Публикации Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на уроках сенсорного развития

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на уроках сенсорного развития
Автор: Ежова Ирина Александровна

областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39»КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА». СОСТАВИЛ: УЧИТЕЛЬ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ КУРГАНСКАЯ И. А. Ульяновск, 2016г.Тема: «Времена года».Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.Задачи:Образовательные:
  • Закрепить представления детей о временах года: весне, лете, осени и зиме.
  • Формирование умения выполнять аппликацию.
  • Формирование графомоторных навыков.
  • Учить детей достигать выразительной передачи формы, цвета объекта.
  • Учить располагать декоративные элементы в определенных частях силуэта дерева.
  • Учить соотносить поделку с образцом.
  • Коррекционно – развивающие:
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать внимание, память, мышление посредством формирования общетрудовых умений и навыков.
  • Развивать воображение у детей.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
  • Оборудование:Демонстрационный материал: слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска, компьютер, аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года».Раздаточный материал: иллюстрации, изображающие дерево в разное время года; готовые силуэты дерева; белый, мягкий материал; цветные карандаши; ножницы; клей, тарелки для заготовок; влажные салфетки.Ход урока.
  • Вступительная часть.
  • -Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь. Тема нашего урока – Времена года. Цель: Закрепить представления о характерных особенностях разных времен года.Организационный момент.Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. 
  • Основная часть.
  • А на чем мы отправимся в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку:1.Д/у «Отгадай – ка». Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.Загадка: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. (Поезд) - Молодцы, правильно!-Итак, все готовы? Сели поудобнее. Отправляемся в путь! Мы прибыли на первую станцию. Нас встречает хозяйка этой станции ЗИМА. 2. Рассказ учителя о зиме, рассматривание картинок. Дни зимой короткие. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.Зимой идет снег. Он укрывает землю, деревья, кусты, крыши домов белым покрывалом.Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.Деревья и кусты стоят без листьев. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало. Лесные звери укрываются от холода в дуплах, норах, берлогах и всю зиму спят.Люди одеваются в теплую одежду.Зимой дети и взрослые катаются на санках, коньках и лыжах. Из снега лепят снеговиков, строят крепости, играют в снежки.Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, поют песни. – Всё о зиме рассказали? (ДА)- Наш поезд отправляется дальше. Поехали! Мы прибыли на станцию к ВЕСНЕ!Рассказ учителя о весне, рассматривание картинок.Весна наступает после Зимы. Дни становятся длиннее. Вся природа пробуждается после зимней спячки. Солнышко греет все жарче, из-за чего начинает таять снег, и повсюду бегут звонкие ручьи. Лед на речках тоже тает, он раскалывается на льдины.Весной оживают деревья. На ветках набухают почки, и из них появляются новые листочки. Начинает появляться свежая травка и первые цветы- подснежники.Из своих зимних домиков вылезают животные и насекомые, которые проспали всю зиму. Возвращаются из теплых краев на родину перелетные птицы. Первыми прилетают грачи.Взрослые и дети меняют теплые, зимние одежды на курточки и плащики. Для прогулки по лужам надевают резиновые сапоги.– Всё о весне рассказали? (ДА)- Наш поезд отправляется дальше! Мы прибываем на третью станцию. Здесь хозяйничает самое жаркое время года – ЛЕТО!Рассказ учителя о лете, рассматривание картинок. Лето – чудесное время года. Дни становятся все жарче и длиннее, а ночи короче. Чаще всего стоит ясная, солнечная погода. По голубому небу плывут белоснежные облака. Летом иногда бывают дожди, но они теплые, и после них часто появляется разноцветная радуга. Деревья одеты в яркие, зеленые одежды, на которых поют звонкие птицы. Повсюду густо растет трава, усеянная разноцветными цветами и вкусными ягодами, над которыми порхают бабочки и жужжат всякие насекомые.Детеныши животных готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы вырастают и учатся летать.Взрослые и дети летом одеты в легкие одежды (сарафанчики, футболки, шорты). Они много гуляют, купаются в речках и загорают, а из песка на берегу дети с удовольствием делают куличики и строят замки.В конце лета в лесу появляются грибы, а в саду начинают созревать фрукты.– Всё рассказали о лете? (ДА)- Сейчас отправляемся дальше в наше путешествие. Наш поезд прибывает на последнюю станцию в году – дождливую ОСЕНЬ!Рассказ учителя об осени. Осень наступает после лета. Осенью природа увядает, готовится к зимнему отдыху. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее. На небе появляются серые тучи, идут долгие, холодные дожди, после которых на долго остаются лужи. Листья на деревьях начинают менять свой цвет - из зеленых они превращаются в желтые, красные и светло-коричневые. Но ближе к зиме деревья сбрасывают листву. Насекомые осенью пропадают, поэтому пищи для птиц остается совсем мало, и многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. А звери делают запасы на зиму. Люди начинают сбор урожая овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных.  Взрослые и дети надевают теплую одежду. -Сейчас мы побывали в гостях у всех времен года. Но для того, чтоб вы лучше запомнили их признаки, мы с вами сделаем необычную поделку. Она называется – чудо дерево.3 Рассматривание поделки – образец.-Посмотрите какое это дерево необычное, на нем изображено сразу все четыре времени года. Сейчас, ребята, я вам покажу как оно делается. А потом вы самостоятельно сделайте свое чудо-дерево. 4 Физкльтминутка. Перед началом работы давайте сделаем разминку и разбудим наши ручки. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы повторяйте, пожалуйста, за мной. - А теперь давайте выполним поделку.Практическая часть – выполнение поделки «Чудо-дерево».
  • Порядок выполнения работы.
  • У вас на столах находится готовый макет дерева из белого картона. Чтобы его превратить в чудо-дерево нужно сначала отгадать загадки.Загадка №1. Снег на полях, Лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зима)На макет дерева приклеиваем шаблон из белого, мягкого материала. Получается зимнее дерево.Загадка №2. Тает снежок, Ожил лужок, Я раскрываю почки В зелёные листочки, День прибывает. Когда это бывает? (весна)На макете дерева, на ветках рисуем молодые, маленькие, зеленые листочки. Получается весеннее дерево.Загадка №3. Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает? (лето)На макет дерева приклеиваем шаблон из зеленого листа бумаги. Получается летнее дерево.Загадка №4. Пусты поля,  Мокнет земля, Дождь поливает,  Когда это бывает? (Осень)На макете дерева на ветках рисуем осенние, разноцветные листочки. Получается осеннее дерево.
  • Заключительная часть.
  • Выставка работ – анализ выполненных работ детьми, рассматривание, соотнесение с образцом.Итог урока – рефлексия. Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся в класс на нашем поезде. -У кого же мы сегодня побывали в гостях? (у времен года) -Как их зовут?– Ребята вы молодцы! Сегодня прекрасно поработали, все старались, и у вас получились хорошие работы. Наша поделка предназначена для обучения. Дети будут смотреть и запоминать времена года. Рефлексия:-Если вам понравился урок, возьмите солнышко, если вам урок не понравился возьмите тучку. На этом наше занятие окончено. Всем спасибо!