Публикации
«Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Толока Оксана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Толока Оксана Николаевна
"Мы настолько увлеклись обучениемнаших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка – это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь – то, чего мы от всей души желаем своим детям, и себе". ХаррисонУниверсальные учебные действия (УУД) – это «умение учиться», способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:личностный; регулятивный; познавательный; коммуникативный; Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор (нормы и правила жизни в обществе). Развитие личностных УУДФормируйте представление о ценности личности окружающих. Создавайте ситуацию самоуважения. Формируйте общечеловеческие ценности. Учите ребенка делать нравственный выбор во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Всегда давайте шанс исправить ошибку. Помогайте ребенку найти самого себя, строя индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:целеполагание – постановка учебной задачи; планирование – составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели; контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. Развитие регулятивных УУДУчите доводить начатое дело до конца. Используйте дыхательные упражнения. Учите ребенка выражать словами свои чувства, интересоваться его делами, беседовать с ним. Важное условие - соблюдение режима дня. Развивайте усидчивость ребенка. Исключите компьютерные игры и агрессивные мультфильмы, замените их чтением книг. Получите консультацию психолога и невролога. Познавательные универсальные действия:Общеучебные смысловые действия; Знаково-символические действия; Логические действия; Постановка и решение проблемных задач. Развитие познавательных УУДРазвивайте умение поиска необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств; Формируйте умение структурирования знаний; Формируйте осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Учите делать выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Формируйте умение рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности. Коммуникативные действия:построение учебного сотрудничества; умение выражать свои мысли; умение управлять своим поведением и поведением партнера; навык разрешения конфликтных ситуаций. Развитие коммуникативных УУДРазвивайте умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Развивайте умение слушать и вступать в диалог; Учите ребёнка участвовать в коллективном обсуждении проблем; Формируйте умение включаться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; Формируйте умение разрешать конфликты – выявлять проблемы, поиск и оценку альтернативных способов разрешения ситуаций. КАК ПОМОЧЬ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ СТАТЬ УСПЕШНЫМ?Воспитывать ребенка не значит полноценно раствориться в нем, главное в воспитании – пример родителей. Нельзя сравнивать ребенка с другими людьми, сравнивают только достижения самого же ребенка. 30 минут в день полноценного общения с родителем (без телевизора, компьютера) ребенку будет достаточно, чтобы спокойно идти спать. Воспитание аккуратности, организованности, ответственности – главное условие успешности ребенка в школе. Терпимость к другому, умение прощать, договариваться, уступать помогут ребенку завести себе друзей. Ограничения, запреты должны быть в жизни каждого ребенка, но они, в первую очередь, должны быть согласованы между взрослыми. Говоря ребенку «НЕТ», мы должны сказать, как можно поступить. Ребенок имеет право на ошибку. В семье главное доверие. Эмоционально поддерживайте ребенка, не критикуйте его. Осуждается лишь поступок ребенка, а не он сам. Старайтесь отмечать любые достижения ребенка. Он очень старается порадовать Вас. О школе, одноклассниках говорите только позитивно. Требования семьи и школы должны быть согласованы между собой. ЛИТЕРАТУРА:Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. 212с. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопр. психологии. 1975. №1. Васильев И.А., Магомед-Эшенов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: Изд-во МГУ, 1991. 144с. Гришак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. 286с. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопр. психологии. 1988. №3. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. 272с. Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников // Вопр. психологии 1990. №4 Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: 1974. МАОУ «Прогимназия «Центр детства»Универсальные учебные действия – это «умение учиться»Педагог-психолог: О.Н. Толокаг. Новый Уренгой2017г.