Публикации
«Педагогическая технология и мастерство воспитателя»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическая технология и мастерство воспитателя»
Автор: Трошина Татьяна Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Педагогическая технология и мастерство воспитателя»
Автор: Трошина Татьяна Ивановна
Добрый день, уважаемые коллеги!В своей работе я использую разные современные образовательные технологии, но остановлюсь на технологии исследовательской деятельности. Целенаправленно и системно начинать работу по данному направлению рекомендуется уже с младшего дошкольного возраста. Именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающему миру, накапливаются яркие эмоциональные впечатления.Познавательно-исследовательская деятельность в раннем детстве представляет собой простое экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются простые орудийные действия.Крепко и надолго знания усваивается тогда, когда ребенок слышит, видит и делает что-то сам. Задачи формирования познавательно-исследовательской деятельности детей младшей группы:формировать умения устанавливать простейшие связи и отношения к объектам близкого окружения; обогащать знания дошкольников новыми впечатлениями; способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением они открывают для себя окружающий мир. Им интересно всё. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Малыш изучает мир, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые?Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не трогай песок руками, он грязный! Брось камень! Не бери снег! Не смотри по сторонам, а то споткнешься!»Может быть, мы, взрослые, сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Задача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать исследовательскую деятельность. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.В процессе исследовательской деятельности идёт развитие познавательной активности и любознательности, обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость формулировать закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи. У ребёнка накапливаются умственные умения, развиваются изобразительные способности. Ему приходится измерять, считать, сравнивать.Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.В процессе экспериментирования я привлекала внимание детей к запахам, звукам, тактильным ощущениям, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Я показывала правильные способы действий, а также предоставляла возможность для самостоятельного исследования, не забывая при этом напоминать о правилах безопасного поведения в действиях с почвой и водой (воду не пить, почвой не бросаться), а также о правилах поведения с мелкими предметами (не засовывать фасолинки и мелкие камни в ухо, нос; не брать их в рот). В своей работе я использовала следующие правила:- не заставляла ребенка экспериментировать, а создавала условия для возникновения интереса к познанию.- не сдерживала двигательную активность детей.- хвалила ребенка за успехи.Результаты после проведенных экспериментов меня очень порадовали: малыши усваивают достаточно сложные экологические знания, у них формируется интерес к экологическим знаниям, развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность. И как было приятно видеть искреннюю радость.