Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Селезнева Светлана Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Сказка» комбинированного вида города Белово»Большая Родина маленького человекапроект2018Составитель Селезнева С.В., воспитатель Данный образовательный проект предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск его участников. Образовательный проект разработан в соответствии с принципами личностно-ориентированного воспитания. Представленный материал адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями. Содержание Паспорт проекта  Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений по данной проблеме.С введением ФГОС ДО проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. ФГОС ДО предусмотрено объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, а так же формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности с учетом построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми. Проблемы нравственного воспитания решаются при реализации образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». А именно основные задачи, в соответствии с ФГОС, обозначены следующим образом: социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста должно быть направлено на уважительное отношение, чувство принадлежности своей семье, своим сверстникам и взрослым. Познавательное развитие предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине, Отчизне, представление о социально-культурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Большинство родителей в силу различных причин, постоянной занятости не могут успешно решать вопросы нравственного воспитания ребенка, организовывать его познавательную активность своих детей, посещать музеи и другие культурные центры. Некоторые взрослые предпочитают занимать позицию стороннего наблюдателя, пассивного деятеля, винить в воспитании ребенка детский сад и не сохраняют традиции семейного воспитания, не приобщают детей к общенародным праздникам. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе «Об образовании в РФ» (ст. 44) – сказано о том, что именно родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. ДОО существует в помощь семье. Должно осуществляться взаимодействие ДОО и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать хорошим человеком и гражданином, воспитывать любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес доступным ребенку явлениям общественной жизни. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. При передаче родителям способов организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в семье мы стараемся создать такую эмоциональную атмосферу, доброжелательную обстановку, когда и взрослые, и дети могут чувствовать себя естественно и раскованно, в соответствии с принципами личностно-ориентированной педагогики. Это является эффективным средством взаимодействия с семьями, имеющими различный культурный опыт и несхожие педагогические установки, семейные традиции. Я считаю, что для реализации проблемы нравственно-патриотического воспитания целесообразно использовать не только хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного взаимодействия с родителями (собрания, консультации педагогов и специалистов, оформление наглядной агитации, стендов, выпуск брошюр и листовок), но и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации, например, предметно-развивающей среды в домашних условиях, посещения семьи на дому с подробной консультацией на данную тему; организация практикумов – с демонстрацией вариантов решения вопросов нравственного воспитания ребенка дома, новых форм работы по нравственно-патриотическому воспитанию, использование мульти-, видеопрезентаций на мультимедиа и дисках для просмотра их родителями дома и т.д.), активное взаимодействие во всех образовательных и досуговых мероприятиях, проводимых специалистами в ДОУ, городские и районные мероприятия. Содержание проекта по патриотическому воспитанию детей старшего возраста построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания. Содержание Проекта построено в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования Российской Федерации, государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», СанПиН 2.4.1.2660-10.Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, о городе, в котором живешь, о корнях - своей семье.Проект адаптирован под детей дошкольного учреждения и может быть использован в детских садах комбинированного вида воспитателями.  Новизна материалаЗначимость данного проекта заключается в применении интегрированного подхода в образовательных отношениях по формированию патриотических чувств детей дошкольного возраста, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным и народным традициям, истории и культуре России, уважение и любовь к своему народу, а также активное участие родителей в разработке и презентации семейных проектов.Цель и задачи  проектаЦель: формирование патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, к родному городу, к Родине, привитие детям любви к своей стране, ее обычаям в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка.Задачи:
  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
  • создать условия для формирования у дошкольников патриотического сознания. развивать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему России, чувства гордости за свою малую Родину.расширять и углублять знание педагогов и родителей в вопросах патриотического воспитания детей. Сроки и этапы реализации проекта1 этап – организационный.  Срок исполнения сентябрь 2016г.- ноябрь 2016 г.
  • изучение теоретических вопросов нравственно-патриотического направления. Подготовка дошкольной организации к деятельности в новых условиях.
  • этап включает реализацию следующих направлений деятельности ДОО:
  • разработка модели образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • создание модели социокультурной предметно-пространственной среды интегрированного вида;
  • отбор диагностических методик и разработка диагностических карт по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления детей с высоким и низким уровнем развития;
  • создание организационных, научно-методических условий для разработки и реализации педагогами программ и методических материалов по нравственно-патриотическому направлению;
  • отработка условий и создание модели партнерской деятельности всех субъектов образовательного процесса в контексте требований проекта.
  • 2 этап реализации срок исполнения октябрь 2016г - апрель 2017г.Этап включает в себя следующие направления деятельности:
  • внедрение разработанных программ в образовательный процесс.
  • организация индивидуальной работы для детей с опережением и отставанием в развитии;
  • разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 3 завершающий этап срок реализации май 2017г.Цель: анализ и оценка результативности реализации проекта.Завершающий этап включает в себя сбор и обработку диагностических результатов и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами. Включает в себя реализацию следующих направлений деятельности:
  • оценка эффективности реализации проекта;
  • определение проблем, препятствующих достижению ожидаемого результата;
  • издание сборника методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • выработка стратегии дальнейшего развития МБДОУ;
  • осуществление комплексной рефлексии проектной деятельности всеми участниками образовательного процесса.
  • Ожидаемый результат реализации проектаДля детей:Знают:Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение); Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города; Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву, (знать историю, достопримечательности, показывать на карте, знать флаг, герб, гимн России); Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); Название планеты, на которой мы живем.Для родителей:Обогащенные и систематизированные знания об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы;Повышение родительской компетентности по представленной проблеме;Участие семей воспитанников в образовательном процессе.Для педагогов:повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;наличие публикаций, обобщение опыта работы, отражающего результаты работы по проблеме приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Промежуточные результатыПо результатам проведенной работы отмечается, что дети получили много знаний о народах, проживающих в России, о родном языке, и традициях. Дошкольники получили знания о столице нашей Родины, показывают на карте, знают флаг, герб, гимн России.Так же получены знания о месте проживания: поселке, городе, области. Все дети знают свой домашний адрес, имеют знания о семье, оценивают значимость труда родителей и т.д.Однако, как выяснилось, некоторые дети затруднялись в закреплении полученных знаний, поэтому для них способ изложения материала видоизменялся, для того, чтобы добиться надежного закрепления его детьми. Для того чтобы работа закреплялась и вне детского сада, необходима систематическая работа с родителями, для этого родители ознакомились с целями и задачами Проекта, проведено анкетирование. Родители привлекались к оснащению уголков в группе различными материалами. Проводились групповые и подгрупповые консультации для родителей («Корни нравственности», «Как познакомить ребенка со своей родословной» и т.д.). Родители дошкольников активно вовлекались в совместную деятельность (утренники, посвященные Дню защитника Отечества, Дню матери, групповые досуги «Цирк, цирк, цирк» и т.д.).При отслеживании промежуточного результата выявились следующие результаты:На начало учебного года 13% детей показали низкий уровень знаний о родном крае, о Родине, тогда как в результатах заключительной диагностики низкий уровень отсутствует, а 51% дошкольников имеют высокие показатели, 49% - средний уровень знаний.Целевая группа проекта.Проект адресован педагогам, детям старшего дошкольного возраста и их родителям.  Объем и содержание работы Форма представления  результатов проектаРезультаты проекта планируется представить в форме:1. Сборника программ и методических материалов по нравственно-патриотическому воспитанию.2. Методических материалов для участия в научно-практических семинарах и конференциях по указанной теме проекта.3. Проведение совместно с педагогами, родителями и детьми праздников «День защитника Отечества», «День Победы», развлечений «Масленица», организация мини музея в группе «Моя малая Родина – Белово».Приложения Приложение 1 Перспективное планирование.Приложение 2. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программыПриложение 3. Консультации для родителей и педагоговСписок литературы:
  • Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Алёшина. – М.: ЦГЛ, 2004. – 156с.
  • Валеев, Р.Г. Аскеевцы – солдаты победы [Текст] / Р.Г. Валеев. – Казань: Слово, 2005. – 234 с.
  • Валеев, Р.Г. Слово большой и малой Родины [Текст] / Р.Г. Валеев. – Бугуруслан.: ГУП «Бугурусланская типография», 2010. – 273с.
  • Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / А.Я. Ветохина – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010 -131с.
  • Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации [Текст] / Г.Н. Данилина - М: Аркти.2003-184с
  • Дыбина, О.В.. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада [Текст] / О.В. Дыбина – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-80с
  • Зеленова Н.Г. Мы живем в России. Подготовительная группа [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова - М: Издательство Скрипторий 2003.,2010. - 104с
  • Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателей ДОУ [Текст] / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: Скрипторий, 2008. – 104с.
  • Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие [Текст] / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М:- ТЦ Сфера, 2007-224с
  • Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ [Текст] / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192с.
  • Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 96с.
  • Мосалова, Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.Л.Мосалова – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования« От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева – М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 336с
  • Ривина, Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей [Текст] / Е.К. Ривина – М.: Мозаика-Синтез, 2008г
  • Шорыгина, Т.А. Родные сказки. Нравственно-патриотическое воспитание [Текст] / Т.А. Шорыгина. - М.: Прометей Книголюб, 2005. - 128с
  • Приложение 1Перспективное планирование работы с детьми по проекту: «Большая Родина маленького человека»Приложение 2Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга. В процессе мониторинга исследуется физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально – ориентированных методик нетестового типа, критериально – ориентированного тестирования, скрининг – тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочитание низко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных. Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей.Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников. (Марцинковская Т.Д.)Высокий уровень-Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе , близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.Средний уровень-Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого. Низкий уровень-Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.