Публикации Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в практике воспитателя
Автор: Николаева Людмила Николаевна

НОД по опытно-исследовательской деятельностив старшей группе по теме «Сахар»Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развитию речи.Задачи:-Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость).-Составлять сообщение о предмете исследования(сахаре) с помощью рисования знаков, пиктограмм.-Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.- Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.-Воспитывать любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.Оборудование:Папка-исследователя, карандаш простой, листочки квадратные(со стороной шесть сантиметров), карточки методов исследования с символическими изображениями методов исследования. Сахарный песок, сахар кубиками, вода, стаканчики, ложка, пищевая краска,лупа.Воспитатель: Дети сидят на коврике. Берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг, другу (поприветствовали друг друга).Ребята, сегодня, я вам предлагаю отправиться в нашу лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? Но сначала нужно вспомнить правила поведения в лаборатории. Слушать очень внимательно и выполнять то, что говорю я; без разрешения ничего не трогать. Сегодня мы будем проводить исследование, так же как взрослые ученые исследователи. Но, что, бы узнать, что вы будите исследовать, вы должны отгадать загадку.Загадывает загадку.«Как песок сухой, сыпучий.Сладкий-сладкий, словно мед.Чай с ним муха часто пьет. (сахар).Совершенно верно, это сахар (показать детям сахар). Дети, а для чего люди используют сахар?Где его используют?Молодцы! Сколько интересного вы мне рассказали. Но, что, бы вам ничего не забыть, о сахаре, нужно будет всю информацию, вам зарисовать схематично, так как вы еще не умеете писать, вот на таких листочках (показать листочки квадраты ), и вкладывать в свою папку исследователя, как настоящие ученые, все, что мы узнаем о сахаре.Как это можно сделать? Дети перечисляют все методы (подумать самостоятельно, рассмотреть, провести эксперимент, спросить у взрослых, посмотреть в книге, в компьютере).Все карточки показать, когда дети называют.Воспитатель: А, с чего мы начнем в первую очередь, с какой карточки?Дети: «Подумать самостоятельно»Воспитатель: прикрепить карточку (подумать самостоятельно) к доске. Ребята вспомните о том, где используют сахар люди? Зарисуйте схематично, должны быть знаки. Дети делают зарисовки. Затем кладут их в кармашек папки исследователя. Воспитатель: Что дальше будем делать?Дети: Рассмотреть сахар.Воспитатель: Показать карточку и прикрепить к доске. Что вы можете сказать про сахар, когда смотрите на него (у каждого на блюдечке сахар), какого он цвета, есть ли запах, на что похожи крупинки, сыпучий т. д. дети рассматривают, делают зарисовки. Кладут в папку.А, чтобы еще больше узнать о сахаре информации, что еще можно сделать? Дети называют карточку (провести опыт). Показать и прикрепить к доске.Дети подходят к столам (стаканчики с водой, с холодной, теплой, сахарный песок, сахар кубиками, пищевая краска). Воспитатель: Возьмите стаканчики с холодной водой, положите сахарный песок, что произошло? Сахар растворился в воде? Размешайте сахарный песок? Изменился цвет воды? Какого вкуса стала вода? Быстро растворился сахар?Теперь возьмите стаканчики с теплой водой, только аккуратно, положите сахарный песок. Что произошло? Дети проводят опыт. Делают вывод. Сахарный песок быстрее растворился в теплой воде, цвет не изменился.Воспитатель: Дети как вы думаете, если взять пищевую краску и, полить на кусочки сахара, что с ним произойдет? Дети предполагают, что может быть. Давайте проверим. У каждого ребенка на тарелочке несколько кусочков сахара, стаканчики (три цвета) с пищевой краской, чайная ложка. Дети капают краской на сахар, одним цветом, смешивают разной краской и т.д.Дети делают вывод: (окрашивается, впитывает краску, становится вязким (как сироп), тает, растворяется и т д).Дети делают схематично рисунки опытов на листочках.Воспитатель: Где еще мы можем получить информацию?Дети: спросить у взрослых (показать карточку и прикрепить на доску).Воспитатель: Но прежде чем обратиться с вопросом к взрослому, нужно хорошо подумать, о чем спросить.Дети задают вопросы взрослым, находящимся в группе. Делают зарисовки и кладут в карман папки-исследователя.Физминутка.Воспитатель: Где еще можно узнать информацию о сахаре? Дети: В книгах (показать карточку, прикрепить к доске).Воспитатель: Ребята, подойдут обычные книги (сказки), или нужны книги специальные. Книги с закладками подготовлены заранее).Дети рассматривают энциклопедию с кондитерскими изделиями (конфеты, торты, мороженое и т д). Делают схематичные зарисовки.Воспитатель: Где еще можно узнать информацию о сахаре?Дети: В интернете, по телевизору (показать картинки, прикрепить на доску).Воспитатель: Молодцы. Как много интересного мы узнали о сахаре, но я думаю, что вы еще не знаете, как изготавливают сахар, и сахар бывает разный. Я предлагаю вам дома с родителями посмотреть фильм про сахар и сделать зарисовки. Но, а сейчас давайте проверим в наших папках, что мы узнали о сахаре. Давайте послушаем Алису, что у нее получилось по рисункам о сахаре.Молодцы, вы были хорошими исследователями.В свободное время заслушиваются все рассказы детей о сахаре по папке исследователя по рисункам.