Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: ЯМИЛОВА ЮЛИЯ СЕРГЕЕВНА

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Чишминский район Республики БашкортостанДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «АККОРДЕОН»СодержаниеВведение
  • Пояснительная записка.
  • Цели и задачи учебного предмета.
  • Материально – техническое оснащение.
  • Учебный план.
  • План самостоятельной работы.
  • Содержание программы.
  • Требования к уровню подготовки учащихся.
  • Формы и методы контроля, система оценок.
  • Методическое обеспечение.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Список литературы.
  • ВведениеДополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Специальный инструмент. Аккордеон» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусства. Программа предназначена для работы с музыкально-одаренными детьми ДМШ и ДШИ, и подготовки их к поступлению в средние специальные и высшие образовательные учреждения музыкального искусства. Программа направлена на профессиональное, творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся.
  • Пояснительная записка
  • Учебный предмет «Специальность аккордеон» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на аккордеоне. Получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся. А для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.Примерный учебный план по дополнительной профессиональной общеобразовательной программе в области искусства «Народные инструменты баян. Аккордеон» направлен на приобретение обучающихся музыкально-исполнительских знаний, умений, навыков.Срок реализации учебного предмета «Специальность баян, аккордеон» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: - с девяти лет составляет 5 летДля детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения может увеличиваться на один год.2 Цели и задачи учебного предмета. учебного предмета Специальность «аккордеон»- развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретённых им знаний, умений и навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на баяне, аккордеоне произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ; - определение наиболее одарённых детей и их дальнейшая подготовка к продолжению обучения в средних профессиональных музыкальных учебных заведениях. Задачи: - выявление творческих способностей ученика в области музыкального искусства и их развитие в области исполнительства на баяне, аккордеоне до уровня подготовки, достаточного для творческого самовыражения и самореализации;- овладение знаниями, умениями и навыками игры на баяне, аккордеоне позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования; - приобретение обучающихся опыта творческой деятельности;- формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение; - достижение уровня образованности, позволяющего выпускнику самостоятельно ориентироваться в мировой музыкальной культуре;- формирование у лучших выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в профессиональное образовательное учреждение.
  • Материально- техническое оснащение.
  • Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по учебному предмету Специальность «аккордеон» имеют площадь не менее 9 кв.м. Имеются пюпитры, стулья разной высоты, подставки под ноги, стол для преподавателя, шкаф для нот и помещение для хранения инструментов обычного размера, и уменьшенных инструментов (аккордеонов 1/2, 3/4), необходимых для самых маленьких учеников. В ДШИ созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
  • Учебный план.
  • Учебный план направлен на решение следующих задач. 1.Обеспечить условия для выполнения задачи в связи с вхождением ребенка в мир искусства. 2 .Использовать вариативные подходы образовательных программ к способностям и возможностям каждого учащегося. Занятия по предметy «Специальность аккордеон» проводятся в объеме, определенном учебным планом: два р€ва в неделю по 40 минут.Планирование продуктивной урочной деятельности. 1.Развитие техники чтения нот с листа- 10 минут. 2.Работа над техническим развитием учащегося на материале разнообразных упражнений, гамм и этюдов - 10минут 3.Работа над полифонией, крупной формой и пъесами-20 минут.3. Учебно-тематический план. Объем учебного времени и виды учебной работы.УЧЕБНЫЙ ПЛАНпо дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программев области музыкального искусства «Аккордеон»Утверждаю Директор МАУДО ДШИХабибуллин Ф.Ф.__________"____" _______________ 20 г.МПСрок обучения – 5 лет6. Содержание программыУчебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, и объём времени, данное время направлено на освоение учебного материала. Виды внеаудиторной работы: - самостоятельные занятия по подготовке учебной программы; - подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам; - подготовка к концертным, конкурсным выступлениям; - посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), - участие обучающихся в творческих мероприятиях.Срок обучения-5летГодовые требования по классам Требования п специальности для обучающихся на баяне, аккордеоне сроком 5 лет те же, что и при 8-летнем обучении, но в несколько сжатой форме. Условно говоря, все темы изучаются в меньшем объёме часов. Репертуар должен во всех классах включать разнохарактерные произведения различных стилей, жанров, но он может быть немного легче (в зависимости от способностей ученика). Ученики, занимающиеся по пятилетней программе, должны принимать активное участие в концертной деятельности, участвовать в конкурсах. Задача педагога - выполнение учебной программы направить на максимальную реализацию творческого потенциала ученика, при необходимости подготовить его к поступлению в среднее специальное учебное заведение.Первый классРазвитие музыкально-слуховых представлений и музыкально-образного мышления. Активное слушание музыки (игра педагога, домашнее прослушивание музыки по желанию ученика) с последующим эмоциональным откликом ученика (в виде рисунка, рассказа).Упражнения без инструмента, направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на баяне, аккордеоне. Знакомство с инструментом, основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата, Принципы звукоизвлечения, развитие координации движений правой и левой руки, организация целесообразных игровых движений. Знакомство с элементами музыкальной грамоты. освоение музыкального ритма в виде простых ритмических упражнений. Подбор по слуху небольших попевок, народных мелодий, знакомых песен. Воспитание в ученике элементарных правил сценической этики, навыков мобильности, собранности при публичных выступлениях.В течение 1 года обучения ученик должен пройти: 15-20 первоначальных пьес, песенок, попевок, этюдов, ансамбль (с другим учеником или преподавателем) разной степени завершенности - от разбора - знакомства до концертного исполнения. Гаммы До, фо, соль мажор правой рукой в одну октаву. Короткие арпеджио и тоническое трезвучие в этих тональностях правой рукой. Упражнения Ганон. В том числе: подбор по слуху, игра в ансамбле с педагогом, транспонирование, исполнительская терминология. В течение учебного года учащийся должен исполнить: Репертуарный список переводного экзамена1 вариант 2 вариант
  • Иванов В. Полька 1. Качурбина М. «мишка с куклой»
  • Р.н.п. «Ноченька лунная» 2. Р.н.п. «В низенькой светелке»
  • 7Требование к уровню подготовки учащихся.Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития учащегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Таким образом, ученик обучения должен: к концу прохождения курса программы обучения должен: - знать конструктивные особенности инструмента; - знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметъ их применять при необходимости;. - знать основы музыкальной грамоты; - знать систему игровых навыков и уметь применять её самостоятельно; - знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.); - знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т.д.); - знать технические и художественно-эстетические особенности характерные для сольного исполнительства на аккордеоне; знать функциональные особенности строения частей тела и уметь рационально использовать их в работе игрового аппарата; - уметь самостоятельно настраивать инструмент;' уметь самостоятельно определять технические трудности не сложного музыкального произведения и находитъ способы и методы в работе над ними; ,- уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную; - уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением; - уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приёмов и других музыкальных средств выразительности; - уметь на базе приобретённых специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям; - иметь навык игры по нотам Реализация программы обеспечивает : ,- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству; - комплексное совершенствование игровой техники баяниста,аккордеониста, которая включает в себя тембровое слушание, вопросы динамики, артикуляции, интонирования, а также организацию работы игрового аппарата, развитие крупной и мелкой техники; - сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности баяна,авторского текста; - знание художественно-исполнительских возможностей баяна, аккордеона; . знание музыкальной терминологии; - знание репертуара для аккордеона, включающего произведения разных стилей и жанров, произведения крупной формы в соответствии с програмными требованиями; - В старших, ориентированных на профессиональное обучение , умение самостоятельно выбрать для себя программу; - наличие навыка чтения с листа музыкальных произведений; - умение транспонировать и подбиратъ по слуху; - навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения; - навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приёмов; - наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приёмах работы над исполнительскими трудностями; - наличие навыков концертной работы в качестве солиста.11Список литературыl Учебно-методическое пособие «Хрестоматия педагогического репертуара» «Новые произведений Российских композиторов юным баянистам, аккордеонистам, 2-3 класс детских музыкальных школ» Ростов- на-,Дону 2010 год. 2 Сборник пьес и песен для Баяна 1-З класс ДМШ Ростов-на-Дону 2012 год. Составитель Г. Беляев. 3 Любимая классика в простом переложении для баяна и аккордеона. Авторсоставитель Е. Левин Ростов- на-Дону 2015 год. 4 Хрестоматия баяниста часть первая для детских музыкальных школ младшие классы часть первая. Составитель Крылусов А. 2015 год. 5 Хрестоматия баяниста часть первая для детских музыкапьны школ младшие классы часть вторая. Составитель Крылусов А. 2015 год. 6. Любимая классика в простом переложении Феникс 2015г. 7. Хрестоматия баяниста Москва