Публикации
Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Автор: Жукова Светлана Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Международный творческий фестиваль методических разработок «Профи педагог»
Автор: Жукова Светлана Геннадьевна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 3 Энгельсского муниципального района» (МБУДО «ДШИ № 3 ЭМР»). Энгельс, Саратовская область, пр-т Строителей,8. тел.: (8453)95-32-50; тел.факс: (8453) 79-28-15, E-mail:engelsartschool3@gmail.comМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАПреподаватель Жукова Светлана ГеннадьевнаТЕМА: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА»Энгельс – 2018 г.РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВАВВЕДЕНИЕ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕРебенок – сама природа. Я имею дело с самым величайшим чудом Вселенной. Он и бог, и природа и суть Вселенной, и поэтому я ребенка люблю, знаю его природу и сотрудничаю с ним, помогаю, способствую, чтобы состоялась его судьба.(Ш.А. Амонашвили)Современное российское общество всё больше нуждается в личностях свободных, инициативных, творческих, с высоким уровнем развития духовности и интеллекта. Последние годы наметилась устойчивая тенденция к увеличению контингента обучающихся на отделении театрального искусства, что свидетельствует о понимании родителями необходимости творческого развития детей в современных условиях. Именно детская школа искусств является необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования. Художественное творчество самобытно и ярко раскрывает природу личности ребёнка-творца. В концепции театрального отделения школы искусств в качестве главной цели образования определено формирование личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях. Ребенок, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию и самовоспитанию. Одной из важных проблем, стоящих перед образованием является трудность помощи в реализации творческого потенциала каждому учащемуся. Причин может быть множество: это и та среда, в которой родился и вырос ребенок, его родители, родственники, окружение. Это и стиль воспитания, принятый в семье, который был перенят родителями ребенка еще от своих родителей. Это и те жизненные обстоятельства, травмы, сильные эмоциональные переживания (возможно заблокировавшие ту или иную направленность личности) привили различные психологические комплексы, которые мешают полноценному развитию и самореализации личности, а также множество других причин. Одна из задач театра, по словам К.И. Чуковского в том и заключается: «…чтобы пробудить в восприимчивых детских душах эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться, без которых человек не человек». А значит театр, поддерживает и воскрешает те нравственные нормы, которые заложены в маленьком человеке природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен, а значит, был счастлив. А это тем более важно, так как ежегодно увеличивается количество детей, имеющих личностные проблемы. К ним относятся повышенный уровень тревожности, наличие большого количества страхов, низкая самооценка, низкий уровень развития коммуникативных навыков.Погружение в мир театра в детском возрасте создает в сознании человека определенные идеалы, которые впоследствии несут только положительную энергетику, так как закладываются не принудительно. Искусство несет людям наслаждение, а это далеко не равнозначно обучению чему-либо. Развитие творческих способностей неотделимо от воспитания личности человека в целом. Очевидно, что необходимые педагогические воздействия лучше начинать в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность.Драматизация очень близка ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию, воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения, в драматизации находит свое полное осуществление, кроме того, она связана с игрой. Игра рассматривается как творческая драматизация формы, в которой проявляются и хореографическое, и словесное, и драматическое, и музыкальное творчество.Огромна познавательная и нравственная роль театрального воспитания в развитии фантазии и наблюдательности, памяти и внимания, ассоциативного мышления, культуры чувств, пластики и речи, моделирования жизненных ситуаций. Становление творческой индивидуальности является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Театрально-исполнительская деятельность учащегося – это педагогически направляемый процесс. Воспитательный механизм не всегда так просто уловим, ведь воспитывает детей игра и сама жизнь, ее условия, формы, нравственная атмосфера, созданные магическим «если бы». Театр это возможность понять – кто «Я» есть, и кто есть «Другой». Это место, где можно быть Личностью, и в то же время частью Целого. В театре высвобождается Творчество – как главная способность человека выражать любовь и благодарность за жизнь. Театрально-образовательный процесс является мощнейшим средством воспитания детей, а воспитание есть управление процессом развития личности.Преподавателю необходимо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности учащихся, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности каждого ребенка и т.д. Важнейший элемент в личности преподавателя – культура педагогического влияния на учащихся, родителей, коллег по работе. Она выражается в педагогическом общении, конечным показателем которого является переход к сотрудничеству преподавателя и учащегося, родителя и преподавателя, учащегося друг с другом. Преподаватель призван способствовать формированию у детей желания трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить желание «хочу знать и уметь». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнять более сложные задания. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯСамое главное в искусстве простота; только после того, как проиграешь громадное количество упражнений, появляется во всем своем очаровании простота как венец искусства. Кто хочет добиться этого сразу – никогда не добьётся, нельзя начинать с конца. (Ф.Шопен)В школе искусств существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, разделенными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину одной темы. Такая форма занятия, как интегрированные уроки, позволяет увидеть и понять одну тему путем объединения нескольких учебных дисциплин, показать области их соприкосновения. К примеру: сценическое движение и художественное слово, актерское мастерство и беседы о театральном искусстве, танец и вокал и т.д. Технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Структура таких занятий отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логикой. Методической основой интегрированного подхода к обучению, являются формирование знаний и установление межпредметных связей в усвоении дисциплин театрального искусства. На таких занятиях учащиеся получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию из разных дисциплин, учащиеся по-новому осмысливают упражнения, задания, игры-тренинги, этюды-истории и т.д. Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у учащихся умений перенесения знаний из одной области в другую.Иначе говоря, с практической точки зрения, интеграция предполагает:усиление межпредметных связей; снижение перегрузок учащихся; расширение сферы получаемой информации учащимися; подкрепление мотивации обучения. Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учащихся, а интерес, как известно, есть стимул познания. Предлагаемая модель организации обучения, развития и воспитания учащихся, включает: экспериментальную комплексную программу, тестирование, тренинги, результаты проектной деятельности, процесс воспитания этических норм поведения и многое другое.ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯВкладывая в ребёнка сегодня, получишь в два раза больше завтра.(Бернард Шоу)Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении. Особенно это важно по отношению к слабому ученику или к ученику с очень подвижной психикой: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательное отношение к предмету. Диагностировать и развивать в процессе занятий художественно-творческие способности детей интересно и необходимо. Ребята успешно реализуют свои творческие навыки в театрализованных концертах, праздниках, фестивалях, конкурсах, мастер-классах, в творческих проектах, театрализованных композициях, спектаклях. Встречи со зрителем входят в программу образования учащихся, начиная с первого года обучения. Показ программы может сопровождаться комментариями преподавателя и иметь характер иллюстрированного доклада о работе. Наблюдая за обучающимися, хочется отметить, как они меняются, когда в их адрес звучат аплодисменты, у них появляется здоровое тщеславие, чувство самодостаточности. Пример и успехи одних учащихся стимулировали активность других, изменялись их отношения, творчество сплотило и способствовало росту творческой активности.Итоговое занятие, обобщающее и закрепляющее знания, полученные по какой-либо конкретной теме, оценивается на контрольном уроке в конце каждой четверти. Контрольные уроки, зачеты по основам актерского мастерства целесообразно использовать не только для контроля успеваемости учащихся, но и для иных педагогических целей: закрепления и применения приобретенных знаний и умений учащимися; приобретения опыта избавления от излишних психологических зажимов и комплексов; встреч учащихся с родителями на открытых занятиях (в конце каждой четверти); творческих отчетов в конце учебного года; развития способностей учащихся концентрировать внимание, управлять фантазией, анализировать и владеть психофизическим состоянием. Для этого желательно показать работу широкой зрительской аудитории, так как конечная задача упражнений и этюдов – научить органично действовать ребят не в привычной обстановке школьного урока, а в присутствии публики. К концу года наглядно видно, что учащиеся много знают, многое умеют, многое понимают, но у них пока еще мало жизненного опыта. Роль преподавателя заключается в создании определенных условий, при которых обеспечивается проявление потенциальных возможностей творческого развития личности, оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных явлений, событий, в выборе близкого интересам учащегося содержания творческой деятельности, на чем базируется субъективный опыт творчества ребенка. Следует также заметить, что подобная форма диагностики и контроля провоцирует учащихся на самостоятельность мышления, на развитие эмоциональной памяти, своеобразие подхода каждого ученика к решению творческих задач, дает больше возможностей для импровизации и творческого самовыражения, вырабатывает стабильность, вносит постоянный элемент новизны. Обучение учащихся ведется по образовательным программам, скорректированным с учетом постепенного повышения уровня сложности: это углубление, расширение, усложнение упражнений-заданий. Структура урока включает:Изложение новой информации преподавателем или тема занятия не объявляется, она является для учеников тайной, которую в течение занятия преподаватель как бы предлагает им разгадывать. Это дает возможность учащемуся самому поставить цель своим действиям, самому натолкнуться на связанные с ними препятствия и самому поискать возможные решения. Для этого предлагаются задания, конечная цель которых учащимся не видна. Столкновение с непонятностью цели мобилизует обучающих на продуктивную работу собственными силами, включает механизмы творческой активности. Закрепление-диагностика прочности знаний путем наблюдения преподавателя. Упражнения различных видов и степени сложности по пройденному материалу. Задания в упражнениях строятся по принципам: угадай, дополни, отличись, повтори, проверь. Демонстрация-показ учащимися результатов проделанной работы. Краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы преподавателем. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОТДЕЛЕНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВАВ школе всему научиться нельзя, нужно научиться учиться.(Вс.Э. Мейерхольд) Творческие способности ребенка – это индивидуальные особенности, от которых зависит успешность выполнения определенных видов деятельности. Способности не даны от природы в готовом виде. Они могут сформироваться лишь в определенных условиях жизни и деятельности, в процессе обучения, а затем и творческого применения знаний, умений и навыков. Различают общие и специальные способности. Качества ума, памяти, наблюдательность относятся к общим способностям, так как они необходимы в широком круге деятельности. Специальные способности находят применение в более узких областях деятельности человека. Для успешного выполнения той или иной деятельности необходимо наличие как общих, так и специальных способностей. Способности не являются природными свойствами личности, а лишь задатками, которые при благоприятных условиях и в результате деятельности развиваются в способности. Занятия театральным искусством позволяют проявить как общие, так и специальные способности. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. К специальным способностям относятся: фантазия и воображение, память и внимание, музыкальный слух и чувство ритма, эмоциональность и коммуникабельность, смелость, ассоциативное мышление, речь и пластика.Предметом мониторинга, который ведется в классе, является: оценка соответствия результатов деятельности по категориям на каждом этапе обучения. С целью получения объективной и сопоставимой информации о состоянии и тенденциях развития образовательного процесса и разработана функциональная модель мониторинга.Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:проследить динамику развития личности в соответствии с диагностируемыми параметрами; оценить траекторию развития личности и индивидуальности каждого учащегося; сформировать информационную базу индивидуальностно-личностного роста учащихся; выявить возможные отрицательные тенденции в развитии личности и индивидуальности, наметить пути их предупреждения и преодоления; определить благоприятные психологологические условия для развития личности и индивидуальности учащегося. Мониторинг уровня развития личности и индивидуальности учащихся наглядно демонстрирует динамику развития. Методической основой для него стала «Карта творческого развития учащихся» А.И. Фоминцева (.). С опорой на нее, была разработана «Таблица диагностики развития личности по отслеживанию динамики творческого развития учащихся отделения театрального искусства» на задания и упражнения по определенным категориям, для каждого класса. Должны быть расписаны анализируемые упражнения-задания разного уровня сложности, категории, по которым отслеживается динамика творческого развития учащихся в течение всего учебного года. Динамика данных, полученных автором в ходе работы, свидетельствует о положительных сдвигах в развитии основных психических свойств личности каждого ребенка. Игры-тренинги на развитие таких качеств внимания как объем, устойчивость, переключаемость, формирует у детей актерскую наблюдательность и сосредоточенность на цели. Повышается уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся. Из объекта деятельности они превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. С усилением стремления к творческой активности постепенно увеличивается объем работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности учащихся. Ребята ждут новых интересных заданий. Улучшается и общий психологический климат на уроках: они не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне. КАТЕГОРИИ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯНа вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади» (Еврипид) Самовыражение Это хороший способ помочь детям в выражении своих эмоций. Вы убедитесь, что именно посредством игры и соревнований у детей развиваются такие качества, как: уважение к другим, командный дух, а также навыки общения. Упражнения-задания увеличивают творческий потенциал ребенка и, как следствие, усиливают положительные эмоции, стимулируют работу мозга. Агрессивное – 0; степень – 1, 2, 3 ВнимательностьПсихиатрическое определение синдрома дефицита внимательности, гиперактивности у детей включает такие симптомы, которые часто встречаются и у абсолютно здоровых детей, например: ребенку трудно играть тихо, ребенок легко отвлекается на внешние раздражители, ребенок излишне разговорчив, ребенок нуждается в руководстве, и т. д. Ученые объясняют это так. Хорошее настроение означает, что все в порядке, оно делает мышление креативным, направленным на будущее, а не на прошлое. Поэтому любая информация воспринимается в целом, без внимания к деталям. А плохое настроение, наоборот, делает мышление аналитическим.Синдром дефицита внимательности, гиперактивность у детей – 0; степень – 1, 2, 3 КоординацияКоординация – умение согласовывать движения различных частей тела. Ловкость движений невозможна без развития функции равновесия, которая определяется положением центра тяжести тела над площадью опоры. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, ненапряженно, пластично, четко. Слабая – 0; степень – 1, 2, 3 Образное мышлениеСуществует три вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Уровни мышления у детей одного и того же возраста достаточно разные. Поэтому задача преподавателя состоит в дифференцированном подходе к развитию мышления у обучающихся. Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что мыслительная деятельность осуществляется на образном материале. Наиболее значительную роль в образном мышлении играют зрительные, слуховые и двигательные образы. Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Мышление неразрывно связано с речью. Чем активнее ребенок в умственном отношении, тем больше он задает вопросов и тем эти вопросы разнообразнее.Слабое – 0; степень – 1, 2, 3 ПамятьЧеловеческая память – уникальное явление. Некоторые виды памяти есть даже у простейших одноклеточных организмов. Традиционно считается, что все люди делятся на тех, кто лучше запоминает то, что видит, на тех, кто лучше запоминает то, что слышит и на тех, кто запоминает что-то при записывании. То есть память бывает визуальной, слуховой и моторной. Если учитывать временную характеристику памяти, то можно понять, что память бывает непосредственной, оперативной и долговременной. То есть что-то мы помним доли секунды, а какую-то информацию храним в памяти долгие годы.Слабая – 0; степень – 1, 2, 3 ЭмоциональностьЭмоциональность это свойство человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента – впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.Отсутствие – 0; степень – 1, 2, 3 Активность Это деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения. Или, другими словами, активность – это всего лишь то, что формирует и направляет энергию человека на изменение объектов внутреннего и внешнего мира. Активность бывает: творческая, двигательная, познавательная и побуждает человека делать что-либо.Отсутствие – 0; степень – 1, 2, 3 ФантазияЭто творческая сила, объединяющая непосредственные переживания с действительностью духа. Фантазия, воображение – психический процесс, продуктивная деятельность, творческая способность. Отличают сенсорную фантазию, характеризующуюся созерцательностью, внутренней направленностью на основе воспоминаний, от моторной фантазии с присущей ей спонтанностью. Благодаря переходу сенсорной фантазии к моторной рождается творческая фантазия ученого, художника или инженера. Образы фантазии и фантазию как процесс обычно называют фантазированием, правда, чаще в отрицательном смысле. Не развита – 0; степень – 1, 2, 3 ЛогикаНаука о рассуждении, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка, искусство рассуждения. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому ее также можно определить как науку о способах получения выводного знания. Логика делится на: высказывание (суждение) – некоторое предложение, которое может быть истинно (верно) или ложно; утверждение – суждение, которое требуется доказать или опровергнуть; рассуждение – цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных друг с другом; умозаключение – логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений, получается (выводится) новое суждение.Не развита – 0; степень – 1, 2, 3 Актерское мастерствоАктерское мастерство – это воздействие словом! Такая техника необходима не только в искусстве, но и в повседневной жизни. Симпатия и понимание – основополагающие принципы партнерства в любого рода коммуникациях. Эффективное воздействие словом происходит когда: верно составлена фраза; активно работает артикулярный аппарат; хорошо звучит голос; выбран нужный темпо-ритм; взяты во внимание предлагаемые обстоятельства; поставлена четкая цель воздействия, т.е. определен подтекст.Не развита – 0; степень – 1, 2, 3 Проведенный автором мониторинг развития творческих способностей учащихся показывает, что формы и методы обучения позволяют развивать комплексную компетентность учащихся, проявляющуюся в высокой степени креативности обучающихся, готовности творчески подойти к решению социальных, интеллектуальных, художественных, музыкальных задач.В целом, результативность проверяется по уровню сформированности положительной эмоциональной сферы в коллективе, по активности, раскрепощенности в выполнении упражнений, по умениям применять полученные исполнительские навыки при выполнении заданий, по удовлетворенности детей своей деятельностью.Подведения итогов в каждой четверти оценивается по пятибалльной системе. Окончательная оценка успеваемости каждого учащегося складывается из результатов мониторинга и его участия в спектаклях, концертах и т.д. Рассматривая полученные данные, необходимо учитывать, что возрастная динамика показателей творческого мышления детей наблюдается в течение всего года и у всех учащихся. Таким образом, проведение мониторинга формирует у обучающихся:устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у детей мотивации к обучению; облегчение усвоения учебного материала, повышение уровня исполнения заданий, упражнений, тренингов; включающих в себя интегрированные межпредметные дисциплины; понимание анализировать свою учебную деятельность; более успешно адаптироваться в образовательном процессе. ИСТОЧНИКИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ РЕСУРСОВ:P.S. Все умное, к сожалению, уже сказали до нас! (Вольтер)ttp://gigabaza.ru/doc/61728.html Дополнительная образовательная программа театра-студии – Интеграция - методологическая основа преподавания истории – Б. П. Никитин. Способный ребенок не дар природы – М.,1969 г. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1984 г. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002 г. Википедия – свободная Интернет энциклопедия. Воспитание индивидуальности. Учебно-методическое пособие. Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, – М., 2005 г. Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002 г. Гордеева Л.С. Статья «» - Якутия, 2007 г. Даринская В.М. Влияние личностных оценок и эмоционального состояния ребенка на раскрытие его творческого потенциала и развитие способностей. Семейная психология и семейная терапия. – 2001 г. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984 г. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие. - О.: 2004 г. . Статья «Предметно-пространственная среда как художественно-творческий комплекс развития ребенка в условиях ДОУ» - festival.1september.ru/articles/415037/ Базовые курсы для учителей музыки. – г. Дзержинск - wiki.schoolnet.by/MetodKabinet/TemyVypRabot/Muzyka& Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. Школа и производство, №7, 2005 г. Психология. Словарь.Под ред. Петровского А.В. - М., 1990 г. 18. Фоминцев А.И. «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы» Методика, 2002 г. - 19. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. Академия развития. 1997 20. Ситуация успеха как важнейший элемент личностно-ориентированного урока. Под ред. Т.И. Немцевой, Е.Н. Степанова, З.Л. Яковлевой. – Псков, 2008 г.21. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии.- № 1, 1991 г. ПриложениеМОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 1, 2 КЛАССОВ(ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР)МОНИТОРИНГ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА