Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Велижанина Ольга Сергеевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МКОУ МУЛЫМСКАЯ СОШПлан практической работы по теме самообразования «Формирование основ безопасности у детей среднего дошкольного возраста посредством современных технологий»Воспитатель:Велижанина О.С.2017-2018 уч.г.Цель  – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:- формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;- приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;- передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих условий и принципов:              -системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);  - доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);                        - включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);    -наглядность;                                                                                                             - динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);                       - психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).   Тема самообразования реализуется с помощью современных образовательных технологий:
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология;
  • технологии предметно – развивающей среды
  •                            Актуальность:Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д. Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.Дата начала работы над темой: сентябрь 2017 годаПредполагаемая дата окончания работы: май 2018 годаПерспективный план:Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилахбезопасного поведения у дошкольников 4 – 5 летКритерии оценки знаний детей средней группы:I. «Ребенок на улицах города»1. Знать значение сигналов светофора2. Знать и называть элементы дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход, остановка общественного транспорта)3. Знать виды транспорта (наземный, воздушный, водный, специальный)4. Знать и называть дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»)5. Знать правила поведения в общественном транспорте и ожидая его6. Знать место для игр и правила поведения во время игр7. Знать правила езды на велосипеде.II. «Ребенок дома»1. Знать опасные предметы, электроприборы и правила пользования ими.III. «Ребенок и другие люди»1. Познакомить детей с правилами поведения при общении с незнакомыми людьмиIV. «Ребенок и природа»1. Знать, что рвать растения и есть их нельзя – они могут быть ядовитыми2. Знать правила поведения с животными (не брать, не дразнить, не гладить и т.д.)3. Знать правила поведения на воде (осенний, весенний, летний период)V. «Пожарная безопасность»1. Знать о причинах и последствиях пожаров2. Знать правила поведения во время пожараVI. «Азбука здоровья»1. Знать о роли гигиены, физических упражнений, закаливания для здоровья2. Знать и называть части тела человека 3. Знать о правильном питании4. Знать о назначении скорой помощиОценка знаний ведется по трех балльной системе:3 балла - высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.2 балла - средний уровень — ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.1 балл - низкий уровень — ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.Задания для выявления уровня сформированности представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 – 5 лет:«Ребенок на улицах города»1 задание Игра с макетом улицыЦель проведения: Знают ли части улицы, место перехода улицы Знают ли дорожные знаки2 задание Игра «О чем говорит светофор»Цель проведения: Знают ли дети значение сигналов светофораМатериал: карточки с изображением сигналов светофора, действий пешеходов.Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку соотнести сигналы светофора с действиями пешеходов.3 задание Беседа по сюжетным картинкамЦель проведения: Знают ли правила поведения в общественном транспорте и ожидая егоМатериал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий на остановке общественного транспорта и в общественном транспорте.Вопросы к беседе: Рассмотри картинки и назови, кто ведет себя неправильно (правильно)? Где люди ожидают транспорт?4 задание Игра «Правильно – неправильно»Цель проведения: Знают ли дети места для игр Знают ли дети правила езды на велосипедеМатериал: картинки с правильными действиями детей и не правильными действиями на дороге, во дворе, на велосипеде. Значки ! (правильно) и Х (неправильно)Ход игры: Ребенок рассматривает картинки и расставляет значки, где правильно ведут себя дети, а где неправильно. Почему?5 задание Игра - лото «Виды транспорта» (подгрупповая)Цель проведения: Знают ли дети виды транспортаМатериал: настольно-печатная игра – лото «Виды транспорта»В процессе игры дети должны не только закрывать большие карты маленькими, но и проговаривать какой тот или иной транспорт. «Ребенок дома»1 задание Игра «Источники опасности»Цель проведения: Знают ли дети опасные предметыМатериал: Карточки с изображением опасных и неопасных предметовХод игры: Ребенку раздаются карточки, воспитатель предлагает рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы: Что может быть источником пожара? Что может быть источником травмы (ожога, пореза…)? Что может быть источником гибели человека?2 задание «Мой домашний адрес»Цель проведения: Знают ли дети свой домашний адресХод игры: Все встают в круг, воспитатель передает мяч ребенку и говорит6 «Я живу в (на)… городе (районе, поселке, улице, доме и т.д.)», ребенок продолжает, называя свой адрес, и передает мяч соседу и т.д.3 задание «Моих родителей зовут»Цель проведения: Знают ли дети имя, отчество и фамилию родителейХод игры: Дети, передавая друг другу мяч, называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.«Ребенок и другие люди»1 задание Игра-тренинг «Незнакомец» (подгрупповая)Цель проведения: Знают ли дети правила поведения с незнакомым человекомХод игры: во время игры дети должны показать как нужно вести себя с незнакомцем в разных ситуациях: В дверь стучатся (что делать?) Незнакомец предлагает конфетку (игрушку, зверушку и т.п.)? Незнакомец тащит тебя в машину?«Ребенок и природа»1 задание «Правильно - неправильно»Цель проведения: Знают ли дети правила обращения с животнымиМатериал: сюжетные картинки с правильными и неправильными действиями с животными, кружки красного и зеленого цвета.Ход игры: Рассмотреть картинки и положить зеленый кружок, где изображены правильные действия и красный с неправильными. Почему?2 задание «Можно - нельзя»Цель проведения: Знают ли дети правила поведения на природе, на водеМатериал: карточки с изображением правильных и неправильных действий на природе, на водеХод игры: Задача детей распределить карточки по принципу можно – нельзя. Почему? «Пожарная безопасность»1 задание «Пожар»Цель проведения: Знают ли дети правила пожарной безопасности Материал: картинки с изображением причин пожара и предметов тушения пожараХод игры: детям раздаются карточки. Воспитатель предлагает ответить на вопрос, показав нужную карточку- Отчего происходит пожар?- Что нужно делать, если случился пожар? И т.п.2 задание «Разложи по порядку»Цель проведения: Знают ли дети правила поведения во время пожараМатериал: картинки с изображением действий во время пожара.Ход игры: Ребенок должен разложить карточки в нужном порядке и рассказать об изображенных на них действиях.«Азбука здоровья»1 задание «Здоровый малыш»Цель проведения: Знают ли как уберечь свое здоровье, правила личной гигиеныМатериал: игра – лото «Здоровый малыш»Ход игры: Ребенку предлагается показать и проговорить «что такое хорошо и что такое плохо».2 задание «Гигиена и хорошее здоровье»Цель проведения: Знают ли дети о частях тела человека и их функцияхМатериал: игра – лото «Гигиена и хорошее здоровье»3 задание «Телефон»Цель проведения: Знают ли дети номер телефона аварийных служб Материал: картинки с изображением специального вида транспорта, такси и номера телефоновХод игры: Воспитатель предлагает ребенку выбрать любой номер и найти машину, которая придет по этому номеру.Диагностическая карта по ОБЖ для детей средней группын – начало года; к – конец года3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень6 – 8 – низкий уровень 9 – 11 - средний уровень 12-15 – высокий уровень Диагностическая карта по ПДД для детей средней группы3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень7 – 11 – низкий уровень 12 – 16 средний уровень 17 21 – высокий уровеньДиагностическая карта по ОБЖ для детей средней группы Диагностическая карта по ПДД для детей средней группы3 балла – высокий уровень; 2 балла – средний уровень; 1 балл – низкий уровень7 – 11 – низкий уровень 12 – 16 – средний уровень 17 – 21 – высокий уровень