Публикации
Работа с детьми с ОВЗ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми с ОВЗ
Автор: Дивеева Надежда Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с детьми с ОВЗ
Автор: Дивеева Надежда Николаевна
Коррекционно-развивающее занятие «Могу ли я назвать себя добрым?» Выполнила: педагог – психолог Дивеева Надежда НиколаевнаЦель: развитие эмоционально-чувственной и волевой сферы личности как основы социально-психологического здоровья, позитивного отношения к сверстникам и взрослым.Задачи: 1.Сформировать у детей представление о том, что такое «добро», «добрый», «доброжелательный человек», «добрые дела». 2. Раскрыть нравственную сторону жизненных явлений и поступков.ОборудованиеИнтерактивная доска.Диск с записью фрагментов детской телепередачи «Доброе слово», диск с релаксационной музыкой.Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти. Мяч, зеркало.Ход занятияI. Вводная часть.1. Ритуал приветствия.2. Сообщение темы занятия.Педагог –психолог: - Ребята, вы часто слышите слова добрый, добрая, доброе, добрые. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь сегодня на занятии.(Ответы детей)- Тема нашего занятия: «Могу ли я назвать себя добрым?»II. Основная часть занятия.«Секрет на ушко». Педагог –психолог: - Давайте подумаем, а что может быть добрым? - Ребята, вы любите секреты? Я тоже. И мне хочется с вами посекретничать. (Звучит тихая музыка.)- Подумайте и скажите мне на ушко, а вы можете назвать себя добрыми?Педагог подходит к ученикам и слушает ответы.- Спасибо за то, что вы доверили мне свой секрет. Я никому не скажу о нем. - А вы хотите научить свое сердце доброте? (Ответы детей.)2. Просмотр мультфильма «Добрые дела» из телепередачи «Шишкин лес». Беседа по содержанию мультфильма. Педагог –психолог: - А сейчас предлагаю посмотреть мультфильм, возможно, кто-то из вас узнает себя.- Как звали героев этого мультфильма? (Коксик, Зубок, Юля.)- Есть такие ребята, кто узнал себя в этих героях? (Ответы детей.)- О чем мечтал Коксик? (Лежать на диване и есть сметану.)- Что предложил сделать Зубок? (Идти на улицу и делать добрые дела.)- Почему Коксик не согласился? (Ему было лень.)- Подумайте и ответьте, а вы пошли делать добрые дела для людей? Почему?(Ответы детей.)- Почему Юля сказала, что утро, пожалуй, не доброе? (Лучшие друзья отвернулись друг от друга.)- Из-за чего поссорились Коксик и Зубок?- Какое доброе дело сделала Юля? Как ей это удалось?(Помирила друзей. Она сказала, что здесь побывала злая старуха инфекция, которая заразила друзей. Но от этой инфекции есть одно лекарство. Если волшебное яблоко дать тому, с кем поссорился, то случится чудо.)- Какое случилось чудо? (Коксик и Зубок помирились)- Действительно ли яблоко было волшебным?- Почему Юля назвала слова Зубка волшебными? Как вы считаете? (Он попросил прощения, извинился).Работа в парах. Педагог –психолог: - Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и скажите, какими должны быть настоящие добрые друзья? Какие правила они должны соблюдать.(Настоящие друзья стараются никогда не ссориться. Настоящие друзья никогда не будут обзывать друг друга. Настоящие друзья делают добро друг другу.)- Подведем итог, что значит быть добрым другом? (Добрый друг всегда думает о товарище.)4. Игровое упражнение «Добрый человек».Дети встают в круг.- Я каждому из вас по очереди буду кидать в руки мяч. Когда вы поймаете мяч, вы должны назвать имя доброго человека и объяснить, почему он добрый. Например: моя сестра Оля добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.- Молодцы, что вы вспомнили столько добрых людей! Аплодисменты педагога детям.Упражнение «Загляни в себя. Я – добрый!». Педагог –психолог: - Ребята, посмотрите пожалуйста, что у меня в руке и объясните для чего оно нужно (в руках зеркало).(Ответы детей.)- Верно, мы применяем зеркало для того, чтобы посмотреть на свою внешность. Как вы думаете, можно ли с помощью зеркала посмотреть, что у человека в тайнах его души, в сердце?- А вы хотите заглянуть в себя и отыскать в себе доброту? Сейчас мы с вами отправимся на солнечную полянку. Звучит музыка, педагог идет, а за ним – дети (ковер или маты). - Вот мы и пришли на солнечную полянку. Садитесь кому как удобно и слушайте.Все умеют танцевать,Прыгать, бегать, рисовать,Но не все пока умеют.Расслабляться, отдыхать.Есть у нас игра такая – Очень лёгкая, простая:Замедляется движенье,Исчезает напряженье.И становится понятно:Расслабление – приятно. Звучит релаксационная музыка.- Закройте глаза… Устройтесь удобно так, чтобы каждая часть тела была расслаблена. Руки и ноги отдыхают... Лицо спокойно, челюсть разжата... Сделайте несколько глубоких вдохов через нос — и сильных выдохов через рот... Дышите в такт с музыкой...- Представьте себе ваше доброе сердце. Рассмотрите его… В вашем сердечке живет доброта. Вспомните, какие добрые слова вы говорили, какие добрые поступки совершали…. Ваше сердце доброе… слова добрые… поступки добрые… А сейчас мысленно скажите себе фразу: «Я – добрый!»… Добрая сила наливается в ваши руки, добрая сила наливается в ваши ноги и спина наполняется доброй, хорошей силой… Мысленно потянулись, подняли руки вверх… Откройте глаза… «В гостях у книжки». А. Лопатина, М. Скребцова «Доброе облако». Педагог –психолог: - Вы любите книги читать, и слушать, когда вам читают? (Ответы детей.)- Сейчас мы будем слушать сказку «Доброе облако».«Утром мама сказала мальчику: - Скорее одевайся. Сегодня светит солнышко, и мы пойдем гулять. Но тут на небе показалось облако, и мама решила:- Нет, лучше останемся дома, вдруг будет дождик.Мальчик обиделся на облако и сказал сердито:- Уходи с неба. Ты мне гулять мешаешь.Облако спустилось пониже, заглянуло в окошко к мальчику и предложило:- Хочешь по небу погулять? Я тебя на себе покатаю.Мальчик очень обрадовался, открыл окошко и прыгнул прямо на облако.Поплыл мальчик на облаке над крышами домов, над улицами, над машинами. Слышит, как все они просят: - Умой нас скорее, облако. Мы пылью покрылись, а дождика все нет и нет.- Хорошо, - сказало облако, - и полило всех маленьким дождиком. Заблестели крыши домов, улицы и машины. Чистенькими стали. За городом было поле. Облако поплыло над полем, и мальчик увидел много-много желтых колосков.- Напои нас скорее, облако, - зашелестели колоски. Без дождика мы не можем вырастить зернышки. Без зернышек у людей не будет хлеба и каши.- Хорошо, - согласилось облако, - и полило колоски средним дождиком. Подняли колоски кверху золотые головки, и зернышки в них сразу окрепли и подросли.А облако полетело дальше. За полем был пруд.- Налей мне скорее водички, облако, - попросил пруд. - Я совсем высох. Мои рыбки без водички не могут дышать и плавать.- Хорошо, - согласилось облако.Тут пошел такой сильный дождь, что пруд до краев наполнился. Рыбки обрадовались и закружились, а лягушки заквакали веселые песенки. Только облако стало маленьким. Говорит оно мальчику:- Пора возвращаться, пока я совсем не растаяло.Вернулся мальчик домой, а мама ему говорит:- Дождик кончился, снова светит солнышко, и можно идти гулять.- Я знаю, я летал на облаке и видел, как дождик всем помогал, - ответил мальчик.- Разве можно летать на облаке? Оно пушистое и похоже на дым, - не поверила мама». Педагог – психолог:- А вы как думаете, можно ли летать на облаке? (в мечтах, во сне…) (Ответы детей.)Рисуем доброе облако. Техника «Мелки, акварель». Педагог –психолог: - Какие добрые дела совершило облако? (умыло крыши домов, улицы и машины; напоило колоски; наполнил пруд до краев; подружился с мальчиком и покатал его)- А вы хотите подружиться с добрым облаком? - Давайте нарисуем это облако. Дети рисуют облако мелками, небо закрашивают акварелью.- Как можно оживить его? (нарисовать добрые глаза, улыбку).8. Разучивание песенки «Добрые дела».- Ребята, вам бы хотелось доброму облаку сделать что-то хорошее? Какое доброе дело можно сделать для него? - Молодцы! Удачные ответы педагог поощряет аплодисментами.- Мне хочется предложить вам выучить песенку «Добрые дела», которую пели Коксик, Зубок и Юля, а потом пропеть ее для доброго облака. Кто поддержит меня в этом?Добрым очень трудно быть,Каждый, каждый день.Добрые дела творитьНам бывает лень.И к тому ж сердитых словНаберется море.Но, делай добрые делаИ воздастся втрое.III. Заключительная часть занятия 1. Рефлексия.- А кто хочет и уже готов делать добрые дела? (Ответы детей)- Доброе облако предлагает нам сыграть с ним в игру «Добрые дела». Педагог раздает детям карточки.- У вас на карточках два облака голубое и белое. Если вы теперь будете стремиться делать добрые дела для своих близких – мамы, папы, бабушки, дедушки, то нарисуйте себя на голубом облаке. Если еще и для других людей, то нарисуйте себя на белом облаке.Ритуал прощания.- На прощанье по-доброму улыбнёмся друг другу.Литература.Алябьева. Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. Методическое пособие. Москва: ТЦ «Сфера», 2008. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Части 1. 2. Москва: «Издательство Скрипторий 2003». 2007. Данилина Т.В., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2004. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. Ростов-на-Дону: ООО «Феникс», 2005. Фопель К. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: в 4-х томах. Т. 1 – М.: Генезис, 1998. Интернет – ресурсы