Публикации Инновационные технологии в ДОО («ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные технологии в ДОО («ТРИЗ в речевом развитии детей дошкольного возраста»)
Автор: Шурховецкая Ирина Александровна

Элементы ТРИЗ в развитии речи детей среднего возраста Тема занятия: «Волшебный доктор»Составила воспитатель Шурховецкая Ирина АлександровнаЦель: Активизировать восприятие, речь, мышление детей. Материал и оборудование: Волшебный человечек, сундучок, краски, кисти, вода, подставки для кисточек, мольберт, куклы (доктор, девочка, мальчик), игрушечные собачка, зайчик, птичка на проволоке; шапочки дождя и солнца; зонт.Ход занятия:Воспитатель держит в руках Волшебного человечка и говорит за него.Волшебный человечек: здравствуйте, дети, как ваше здоровье? Если кого-то надо вылечить, в моём сундучке (показывает) всё для этого есть. Воспитатель ведёт беседу о работе доктора (какие инструменты лежат в сундучке, кого он лечит и т.п.), активизируя высказывания детей наводящими вопросами.Волшебный человечек: Я знаю одну интересную историю и сейчас расскажу её вам. «Жил был на свете доктор. Он очень любил свою работу. Однажды доктор пришёл в детский сад, чтобы сделать детям прививки. Дети все смелые были, они не боялись уколов. Только одна девочка расплакалась и сказала: Уходи, плохой доктор, ты сделал мне больно». Доктор уходил из детского сада очень грустный. У дороги в траве прыгала маленькая птичка, она не могла летать, у неё было сломано крыло. Доктор поднял птичку, отнёс её домой и начал лечить: перевязывал ей крылышко, давал лекарство. А когда птичка уже могла летать, выпустил её на волю. Взлетела птичка в небо, помахала крылышками и сказала: «Спасибо тебе, ты хороший доктор». Он улыбнулся и помахал ей в ответ. И тут увидел, как к нему бежит мальчик и держит в руках собачку. У собачки была порезана лапка. Мальчик попросил доктора помочь ей. Доктор смазал ранку йодом, перевязал лапку, а мальчик дал витамины. Залаяла собачка: «Гав-гав, плохой ты доктор, зачем ты мне помазал лапку йодом, он щиплет». А мальчик сказал: «Извините нас, вы хороший доктор». Взял собачку на руки и ушёл. А доктор ещё долго думал: хороший он или плохой?» А вы, ребята, как думаете: доктор хороший или плохой? Почему?Дети высказывают своё мнение. Воспитатель помогает сделать вывод.Физкультурная пауза:(Проводится игра «Солнышко и дождик».)Воспитатель надевает шапочку солнца и приглашает детей на «прогулку». Они ходят по группе («собирают ягоды», «рвут цветы», «плетут веночки»). По сигналу «дождик» (воспитатель надевает соответствующую шапочку) дети прячутся под зонтом. Игра повторяется два раза.Воспитатель: Посмотрите, дети, зайка сидит, он весь мокрый. «Со скамейки слезть не смог, весь до ниточки промок». Кашляет, чихает – простудился. Посоветуем ему сходить к нашему знакомому доктору.Волшебный человечек: Давайте вспомним историю, которую я вам рассказал.Дети берут в руки кукол и вместе с волшебным человечком рассказывают историю ещё раз. На вопросы воспитателя, какой доктор – плохой или хороший, отвечают: «Доктор хороший, потому что он всем помогал. Это Доктор Айболит».Зайчик: Спасибо, ребята, я обязательно пойду к Доктору Айболиту.Воспитатель: Послушайте загадку.Круглое, тёплое,Красное, доброе,Всем светит,Всех греет,Всех веселит,Всем здоровье дарит! Правильно, это солнышко. А теперь давайте нарисуем отгадку.Волшебный человечек достаёт из сундучка краски, кисточки, альбомные листы, подставки для кисточек.Воспитатель: Посмотрите, как я нарисую солнышко (берёт кисточку, проводит ею по сухой краске, а за тем по бумаге). Почему у меня ничего не получается? Что надо сделать? (ответы детей.) Давайте вместе добавим в краску воды. Какая краска была и какая стала? (ответы детей.)Воспитатель раздаёт детям всё необходимое для рисования и показывает приёмы изображения солнца.Дети рисуют. Воспитатель с Волшебным человечком в руках наблюдает за их работой, если это необходимо, помогает, задаёт вопросы, например : «Ира, какого цвета у тебя солнышко?» И т.д.Когда работа закончена, педагог от имени Волшебного человечка хвалит рисунки детей и приглашает на прогулку: «Вы увидите, как я умею рисовать солнышко на дорожке мелом» .