Публикации Программа гражданско-патриотического воспитания в рамках новых требований ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа гражданско-патриотического воспитания в рамках новых требований ФГОС
Автор: Свалухин Алексей Владимирович

Значимость приоритетов в выборе направлений патриотического воспитания в системе дополнительного образования (на примере Екатеринбургского кадетского корпуса войск национальной гвардии Российской Федерации)Свалухин А.В.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.Патриотическое воспитание происходит посредством разных методических разработок. Сегодня необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение, как гражданина.Для решения данных задач выступает внеурочная деятельность и вообще дополнительное образование учебного заведения.Важным для реализации поставленных задач становятся внеурочные дополнительные мероприятия по патриотическому воспитанию, направленные на привитие молодым гражданам страны любви к Отчизне и формирование активной жизненной позиции.Мероприятия имеют разный уровень значимости по вовлеченности в них разных участников молодежи: местные, региональные и федеральные (всероссийские и международные).Мероприятия, выбираемые учебным заведением, должны четко определять круг решения поставленных целей и задач. Они являются своего рода определителями и показателями качества работы проводимой с учащимися.Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими педагогами как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне взвода, курса и корпуса.Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами корпуса, в открытой общественной среде.Третий уровень реализации требует вовлечение в мероприятия региональной и федеральной значимости.Количество мероприятий возрастает с каждым годом, ведь именно они позволяют вовлекать молодежь в реальный жизненный процесс проявления своих знаний и навыков практической полезной деятельности. И каждый раз это количество начинает играть в ущерб качеству образовательного и воспитательного процесса.Результат итога участия в мероприятии прежде всего предвосхищает кропотливый труд ребенка и педагога на поприще дополнительного образования.Этот труд заложен в обучающем процессе дополнительного образования и в правильном выборе необходимых занятий в кружках и секциях учебного заведения. При этапе определения набора необходимых кружков и секций можем столкнуться с проблемой неправильного выбора. Прежде всего, это связано с автоматическим перенесением традиционных занятий из учебных программ дореволюционного кадетского образования. И проблема не в том, что данные запланированные занятия дополнительного образования изжили себя, вполне вероятно они и актуальны и нужны и сегодня, а главная трудность состоит в том, что включая их своих образовательные программы, не видим их прямого практического применения в итоге. Поэтому, чтобы избежать данной ошибки нужность занятий в учебном заведении дают выбранные заранее мероприятия. Они позволяют прямое включение подготовки к их реализации, дают наглядную демонстрацию результатов дополнительного образования примененных на них. Так же главная составляющая включения их в образовательную программу заключается не в количественном охвате всех сфер деятельности для кадет, а прямого использования полученных знаний и навыков в жизни и качестве их применения.Такой расклад, имеющих мероприятий, позволяет заранее рассчитать и оговорить необходимые потребности в охвате количества кадет и финансировании их участия в мероприятиях. Далее четко определиться в необходимой работе кружковой и факультативной деятельности во взаимодействии с общим учебном процессе. В дальнейшем распределить временные затраты на подготовку кадет согласно предстоящим испытаниям.Основой выбора создаваемых кружков и секций при этом идет именно из расчета на качество подготовки кадет и реализации их достижений на соревнованиях различного уровня. Заинтересованным вовлечением кадет с помощью применения новых и традиционных методов работы, с учетом интересов и потребностей для возможного личностного роста и выработки коллективизма и возможности командной работы.Рассмотрим это на примере Екатеринбургского кадетского корпуса войск национальной гвардии Российской Федерации, далее корпус.В корпусе в течение учебного года реализуют себя более 23 кружков и секций. Культурно-просветительской, спортивной, военно-патриотической направленности. И это положение сохраняется в течение более пяти лет, принося положительные результаты.Создание и поддержка этих секций и кружков связано с плодотворным участием корпуса в большом количестве разнообразных мероприятий разного уровня. И жизненная необходимость их вызвана потребностью содержательной части самих мероприятий, а так же проверкой временем результативности данного дополнительного образования.Пример, наиболее ярких мероприятий при осуществлении подобного выбора может послужить, что в начальном этапе за основу берутся ознакомление, подготовка и участие таких местных мероприятий как кадетской, так и казачьей направленности, как Сполох, Шермиции, спартакиады, ритуальные мероприятия построения, торжественного построения, выноса знамени, почетного караула и возложения цветов к монументам и памятным и мемориальным доскам, кадетского бала. Затем переходит на региональные мероприятия Большого кадетского сбора, областного кадетского бала, участия в исторических викторинах и квестах, состязаниях Кадетская Слава, военно-спортивных мероприятиях общественных организаций, сопровождение мероприятий губернатора и министерств области, советов ветеранов. Далее выход на всероссийский уровень конкурсы Почетных караулов, художественной самодеятельности, чемпионатов по различным видам спорта, Парада Победы в г.Екатеринбурге. Окончательный масштабный итог и проверку результатов приносят международные слеты патриотов: Спасская башня детям. Конкурс Почетных караулов. Москва. Красная площадь, Гражданско-патриотические кадетские смены учащихся Союзного государства «За честь Отчизны». Минск (Беларусь), Международный слет юных патриотов «Равнение на Победу!» Пермь.Все это определяет, что необходимо рассматривать значимость приоритетов при выборе средств дополнительного образования, именно поэтому в расписание работы кружков и секций входят такие дисциплины, как строевая подготовка, подготовка роты почетного караула (Клуб «Кремлевский кадет»), музыкальная студия, хореография, спортивный туризм, секции специальной и тактической подготовки, легкая атлетика, силовая подготовка, самбо, дзюдо, парашютный спорт, казачье допризывной подготовки (клуб «Малая станица»), мастер-кадет, конной подготовки, футбол, волейбол и др. Все это в комплексе дает добротную подготовку и реализацию поставленных задач как ФГОС, так и программ патриотического воспитания молодежи.Данный выборочный подход, используемый при осуществлении воспитательной работы, позволяет не распыляться в образовательном процессе дополнительного образования, наиболее мотивированно использовать все возможности вовлечения учащихся, влияния на формирование гражданской позиции у молодого поколения. Приносят немалые положительные результаты достижений учебного заведения и играют значительную роль для дальнейшего самоопределения кадет в своей будущей профессии. Повышают уровень заинтересованности в саморазвитии и открывают новые возможности воздействия положительными примерами становления юного поколения ориентированного на службу Отечеству.