Публикации
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС
Автор: Панкова Кристина Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовательном процессе по ФГОС
Автор: Панкова Кристина Вячеславовна
ПРИНЦИПЫ И АЛГОРИТМ АДАПТАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.Панкова К.В., преподавательГАПОУ «Камышинский политехнический колледж»Главной задачей технологий профессионального образования является обеспечение качества подготовки специалистов на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Большинство отечественных педагогов (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, Л.Г. Семушина, Д.В. Чернилевский, И.С. Якиманская и др) считают, что педагогические технологии для профессиональной подготовки будущих специалистов должны складываться на основе принципов, которые непосредственно связаны с системными требованиями к технологиям образования: целостность технологии, представляющей дидактическую систему; воспроизводимость технологии в конкретной образовательной среде; адаптация процесса обучения к личности обучающегося и его познавательным способностям; создание оптимальных условий для формирования общих и профессиональных компетенций и др. Согласно Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» эти принципы могут быть реализованы в условиях открытых систем интенсивного обучения, предоставляющих преподавателю право на творчество, выбор оптимальных технологий обучения и разработки индивидуальной образовательной программы. Кроме того, необходимы такие условия, как: • всесторонний учет характеристик практико-ориентированной педагогической среды, в которой будет проходить процесс обучения по конкретной специальности (рабочей профессии); • адаптацию педагогической технологии к требованиям ФГОС, потребностям работодателя и личности студента. Проблема адаптации инновационных педагогических технологий в профессиональном образовании актуализируется в связи с тем, что в настоящее время существует множество педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре, методике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Изучение и сопоставительный анализ различных подходов к систематизации технологий обучения позволяет утверждать, что:1. Основными критериями выбора технологии профессионального обучения являются: цель, предмет изучения, психолого-педагогическая среда протекания процесса обучения.2. Технологии могут перестраиваться с одного адаптационного режима на другой. Ведущие технологии могут стать второстепенными и наоборот. Процесс этот связан, в первую очередь, с перестройкой практико-ориентированной инновационной образовательной среды колледжа. 3. Педагогические технологии проектируют и реализуют целый комплекс целей и задач, педагогических способов, средств и форм обучения для достижения целей профессионального образования. 4. Образ-модель планируемого результата профессиональной подготовки в педагогической технологии должен быть представлен и осознан как цель, а затем осуществлен мысленный эксперимент, проектирующий влияние и интенсивность педагогических действий, определяющий эффективность технологии и её полезность.5. Каждая педагогическая технология реализуется на основе структурирования учебной информации, информационного общения с обучаемыми, образовательной и психологической готовности студентов, субъектности педагогических и учебных действий, комплементарности действий преподавателя и студентов, применения системы дидактических приёмов и средств.6. В профессиональном образовании могут успешно применяться генеральные технологии обучения, которые носят концептуальный характер, и частные технологии, с помощью которых осуществляется подготовка специалистов как целостный педагогический процесс. Первые детерминируют выбор вторых. Совокупность технологий и их иерархия выстраивается на весь период обучения в рамках основной профессиональной образовательной программы, а реализуется в повседневной педагогической работе в виде частных технологий и методических приемов.7. Педагогические технологии должны создавать практико-ориентированную инновационную образовательную среду колледжа. Причём необходимо стремиться к тому, чтобы студенты принимали инновационные педагогические технологии на положительной мотивационной основе: методы и средства учебной работы воспринимали как свободно выбранный ими способ деятельности, а поиск решения учебных и профессиональных задач и достигнутый результат приносили им удовлетворение и обеспечивали личностно-профессиональную успешность.Анализ практики профессиональной подготовки специалистов в ТХТК показывает, что до разработки универсальной технологии обучения, опираясь на которую каждый педагог мог бы формировать отвечающую всем требованиям ФГОС, работодателя и личности, еще пока далеко. Сегодня можно с уверенностью говорить только об элементах технологизации профессионального образования. Тем не менее, мы пришли к выводу, что эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и адаптацией современных технологий образования. Остановимся на этом несколько подробнее.Выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины (профессионального модуля), средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.Адаптация педагогических технологий – процесс активного освоения и приспособления преподавателями и обучающимися новых для них методов, приемов и средств обучения, их порядка и последовательности на каждом учебном занятии, позволяющих наиболее эффективно и обоснованно использовать учебное рабочее время для достижения планируемых результатов обучения согласно требованиям ФГОС СПО и реализуемой ОПОП. Наш опыт убеждает в том, что мотивацией к процессу адаптации педагогических технологий чаще всего становится осознание преподавателем того факта, что усвоенные в предыдущей образовательной деятельности стереотипы (традиционные педагогические технологии) перестают обеспечивать достижение успеха в учебной и профессиональной деятельности студентов. Только в этом случае перестройка образовательного процесса в соответствии с требованиями новых педагогических технологий становится актуальной.На основе анализа опыта преподавателей ТХТК мы выявили различные уровни, в связи с которыми педагогические технологии должны быть адаптированы для использования в системе СПО. Первый уровень адаптации – возрастные особенности студентов. Студенты первого курса колледжей – это молодежь 15-17 лет, то есть по возрасту идентичны ученикам 10-11 классов общеобразовательной школы. Поэтому технологии обучения должны быть адаптированы к возрастному уровню студентов, к увеличению нагрузки на подростков в процессе изучения дисциплин общегуманитарного и естественнонаучного циклов, которые изучаются в колледже за более короткий срок. Второй уровень адаптации – профессиональная ориентированность и профессиональная направленность студентов. В студенческих группах они могут быть самыми различными: кто-то выбрал профессию по призванию, кто-то пошел по пути наименьшего сопротивления (отсутствие или маленький конкурс, близость к дому, наличие общежития и т.п.).Третий уровень адаптации – входная успеваемость студентов. Не секрет, что в колледжи в большинстве идут не самые успешные выпускники общеобразовательных школ, те, кто не уверен в успешной сдаче ЕГЭ и поступлении в высшее учебное заведение.Четвертый уровень адаптации – направление профессиональной подготовки, содержание ОПО и этапы её реализации. На первых курсах необходимо применять адаптированные технологии, более направленные на учебно-профессиональную адаптацию студентов, формирование их учебной успешности. На втором, третьем, четвертом курсах, когда студенты приступают к собственно профессиональному, практическому обучению, следует применять технологии обучения, комплексно воздействующие на формирование общих и профессиональных компетенций студентов.Систематизация и обобщение опыта преподавателей ТХТК показали, что на этапе основного обучения (1 – 2 курсы обучения в колледже), связанном с задачами профессиональной идентификации, наиболее эффективны такие адаптированные педагогические технологии, как технологии формирования саморегуляции, самооценки, направленные на развитие и саморазвитие личностных характеристик, обеспечивающие позитивную систему отношений с собой, со значимыми другими, и обществом в целом (технологии систематизации и презентации знаний, технологии проблемного и развивающего обучения, технологии социально-профессионального воспитания и др.).На завершающем этапе обучения (старшие курсы колледжа) осуществляется подготовка студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. На этом этапе важно формировать и развивать в студентах способность использовать конструктивные способы осуществления и презентации своей общей и профессиональной компетентности, готовности к практической самореализации. В этот период целесообразно адаптировать технологии практического обучения, контекстного обучения, кейс-технологии, портфолио и т.д. В дальнейшем это будет способствовать большему проценту трудоустройства в соответствии с полученным образованием и успешной профессиональной деятельности.Адаптация преподавателем педагогических технологий осуществляется в несколько этапов:•начальный, т.е. осознание преподавателем того, как он должен вести себя в инновационных условиях. Он ещё не готов признать и принять современные технологии и придерживается прежней системы преподавания;•аккомодационный, т.е. признание и принятие педагогом основных элементов новой педагогической технологии при одновременном активном использовании традиционной системы преподавания;•ассимиляционный, т.е. полное овладение инновационными педагогическими технологиями и использование их в своей педагогической практике.Наши наблюдения показывают, что на успешность процесса адаптации педагогической технологии существенное влияние оказывают такие характеристики, как психофизиологические особенности и профессиональная квалификация преподавателя, желание работать в инновационной среде, материально-техническая оснащенность колледжа, уровень организации труда, характер внутриколлективных отношений и др.Изучение и анализ используемых в колледже педагогических технологий позволяет сделать вывод, что адаптация новых технологий более всего прослеживается по такому показателю, как внедрение в обучение инновационных методов и приёмов. Арсенал инновационных методов обучения столь велик и разнообразен, что творчески работающие преподаватели всегда имеют возможность выбрать из них наиболее подходящие для него с учетом специальности и индивидуальных и коллективных особенностей групп обучающихся. Большое количество методов дает возможность комбинирования, варьирования для эффективной работы. Для того чтобы преподаватели могли делать этот выбор наиболее продуктивно, в колледже проводятся методические семинары, например: «Технология сотрудничества», «Технология комплексного применения ЭВМ», «Технология позиционного обучения». Имеется банк и описание инновационных технологий и методов обучения.Рейтинг используемых в ТХТК инновационных методов обучения выглядит следующим образом: метод проектов, кейсовый метод, метод модерации, метод портфолио, «учебная фирма». Вместе с тем, как показывает наша практика, в основном преподаватели стараются адаптировать современные технологии к возрасту обучаемых, материально-технической оснащенности и учебно-методической обеспеченности педагогического процесса в колледже. Обобщив опыт работы колледжа в области адаптации инновационных педагогических технологий можно предложить следующий алгоритм деятельности преподавателей, выбравших и решивших освоить ту или иную технологию:•формулирование цели (планируемых результатов усвоения знаний, освоения умений и компетенций, формирования личностных качеств);•выделение и формулирование критериев, показателей и способов оценивания результатов обучения;•оценка исходного уровня собственной компетентности в постановке конкретных задач по достижению планируемых результатов и нахождения способов их решения;•выявление препятствий (проблем) к достижению успешной собственной профессионально-педагогической деятельности и учебно-профессиональной деятельности студентов;•выявление условий и ресурсов достижения планируемых результатов и преодоления препятствий;• диагностика оценка исходного уровня компетентности (общей, профессиональной) студентов;•разработка системы способов совместной деятельности преподавателя и студентов по достижению планируемых результатов и алгоритма (технологических карт) реализации намерений;•подбор инструментов для реализации адаптируемой технологии (конкретных методов, приемов, операций, преобразований);•апробация технологии в условиях реальной педагогической практики; •оценка результатов воздействия технологии, внесение необходимых корректив;•описание педагогической технологии и разработка рекомендаций по её использованию.Подводя некоторые итоги, считаем возможным утверждать, что в перспективе адаптация инновационных педагогических технологий в системе среднего профессионального образования и их активное применение позволит достичь следующих результатов:– повысить качество образовательного и воспитательного процессов, сделать обучение, воспитание и общение эффективным, комфортным и успешным и для преподавателей и для студентов;– обеспечить доступность учебной, научной и профессиональной информации, свободу выбора способов и условий освоения ОПОП СПО;– оптимизировать расходы на обеспечение образовательного процесса, снизить нагрузки на студента и преподавателя, эффективно использовать внутриколледжные ресурсы, сократить время на репродуктивные виды работы;– повысить уровень общей культуры молодого поколения в работе с информацией, техникой и людьми, над собой, что позволить стать успешным и конкурентоспособным в жизни и профессии;– научить учиться на протяжении всей жизни и осваивать новые профессии, уметь соотносить собственные интересы и интересы различных социальных групп, сотрудничать, грамотно организовывать не только свою собственную деятельность, управлять самим собой, собственной жизнью, но и быть успешным в совместной деятельности.Признавая технологизацию образования объективным развивающим процессом, мы считаем, что колледжами должен быть взят курс на соответствующую подготовку педагогических кадров с акцентом на вооружение преподавателей компетенциями в области применения и адаптации инновационных педагогических технологий, развитие у них продуктивного творческого мышления, умения конструировать и строить целостный педагогический процесс в соответствие с актуальными целями и задачами профессионального образования. Технологизация педагогического процесса в профессиональном образовании, с нашей точки зрения, требует решения двух проблем – изучения, обобщении и распространения педагогического опыта и внедрения достижений педагогической науки в практику, так как педагогические технологии сами по себе не возникают. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в грамотном, научно-обоснованном управлении.