Публикации
«Лучшая методическая разработка»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Голубничая Марина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Голубничая Марина Николаевна
План-конспект урока
по основам безопасности жизнедеятельности
в 11-а классе Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 2 г.БОлотного
на тему Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой
Разработал: преподаватель-организатор ОБЖ
Голубничая Марина Николаевна
Тема урока: Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Дата проведения: 12.01.2017 г., 10.55 – 11.40 ч.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Урок смешанный (сочетание различных видов на одном уроке), урок-беседа, урок с использованием учебного кинофильма, устный опрос, повторение и проверка знаний обучающихся, первичное закрепление нового материала.
Форма обучения: Фронтальная форма обучения.
Приёмы обучения: Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, выполнение заданий, беседа по вопросам, работа с учебником.
Содержание наблюдения: Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей.
Технология урока: Информационно-коммуникационная технология.
Цели урока: Определить готовность обучающихся к введению ФГОС СОО в 11 классе. Развитие личности ребёнка на основе освоения УУД. По окончании изучения темы учащиеся должны иметь представление о боевой подготовке военнослужащего, о роли военной специальности и должности в обеспечении боеспособности и боеготовности подразделения.
Задачи:
1. Дидактические (обучающие): обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей; формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задач; формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность); формирование УУД в условиях решения практических задач; повторение; контроль.
2. Развивающие: развивать внимание, способности к логическому мышлению; развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать представление о многообразии и значении военной службы.
3. Воспитательные: развивать познавательный интерес; формировать информационную культуру; воспитать чувство патриотизма и готовности к защите Отечества; воспитание самостоятельности, настойчивости, положительного отношения к основам безопасности жизнедеятельности.
Планируемые образовательные результаты: Результаты образования прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме. Обучающиеся получают представление о системе боевой подготовке войск и основных предметах боевой подготовки.
Личностные результаты: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание патриотизма, чувства ответственности перед Родиной, готовности служить ей и защищать её.
Метапредметные результаты: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, достаточная компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий для решения задач обеспечения безопасности.
Предметные результаты: получить знания основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Основные термины, понятия: Боевая подготовка, цель боевой подготовки, руководящий принцип боевой подготовки, тактическая подготовка, мотострелковое отделение, огневая подготовка, АК-74, строевая подготовка, приёмы рукопашного боя с оружием, техническая подготовка, общевоинские уставы, боевая машина пехоты, командир мотострелкового отделения (МСО).
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, схема расположения личного состава в БМП, карточки специальностей личного состава МСО, тактическая схема МСО в обороне, видеофильм Командир мотострелкового отделения, система оперативного контроля знаний Interwrite Response, макеты оружия АК-74, РПК-74.
План урока
Этапы(время)
Задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1 этап – организационный. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности(2 мин.)
Актуализация имеющихся информационных ресурсов у обучающихся. Подготовка обучающихся к работе на уроке.
Настраивает учеников на успешную работу.
Нацеленность на успешную работу.
Регулятивные: волевая саморегуляция;Личностные: смыслообразование;Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.
2 этап - актуализации и пробного учебного действия(3 мин.)
Определение темы занятия в сотрудничестве с обучающимися.
Консультирует.
Опрашивает детей.
Повторение пройденного, выполнение заданий.Взаимопроверка и взаимооценивание.
Затем ученики получают задание, для решения которого недостаточно имеющихся умений
Познавательные: общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Логические: анализ, сравнение, синтез.Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
3 этап - локализации индивидульных затруднений(4 мин.)
Осознание обучающимися потребности в контроле и самоконтроле результата и выявления причин затруднений в деятельности.
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.
Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
4 этап - усвоение новых знаний(7 мин.)
Дидактическая задача определяет формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых фактах, понятиях, явлениях, их сущности и взаимосвязях.
Объясняет, беседует, консультирует
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану.
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.Логические: анализ, сравнение, синтез.Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
5 этап - первичная проверка понимания учащимися нового материала(9 мин.)
Дидактическая задача состоит в установлении специфики осознанности его освоения.
Консультирует.
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,- планирование,- прогнозирование.Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
6 этап - закрепление знаний(12 мин.)
Организация деятельности обучающихся по применению новых знаний.
Организация усвоения учащимися нового способа действий во внешней речи (фронтально)
Помогает, советует, консультирует
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, обобщают работу по выходу из затруднения.
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,- планирование,- прогнозирование.Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
7 этап - контроль и самоконтроль знаний
Информация о домашнем задании.(5 мин.)
Дидактическая задача ориентирует на проверку знаний и стимуляцию учащихся на самоконтроль и самообразование.
1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.
2. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. 3.Подготовка к выполнению рекомендаций учителя
Консультирует, направляет;
разъясняет, предлагает задания в виде теста в системе Response
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью и другими предметами.
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо
наличие заданий разного уровня сложности
Познавательные:- умение структурировать знания- оценка процессов и результатов деятельностиРегулятивные: -волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
8 этап - подведение итогов(3 мин.)
1. Дать анализ успешности образовательной деятельности и показать пути решения проблем в обучении.2. Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и с одноклассниками
Обосновывает оценки.
Благодарит учеников за урок
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников. Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке.
Коммуникативные:- умение выражать свои мысли- оценивание качества своей и общей учебной деятельности
Ход урока
Перед уроком учитель оформляет кабинет согласно теме: На доске закрепляется схема БМП, раскладываются макеты оружия, включается проектор и компьютер.
Этап 1: Подготовительная часть урока (5 – 10 мин.). Урок начинается с приветствия.
Учитель: Приветствует детей в начале урока. Отмечает хороший настрой и готовность к уроку. Раздает карточки со специальностями мотострелкового отделения.
Обучающиеся: Приветствуют учителя. Психологически настраиваются к работе на уроке.
Этап 2: Учитель включает презентацию.
Учитель: Запускает презентацию со скрытой темой урока (Слайд 1). На титульном слайде наводящие картинки. Последовательно открывает слайды с вопросами по предыдущей теме. Опрашивает детей - дети устно отвечают на вопросы: Боевое воинской части знамя – это …; Ордена и медали – это …; Воинские ритуалы – это … (Слайды 2, 3, 4)
Обучающиеся: Отвечают на вопросы учителя. Боевое знамя воинской части – это символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Воинские ритуалы – торжественные церемонии, совершаемые в повседневных условиях, во время праздничных торжеств и других случаях.
Учитель: Задает направляющие вопросы. Какими качествами по вашему мнению должен обладать военнослужащий, что, по вашему, необходимо знать и совершенствовать военнослужащему.
Обучающиеся: Выказывают свои мнения. Звучит фраза, что военнослужащий должен быть специалистом.
Этап 3. Учитель открывает следующий слайд (Слайд 5).
Учитель: Ведёт беседу с детьми, подводит детей к определению границ знания, осознанию и формулированию темы и цели.
Обучающиеся: В диалоге с учителем делают вывод, что военнослужащий – специалист, который в совершенстве должен владеть вооружением и вверенной ему техникой. Выводят цель изучения темы, что надо иметь представление о боевой подготовке, военной специальности, обеспечивать боеспособность и боеготовность.
Учитель: Возвращается к титульному слайду и открывает тему. Соглашается с сформулированной темой и целью. Предлагает записать в тетради тему.
Обучающиеся: Записывают тему в тетрадь.
Этап 4. Основная часть урока (32 – 37 мин.)
Учитель: Объясняет роль и сущность боевой подготовки (Слайды 6, 7). Консультирует при работе с текстом учебника ( с. 161 учебника). Отвечает на вопросы.
Обучающиеся: Слушают, конспектируют основные понятия, сопоставляют с данными из учебника, спрашивают учителя о сущности боевой подготовки.
Учитель переходит к слайду 8 презентации.
Учитель: Объясняет содержание тактической подготовки (слайд 8). Предлагает решить раннее непосильную задачу – составить на доске схему обороны мотострелкового отделения.
Обучающиеся: Слушают учителя. Один у доски, остальные в тетрадях решают поставленную задачу. Высказываются по каким причинам и закономерностям расположили солдат на поле боя.
Этап 5. Включается слайд 9 презентации.
Учитель: Консультирует по решению тактической задачи и подводит детей к правильному решению. Предлагает у доски на подготовленной схеме боевой машины пехоты расположить военнослужащих по специальностям (используются карточки). Включает слайд 10 презентации и сопоставляет данные по вооружению.
Обучающиеся: Доводят схему с учётом новых обстоятельств, решают поставленную задачу. Поочерёдно прикрепляют карточки со специальностями к схеме БМП и называют должность и вооружение специалиста согласно карточки. Со слайда 10 обобщают состав и вооружение МСО.
Этап 6. Закрепление и углубление знаний.
Учитель: Совместно с обучающимися обобщает решение поставленных задач. Переходит к слайду 11 презентации – Строевая подготовка. Объясняет сущность и значение строевой подготовки. Демонстрирует строевые приёмы с оружием (макет АК-74).
Обучающиеся: Совместно с учителем обобщают решённые задачи. Слушают учителя, наблюдают за действиями при выполнении строевых приёмов с оружием.
Учитель: Объясняет важную роль физической подготовки (Слайд 12). Проводит совместно с обучающимися физкультминутку (выполнение комплекса рукопашного боя с оружием на 9 движений – используются макеты АК-74).
Обучающиеся: Слушают учителя. Выполняют, совместно с учителем, практические упражнения с оружием (используются макеты).
Учитель: Затрагивает аспекты технической подготовки и значение общевоинских уставов (Слайды 13, 14). Обобщает составляющие боевой подготовки (Слайд 15). Включает фрагмент видеофильма (Слайд 16).
Обучающиеся: Конспектируют в тетради основные понятия, используя данные учебника (с.162 учебника). Закрепляют теоретические основы боевой подготовки. Просматривают видеофильм.
Этап 7. Проверка знаний с помощью системы оперативного контроля знаний Interwrite Response. Распределение домашнего задания.
Учитель: Раздаёт пульты обучающимся. Запускает систему оперативного контроля знаний.
Обучающиеся: Проходят тест, выбирая правильный ответ нажатием кнопки на пульте (фото в приложении - фотоотчёт). Вопросы интегрированные в систему на слайде 17 презентации.
Учитель: Демонстрирует на экране таблицу с ответами, фиксирует результат. Организовывает обсуждение и запись домашнего задания согласно вопросам 1 – 6 с.163 учебника. Даёт рекомендации и предоставляет возможность выбора в соответствии с предпочтениями.
Обучающиеся: Выявляют связи с ранее изученным и другими предметами (физическая культура, физика, география, технология). Выбирают варианты выполнения домашнего задания (презентация, устный ответ, доклад, дополнение к основному материалу темы, реферат).
Этап 8. Заключительная часть (3 мин).
Учитель: Даёт анализ успешности, организовывает рефлексию.
Обучающиеся: Оценивают усвоение материала. Перечисляют основные моменты урока, тему, деятельность, делятся мнением о своей работе на уроке. Отмечают затруднения и пути выхода из затруднительной ситуации.
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Обучающиеся заканчивают предложения:
Сегодня на уроке …
Мне запомнилось …
Хотелось бы отметить ,,,
Отвечают на вопросы:
Что осталось неясным по теме урока?
Удовлетворён ли ты своей оценкой?
Нравится ли тебе работать у доски?
Как часто хотелось ответить на вопрос учителя?
Формы контроля и оценки результатов урока
Для контроля использовался тест из 6 вопросов системе Interwrite Response. Также обучающиеся дали самооценку результатов освоения материала. Оценки выставлены в соответствии с результатами работы на уроке. Успеваемость по итогам урока 100%, качество высокое.
Информация о домашнем задании.
Обучающиеся выбирают варианты выполнения домашнего задания (презентация, устный ответ, доклад, дополнение к основному материалу темы, реферат) в соответствии с вопросами 1 – 6 на странице 163 учебника.
Список использованной литературы,
В.Н Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский, М.А. Ульянова. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 - 11 классы; учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014 г.
В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.К. Вангородский. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений 11 класс. М.: Дрофа, 2014 г.
Видеофильм Командир мотострелкового отделения.
Презентация Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой.
Самоанализ урока
1. Внешние связи урока.
Место и роль урока в изучаемой теме; урок №16, раздел 2 Основы военной службы. Значимая роль, т.к. по данной теме закрепляют жизненные позиции о профессионализме в выборе воинской специальности, Без должной выучки и подготовки нельзя быть военным специалистом. Урок связан с предыдущими темами, а также такими предметами, как физическа культура, технология, физика, география, биология.
2. Характеристика триединой цели урока с опорой на характеристику класса.
Заранее запрограммированный учителем результат достигнут к концу урока. Характер взаимодействия учителя и учеников реализовывался в деятельности не только учителя, но и учеников. Цели достигнуты благодаря не только стремлению учителя, но и стремлению учеников, т.е. обе стороны.
3. Характеристика замысла урока. Характеристика этапов урока.
I. Общая организация урока
1. Этапы урока последовательны, чётко распределены по времени.
2. Помимо фронтальной работы была индивидуальная работа у доски по тактической подготовке и групповая работа при выполнении комплекса рукопашного боя.
3. Соблюден режим охраны здоровья, присутствовали элементы здоровьесбережения.
4. Подведены итоги урока, реализован замысел учителя, проведена рефлексия.
II. Содержание урока
1. Реализована научная, воспитательная и развивающая направленность урока согласно поставленным задачам.
2. Учебный материал подобран согласно возрастным, физическим и асихологическим особенностям обучаюшихся.
3. На уроке помимо теории присутствовали практические элементы по тактической, строевой, физической, огневой подготовке.
4. Организовано повторение на уроке его содержания и связь с предыдущими темами по символам воинской чести. Использованы ИКТ технологии для контроля и закрепления знаний.
5. Уровень знаний, умений, навыков учащихся повысился с приобретением новых понятий. Качество знаний высокое.
III. Методическая сторона урока и его оборудование
Качество методов и приемов обучения, их адекватность соответствовали задачам урока и уровню развития познавательных возможностей детей.
Методы обучения чередовались в логической последовательности.
Оборудование урока и его использование соответствовало поставленным задачам и целям.
Использовался индивидуальный и фронтальный опрос. Дети дали правильные ответы, даже на неожиданный вопрос: почему танк двигается впереди мотострелков, согласно схеме и просмотренному фильму.
4. Функциональный анализ урока.
Структура урока соответствовала поставленной цели, замыслу урока, возможностям классного коллектива. Моменты в деятельности учителя удачно связаны с деятельностью обучающихся. Стиль отношений учителя и учащихся способствовал успешному формированию результата урока.
5. Оценка конечного результата урока.
Знания всех обучающихся оценены. Умения и навыки закреплены. Разрыва между поставленными задачами и конечным результатом нет. Цели и задачи достигнуты. Урок проведён на высоком уровне, выявлена готовность в соответствии с требованиями ФГОС.