Публикации
Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Автор: Трошина Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей «Играйте вместе с детьми»
Автор: Трошина Татьяна Ивановна
Консультация для родителей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли»В.А. Сухомлинский У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы. В чем причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет - больше разговаривать с ребенком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами. Конечно это важное условие, чтобы ребенок заговорил, но нужно учесть еще и другое. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательною областью, являясь ее частью. Может быть, развитие моторной речи зависит от развития моторики в целом? Нет. Наблюдения показали, что это не так. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Отмечено, что для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами. У игр пальцами есть и другие преимущества. Например, они помогают в обучении таким понятиям, как "вниз" и "вверх", а также понятиям числа и т. д. Они помогают развить чувство ритма, воображение, Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика /сделай вот, так показываем, как надо сделать/. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся. В чем же заключается связь движения пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок постигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи /так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи/, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира - предметов, животные, людей, их деятельность, а такие процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. 1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе. 2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставать колечки друг к другу, поднести к глазам. 3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставит на стол, правую раскрыть и положить сверху. 5. «Стул. Кресло». Поставить на стол сжатый кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. 6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулак. 7. «Птичка пьет из бочки». Поднеси к «бочке» вторую руку, указательный пальчик опускать в отверстие и поднимать. 8. «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони. 9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать во внутрь. 10. «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими. 11. «Крыша. Башня. Дом» Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней .12. «Магазин с прилавком». Положение рук то же, но указательные пальцы соединены по всей длине. 13. «Покупатель и продавец». Положение то же, но большие пальцы расположены по обе стороны «прилавка». 14. «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга. 15. «Кораблик» Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху. 16. «Ёлка». Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу. 17. «Солнечные лучи». Окрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены. 18. «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь. 19. «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами. 20. «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть "ворота".21. «Цепочка». Большой и указательный палец левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, средний – большой и т. д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение. 22. «Шарик». Пальцы каждой руки соединить в щепотку и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальчики принимают исходное положение. 23. «Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает. Тренировка тонких движений пальцев рук, пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка. О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.Игры с изображением предметов, животных и птиц.Эти игры состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.Черепаха.Черепашка, черепашка в панцире живет(1)Высунет головку, (2) обратно уберет (3)(1)Кладем кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими.(2)Высовываем указательные пальцы.(3)Убираем пальцы обратно.Утенок.Ты утенок не пищи лучше маму поищи.Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.Коза.У козы торчат рога, может забодать она.Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.Очки.Бабушка очки наделаИ внучонка разглядела.Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.Труба.Дом стоит с большой трубой.В нем мы будем жить с тобой.Смотрит ввысь труба на крышеИ дымит, как будто дышит.Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры - потешки.Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Например: «Сорока - белобока»Сорока – белобока При этом указательным пальцемКашку варила, правой руки выполняем круговыеДеток кормила . движения по ладони левой руки.Этому дала, Затем по очереди загибаем мизинец,Этому дала, безымянный, Этому дала, средний,Этому дала, указательныйЭтому дала. и большой пальцы.«Ладушки»- Ладушки, ладушки! Выпрямляем пальчики малышана своей ладони.- Где были? У бабушки! Соединяем его ручки ладошкак ладошке.-Что ели? Кашку! Хлопаем в ладоши:-Что пили? Бражку! Еще раз.Бражка сладенька,Бабушка добренька.Попили, поели,Ш у -у, полетели!На головку сели! Это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.Потешки про пальчики.Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик лег в кровать,Этот пальчик чуть вздремнул, Этот пальчик уж уснул,Этот крепко-крепко спит.Тише, тише, не шумите…Солнце красное взойдет,Утро ясное придет,Будут птицы щебетать,Будут пальчики вставать!Раз, два, три, четыре, пять!Вышли пальчики гулять!Этот пальчик – в лес пошел,Этот пальчик – гриб нашел,Этот пальчик – чистить стал,Этот пальчик – резать стал,Этот пальчик – все съел,Оттого и потолстел.Этот пальчик – лежебокаЭтот пальчик – занял место,Этот пальчик – ляжет тесно,Этот – пел.Ну, а этот лишь глядел!Пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.Помощник.Топором дрова колю(1)А потом пилой пилю(2)Отнесу их бабушкеЧтоб испечь оладушки (3)имитируем движение топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз. имитируем движение пилы, движение ладошками вперед-назад. Показываем ладошки Хлопаем ладонями друг о друга. Надо спать.А кто не лег в кроватку?(1)А кто не хочет спать?(2)Такого непослушногоЯ буду щекотать.(3).(1)Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).(2) Переворачиваем руки на другой бок.(3)Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.Пальчики. Жили – были на одной поляне пять братьев – пальчиков. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был Мизинчик и все его любили. При рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речьЛитератураАгапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009; Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с. КрупенчукО. И. «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005 Черенкова Е. Н. «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008