Публикации
Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Автор: Данилин Денис Юрьевич
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль концертмейстера в оркестре русских народных инструментов.
Автор: Данилин Денис Юрьевич
Открытый урок на тему:«Задачи и специфика работы концертмейстера в оркестре русских народных инструментов».Цели:Знакомство с миром русских народных музыкальных инструментов; воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, позволяющего применять свои знания в сфере досуга. Задачи:образовательные:обучение навыкам тембрального различия инструментов; научить различать голоса народных инструментов, прививать культуру исполнения в оркестре; привить любовь и уважение к традициям и истории своей страны. Воспитательные:показать самобытность русских народных инструментов и их роль в жизни человека; через устное народное творчество (сказку) формировать интерес к русской музыкальной культуре; воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре; продолжить воспитание исполнительской и слушательной культуры. Развивающие:способствовать формированию творческого мышления школьников, развитию внимания и памяти через образное нравственно – эстетическое постижение фольклора; развивать логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально; способствовать осознанию значимости коллективного исполнения музыки, при этом, не умоляя личного вклада каждого исполнителя. Тип урока: комбинированный.Методическое обеспечение: презентация к уроку, фонограммы звучания отдельных русских народных инструментов, слайды.Техническое обеспечение: проекционный экран, проектор, компьютер, русские народный инструменты, костюмы.Ход урока:Организация учащихся на урок. Методическое сообщение на тему: «Задачи и специфика работы концертмейстера в оркестре русских народных инструментов». История – сказка о русских народных инструментах, (слайды). Проигрывание русских народных песен «Степь, да степь», «Во поле береза стояла», «Волга – реченька», «Куманек», Е. Попов «Над окошком месяц», А. Гречанинов «Гармоника». Презентация на тему: « Русские народные инструменты». Вывод. 1.Подготовка и настрой учеников на урок. (Звучит музыка в исполнении ансамбля гусляров - видео).(Слайд №1 – Храм).2. Понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество исполнения, знания их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказывать верный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.Концертмейстер должен хорошо владеть инструментом - как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой исполнитель никогда не станет профессиональным концертмейстером, и наоборот – даже опытный музыкант не достигнет значительных результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законов ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не почувствует художественного единства и взаимодействия между партией солиста и партией концертмейстера.Концертмейстерская сфера музицирования предусматривает владение, как всем арсеналом исполнительского мастерства, так и множеством дополнительных умений – почувствовать гармоническую вертикаль, определить красоту каждой партии, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, подчеркнуть важную партию и т.д.Чтобы стать профессионалом в своем деле, концертмейстер должен быть наделен музыкальной одаренностью, сформированным музыкальным слухом, образным воображением, умением охватить содержание и форму произведения, артистизмом, способностью возвышенно и вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, сразу отделяя существенное от менее важного.2.Концертмейстер должен уметь: читать с листа партии любой сложности, понимать значение реализуемых в нотах звуков, их роли в построении целого. Выполняя аккомпанемент, концертмейстер должен видеть и ясно представлять другие партии, заранее ощущая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами способствовать его воплощению.* Владеть навыками игры в ансамбле.* Знать правила оркестровки, особенностей игры на инструментах народного оркестра.* Знать основные дирижерские жесты и приемы.* Знать историю музыкальной культуры, чтобы верно отображать стиль и образный строй произведений.* Концертмейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы чувствовать музыку разных стилей. Для практического овладения стилем любого композитора, нужно играть многие его произведения. Профессиональный концертмейстер проявляет постоянный интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомства с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен пренебрегать случаями, практически встретиться с различными жанрами исполнительского искусства, стремясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнения.* Специфика игры концертмейстера заключается так же в том, что он должен найти значение и удовлетворение в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия.* Концертмейстер должен приспособить видение музыки к исполнительской манере солиста или дирижера. Но необходимо сохранить при этом также и свое индивидуальное лицо.При всей многогранности деятельности концертмейстера, в центре его внимания находятся, безусловно, творческие аспекты. Творчество – это творение, открытие нового, источник материальных и духовных ценностей. Творчество – это активный поиск еще неизвестного, которое расширяет наше познание, дает человеку возможность по - новому воспринимать окружающий мир и самого себя. Необходимым условием творческого процесса концертмейстера является наличие замысла и его воплощения. Реализация замысла органично связана с активным поиском, который выражается в раскрытии, корректировке и уточнении художественного образа произведения.Мобильность, скорость и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Творческое вдохновение передается партнерам и помогает обрести психологическую уверенность, мышечную свободу. Воля и самообладание – свойства, одинаково необходимы и концертмейстеру и солисту. Концертмейстер должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни исправлять свои ошибки недопустимо, как и демонстрировать свою реакцию на ошибку.3. «Домра – название этого инструмента состоит из двух слогов – ДОМ и РА. Слог РА – означает СОЛНЦЕ. Мы начнем историю об инструменте, который называется СОЛНЕЧНЫЙ ДОМИК.(Слайд №2 – лес)(Звучит русская народная песня «Степь, да степь»).В её три струнки включены все состояния души:И смех, и радость, и печаль,И молодецкая удаль.Лишь только медиатор струн коснется –На звуки музыки и ваше сердце отзовется –Уж так природа человека создала –Поёт от звуков домрочки душа!«Давным - давно ноты умели разговаривать как люди, и жил в то время один музыкант, который одинаково хорошо играл на многих музыкальных инструментах. И, конечно же, он дружил с нотами.А нотки были разные: весёлые, как солнышко (слайд №3 – солнышко) и грустные, как осень (слайд №4 – дождливая осенняя природа). Музыкант дружил со всеми нотками, чьи голоса были выше самого высокого облака (звучат высокие ноты) .Дружил и с нотами, которые звучали так низко, как будто жили под землёй (звучат низкие ноты), и с теми, которые вечно спешили, бежали, скакали, и за ними трудно было угнаться (проигрываются шестнадцатые ноты). Дружил и с теми, которые были ленивыми, тягучими, а их мягкие голоса могли убаюкивать (звучит напев колыбельной песни). За его дружбу нотки очень любили музыканта и доверяли ему все тайны и душу.(Слайд №5 – летняя лесная полянка).Однажды в лесу, на ясной лужайке музыкант увидел Домрочку, которая одиноко сидела возле пенёчка и плакала.- В чём дело - удивился музыкант.- Потерялась – отвечает домрочка. – Все мои сестрички пошли вперёд, а я засмотрелась на небо, облака, травку зелёную, слушала, как птички поют, и отстала.- Не беда, - отвечает музыкант, - я знаю, как помочь тебе вернуться домой, к твоей семье. Взял за руку домру, но она продолжала плакать (звучит песня Попова «Над окошком месяц»).(Слайд №6 – горы)Успокоившись, домрочка увидела, что вокруг неё – горы, она с музыкантом находится на вершине самой высокой горы и на троне восседает Бог Апполон - покровитель музыки и поэзии. В руках у него был удивительный инструмент – золотая кифара, напоминающая современную гитару.- Не подскажешь ли, где дом нашей домрочки? – спросил музыкант Апполона.- Конечно же, подскажу, - услышали они в ответ. Твоя семья всюду, везде. Сейчас я позову твоих старших сестричек. В каждой стране, где бы ты не оказалась со своим музыкантом, - у тебя есть родственники, очень близкие музыканты: лира – в Греции, гитара – в Испании, мандолина – в Италии, банджо – в Америке, балалайка, как и домра – в России, но она намного моложе тебя, милая домрочка. Вы прибыли из России, и свой дом ты найдёшь по солнечному лучику, который я сейчас пущу вам, указав дорогу, ведь всем струнным инструментам покровительствует СОЛНЦЕ. Посмотри на всех сестричек – у них в основании корпуса – солнышко, и вокруг него множество лучиков, которые никогда тебе не позволят затеряться. Пусть ваша дорога домой будет весёлой и радостной. На вашем пути встретится много друзей и подружек, и ты благополучно вернёшься домой.(Слайд №7 – русский народный оркестр). И, действительно, вскоре пред взором музыканта и домрочки предстал домик, в котором жила большая и дружная семья струнных инструментов и их братья баян и аккордеон. Радости не было конца. Все ноточки были счастливы и их мелодические пассажи и обороты прекрасно отражали это состояние, иногда вспоминая о печальном путешествии потерявшейся домрочки. (звучат пьесы: А. Гречанинов «Гармоника», , р.н.п. «Волга – реченька», «Куманёк»).4.Презентация на тему: «Инструменты русского народного оркестра» представляют ученики Бычков Николай, Данилов Артём, Касаткина Екатерина, Клеймёнова Екатерина,5.Дети любят сказки. Со сказкой приходит понимание добра и зла, силы и мужественности, любви и ненависти. Через сказку, ту особенную атмосферу погружения в особенный мир повествования приходят к детям новые знания, которые год от года крепнут и расширяются.Литература.1.Н.Д. Яковлев «Об эстетическом воспитании школьников». Москва, 1965.2. Г.М. Никитина «Радость совместного творчества». Москва, 1991.3. А.А. Нелюбина «От урока к празднику». Москва, 1991.