Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Абибуллаева Эльмира Аликовна

Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах, играх, стихах и развивающих заданиях для детей. Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них малышам? В какие игры можно поиграть? Детям о зимующих птицахСегодня я предлагаю начать увлекательное путешествие в мир птиц. Этот мир настолько интересный, разнообразный и большой, что наш разговор будет с продолжением. В этом сборнике дидактического материала Вы познакомитесь с беседами о зимующих птицах, найдете сказки, стихи, игры и рассказы о каждой зимующей птичке.А теперь - начнем наше путешествие. Покажите детям первую картинку.1.Зимующие, кочующие и перелетные птицы.-Посмотрите, кто к нам прилетел? Вы знаете этих птиц? Назовите их. Почему они называются зимующими?-Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотрите внимательно окраску птичек и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).-Предложите детям прислушаться к тому, что говорят ему эти птички. Пусть птички Вашим голосом похвалятся друг перед другом и перед малышом. «А у меня грудка красная! А головка черная!» - скажет Снегирь. «А у меня штанишки красненькие и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», - скажет Дятел. «А я воробышек - шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю» - пропищит воробей малышу.-Спросите, кто еще зимует с нами. (К зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели – пусть дети вспомнят, каких еще птичек они видели зимой рядом с домом, в парке, в лесу, на даче)2. Зимующие, кочующие, перелетные птицы-С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.-Спросите детей, каких птиц они видят во дворе и зимой, и летом (например, воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.-А есть птицы - гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша средняя полоса как будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте «Сосулька» живем! А мы и не знали!3.Курорт «Сосулька». Н. СладковСидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:- Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!И слышит вдруг голос:- Это смотря на какой зимовке, Сорока!На какой, на какой - на обыкновенной!Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие - в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные - как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать - курортничать с Севера прилетели. Я - Сова белая, они - Свиристель и Снегирь и они - Пуночка и белая Куропатка.— Что-то я вас не пойму толком! — удивляется Сорока. — Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег — и у нас снег, у вас мороз — и у вас мороз. Тоже мне курорт — одно горе!Но Свиристель не согласен:— Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное — это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.И белая куропатка не согласна:— Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь — чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.И белая Сова не согласна:— В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.— Век живи, век учись! — удивляется Сорока. — Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!— Так-то, Сорока! — кричат все. — А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, — от них пока ни слуху ни духу.-После чтения сказки задайте детям вопросы: Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина). А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться). Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А вам что нравится у нас зимой?4.Взрослым на заметку.Эта сказка очень хороша для инсценировки. Как легко и быстро сделать самый простой пальчиковый театр для такой инсценировки Вы узнаете из статьи . А персонажи для театра найдете на картинке ниже. Разыграйте диалоги между персонажами этой сказки. Можно добавлять новых персонажей (например, вопросы птицам-гостям курорта может задавать воробей или ворона или синичка) и импровизировать. В таких инсценировках не нужно заучивать слова сказки, нужно просто передавать содержание своими словами – словом, это не инсценировка, а игра! А в игре репетиций не бывает! А бывает удовольствие от творчества! Чего и желаю всем - и детям, и взрослым! Ведь на курорте «Сосулька» даже зимой никто не унывает!-Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом). Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое.-Вы уже догадались, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите детям, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте).-Кочующие птицы прилетели к нам на зиму. А где же сейчас наши ласточки, стрижи, аисты, гуси, кукушки? Куда они делись? Правильно. Это птицы перелетные, они улетели в теплые страны, их зимой у нас не встретишь. И даже письмо нам прислали. Хотите узнать, о чем они пишут? Вот какое письмо они послали Сороке – почтальону:6.Письмо от кукушки.«Здрасьте! Пишет Вам кукушка! Шлю Вам привет и свое ку-ку из жаркой Африки. У нас тут лето и жарко. Все цветет и зеленеет, бабочек-гусениц полным-полно. Так что сыты мы и довольны, чего и вам желаем! Многих наших птиц я повидала здесь – встретила и ласточек, и скворцов, и иволг, и соловьев. Всем им живется хорошо, но вот никому не удается на чужбине гнезд свить. А я уж, что за любительница покуковать, а здесь ни гу-гу, то есть ни ку-ку, никому ничего не накуковала. Весной встретимся. Передаю привет от всех наших перелетных птиц. До свидания! Кукушка Ку-Ку» (по мотивам рассказа «Что пишут птицы из-за границы» Г. Юрмина и А. Дитрих).-Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушайте любые предположения детей. А после подскажите: «Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!»). Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!Как живут птицы зимой?Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье). А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери – зайцы, лисы, волки) И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц – воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!7.Нахохлились-Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросите детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушайте предположения детей, а потом уточните их представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.-Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птички могут погибнуть.8.Голубь и воробей-А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть дети попробуют показать, как она это делает. Зачем же птичке это нужно? Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.-Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках - холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Предложите детям показать, как птички друг друга греют. Пусть прижмутся к Вам и друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем»).-Зима - очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.9.Снегирь и синица-Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет, как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны» - так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом.-Как вы думаете, каким? (Пусть дети вспомнят, что делали птички, которых они видели на прогулке. Они искали корм или клевали его).-Да, поиск еды - главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным - пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста можно прочитать отрывки из «Лесной газеты» В. Бианки10.Холодно в лесу, холодно! В. БианкиЛедяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь. Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться. Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полна кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, - спи крепкоКто сыт, тому холод не страшен. В. БианкиУ зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок - лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу? Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, - нет добычи. Голодно в лесу, голодно!-После чтения спросите ребенка: Зачем птицам нужно много двигаться зимой? (чтобы согреться) Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (нужно, чтобы было много корма) Как мы можем помочь птицам зимой?Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулкеСамое интересное для детей - это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм, скорее всего, быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.11.Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?1.Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, туловище, лапки, хвост, туловище покрыто перьями).Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует).2.Чем отличаются повадки разных птиц:
  • как они клюют корм в кормушке (сразу же садятся на кормушку или осторожничают и сначала садятся на кусты, и только потом подлетают к кормушке),
  • ссорятся или нет, уступают ли друг другу,
  • как летают и как ходят птицы,
  • близко ли они подходят к людям,
  • живут поодиночке или в стайках,
  • какой корм они любят (синички и дятлы любят есть несоленое сало, сало можно подвесить на нитке к кормушке, снегири и свиристели – ягоды, семена едят все птицы, а вот овес и пшено любят воробьи и овсянки)
  • в какое время дня прилетают они на кормушку (когда светло),
  • в каких случаях птицы издают звуки – кричат, перекликаются, а в каких случаях они молча клюют зерна,
  • какой клюв у птичек и можно ли по форме клюва догадаться, чем питается птица (Можно, у птиц, питающихся насекомыми клюв тонкий и узкий, а у тех птиц, что питаются зерном клюв более тупой и более толстый)
  • какие следы оставляют птицы на снегу? (попробуйте их зарисовать и научиться читать «птичьи истории» по следам – какие птички прилетали, с кем они на кормушке встретились, сколько было птиц на кормушке?). Это задание очень нравится детям. Они чувствуют себя настоящими следопытами.
  • почему, когда подлетает ворона разлетаются воробьи и голуби? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся. Именно поэтому ворону лучше кормить   отдельно, чтобы она не отнимала корм у маленьких пташек)
  • Вот несколько заметок для наблюдений с детьми повадок зимующих птиц.Воробьи - юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой. Воробей — маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.Вот прилетели чечетки. Они шумные, перекликаются друг с другом. Клюют семена. Чечетки могут быть разные. Есть чечетки бурые с серой грудкой, а есть с красной грудкой. Чечетки - наши гости. Они прилетают к нам на зиму с севера.Голуби медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку.Снегири - спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый - они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Снегири очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Они прилетают к нам с севера – они тоже наши гости. С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».Вороны, сороки, галки - это всё «родня вороны». Они зимой прилетают к нам из леса. В лесу они всегда улетают от людей, а в городе они людей меньше боятся. Вечером они летают стаями над городом, а потом прилетают в парк, садятся там на ветви деревьев и засыпают до утра. Вороны умные, близко не подходят к человеку, осторожные, ходят вперевалочку. Сороки большие, серые, а голова и крылья черные. Бока у нее белые. Поэтому сорок называют «пестрыми». Сорока подпрыгивает. Она любит есть несоленое сало на кормушке.Синички имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке.Щеглы прилетают стайками. Они очень красивые - на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные - настоящие гимнасты! Щеглы вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена.Во время наблюдения можно прочитать детям стихи об этих птичках. Стихи о зимующих птицах для самых маленьких и детей постарше Вы найдете в этой серии статей. Очень удобно выписать или распечатать стихи на карточки (размером с четверть альбомного листа) и носить с собой на прогулку в кармашке или сумочке. В любой момент можно достать карточку и прочитать нужное стихотворение или загадать загадку.Зимующие и кочующие птицы в сказках, играх, рассказах, загадках и заданиях для малышейОчень часто мы, взрослые, сами не знаем, какая это птичка, не можем интересно рассказать о ней детям или ответить на многочисленные вопросы наших почемучек. Поэтому я решила сделать своеобразную хрестоматию для малышей и взрослых, подготовила картинки зимующих птиц, игры, познавательные рассказы и сказки, задания, стихи и загадки на эту тему. Эта хрестоматия будет состоять из нескольких частей.Я специально не стала распределять этот материал по возрастам детей. Вы можете сами выбрать понравившиеся вам отрывки, игры, задания. Сказки, стихи и использовать их для развития Ваших малышей и ознакомления их с окружающим миромЗимующие птицы. Картинки для детей.Сравните вместе с детьми птичек на этих картинках. Чем похожи две птички на каждой картинке? Чем отличаются?По таким парным картинкам очень удобно загадывать загадки-описания зимующих птиц. А отгадывать загадки и придумывать их любят все малыши! Вы описываете птичку (не называя ее) - говорите о том, какие у нее крылья, грудка, голова, как она ходит, что ест, а малыш угадывает, кого Вы загадали. Потом малыш сможет и сам загадать Вам загадку, описав птичку.Пополнение словаря:Существительные:названия зимующих птиц – ворона, сорока, воробей, голубь, снегирь, синица, дятел, поползень; окраска, кормушка, кормГлаголы:прыгают, летают, клюют, зимуют, нахохлился, мерзнут, стрекочет, чирикать, каркать, ворковать, стучит, зимовать, кормитьПрилагательные:быстрые, проворные, зимующие, голосистые, дружные, трудолюбивые, черная, белобокая, крикливая00.Речевая игра «Жадина»Согласование притяжательных местоимений с существительными. О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?0.Речевая игра «Скажи одним словом»У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...У вороны черные крылья, поэтому её называют ...У дятла длинный клюв, поэтому его называют ...У воробья короткий хвост, поэтому его называют…У воробья короткий клюв, поэтому его называют …1.Речевая игра «Скажи наоборот»В этой речевой игре малыш научится употреблять слова, противоположные по значению заданному слову (мы - взрослые - такие слова называем антонимами).Всегда опирайтесь на опыт ребенка, придумывая задания для подобных игр. Показывайте птичек на картинке, фото или настоящих птичек на кормушке.Примерные задания для детей по теме «Зимующие птицы»:
  • Ворона большая, а воробей – какой? (маленький)
  • Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
  • Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
  • У вороны клюв большой и толстый, а у воробья какой? ( маленький и тонкий)
  • У снегиря грудка красная, а у синички - …?
  • Снегирь подлетел к лесу, а воробей - …?
  • Снегирь сидит на верхней ветке, а воробей на …?
  • У синицы хвост короткий, а у сороки длинный
  • Голубь тяжелый, а воробей легкий
  • У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый
  • 2.Речевое упражнение «Назови ласково»Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.Можно проводить эту игру в «волшебном варианте». Вы даете ребенку «волшебную палочку», и малыш превращает большое в маленькое (волшебная палочка - это обычная, но красивая ручка или карандаш, для получения волшебной палочки можно обмотать карандаш фольгой или декоративной бумагой). Взмах «волшебной палочки» - и из птицы получится маленькая птичка, а из большого хвоста маленький хвостик. Вот примерные слова для игры по теме «Зимующие птицы»
  • Птица - птичка
  • Перо- … (перышко)
  • Крыло - … (крылышко)
  • Хвост - …(хвостик)
  • Клюв - …(клювик)
  • Синица - …(синичка)
  • Птенец - …(птенчик)
  • Воробей - …(воробышек)
  • Ворона - … (воронушка)
  • Голубь - … (голубок)
  • 3.Игра «Чье? Чья? Чьи?» по теме «Зимующие птицы»Скажите малышу: «Ты уже знаком со многими зимующими птицами. Они решили поиграть с тобой в прятки. Догадайся, кто от тебя спрятался за веточкой?» (речевая грамматическая игра «Чье? Чья? Чьи?» - учимся употреблять притяжательные прилагательные - голубиный, воробьиный, сорочий, вороний, синичкин, снегириный и т.д.). Не обязательно использовать готовые картинки. Можно прятать картинки за своей ладошкой, показывая малышу только часть изображения - например, хвостик птички или только грудку птички. А ребенок по этой детали узнает, что это за зимующая или кочующая птица.4.Игра «Один-много»Образование множественного числа существительных: ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....5.Игра «Счет птиц»Закрепление согласования числительных с существительными:Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;Первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.6.Игра «Кто как голос подает?»Образование глаголов: Ворона - «кар-кар» - она каркает,воробей - ....7.Игра «Подбери признак»Согласование существительных с прилагательными:ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (какой?) - ...,синица(какая?)8.Игра «Сравни птиц с людьми и животными»У человека - дети, а у птицы - птенцы. У животных - шерсть, а у птиц - ...У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...9.Игра «Исправь ошибки»Черный ворона - черная ворона. Снегирь клевала хлеб. - ...Белый сова Сорока сидел на заборе. - ...Серое голубь – Ворона чирикала на солнышке. - ...10.Игра «Четвертый лишний»Синица, воробей, грач, снегирь.Снегирь, синица, кормушка, голубь.Дятел, щегол, свиристель, барсук.11.Игра «Подобрать родственные слова»Корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).12.Игра «Какое слово не подходит?»Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.Сова, совушка, совет, совята, совиный.13.Игра «Угадай птицу по описанию»Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)14.Игра «Составить описательные загадки о зимующих птицах»Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….15.Пересказ рассказа «Кормушка»Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.Хотите верьте – хотите проверьте.16.Повтори и запомни. Народные приметы о зимующих птицахВоробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.Синички с утра пищат – значит будет мороз.17.Выучите и отгадайте загадки с детьмиУмные загадки помогут птиц узнать, А взрослые помогут загадки разгадать:Спрашивайте ребенка о каждой отгадке: «Как ты догадался (лась)? Какие слова в загадке тебе помогли?»1.Все время стучит, деревья долбит,Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)2.В серой шубке перовойИ в морозы он геройСкачет, на лету резвится, -Не орел, - а все же птица. (Воробей)3.Кто зелёною весной вернётся с юга в край родной? (Перелётные птицы).4.Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет –Крохи собирает,В полях ночует,Коноплю ворует. (Воробей)5.Чик – чирик!К зёрнышкам – прыг!Клюй, не робей!Кто это? (Воробей)6.Как бы мне пошла кор-рона!Важно каркает …(Ворона)7.Чёрная птицаМеня не боится.Моргнёт удивлённоИ каркнет …(Ворона)8.Прыгает, летает, крошки собирает. (Птица)9.Зимой на ветках яблоки,Скорей их собериИ вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это …(Снегири)10.Бела, как снег,Черна. Как жук,Вертится, как бес,Повернулась – и в лес. (Сорока)11.Непоседа пёстрая,Птица длиннохвостая,Птица говорливая,Самая болтливая. (Сорока)12.Чернокрылый, КрасногрудыйИ зимой найдет приют:Не боится он простудыС первым снегомТут как тут! (Снегирь)13.Вещунья белобока, а зовут ее ...(Cорока)14.Трещала с самого утра: "Пор-р-ра! Пор-р-ра!"А что пора? Какая с ней морока,Когда трещит ...(Сорока)15.Воробьи, стрижи, пингвины,Снегири, грачи, павлины,Попугаи и синицы:Одним словом это - ...(Птицы)16.Крохи собирает,По полям кочует,Коноплю ворует. (Воробей)17.Ты откуда, ты откудаПрилетел к нам, красногрудый?– Облетел я всю Сибирь, А зовут меня... (Снегирь ).18.«Гуля-гуля, гуля-гуля!»- Позовет меня бабуля. Нету бабушки добрей: Она кормит (Голубей).19.Как лиса среди зверей,Эта птица всех хитрей.Прыгает она у дома,А зовут ее (Ворона).20.И в лесу, заметьте, дети,Есть ночные сторожа.Сторожей боятся этих,Мыши прячутся, дрожа!Очень уж суровыФилины и овы)21.Особа всем известная,Она крикунья местная,Увидит тучку темную -Взлетит на ель зеленуюИ смотрит, словно с трона.Кто это? (Ворона).22.Угадайте, что за птицаСкачет по дорожке,Словно кошки не боится –Собирает крошки,А потом на ветку – прыгИ чирикнет: «Чик-чирик!» оробей)23.Угадай, какая птица,Бойкая, задорная,Ловкая, проворная.Звонко тенькает: «Тень-тень!Как хорош весенний день!» (Синица)24.Каждый год я к вам лечу,Зимовать у вас хочу.И еще красней зимойЯрко- красный галстук мой. (Снегирь)25.Говорят, они воришки,Эти серые малышки.И шумливы, и драчливы,Все щебечут:«Чьи вы, чьи вы?» (Воробьи)26.Стайкой шумной прилетели,Крошки, зернышки все съели.- Чик-чирик, - чирикают в окошко,- Насыпьте нам еще немножко. (Воробьи)27.Птичка-невеличкаНожки имеет,А ходить не умеет.Хочет сделать шажок- Получается прыжок. (Воробей)28.Я весь день ловлю жуков,Ем букашек, червячков.Зимовать не улетаю,Под карнизом обитаю. (Воробей)29.Найдешь её в своём дворе,Она на радость детворе.Ты обижать её не смей!Эта птичка - ...(Воробей)30.Носят серенький жилет,Но у крыльев чёрный цвет.Видишь- кружат двадцать пар кричат:- Карр! Карр! Карр! орона)Развитие мелкой моторикиФилинСидит филин на сукуИ кричит бу-бу-бу-бу.Руки в кулачок, прижаты.Большие пальчики - вверх (ушки),указательные пальцы вместе:они выставлены на вас (нос).ПтичкаПальчики - головка,Крылышки - ладошка.Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы -головка, остальные сомкнутые пальцы-крылья. Помахать ими.Птенчики в гнездеПтичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.(Ритмично сжимать и разжимать кулачки)КормушкаСколько птицК кормушке нашейПрилетело?(На каждое название птицы загибать по одному пальчику) Две синицы, воробей,Шесть щеглов и голубей,Дятел в пестрых перышках.(опять сжимать и разжимать кулачки)Всем хватило зернышек!Мимические упражненияИзобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.Упражнения для губ и щекКлювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).Упражнения для языкаПтенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.ДятелЯ по дереву стучу,Червяка добыть хочу.Хоть и скрылся под корой,Все равно он будет мой.Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».Развитие речевого дыхания и голосаПтицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пить-пить».Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».Развитие слухового вниманияПтички - невелички.Прочитайте рифмовку:Синичка, синичка, воробью сестричка:Тинь – тинь – тинь.Воробей – воришка залез в амбаришко:Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:Тук – тук – тук.Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай внимательно и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**, /**/, **//, /***, ***/.)ФизкультминуткаПтички прыгают, летают,Дети прыгают, «летают»,Птички прыгают, поют,«поют»,Птички крошки собирают. «собирают»,Зернышки клюют.«клюют»,Перышки почистили.«чистят».Перышки почистили,Клювики почистили,Клювики почистили,Дальше полетели«Улетают»,И на место сели.садятся.(Проводится дыхательная гимнастика.)Чтение художественной литературы:
  • Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Появились синички»
  • А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»
  • А. Екимцев. «Зима»
  • С.Насонькина «Ёлка для птиц».
  • В. Бианки «Синичкин календарь».
  • М. Пришвин «Птицы под снегом».
  • Г. Скребецкий, В. Чаплина, «Появились синички».
  • И. З. Суриков, «Зима».
  • Г. Снегирев, «Скворец».
  • И. Соколов-Микитин «Глухари».
  • М. Горький, «Воробьишко».
  • С. А. Есенин, «Поет зима, аукает».
  • Стихотворения, считалки, пословицы, скороговорки, чистоговорки1.Стояли березки,Летели синичкиИ сели березкам На ветки-косички.Попробуй синичекВ листочках найди.Тебе не найти этих птичек. -Води!2.В.Орлов. «ВОРОНА»- Кра! –Кричит ворона.- Кража!Караул!Грабеж!Пропажа!Вор прокралсяУтром рано!Брошь украл онИз кармана!Карандаш!Картонку!Пробку!И красивуюКоробку!- Стой, ворона, Не кричи!Не кричи ты, Помолчи. Жить не можешь Без обмана. У тебя ведь Нет кармана.- Как! -Подпрыгнула ворона И моргнула Удивленно. - Что ж вы раньше Не сказали! Кар-р-раул! Кар-р-рман Укр-р-рали! 3.Сорок сорокДля своих сорочатСорок сорочек Не ссорясь строчат.Сорок сорочек Прострочены в срок - Сразу поссорились Сорок сорок. (С-Р-Ч) Ю. Кушак4.РИ! РИ! РИ! РИ! РИ! РИ!С красной грудкой ... (снегири).5.Сорока на хвосте весть принесла.6.В.Кудлачёв СОСЧИТАЙ-КА.Сколько вас тут, птички,Меж ветвей зеленых?Соловьи, синички,Дятлы и вороны.Я считать пытался,Да со счета сбился.Королек умчался –Голубь появился.Улетела галка,Сойка затерялась.Вот и сосчитай-ка,Сколько их осталось?7.А.ЧепуровТрудно птицам зимовать,Надо птицам помогать!Распилить я попросилДосочку еловую,Вместе с папой смастерилПтичкину столовую.Прилетают птицы в сад,Посидят, поговорят,Им боятся нечего:Пусть мороз трещит сердито –Их столовая открытаОт утра до вечера.8.А. Прокофьев СНЕГИРИВыбегай поскорей,Посмотреть на снегирей!Прилетели, прилетели!Стайку встретили метели,А Мороз Красный НосИм рябинку принес;Хорошо угостил,Хорошо подсластилЗимним вечером позднимЯрко-алые грозди.9.А.Барто СИНИЦАСкачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Прык - скок, прык - скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку, И с дорожки - на плетень, Гири-гири, тень-тень-тень. 10.В.Стоянов ВОРОБЕЙЯ веселый воробьишка, Серый маленький воришка, Я беспечен и болтлив, И пуглив, чив-чив! Мне едою служат мошки, Мне едою служат крошки. Я хитер и шаловлив, Суетлив, чив-чив! Дни мои зимою тяжки - Нет ни крошки, ни букашки. Вот когда я молчалив, Еле жив, чив-чив. 11.Б.Поляков СИНИЧКИМерзнут лапки у синичек: Плохо им без рукавичек, Да и голодно в мороз ... Я им семечек принес: - Посмотрите-ка сюда, Это - вкусная еда!.. На ладонь ко мне садятся. Греют лапки. Не боятся –Даже белочку в дупле! 12.И.Мазнин ПРО СОВУУ совы глаза, как плошки, А не видят днем ни крошки -Ни со свечкой, ни с огнем, Ни с горящим фонарем!.. Зато ночью эти плошки Видят все в лесу густом: И ежонка на дорожке, И зайчонка под кустом, И травинку на пригорке, И хвоинку на земле, Даже мышку в темной норке,Потому-то, потому-то И была б сова не прочь, Чтобы каждую минутку Над землей стояла ночь!.. 13.К.Никонова СНЕГИРИЗарумянились кустарники Не от утренней зари, Это красные фонарики Засветили снегири. Чистят перышки пунцовые,Воду пьют из родничка, Переливы бубенцовые Мне слышны издалека. 14.Г.Ладонщиков ДЯТЕЛ- Что ты, дятел, так стучишь?Целый час в дупле осины,Как привязанный, торчишь!- Я не даром тут стучу,Червяков достать хочу.Пообедаю на славуИ осину полечу.15.Н.Колпаков СОРОКИБолтали две сороки,Сороки белобоки,Про то, про се, про Якова,Про Якова, про всякого,Про дым из трубы,Про забор у избы,И про шавку на пороге,И про лужу на дороге, -Делать-то им нечего,Болтали день до вечера!16.В.Орлов ВОРОБЕЙВоробей взъерошилПерышки –Жив, здоровИ невредим.Ловит мартовское СолнышкоКаждым перышкомСвоим.17.А.Тараскин ВОРОБЕЙ- Воробей, чего ты ждешь?Крошек хлебных не клюешь?- Я давно заметил крошки,Да боюсь сердитой кошки.18.Н.Шаманадзе ВОРОБЬИДождь со снегом пополам,Холодно и сыро.Плохо бедным воробьям,Нет у них квартиры.Очень плохо им в морозы,На глазах замерзли слезы.Солнце, выйди поскорейИ воробушков согрей!19.Р.Сеф ВОРОБЬИЖила веселая семья –Три забияки воробья:Папа, мама и сын.У папы не было хвоста –Давно потерян в драке.У мамы было полхвоста…И перышко взамен хвоста –У сына-забияки.На тротуаре всей семьейОни ведут смертельный бой:У воробья-соседаОтбили пол-обеда –Сухую корку и одноНе очень вкусное зерно.20.Р.Фархади ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?Тает снег. Журчит ручей.Где же прыткий воробей?Воробей крикливый где?Он лежит в своем гнезде.Рядом капли и микстура.У него температура.Воробей скакал по лужамИ теперьЛежит простужен.21.Т.Белозёров ГЛУХАРЬЯ был в тайге. Я мерз не зря:В тайге я видел глухаря.Он весь – от клюва до хвоста Был в напряженье взлета.И снег летел, как от винтаБольшого самолета.22.В.Лапин ГНЕЗДОУ воробышка весь домНазывается гнездом.Только птицаУместитьсяМожет в нем!Я пожил бы там – и вылез,Чтобы здесь пожить опять…Мы с птенцами бы училисьПотихонечку летать.23.Ю.Могутин ДВА СЫЧАДва сыча на сеновалеВ переглядушки играли.У обоих грозный вид:Кто кого переглядит.Целый час они сидели,Не моргнув, в глаза глядели.Рассердились,Передрались –Каждый клюнуть норовит.Так они и не узнали,Кто кого переглядит.24.Г.Сапгир ДЯТЕЛДятел, дятел дуб долбит,В щепки дерево дробит.- Дятел, в дереве дыра,Перестать давно пора!25.Ш.Галиев ДЯТЕЛДятел селНа толстый сук.Стал обедать:«Тук-тук-тук!»26.И.Мельничук ВОРОБЬИШКАМне жаль воробьишку,Мне жаль воробьишку,Мороз превратилДаже шишку в ледышку.Замерзший, продрогший,До маленьких ребрышек,Съежился, скрючилсяКроха-воробышек.Я семечки сыплю,Пшено и печенье,Чирикнул – спасибо, мол,За угощенье.27.И.Гамазкова ВОРОНА- Как тебя зовут, ворона?- Карр-повна!- Что ты делаешь, ворона?- Карр-каю!- Что ж кричишь, как на пожар?- Нрр-равится!- Карр-роша я!Карр-роша!Карр-расавица!28.В.Лукша ДЯТЕЛЛось сугроб копытом роет.Спит в глухой норе барсук.Дятел кузницу устроил:Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!Только солнце брызнет светом,Дятел – прыг! – верхом на сук.Лущит шишки на обед он:Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!День сдает дежурство ночи –Но не молкнет бодрый звук:Дятел в кузнице хлопочет:Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!29.И.Билых ДЯТЕЛГоворит ежу барсук:- Снова дятел поднял стук.Разбудил меня с утраИ сегодня, и вчера.Но сказал на это еж:- Ты, барсук, его не трожь;Он ведь доктор наш леснойИ стучит любой порой.Все деревья осмотреть –Это ведь не песни петь!30.В.Левин ВОРОБЕЙЗа что люблю я воробья?За то, что онТакой,Как я:Когда приходят Холода –Не улетаетНикуда!31.В.Левин ВОРОБЬЁНОКВоробьиха воробьенкаВыводила полетать.По дороге потихонькуСтала мамаОбъяснять:- Это – кошка,Это – кошка!Это – Лешкино окошко,Лешка любит нас с тобой.Лешка кормит нас зимой.32.П.Ильичёв ПЕРЕПОЛОХКрикнул ворон: - Кар! Кар! Кар!Эй, скорее на пожар!У кукушки дом горит,Пламя рвется, дым валит.Припустились все бегом:Медведь – с багром,Лиса – с ведром,Серый заяц – с топором.- Эй, кукушка! Где твой дом?..- Дом? Зачем?..- Так он горит!..А кукушка говорит:- Ни домов и ни избушекНе бывало у кукушек.Мы не строим!- В самом деле?- А зачем?Чтобы сгорели?33.О.Чернорицкая ДЯТЕЛВ воскресенье пестрый дятел Деньги на базаре тратил. По базару он ходил – Красну шапочку купил. По базару он летал – Острый клюв себе достал. Долго-долго торговался – Серенький пиджак достался. На цветастый не хватило – Улетел домой унылый.Не печалься, не сердись, А на дерево садись. Тук-тук-тук, туф-туф-туф! Главное – хороший клюв!34.Р.Сеф ПТЕНЦЫУ вороны Пятеро птенцов,ПятероВеселых сорванцов.ПятероУселись на суку,КаждыйПроглотилПо червяку.Четверо Сказали:Карр, спасибо!А один:- Ах, мамочка,Ку-ку!35.В.Бахревский ВОРОБЕЙРасшумелся воробей:- Вора! Вора! Вора бей!- Тихо! Тихо! Тихо! Тихо!Распушилась воробьиха.И попадали с кроваткиОт скандала воробьятки.36.Е.Александрова СОВАВ небе месяц серебрится.Спят в кустах тетерева.Над поляной кружит птица –Остроклювая сова.У совы глаза, как плошки,В темноте горят огнем,Ночью видит, словно кошка,Но совсем не видит днем.37.Н.Мордовина УПРЯМЫЙУчила сына-воробьяПолетам воробьиха:- Взлетай, как я!Кружи, как я!Лети над крышей тихо!Там всякие антенны –Заденешь непременно… Вздыхает воробьишка:- Учиться трудно слишком,Взлетай, садись, лети опять –Я так могу совсем устать,И у меня к полетамНет никакой охоты!Мне больше нравится скакатьВприпрыжку по дорожке.Пойду-ка я один гулять,Хоть отдохну немножко…Успела воробьиха-мать Отнять его у кошки.38.Г.Сапгир ФИЛИНФилин старый, филин старый,А глаза горят, как фары.Филин прыг, филин скок,Филиненку дал флажокФилиненок рад, рад,Два фонарика горят.39.Ф.Бобылёв АИСТЁНОКАистенок длинноногийСбился вечером с дороги.Светлячок фонарь зажег,К дому путь найти помог.40.В. Берестов. ЖАВОРОНОКЖаворонок полевой, Нет певца чудесней. В чистом поле - домик твой, В лесном небе - песня.41.Ф.Гуринович АИСТЗарос в деревне старый прудОсокою травой.Тут летом аисты живутНа липе вековой.С утра летят на росный луг,И клювами трещат.Подняться в небо учат двухТрусишек аистят.А те глядят на старый прудСо страхом, но вот-вотНад липой крыльями взмахнутИ – в первый свой полет.42.А.Прокофьев СНЕГИРИВыбегай, поскорей,Посмотри на снегирей!Прилетели, прилетели!Стайку встретили метели,А Мороз – красный носИм рябинки принес,Хорошо угостил,Хорошо подсластилЗимним вечером позднимЯрко-алые грозди.43.Н.Артюхова ГАЛЧОНОКГалчонок-хромоножкаБарахтался в пыли;За ним гонялась кошка,А мы его спасли.44.А.Прокофьев ГРАЧНа этой неделеГрачи прилетели.Хоть трудна была дорога,Старший грач прикрикнулСтрого:«За работу!Дела много!Помни сам,Других учи,Да по-настоящему:Наши черные грачи –Птицы работящие!»45.М.Бородницкая ГРАЧИГрачиха говорит грачу:«Слетай с грачатами к врачу,Прививки делать им пораДля укрепления пера!»46.А.Ахундова ЖУРАВУШКАЗа болотом травушка зеленая растет,По воде журавушка, журавушка идет.Ой, как ноги высоко поднимает!Ой, как крылья широко раскрывает!Погулять он по травушке хочет,Но боится, что ноги промочит.47.В.Бахревский СКВОРУШКАИз скворечни скворушкаВыставил воробушка.До последней ниткиРасшвырял пожитки.А соседи говорят:- Сам воришка виноват!Не жилось под крышей,Зарился, где выше.- Лихо мое лихо!Плачет воробьиха.48.Л.Некрасов КУКУШКАСолнцем залита опушка,Разгорелся летний день,А проказница-кукушкаКуковать уселась в тень.Где она – никто не знает,На каком сидит суку,В прятки с солнышком играетИ кричит ему: - Ку-ку!49.М.Клокова КУКУШКАУ леса на опушке,Высоко на суку,С утра поет кукушка:«Ку-ку! Ку-ку!»Внизу бежит речонкаПо желтому песку,Поет кукушка звонко:«Ку-ку! Ку-ку!»50.Н.Мордовина СКВОРЕЦУ скворца в семье беда –Выпал птенчик из гнезда.- Ох, - кричит скворец-отец, -Пропадет теперь птенец!Он летать не может,Кто ему поможет?!Но увидели птенцаДва веселых молодца.Один сказал: «Мы сможем!»Другой кивнул: «Конечно!»И вот уже скворчонокСидит в своей скворечне.51.А.Пысин ЛАСТОЧКА- Ласточка, куда,Куда ты?- Я на мельницу, ребята!За деревнею была –Колосок ржаной нашла.Намелю мешок муки –Испеку я пирожки.Малых деток накормлю.Лето! Я тебя люблю!52.А.Вольский МУХОЛОВКИМухолов и мухоловкаМух повсюду ловят ловко.Ловят мошек там и тут,Прямо в гнездышко несут.А навстречу –Пять головок,Это – детки мухоловок.За обедом споры, ссоры…Детки – страшные обжоры.И горланят, что есть духу:- Дайте муху!- Дайте муху!..53.Е.Тараховская СКВОРЕЧНЯМы построили скворечнюДля веселого скворца,Мы повесили скворечникВозле самого крыльца.Все семейство вчетверомПроживает в доме том:Мать, отец и скворушки –Черненькие перышки.54.Г.Ладонщиков СКВОРЕЧНИКНа большущей высоте,Выше крыши, на шесте,Я поставил новый домС круглой дверцей и крыльцом.Домик мой, хотя и мал,Но недолго пустовал;Поселились в нем жильцы –Настоящие скворцы.55.Н.Гончаров ГАЛКАУ колодца галка скачет,Горько сетует и плачет:Нет ни мыла, ни мочалки,Чтоб умыться черной галке.56.И.Мазнин СИНИЦАПотенькай, синица:«Тень-тень, потетень!»Уж очень сегодняНеласковый день.Вдруг солнце услышит,Захочет узнать:«Кто это распелся?» -И …выйдет опять!57.А.Карим СКВОРЕЦМилый скворушка-скворец,Прилетай же, наконец!Для тебя я дом построил,Не скворечня, а дворец!Прилетай и распевайПесню про зеленый май!Прилетай в наш двор скорее!Все готово! Прилетай!58.Н.Гончаров СИНИЧКАОчень зябко птичке,Маленькой синичке.Я принес ее домой,От мороза спрятал.И поет она зимойМне и всем ребятам.59.И.Мельничук СИНИЧКАПоет синичка целый день:«Тень-пень, тень-пень,Тень-пень, тень-пень».- О чем, синичка, ты поешь?- О том, как зимний день хорош.60.Б.Поляков СИНИЧКИМерзнут лапки у синичек:Плохо им без рукавичек,Да и голодно в мороз…Я им семечек принес:- Посмотрите-ка сюда,Это – вкусная еда!..На ладонь ко мне садятся,Греют лапки, не боятся.61.Л.Татьяничева СНЕГИРИЗарумянились кустарникиНе от утренней зари.Это красные фонарикиЗасветили снегири.Чистят перышки пунцовые,Воду пьют из родника.Переливы бубенцовыеМне слышны издалека.62.В.Бахревский ЩЕГОЛЩеголь-щеголС щеголихой-щеглихойСчитают на счетахЩеглят-щеголят.Щеглята щебечут и щелкают лихо,Считаться на счетахОни не хотят.63.В.Орлов ЦАПЛИЧетыре длинных цаплиВыходят на охоту,А дождик по болоту:Кап-кап-кап!Идут четыре цаплиИ стряхивают капли,А клювы звонко щелкают:Цап-цап-цап!А рядом ходят цапельки,Похожие до капельки,До капельки похожиеНа мам своих и пап.А раз они похожи,Им щелкать нужно тоже,Им нужно щелкать клювами:Цап-цап-цап!Идет, идет охота,Заквакало болото.Лягушки удираютСо всех зеленых лап.Им вовсе неохота,Им страшно неохота,Чтоб цапли их бы сцапали.Цап-цап-цап!64.В. ОрловаСолнце, солнце, поскорей Моего птенца согрей! Я прошу тебя, дружок, Обогрей его пушок! Ветер, ветер, ветерок! Ты бы тоже мне помог: Над деревьями летя, Покачай моё дитя! Листья, листья, не ленитесь, Вы пониже наклонитесь: Потихоньку шурша, Укрывайте малыша! Туча, туча, помолчи, Ты над нами не рычи!Моего птенца не трогай, Проходи своей дорогой! Всюду солнце, всюду тишь, Подрастает мой малыш. А как только подрастет, Он вам песенку споёт. 65.И. ТокмаковаПой-ка, подпевай-ка Десять птичек - стайка Это - птичка соловей, Это - птичка воробей, Это - птичка совушка, Сонная головушка. Это - птичка свиристель, Это - птичка коростель, Это - птичка скворушка, Синенькое перышко. Это - зяблик, это - стриж, Это - развеселый чиж. Ну, а это - злой орлан, Летят птицы по домам.66.Т.Белозёров АРИФМЕТИКАК серой цапле на урокПрилетели семь сорок,А из них лишь три сорокиПриготовили уроки.Сколько лодырей-сорокПрилетело на урок?67.А.Яшин ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙПокормите птиц зимой,Пусть со всех концовК нам слетятся, как домой,Стайкой на крыльцо.Не богаты их корма!Горсть зерна нужна.Горсть зерна – и не страшнаБудем им зима.Сколько гибнет их – не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать!Улететь могли,А остались зимоватьЗа одно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.68.М.Пожарова В САДУУ нас такой обычай:Лишь выпадет снежок,Дощатый домик птичийПовесить на сучок.Ни зерен, ни травинок –Мороз трещит в лесах…Иголки тонких льдинокБелеют на кустах.Но здесь, в лесу за школой,Среди седых ветвей,Готов обед веселыйДля птичек у детей.69.В.Кучёв СЧИТАЛКАНачинается считалка:Раз, два, три, четыре, пять,На березе сидит галка.Чур! Ребята, не кричать.Сидят галка и галчата,И сорока, и скворец.Все попрятались, ребята.И считалочке конец.70.С.Махотин ПЛОХАЯ ПРИВЫЧКАКрошил я горбушку, И мама, вздыхая, Сказала, что это Привычка плохая. Тогда из фанеры Я сделал кормушку. В нее докрошил я Ржаную горбушку. И стала хорошей Плохая привычка. Приятного Вам аппетита, синичка!71.В.Туманский ПТИЧКАПтичка над моим окошкомГнездышко для деток вьет,То соломку тащит в ножках,То пушок в носу несет.Птичка домик сделать хочет.Солнышко взойдет, зайдет.Целый день она хлопочет,Но и целый день поет.72.А.Пысин ПТИЧЬЕ НАРЕЧИЕКак бумага, чистый,Как бумага, белый,Лег снежок пушистыйНа двор оледенелый.Снегири, синицы,Галки-забиякиНа бумаге этойРисовали знаки. Целый час ребятаСпорили, гадали.Что это за знаки –Так и не узнали.Пятиклассник ВоваК малышам подходит.С птичьего наречьяТолково переводит.Вот что пишут птицы –Снегири, синицы:ГДЕ ВЫ, МУШКИ-МОШКИ?ГДЕ ВЫ, МОШКИ-МУШКИ?СНЕГ ЗАМЕЛ ДОРОЖКИ…НАМ НУЖНЫ КОРМУШКИ.Отгадки на загадки:
  • Хвостик, клюв и грудка снегиря. Снегириный хвостик, снегириный клюв, снегириная грудка. Спросите малыша, как он догадался, что это клюв снегиря, ведь у других птиц клюв очень похож? (по красной грудке)
  • Это воробьиные перышки и хвостик тоже воробьиный. Воробья легко узнать по серому с коричневым оперению.
  • Голова и клюв голубиные. Голубя легко узнать по сизым перышкам.
  • Игровое задание по теме «Зимующие птицы» - «Разложи марки» (для детей 5-7 лет).В этой игре малыш научится классифицировать картинки и выделять в группе птиц три подгруппы: зимующие птицы, кочующие птицы и перелетные птицы.Расскажите ребенку историю. Объясните, что такое марка и зачем она нужна, почему без марки письмо не дойдет до адресата. А потом расскажите историю о мальчике Ване.Ваня решил собирать марки с изображением разных зверюшек, насекомых и птиц. Вот какие марки у него есть.Попросите ребенка: «Помоги Ване разложить марки в его альбом». Ваня так придумал. На одной страничке альбома будут перелетные птицы. На другой – зимующие (те, что и летом, и зимой живут рядом с нами). На третьей – кочующие (наши зимние гости). Но он запутался, какие птицы где зимуют. Поможешь ему разобраться?»
  • Посмотри, вот Ванин альбом для марок. Это страничка с изображением пальмы. Как ты думаешь, марки с какими птицами будут на этой страничке? Правильно, здесь будут марки с перелетными птицами, которые улетают на юг и там зимуют.
  • А вот вторая страничка. На ней изображены дождик и снег, лето и зима. Значит, какие птицы на ней будут? (зимующие птицы, которые живут рядом с нами и летом и зимой).
  • А вот нарисована сосулька. Это наш курорт «Сосулька» из сказки. Здесь будут наши зимние гости – кочующие птицы.
  • Посмотри на Ванины марки. Какие марки ты бы поместил на страничке с пальмой? Как называют этих птичек? (Это перелетные птицы – ласточки, аисты)А какие кочующие птицы есть на Ваниных марках? (снегирь, свиристель). На какую страничку альбома нужно Ване поместить эти марки?Какие птицы живут с нами и летом, и зимой? (воробей, ворона). На какую страничку альбома мы поставим эти марки?Можно использовать и другие варианты проведения этой игры:1.Распечатать картинки с изображением марок и изображением альбома на принтере. Тогда получится лист с заданием, в котором ребенок проведет линии от птицы к нужной страничке альбома с марками.2. Дать ребенку картинки с птицами и попросить разложить их на три группы.3. Если упражнение проводится с группой детей, то можно каждому ребенку в руки дать картинку с изображением птицы. А на полу нарисовать мелом три круга. В один круг положить картинку с пальмой, во второй – картинки лета и зимы, в третий картинку с сосульками - знак кочующих птиц, прилетевших к нам на курорт «Сосулька».Дети изображают птиц. По сигналу «день» птички начинают летать. По сигналу «По домам!» дети ищут свою стайку и бегут в нужный круг. Перелетные птицы бегут в круг с изображением пальмы, кочующие - в круг с изображением летящей птицы и т.д. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку птичек до сигнала: «Ночь!». Тогда птички засыпают - каждая стайка в своем домике. По сигналу «День» птички снова начинают летать, клевать зернышки, махать крыльями. Далее снова звучит сигнал «По домам!» и птички летят к своим стайкам.Можно вводить в игру дополнительный персонаж – кота или сову, которая будет ловить птичек ночью. Правило – ловить можно только тех птичек, которые не успели спрятаться в свой домик. Если птичку поймали, то она становится котом (или совой) в следующей игре.4. Можно вводить в игру преднамеренную ошибку - например, дать ребенку картинку белки вместе с картинками птиц. Когда малыш начнет раскладывать картинки на три группы, спросить, куда он положит картинку с белкой, ведь она тоже на деревьях живет? Это проблемная ситуация для ребенка, ведь и действительно, белка живет на дереве! Что же делать с этой картинкой?Но похожа ли белка на птиц? Выводит ли она птенцов? Имеет ли крылья? Чем она не похожа на птиц? Можно ли ее отнести к одной из этих трех групп птиц? Нет!В таких проблемных задачках малыш учится выделять главное от второстепенного, а это очень важно для его интеллектуального развития! А еще он учится отстаивать свое мнение и не поддаваться на провокации!Зимующие птицы рядом с нами.Закончились осенние перелёты птиц, последними улетели гуси, утки да чайки. А к нам прилетели красногрудые снегири, красивые свиристели, суетливые синицы и похожие на удивительные сказочные цветы щеглы. Немало птиц останется с нами - как говорили в старину - зимогорить. Чувствуете в этом слове второй корень - горе. Птицы не боятся холода, но множество их гибнет от голода. Птицы обладают очень высоким уровнем обмена веществ, и поэтому им требуется значительное количество корма. За короткий зимний день они часто не в силах добыть достаточно пищи для выживания в сильные морозы. Да и в снегопад и гололедицу достать насекомых становится невозможно - лёд и снег покрывают ветви деревьев. Поэтому, подкармливая птиц в зимнее время, мы спасаем их от голодной смерти.В морозные и многоснежные годы из-за нехватки кормов серые куропатки залетали в деревни. Ослабевших птиц крестьяне отлавливали руками и сажали к домашней птице, а весной выпускали на волю.Этот день считался в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы - синицы, щеглы, снегири, чечётки, свиристели и др. (всего 15 видов по народным приметам), которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. Конечно, главный герой праздника - синица. В древней мифологии наших предков синичка имеет отношение к зорям (утренней и вечерней), зажигая их на небе (или синем море), она же выкликает осень и летает за море за ключами от подземного Мира Мертвых, выпуская оттуда весну красну, солнце яркое, зорю ясную.С 2002 года проводится Всероссийская эколого-культурная акция «Покормите птиц», которая ежегодно стартует 12 ноября и продолжается до начала апреля. Целью этой акции является помощь птицам в трудный для них период года, которая включает в себя установку кормушек и ежедневную подкормку.Следует также вспомнить знаменитого русского селекционера Ивана Мичурина, который всегда носил в кармане несколько горстей семечек подсолнуха, просо и на своем опытном участке имел кормушки. Зимующие пичуги его не боялись и брали корм с его добрых рук.И с тех давних времен день 12 ноября, когда устанавливался твердый санный путь, по русскому земледельческому календарю называется днем «Зиновия-синичника». С этого дня люди подкармливали зимующих птиц, понимая их бедственное положение.С древнейших времен, вероятно, с начала земледелия, человек понимал значение птиц в сохранении своего урожая. И в зимний период многие сердобольные крестьянские семьи подкармливали птиц или лояльно относились к ним, когда шумной стайкой подлетали к кормящейся лошади воробьи в надежде подобрать просыпанный овес. Здесь же можно было встретить овсянок и, конечно, энергичных синиц. У овинов и гумен, где в зимний период крестьяне молотили собранные за лето снопы зерновых, всегда держались табунки серых куропаток, а в малоснежные годы оставались и жаворонки.В 2003 году Иркутской области впервые была проведена акция «Покормите птиц!». Её инициировали крупнейшие областные газеты в память о писателе Евгении Носове. В январе 2003 года к акции присоединился город Курск - родина писателя. Тогда же Союз охраны птиц России предложил 15 января - день рождения Евгения Носова - объявить Днем зимующих птиц и внести в Российский экологический календарь.Евгений Носов - писатель, фронтовик призыва 1943 года. Умер летом 2003 года. Среди его последних произведений есть рассказ «Покормите птиц». Прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой...», Евгений Носов в память о поэте каждую осень стал вывешивать кормушки. Он пытался привлечь к этому делу и жителей Курска - расклеивал на видных местах листовки со стихотворением Яшина. На надгробье Евгения Носова помещена надпись «Покормите птиц!».Организовать подкормку птиц зимой можно практически везде - в садах, скверах, парках, во дворе, около окна. Начинать её следует с октября - ноября, когда надвигаются первые холода.Большие синицы – пожалуй, самые массовые посетители кормушек.Домовые воробьи, полевые воробьи могут быть обычными посетителями в местах с высокой численностью. Поползни - не упускают случая воспользоваться кормушкой, причём не только съедают корм «на месте», но и активно запасают семечки и даже куски хлеба.Если в кормушке или рядом с ней развешены ягоды или мелкие плоды (особенно в конце зимы), это привлечет снегирей, свиристелей, дроздов-рябинников. Чечётки – регулярно подбирают крошки и обломки семечек подсолнечника, оброненные синицами, расклевывающими их поблизости. Могут осваивать и способы добычи корма из самой кормушки. Зеленушки – подбирают оброненные синицами семена, могут брать семечки и сами. Дубоносы – массово на кормушках не отмечены, но отдельные особи посещают их довольно регулярно. Чижи – обычно собирают остатки корма под кормушкой. Щеглы – зимой и летом собирают остатки корма под кормушкой. Свиристели – обычно посещают ближайшие окрестности кормушки, где объедают почки и ягоды с деревьев и кустарников. Дрозды-рябинники – зимой подбирают корм под кормушкой. Конопля в кормушке привлечёт зерноядных птиц: чечёток, чижей, щеглов, коноплянок.Чем кормить?Некоторые из них можно заготавливать самим, а можно и приобрести готовые корма в зоомагазинах (подойдут смеси для попугаев и декоративных птиц, хотя можно использовать и зерновые смеси для грызунов, в состав которых входят овёс, пшено, семечки и другие зерновые).Семена подсолнечника едят все птицы, но если их мало, скармливайте только синица.Семена конопли - великолепный корм для всех птиц.Арбузные, тыквенные и дынные семена, сырое свежее сало и мясо охотно едят синицы.Овёс едят овсянки и воробьи.Пшено, просо любят овсянки и другие птицы.Крошки белого хлеба пригодны для подкормки всех птиц.Многих птиц можно подкармливать семенами сорняков.Семена лебеды едят многие зерноядные птицы, но особенно любят их чечётки.Семена крапивы очень любят снегири, чижи, чечётки, ест их и синица-лазоревка.Семена репейника и чертополоха - основной зимний корм для щеглов.Семена конского щавеля охотно поедают снегири.Семена сорняков следует заготавливать осенью, срезая всё растение с семенами и увязывая в веники. Зимой такие веники надо втыкать в снег около кормушки.Многие зимующие птицы (свиристели, снегири и др.) едят ягоды рябины, бузины, можжевельника, калины, ранетки-дички, поэтому поздней осенью нужно собирать их, а зимой скармливать птицам. Подкормку осуществлять лучше всего рано утром.Для птиц с маленькими клювиками (например, чёчёток) те же подсолнечные семечки можно раздробить (например подавить на газете бутылкой или банкой).Берегите птиц!При подкормке очень большое значение имеет качество корма.Иногда, люди предлагают птицам заплесневелый хлеб, остатки кондитерских изделий, подпорченное зерно и последствия такой "помощи" могут быть катастрофическими. Надо заметить, что если уж вы взялись подкармливать птиц, то делать это надо регулярно - но мере расходования корма. Иначе можно погубить привыкших к подкормке пернатых.О кормушках.Покормите птиц зимой.Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна —И не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.Разве можно забывать:Улететь могли,А остались зимоватьЗаодно с людьми.Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.Мы кормушку смастерилиМы столовую открылиВ гости в первый день неделиК нам синицы прилетелиА во вторник - снегириЯрче утренней зариТри вороны были в средуМы не ждали их к обеду.А в четверг со всех краёвСтая жадных воробьёв.В пятницу в столовой нашейГолубь лакомился кашей.А в субботу на пирог Прилетело семь сорок.В воскресенье, в воскресеньеБыло общее веселье.Конспект фронтального занятия по развитию речи по лексической теме «Зимующие птицы»Цели: закрепить и уточнить название зимующих птиц; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, приставочные глаголы; согласовывать числительные с существительными; подбор слов-антонимов; развивать словарь, внимание.Оборудование: демонстрационный материал - картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал - семена растений, карточки с разным количеством зимующих птиц, картинки с изображением птиц.Ход занятия1.Организационный момент-Сядет тот, кто сидит за первым, вторым, ... , шестым столом.2.Беседа о времени года-Как вы думаете, какое сейчас время года?-Как вы догадались?-Какой день зимой?-Какая ночь?-Что можно сказать о снеге?-Какой бывает лед?3.Рассказ о птицаха) Логопед загадывает загадку:Спинкою зеленовата,Животиком желтовата.Черненькая шапочкаИ полоска шарфика. (Синица.)(Выставляется картинка.)-Синица какая, если у нее желтая грудь? Тонкие лапы? Короткий клюв?б)Логопед загадывает загадку:Каждый год я к вам лечу.Зимовать у вас хочу.Ведь еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) (Выставляется картинка.)-С наступлением холодов многие птицы улетают на юг, в жаркие страны. А снегири только зимой прилетают к нам. Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом. Дело в том, что для снегирей наши леса и есть «теплые края», летом они живут гораздо севернее. Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. У самок грудь серого цвета. Снегири питаются семенами сорных растений и ягодами, которые можно отыскать в наших лесах зимой, рябиной. Весной снегири уже будут далеко на севере, на родине. Совьют там гнезда, выведут и выкормят птенцов. Осенью и в начале зимы снова раздается их низкий звонкий посвист: «жю-жю-жю».в)Логопед загадывает загадку:В серой шубке перовойИ в морозы он герой.Скачет, на лету резвится.Не орел, а все же птица. (Воробей.)(Выставляется картинка.)-Воробей - маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зернами, семечками. Воробей - шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.-Почему синицу, воробья, снегиря называют птицами?-Какие это птицы? (Зимующие.)-А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Голубь, ворона, дятел, сорока, клест, кукушка и т.д.) (Выставляются картинки зимующих птиц.)-Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.)-Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)-У каждой птицы, как у человека, свой характер. Как вы думаете, какой характер у снегиря? (Ленивый, грустный, малоподвижный и т.д.)-А какая синица? (Тонкая, юркая, веселая, умная и т.д.)-Что можно сказать про воробья? (Драчливый, веселый, удалой, боевой, шустрый и т.д.) -А вы знаете, как эти птицы подают голоса?Воробей - чирикает. Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона - каркает. Голубь - воркует. Сорока - трещит и т.д.-Голодно и холодно зимой птицам. Люди заботятся о них, делают для птиц кормушки.-А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц.-Это семена от дыни. Какие семена? - Дынные. Их ест синица.-Это семена от арбуза. Какие семена? - Арбузные. Их ест снегирь.-Это семена от ясеня. Какие семена? - Ясеневые. Их тоже любит снегирь.-Семечки подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?-А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?4.ФизкультминуткаПтички прыгают, летают,Дети прыгают, «летают»,Птички прыгают, поют,«поют»,Птички крошки собирают. «собирают»,Зернышки клюют.«клюют»,Перышки почистили.«чистят».Перышки почистили,Клювики почистили,Клювики почистили,Дальше полетели«Улетают»,И на место сели.садятся.(Проводится дыхательная гимнастика.)5.Дидактическая игра «Сосчитай»(У детей карточка с разным количеством зимующих птиц.)
  • Дидактическая игра «Скажи ласково» (по карточкам)
  • Дидактическая игра «Скажи наоборот»
  • У воробья туловище мелкое, а у вороны - ... (крупное). У вороны клюв большой, а у воробья - .... У воробья хвост короткий, а у вороны - .... У воробья лапки тонкие, а у вороны — ... и т.д.7.Дидактическая игра «Доскажи словечко»Образование приставочных глаголов:Синица с елки ... (улетела).Синица в кормушку ... , вокруг кормушки .... С ветки на ветку .... Синица в дупло ... и т.д.8.Итог занятияМатериал для закрепленияI. Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей - шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.) - Составить описательный рассказ о любой зимующей птице. II. Грамматический строй речи и словообразование.1.Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.Например: синица - синицы - синиц и т.д.2.Образование сложных прилагательных.Например: У сороки белые бока - белобокая сорока.У снегиря красная грудь - ... .У воробья короткие лапы - .... У вороны длинный клюв - .... У дятла красная голова - .... У синицы желтая грудь - ... .3.Образование приставочных глаголов.Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.4.Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».5.Согласование притяжательных местоимений с существительными.Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?6.Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за.Составить предложения с этими предлогами.