питания с заданными свойствами. Организация учебного процесса нацелена на повышение качества подготовки компетентного специалиста, ориентированного на работу в современных условиях. Значительное внимание уделяется проведению творческих уроков в виде конференций, заседаний «Круглого стола» по вопросам организации продовольственной безопасности в стране, производства продуктов здорового питания, современным формам организации производства и обслуживания в предприятиях индустрии гостеприимства и социального питания. Студенты готовят презентации и выступают с докладами «Здоровое питание – здоровая страна» для воспитанников детских домов городов Пятигорск и Ессентуки. На занятиях по дисциплинам «Концепция здорового питания» и «Технология продуктов детского питания» разрабатываются рационы питания для детей и школьников подшефных детских домов. По этим материалам в доступной форме рассказывают о пользе правильного питания на встречах с воспитанниками детских домов. Деловые игры «Организация оптимального питания», «Лечебные свойства продуктов питания» проводятся на практических и лабораторных занятиях, при этом используется мультимедийное оборудование, компьютерные программы, нестандартные производственные ситуации и многое другое. Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания (уровень бакалавриата) определяет требования к подготовке выпускников . [1. С. 6-7] Для формирования необходимых компетенций, адаптации студентов к условиям производственной работы в сфере общественного питания, приобретения необходимых профессиональных знаний и навыков, их привлекают к изучению потребительского спроса в предприятиях общественного питания путем анкетирования и интервьюирования. Полученные результаты изучают, анализируют, определяют проблему, представляют конкретные выводы и рекомендации. Конкретные производственные материалы являются предметом для обсуждения в учебных аудиториях. Наиболее актуальным в изучении проблемы, является анализ спроса на продукцию общественного питания, ее качество и ценовую политику, так как во многом именно от уровня дохода потребителей зависит удовлетворение спроса в ассортименте, качестве и адресности услуги. Изучение и обработка материалов по данным исследованиям помогает будущим выпускникам реально вникать в проблемы и перспективы развития предприятий общественного питания, разрабатывать предложения для обновления ассортимента собственной и покупной продукции, расширять спектр сервисных услуг. Производственная программа, меню предприятия характеризуют имидж кухни, исторические традиции и культуру, а ведение технологического процесса должно быть научно обоснованным. В ходе работы выявляется закономерность – то предприятие, которое не уделяет внимание изучению спроса, не следит за «модой» в профессиональной сфере услуг, теряет способность выживания на современном рынке. Такие формы учебной работы способствуют совершенствованию подготовки выпускников для работы в профессиональной сфере общественного питания, способствуют закреплению теоретического материала и приобретению практических навыков в области технологии продуктов общественного питания. Полученное образование позволяет выпускнику успешно адаптироваться к социальной жизни и дает шанс улучшить ее. Ссылки на источники 1. ФГОС ВО по направлению подготовки 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания (уровень бакалавриата). [Электронный ресурс] – режим доступа