Публикации «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Толока Оксана Николаевна

ы настолько увлеклись обучениемнаших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем своим детям, и себе". ХаррисонУниверсальные учебные действия (УУД) – это «умение учиться», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
  • личностный;
  • регулятивный;
  • познавательный;
  • коммуникативный;
  • Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.
  • нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор (нормы и правила жизни в обществе).
  • Развитие личностных УУД
  • Формируйте представление о ценности личности окружающих.
  • Создавайте ситуацию самоуважения.
  • Формируйте общечеловеческие ценности.
  • Учите ребенка делать нравственный выбор во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
  • Всегда давайте шанс исправить ошибку.
  • Помогайте ребенку найти самого себя, строя индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
  • Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
  • целеполагание – постановка учебной задачи;
  • планирование составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
  • контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
  • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.
  • Развитие регулятивных УУД
  • Учите доводить начатое дело до конца.
  • Используйте дыхательные упражнения.
  • Учите ребенка выражать словами свои чувства, интересоваться его делами, беседовать с ним.
  • Важное условие - соблюдение режима дня.
  • Развивайте усидчивость ребенка.
  • Исключите компьютерные игры и агрессивные мультфильмы, замените их чтением книг.
  • Получите консультацию психолога и невролога.
  • Познавательные универсальные действия:
  • Общеучебные смысловые действия;
  • Знаково-символические действия;
  • Логические действия;
  • Постановка и решение проблемных задач.
  • Развитие познавательных УУД
  • Развивайте умение поиска необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • Формируйте умение структурирования знаний;
  • Формируйте осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • Учите делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Формируйте умение рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.
  • Коммуникативные действия:
  • построение учебного сотрудничества;
  • умение выражать свои мысли;
  • умение управлять своим поведением и поведением партнера;
  • навык разрешения конфликтных ситуаций.
  • Развитие коммуникативных УУД
  • Развивайте умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • Развивайте умение слушать и вступать в диалог;
  • Учите ребёнка участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • Формируйте умение включаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • Формируйте умение разрешать конфликты – выявлять проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения ситуаций.
  • КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ СТАТЬ УСПЕШНЫМ?
  • Воспитывать ребенка не значит полноценно раствориться в нем, главное в воспитании – пример родителей.
  • Нельзя сравнивать ребенка с другими людьми, сравнивают только достижения самого же ребенка.
  • 30 минут в день полноценного общения с родителем (без телевизора, компьютера) ребенку будет достаточно, чтобы спокойно идти спать.
  • Воспитание аккуратности, организованности, ответственности – главное условие успешности ребенка в школе.
  • Терпимость к другому, умение прощать, договариваться, уступать помогут ребенку завести себе друзей.
  • Ограничения, запреты должны быть в жизни каждого ребенка, но они, в первую очередь, должны быть согласованы между взрослыми. Говоря ребенку «НЕТ», мы должны сказать, как можно поступить.
  • Ребенок имеет право на ошибку. В семье главное доверие.
  • Эмоционально поддерживайте ребенка, не критикуйте его. Осуждается лишь поступок ребенка, а не он сам.
  • Старайтесь отмечать любые достижения ребенка. Он очень старается порадовать Вас.
  • О школе, одноклассниках говорите только позитивно. Требования семьи и школы должны быть согласованы между собой.
  • ЛИТЕРАТУРА:
  • Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. 212с.
  • Божович Л.И., Конникова Т.Е.
  • О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. 1975. №1.
  • Васильев И.А., Магомед-Эшенов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144с.
  • Гришак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. 286с.
  • Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. №3.
  • Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. 272с.
  • Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии 1990. №4
  • Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974.
  • МАОУ «Прогимназия «Центр детства»Универсальные учебные действия – это «умение учиться»Педагог-психолог: О.Н. Толокаг. Новый Уренгой2017г.