Публикации ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
Автор: Сидорова Наталья Викторовна

Дети-волонтёрыЗадачи педагогической технологии «Дети-волонтёры» следующие:
  • развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
  • развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;
  • создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
  • Для организации и реализации данной технологии необходимо специально в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей. Например, дети подготовительной к школе группы (по просьбе воспитателя) могут включать в сюжетно-ролевую игру малышей, пойти к ним в группу и научить их этой игре. Можно предложить старшим детям провести занятие у малышей, помочь им одеться или разучить с ними стихотворение или песенку.Особенно удачно проходит такое разновозрастное общение во время «Клубного часа», когда старшие дети берут за руку младших и ходят с ними по всей территории детского сада в помещении или на прогулке.Опыт внедрения технологии «Дети-волонтёры» показал, что самый простой способ организации разновозрастного общения — проведение ежедневных «Клубных часов» на прогулке, ведь для этого не нужно особенных условий, только желание самого педагогического коллектива. Старшие дошкольники же всегда готовы пойти на площадку к малышам.Для реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами. Организовать «Школу волонтёров», то есть специально обучать старших детей по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим разрешать конфликты», «Научим одеваться», «Знаем, как помочь в проведении занятий».Клубный час Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаться в группуОсновные цели «Клубного часа»:• воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;• учить детей ориентироваться в пространстве;• воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;• формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания; • формировать умение планировать свои действия и оценивать их результаты • учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;• развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;• формировать умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты;• поощрять попытки ребёнка осознанно делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями;• помогать приобретать жизненный опыт (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции.Проведению «Клубного часа» предшествует большая подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители на собрании заранее предупреждаются о том, что в дошкольной организации будет проводиться данное мероприятие. Их информируют о том, как это повлияет на детей и каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Роди-телям предоставляется возможность проводить мастер-классы в течение «Клубного часа», а также предлагать свою новую тематику и т. п.Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют :1) тематику «Клубных часов», перспективный тематический план на полугодие. Это необходимо, так как «Клубный час» может проводиться в различных формах:
  • как образовательная деятельность в утренние часы,
  • как деятельность в группах по интересам в вечернее время,
  • как одна из форм организации прогулки или проведения досуга.
  • Можно выделить следующие типы «Клубного часа»:свободный. Дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам без помощи взрослых;тематический. В этом случае «Клубные часы» включены в ситуацию месяца. Например, в ситуации месяца «Космос» могут быть организованы конкурс рисунка на асфальте, постройка космического корабля, викторина «Космонавт»;деятельностный. В основу этого типа «Клубного часа» положено самоопределение ребёнка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном — спектакль и т. д.;творческий. Дети подготовительной к школе группы сами организуют всю деятельность на «Клубном часе» для всех детей;группообразование. Дети проводят «Клубный час», объединившись в группы, команды для развития групповых навыков; квест. Дети на территории участка или в помещении по одиночке или командой ищут по схеме какую-либо вещь, предмет; решают какую-либо задачу2) периодичность и длительность «Клубного часа». Мероприятия, как правило, проходят 1 раз в неделю в начале программы и 2—3 раза в неделю впоследствии. Одно из главных условий проведения «Клубного часа» — его длительность, а именно не менее 1 часа, так как в противном случае дети не успевают приобрести собственный жизненный опыт;3) правила поведения детей во время «Клубного часа»:• «Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу» • «Кто первый взял игрушку, тот в неё и играет»; • «Помогай проводить занятие, если оно проходит во время «Клубного часа»; • «Говори спокойно»; • «Ходи спокойно»;• «Возвращайся в группу по сигналу звонка»;• «Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в неё, если устал»; «Если взял игрушку поиграть — положи её на место, когда уходишь4) организационные моменты «Клубного часа». Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения. Мероприятие проходит так. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с гостями, показывают, рассказывают о своих занятиях. Детям также предлагается помочь сотрудникам в работе. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы;5) порядок начала программы «Клубного часа». Коллектив ДОО определяет, сколько групп и какие будут участвовать в первом мероприятии, как подготовить детей к первому «Клубному часу».С детьми старшей и подготовительной группы также проводится предварительная работа:- организуется дискуссия, во время которой старшие дошкольники узнают, что такое и зачем нужен «Клубный час», что они будут делать во время этого мероприятия и кто хотел бы на него пойти;- обсуждается, какие группы есть в детском саду, возраст детей в этих группах и на каком этаже (крыле) они находятся;- объясняется, какие есть помещения в детском саду, как они называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит;- выдаётся план (карта), что и где происходит, в зависимости от того, какой вид «Клубного часа» планируется, — тематическийеятельностный или творческий - устанавливаются штрафные санкции за несоблюдение правил.Непосредственно перед проведением «Клубного часа» дети обсуждают все правила. Ведётся план-карта, каждый ребёнок планирует, куда он хочет пойти. Даётся инструкция: «Дети, вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу»; 6) после завершения «Клубного часа» все дети-участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка, начинается обсуждение — рефлексивный круг. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и тер-пеливо ожидали своей очереди говорить. Обсуждаются такие вопросы: • Где ребёнок был?• Что тебе запомнилось?• Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?• Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты это осуществить и если нет, то почему?• Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа», и обсуждает их с детьми и родите-лями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности;7) после проведения каждого мероприятия на педагогическом совете воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями о том:• что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в поведении детей;• как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним приходили гости (вопрос для воспитателей);соблюдали ли дети правила и что мешало им их соблюдать, были ли конфликты;• какие задачи необходимо решать на следующем «Клубном часе»Литература: Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. ФГОС. /Автор ст. научный сотрудник ИС РАН Гришаева Наталья Петровна//Редактор Сухова Е.А.: Издательство Вентана-Граф, 2017г.Михайлова-Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов. – М.: издательство «Национальное образование», 2015 г.