Публикации «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Методические разработки в области психологического сопровождения образовательного процесса»
Автор: Агаева Гульнар Зираддин кызы

Психологические основы развития словообразовательных умений у дошкольниковЯзык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.Развитие словообразовательных умений представляет собой сложный постепенный многоуровневый процесс, который начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном.В психологической литературе самостоятельное словообразование у детей дошкольного возраста рассматривается как симптом овладения языковой действительностью. Явления словообразований представляют собой результат той работы, которую проводят дети по овладению языком как реальной предметной действительностью, и той реальной практикой, в ходе которой проходит это отражение.В исследованиях авторов А.Г. Арушановой, А.М. Бородич, А.М. Гвоздева, С.Н. Цейтлин, Ф.А. Сохина и др., обучение словообразованию рассматривается как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических и фонетических обобщений. Словообразование является важным источником пополнения словарного состава языка .В своих научных исследованиях Ф.А. Сохин отмечает, что словообразование характеризуется активностью, регулярностью, продуктивностью модели. Под активностью, или производительностью, понимается качественная сторона словообразовательного процесса, то есть способность той или иной модели к пополнению словаря новообразованиями. Продуктивность предполагает высокую степень активности. Активность, или производительность, может проявлять и нерегулярная модель. Путь при формировании модели словообразования лежит от общего к частному, то есть от способа к средству Психологические исследования А.Г. Тамбовцевой, Л.А. Колуновой, Ф.А. Сохина и др. доказывают, что дети, экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет и вскрывает важный механизм усвоения лексики: дошкольник усваивает слова не только как готовые единицы, но и сам создает и конструирует их. Изучив и раскрыв закономерности данного процесса, исследователи выявили возможность управлять обогащением словаря путем формирования продуктивных способов словообразования Рассматривая ступени усвоения дошкольниками языкового знака с позиций психолингвистического подхода, А.А. Леонтьев выделял следующие периоды овладения словообразовательными умениями:- синтагматической грамматики, когда словоформа для ребенка еще неразложима;- парадигматической грамматики, характеризующейся вычленением в слове отдельных морфем .В дошкольном возрасте происходит овладение двумя сложнейшими процессами, которые являются определяющими для дальнейшего развития словообразовательного уровня языковой деятельности: процессами вычленения и семантического синтеза. Данные процессы отражают уровень представлений и знаний детей об окружающем мире, структурированность и детализацию тех элементов действительности, которые были выделены в процессе коммуникации, и которыми дети овладели в ходе деятельности .Автор А.Г. Тамбовцева указывает, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Системой словообразования дети начинают овладевать в среднем дошкольном возрасте. В этом возрасте процесс формирования словообразовательных умений характеризуется интенсивностью, творчеством. У детей формируется словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования. В подготовительной к школе группе начинает складываться знание норм словообразования.Выделяются следующие способы образования слов:- приставочный;- суффиксальный;- приставочно-суффиксальный;- бессуффиксальный;- сложение;- аббревиация;- переход слов из одной части речи в другую;- из словосочетаний.Для самостоятельного словообразования необходимо, чтобы дети дошкольного возраста хорошо понимали услышанное, поэтому нужно развивать у детей речевой слух, обогащать их знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств. В процессе развития словообразовательных умений у детей простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, дети должны узнать его механизм и начать им пользоваться. Необходимо обратить внимание дошкольников на способ образования слов при помощи суффиксов или приставок; сформировать умения образования слов по аналогии.Результаты исследований А.Г. Тамбовцевой показывают, что в младшем дошкольном возрасте дети, пытаясь объяснить значения слов на основе их состава, почти не используют словообразовательные средства для создания производных слов, но уже к пятилетнему возрасту у них резко возрастает способность не только объяснять значения слов по составляющим их частям, но и способность создавать новые слова. К шести годам дошкольники достигают того уровня речевого развития, который возможен при стихийном владении языком В формировании словообразовательных умений у детей дошкольного возраста используются типичные только для этого раздела приемы работы. Например: «Фруктовница так называется потому, что это специальная посуда для фруктов». Языковой материал для образовательной деятельности необходимо отбирать педагогам таким образом, чтобы у детей была возможность сопоставить разные формы. Наряду с трудной формой следует брать и легкие, хорошо усвоенные дошкольниками. Необходимо знакомить дошкольников с различными способами словообразования:- суффиксальным и префиксальным;- суффиксально-префиксальным;- словослагательным;- с нулевым окончанием и др. Формирование способов словообразовательных умений у детей:- объяснение этимологии слов;- «демонстрация» способов словообразования на основе литературных произведений;- упражнения детей в этимологическом анализе слов «Почему так называется?»;- упражнения в словообразовании (по аналогии, систематизация способов словообразования, творческие задания);- нахождение родственных слов в произведении;- упражнения в образовании родственных слов;- моделирование «сложных» слов В процессе развития словообразовательных умений детей необходимо подводить к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, то есть из которого оно образуется по смыслу и по форме. Дошкольники, отталкиваясь от начального слова, могут подбирать словообразовательное гнездо, например: снег - снежинка, снежный, снеговик, подснежник. Овладение разными способами словообразования помогает детям правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница, фруктовница, сухарница и т.д.), направления движения (ехал - поехал - выехал) и др..В дошкольном возрасте образовательная программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования. Работа по ознакомлению дошкольников с законами словообразования полезна для развития потенциальной возможности узнавать (понимать) новые слова и способности самому активно образовывать слова, требующиеся в момент речевого акта. Прежде всего, закрепляются умения, полученные на предыдущих возрастных этапах. Последовательность появления словообразовательных форм в речи детей определяется их функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы Таким образом, рассматривая проблему словообразования с позиций психолингвистического подхода, значимым представляется рассмотрение словообразования с одной стороны, с другой стороны, как становление последовательно формирующихся операций с морфемами. Общение с окружающими и активная деятельность ребенка со словами приводит к формированию ориентировки в звуковой форме слова.