Публикации Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в современном образовательном процессе.
Автор: Ницук Валентина Васильевна

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Омской области «Сибирский профессиональный колледж» в р.п. ЧерлакЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ « ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ И СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ » Идея написания работы основывается на интересе жизненных планов молодёжи, которая постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В этой связи представляется интересным рассмотрение социальных изменений, в значительной степени затрагивающих поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения.В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от своих мировых конкурентов, а отечественное общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего.Выявление ценностей российской молодежи в контексте жизненных планов и стратегий приобретает сегодня особую актуальность. Это связано как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества, связанной с кардинальным изменением социальных представлений и стереотипов, является одной из основ самоопределения личностиМолодежь как социальная группаНаиболее актуальны вопросы жизненных планов молодых людей, определяющих свою жизненную позицию и вырабатывающих устойчивый комплекс долгосрочных ориентиров.Проблема же состоит в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое - все общество, его настоящее и будущее.Осмысление нового социального опыта молодежи дало толчок к появлению новых аспектов в концепции социального развития молодежи. В рамках этой концепции молодежь рассматривается как социально-демографическая группа, выполняющая три важнейшие социальные функции: воспроизводственную, инновационную и трансляционную.Среди современных концепций молодежи наиболее актуальными являются следующие: концепции гражданской идентификации, социализация нормы, социальной интеграции, управления конфликтами в молодежной среде.Концепция гражданской идентификации - помимо усвоения основ гражданственности, патриотизма, данная концепция активно распространяется при подаче любой национальной идеи, позволяя таким образом изучать процесс идентификации в конкретной социологической практике.Предлагая концепцию социализация нормы - это прежде всего «результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие.». Интересным предложением является также разделение социализации нормы на три типа: идеальный, нормативный, реальный. Ключевые проблемы, на которые предлагается обратить внимание — это слабая социальная защищенность молодежи, изменение социально-профессионального статуса, проблемы занятости молодежи (имеется в виду низкий уровень ценности молодых специалистов), социальное исключение молодежи (в силу таких форм девиации как алкоголизм, наркомания и тНа основе этих тенденций и вышеназванных концепций мы рассматриваем молодежь как социальную группу. Специфика молодежи, главным образом, заключена в том, что она постоянно находится в стадии своего становления, что проявляется как на личностном, так и групповом уровне.Теоретические подходы к определению понятий жизненные планы и стратегииВ современной российской науке существуют разнообразные концепции, модели и подходы к определению жизненных стратегий и других, адекватных им определений.Жизненные стратегии включают в себя:
  • социальные ориентации (направленность на достижение желаемого социального поведения);
  • культурные ориентации (принятие определенных культурных образцов);
  • личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации).
  • Жизненные стратегии ориентируют и направляют поведение личности в течение длительного времени, и представляют собой идеализированное отражение будущего жизненного пути, обобщенное выражение не только направленности ориентации, но и способов, путей реализации ожиданий социального положения.Типы жизненных стратегий:– рецептивная («приобретательская») активность, (основа стратегии жизненного благополучия, включая аномальные потребительско-накопительные формы);– мотивационная («достиженческая») активность, (стратегия жизненного успеха, рассчитанная на общественное признание);– творческая активность, (стратегия самореализации, направленная на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию или непризнанию).Особенности формирования жизненных планов современной молодежиВыявление ценностей российской молодежи в контексте жизненных планов приобретает сегодня особую актуальность. Эта актуальность связана как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных планов и формирование на их основе жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества является одной из основ самоопределения личности.В решении многих социальных проблем, накопившихся в нашем обществе в современных условиях, немаловажное значение приобретает изучение роли и места молодежи в развитии общества, ее запросов, интересов, потребностей, социальных ожиданий, особенностей адаптации. Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга, обуславливая ее социальную сущность.ЗаключениеОдним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в реализации проводимых реформ, становлении экономически сильной, политически стабильной России является социально-психологический настрой, готовность действовать в соответствии с определенными общественными установками и ценностными ориентациями.Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом. Поэтому весьма значимой и актуальной предстает задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи, ее жизненных ценностей и стратегий.Конкурентоспособность молодежи в обществе имеет низкий уровень. Осознавая это, молодежь стремится получить качественное образование. Эти жизненные планы студенческой молодежи, как правило, реализуются. Проведенный анализ позволяет сделать несколько выводов. Жизненные планы не находятся под влиянием фактора предшествующей социальной среды. Сельская и городская молодежь не имеет различий в осознании жизненных целей; эти различия не имеют специфики по половой принадлежности. У большинства студентов в планах преобладает желание стать специалистом.Таким образом, вопреки обыденным стереотипам, молодежь чувствует себя достаточно уверенно, высоко оценивая собственные стартовые позиции, возможности и перспективы. Представители молодежной когорты готовы двигаться, конкурировать, выстраивать карьеру и личную жизнь.Возможно путями разрешения выявленных проблем молодежи могут выступать налаживание диалога между молодежью и взрослыми, который позволит понять друг друга, уважать и нормально взаимодействовать; активность и заинтересованность государства в сфере регулирования жизненных стратегий молодежной когорты; целенаправленная разработка иреализация воспитательных программ, представляющих гармонию традиционных российских ценностей и значимости каждого члена общества.