Публикации «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Компетентность педагога в вопросах работы с детьми с ОВЗ»
Автор: Горшкова Тамара Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование психологической готовности к взаимодействию с семьями и детьми с ОВЗ в ДОУ»Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Для формирования профессиональной компетентности педагогов в инклюзивной практике дошкольного образования необходима комплексная подготовка кадров. В рамках подготовки педагогических кадров актуальным остается проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом. Цель — формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров. Задачи: повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей; формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья; проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ; обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития; оказание психотерапевтической помощи участникам. Оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация семинара; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; шкатулка. Предварительная работа: анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ» (приложение 1)Ход мероприятияРазминкаНастройка на внутреннюю психологическую работу.Приветствие. Цели и задачи семинара.Правила работы группы.-общение в доверительном стиле;-правило «здесь и сейчас»;-искренности в общении;-конфиденциальности в отношении всего происходящего в группе;-оказания каждому поддержки советом, добрым словом, внимательным отношением;-активное участие в происходящем.Основная часть1. Теоретическая часть Нормативно-правовая база Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.Конституция РФ;‒ Декларация прав ребенка ООН;‒ Конвенция ООН о правах ребенка; ‒ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016);Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. И доп.); ‒ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1); Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6). ‒ ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель. Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?» Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п. 16 ст. 2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ На всех первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с ОВЗ. Обнаруживается недостаток профессиональных знаний работы в инклюзивной среде, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов. Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. ‒ Профессиональна готовность: Формирование представлений о психологии семьи ребенка с ОВЗ. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары. ‒ Психологическая: Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций. ‒ Методическая готовность: Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность. Анализ анкетирование для педагогов ДОУ «Определение уровня готовности к работе с детьми ОВЗ» Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения. Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). 2.Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет). 3.Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие). 4.Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования). 5.Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период). 6.Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем). Притча «Горчичное зерно» Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного. Стихотворение Сони: Мне страшно. Голова гудит. Там мечутся слова и просятся уйти. “Пусти нас, Соня, в мир пусти!” Но рот мой на замке, А ключ к замку в мозгу- И как его достать? Ну помогите ж мне! Я не хочу немой остаться, Но страх засовом запер рот.Слова рождаются, живут и чудеса творят В мирах, что в голове я создаю… И вот В конце концов и умирают. Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить. Но как? Скажите мне! А вдруг их люди не поймут?Сквозь рот мой проходя, Изменятся слова, их мир не примет, Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня? Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет). 2. Практическая часть. Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми. Упражнение «Мать инвалида». Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы. Таблица Упражнение «Мать инвалида» Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку, как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений. Упражнение «Кенгуру» Цель: развитие чувства сопереживания другим, эмпатии, корректирует агрессивные тенденции в поседении. Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру. История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя. «Детям о важном». Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы: ‒ Как дети в группе общаются с особыми детьми? ‒ Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно? ‒ Как отвечать на «неудобны» вопросы детей: (почему он не такой?) Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком. Показ мультфильма «Про Диму». Рефлексия Педагог-психолог предлагает дать проведенному мероприятию оценку с использованием следующей шкалы: Общекультурная польза 0% 100%Практическая польза ___________________________________________Новизна информации ____________________________________________Качество мероприятия ____________________________________________Усвоение содержания _____________________________________________Возможность применения знаний в работе ____________________________ Литература:Барсукова О. В., Гавриш Е. Н. Семинар-практикум для педагогов «Навстречу друг другу»: психологическая готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 101-105.Потапова О.Е. Инклюзивные практики в детском саду// Методические рекомендации. – 2015 г.Журнал «Справочник педагога-психолога» №2,2016; №7, 2015