Публикации «Лучшая методическая разработка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Лучшая методическая разработка»
Автор: Иванько Оксана Александровна

Конспект занятия с элементами экспериментированияна тему: Послание из космоса для группы общеразвивающей направленности 6-7 лет№2 Разработала воспитатель: Иванько О.А.г. Оренбург, 2018г.Конспект занятия с элементами экспериментирования на тему: «Послание из космоса»Тема: «Послание из космоса»Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:
  • формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмах ;
  • систематизировать и уточнить представления о свойствах воздуха, почвы, полезных ископаемых, магнита;
  • расширять знания детей о планете земля;
  • закрепить умение сравнивать;
  • учить владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (оговариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);
  • приучать решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • учить применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач;
  • соблюдать элементарные правила проведения экспериментов;
  • формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
  • Развивающие:
  • развивать способность наблюдать;
  • развивать умение детей действовать самостоятельно;
  • совершенствовать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • упражнять в умение анализировать, делать простейшие умозаключения;
  • аргументировать свои предположения и предлагать способы их проверки;
  • принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения;
  • совершенствовать мелкую моторику рук;
  • развивать фонематический слух у детей.
  • Воспитательные:
  • воспитывать детей доброжелательное отношение к окружающему миру;
  • воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и решать её;
  • воспитывать бережно отношение к Земле-своему дому;
  • формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек;
  • воспитывать культуру отношений между мальчиками и девочками;
  • воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, умение общаться, бережное отношение к результатам своего труда.
  • Расширять и активизировать словарный запас: жанр, анимация, комедия, военный, сказка, фантастика, полезное ископаемое.Приёмы руководства деятельности детей в ОД:
  • Приёмы постановки целей и мотивация деятельности детей: жанровое кино, комментирование, показ кинофрагментов;
  • Приёмы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы;
  • Приёмы организации практической деятельности детей: показ слайдов, комментирование, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (рассматривание, сравнивание);
  • Приёмы поддержания интереса детей: ситуация выбора, планирование, продолжение деятельности в данном направлении во взаимодействии с педагогом, чередование видов детской деятельности;
  • Приёмы оценки и самооценки: поощрение, совместное определение с педагогом и детьми результатов продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
  • Создание среды для организации и проведении ОД: проектор, мультимедиа, посылка, искусственное растение с нанесённой на листья светящейся краской, живое комнатное растение, гирлянда. Почва, полезные ископаемые, коробочки, семена в вате, с нанесённой светящейся краской, семена деревьев (дуб, каштан, клён), магниты, лупы(на каждого ребёнка).Виды детской деятельности ОД:
  • Игровая;
  • Коммуникативная;
  • Познавательно-исследовательская;
  • Продуктивная.
  • Ожидаемые результаты:
  • развитие у воспитанников познавательного интереса к исследовательской деятельности;
  • умение воспитанников устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать, делать простейшие умозаключения, аргументировать свои предположения и предлагать способы их проверки;
  • умение детей действовать самостоятельно;
  • воспитание нравственных качеств;
  • формирование универсальных предпосылок учебной деятельности;
  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • проявление эмоционально отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
  • расширение и активизация словарного запаса.
  • Критерии оценки деятельности детей на ОД:
  • Ребёнок задаёт вопросы.
  • Активно учувствует в исследовательской деятельности.
  • Проявляет самостоятельность.
  • Сопереживает.
  • Эмоционально реагирует.
  • Соподчиняет мотивы.
  • Проявляет волевое усилие.
  • Аргументирует самооценку.
  • Интеграция образовательных областей.План ОД:Ход ОД:Воспитатель: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.(Дети входят в группу, приветствуют гостей, подходят к педагогу)Воспитатель: Ребята, вы любите смотреть фильмы?Дети: Да.Воспитатель: Назовите любимые фильмы?(Дети называют)Воспитатель: Вы назвали много фильмов. Знаете ли вы, что названные вами фильмы относятся к различным жанрам. Кто знает, что такое жанр?редполагаемые ответы детей)Воспитатель: Жанр в кино – это разные виды фильмов. Жанров в кино существует много. Я расскажу о некоторых из них. Располагайте как вам удобно.(Дети садятся на ковёр перед экраном)Воспитатель: Вот ваши любимые мультипликационные фильмы.(слайд из м/ф «Школа волшебниц»)Воспитатель: Вспомнили, как называется мультфильм.Дети: «Школа волшебниц».Воспитатель: Мультфильм-это тоже один из жанров кино и называется - анимация. Проговорим вместе: анимация.(Дети хором проговаривают слово «анимация»)Воспитатель: Ребята, этот мультфильм кому больше интересен: девочкам или мальчикам?Дети: Для девочек.Воспитатель: Почему вы так решили?Дети: Потому что героини этого мультфильма феи, девочки.Воспитатель: Какие они?Дети: Красивые, необычные, модницы, волшебницы.Воспитатель: Какие мультфильмы вы знаете для мальчиков?Дети: «Человек-паук», «Бэтмен», «Трансформеры», «Черепашки-Ниндзя» и др.Воспитатель: Мультфильмы для мальчиков и для девочек, чем отличаются? Какие они по характеру?Дети: Мультфильмы для мальчиков-мужественные, учат быть сильными, выносливыми, мультфильмы для девочек- учат быть нежными, заботливыми, ласковыми.(слайд и комедии «Один дома»)Воспитатель: Ещё один из жанров кино. Вспомните, как называется фильм?Дети: Фильм называется «Один дома».Воспитатель: Этот фильм, какой по характеру?Дети: Когда его смотришь, хочется смеяться.Воспитатель: Этот фильм относится к жанру комедия-цель этих фильмов рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение. Проговорим вместе: комедия.(Дети хором проговаривают слово «комедия»)(слайд из военного фильма «Ответный ход»)Воспитатель: Как вы думаете, к какому жанру относиться следующий фильм?Дети: Показывают войну.Воспитатель: Этот фильм военный - в таких фильмах показывают события реально происходившей войны, сражения. Проговорим вместе: военный фильм.(Дети хором проговаривают: военный фильм)(слайд из фильма-сказки «Морозко»)Воспитатель: Как вы думаете, к какому жанру относиться ещё один фильм?Дети: Показывают сказку.Воспитатель: Фильмы этого жанра сняты по мотивам сказок, в которых могут показывать как реальные события, так и вымышленные, например всем вам известная Баба-Яга. Проговорим все вместе: фильм-сказка. (Дети хром проговаривают слово «фильм-сказка»)(слад из фантастического фильма «Аватар»)Воспитатель: Вспомните, как называется этот фильм?Дети: Аватар.Воспитатель: Как вы думаете, к какому жанру относится этот фильм?Дети: Фантастика.Воспитатель: Почему вы так решили?Дети: В фильме есть необычные люди с другой планеты, они не похожи на нас - людей.Воспитатель: Действительно, фильм «Аватар» относится к жанру фантастика, потому что в таких фильмах показывают несуществующие миры, неизвестные планеты, диковинные персонажи. Этот фильм о чём?Дети: О том, что люди хотели завоевать чужую планету, т.к. на ней есть полезные ископаемые, которые нужны людям. Но жители планеты были против, и им удалось прогнать людей с планеты. Они защищали свою планету.(в группу приносят необычную посылку)Воспитатель: Ребята, от кого же эта посылка? Прочитайте, что на ней написано?Дети: АДРЕС: КУДА – ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. ОТКУДА – ПЛАНЕТА ПАНДОРА.Эта посылка от жителей Пандоры.Воспитатель: Рассмотрите её содержимое.(Дети достают предметы)
  • Растение с блестящими листьями
  • Почву в коробочке
  • Семена священного дерева в коробочке
  • Полезное ископаемое (железная руда) в коробочке.
  • Воспитатель: Как вы думаете, для чего жители Пандоры прислали нам эти предметы?(Предполагаемые ответы детей)Воспитатель: Ребята, жители этой планеты решили подружиться с людьми. Они прислали для людей необычную посылку, чтоб мы могли лучше узнать о их неизвестной планете. Как вы думаете, рассмотрев содержимое посылки, можно ли узнать о планете Пандора?Дети: Нет.Воспитатель: Что нам необходимо сделать?Дети: Исследовать, изучить присланные предметы.(Проходим в научный центр)Воспитатель: В научном центре есть всё необходимое для проведения исследований. Как вы думаете, на какие столы необходимо поставить предметы из посылки? Почему?(Дети расставляют предметы из посылки, комментируя свой выбор)Воспитатель: Рассмотрите растение с планеты Пандора. Опишите, какое оно?Дети: Растение с планеты Пандора внешне похоже на наши растения: у него есть стебель, листья, возможно есть и корни, но мы их не видим; у этого растения есть листья необычной формы – тонкие прутики и листья серебристого цвета.Воспитатель: Рассмотрите земное растение. Что вы знаете о наших растениях?Дети: У наших растений есть стебель, листья, корни. Нашим растениям для роста нужны воздух, вода и солнце; они выделяют кислород, которым мы дышим.Воспитатель: я предлагаю усложнить эксперимент, и выключить свет.(Свет выключается)Дети: листья с планеты Пандоры стали светиться, а наше растение не изменилось.Воспитатель: Как вы думаете, почему листья растения с планеты Пандора стали светиться, с чем это связано?(Предполагаемые ответы детей)Воспитатель: Вы сказали, что для роста растений нужен воздух, а есть ли он на планете Пандора? Вспомните фильм, пожалуйста.Дети: есть, но он вредный для людей, т.к. люди ходили в масках.Воспитатель: Как вы думаете, что случится с земным растением, если оно окажется на планете Пандора? Дети: оно погибнет.Воспитатель: Почему вы так решили?Дети: для роста и жизни нашим растениям нужен воздух с Земли, они к нему привыкли, а там другой по составу воздух, поэтому наше растение погибнет.Воспитатель: Но почему растения с планеты Пандора не погибают? Дети: Они приспособились к воздуху, в состав которого входят вещества, вредные людям для жизни.Воспитатель: Как вы думаете, это могло повлиять на то, что листья растения светятся?Дети: Да, ведь растения с планеты Пандора приспособились к таким условиям, а т.к. воздух содержит вещества от которых, возможно, происходит свечение, а мы знаем что растение «дышит», то поглощая такой воздух, они стали светиться в темноте. На планете Пандора и жители тоже необычные (синие), ведь им тоже пришлось приспосабливаться к жизни в таких условиях.(слайд из фильма «Аватар»: светящиеся цветы, ночной лес)Воспитатель: Рассмотрим почву с планеты Пандора.(Подходим к почве, в которой закопана выключенная гирлянда)(Дети рассматривают через лупу)Воспитатель: Что вы можете рассказать?Дети: Почва чёрного цвета, содержит песчинки, камушки.Воспитатель: Для сравнения, что можно рассмотреть?Дети: Нашу почву.(Дети рассматривают, делают вывод)Дети: Почвы по составу похожи.Воспитатель: Усложняем эксперимент: выключаем свет – что произошло?(Выключаем свет, почва с планеты Пандора загорается огоньками)Дети: почва с планеты Пандора загорелась огоньками, а наша почва осталась чёрной.Воспитатель: Как вы думаете, с чем это связано, что почва с планеты Пандора светиться?Дети: Скорее всего, почва тоже содержит невидимые нам вещества, которые способствуют такому свечению в тёмное время, они есть и в воздухе. Вот они, находясь в почве, и светятся в темноте, а днём их не видно.(слайд из фильма «Аватар»: светящаяся земля)Воспитатель: Возьмите аккуратно в руки семена с планеты Пандора, рассмотрите их.(Каждый ребёнок берёт в руки семя и рассматривает)Дети: Семя необычной форы, оно в «облаке ваты», похоже на медузу.Воспитатель: Усложним эксперимент: создадим реальные условия планеты Пандора: ночь. Обратите внимание, что произошло с семенами с планеты Пандора?Дети: светятся в темноте.Воспитатель: Теперь рассмотрите семена наших деревьев. Назовите, с каких деревьев эти семена?Дети: жёлуди – семена дуба, семена клёна, семена каштана.Воспитатель: Чем отличаются семенга наших деревьев от дерева с планеты Пандора?Дети: Наши семена разных размеров и формы.Воспитатель: Назовите, какие вы знаете хвойные деревья?Дети: Сосна, ель, кедр, пихта и др.Воспитатель: Как называется лес, в котором растут одни ели?Дети: Ельник.Воспитатель: Как называется лес, в котором растут только берёзы?Дети: Берёзовая роща.Воспитатель: Вот как выглядит дерево на планете Пандора, семена которого нам прислали.(слайд из фильма «Аватар»: священное дерево)Воспитатель: Как вы думаете, как называется этот лес?(Предполагаемые ответы детей)Воспитатель: Священный лес.Воспитатель: Какие предметы из посылки мы ещё не рассмотрели?Дети: Камни.Воспитатель: Возьмите их в руки. Внимательно рассмотрите. Какие они?Дети: холодные, тяжёлые, угловатые. Можно разглядеть кристаллики, узоры, трещинки. Есть гладкие и шершавые, твёрдые и мягкие. Мел рисует.Воспитатель: Ребята, это необычные камни – это полезные ископаемые. Как вы думаете, что такое полезные ископаемые?(Предполагаемые ответы детей)Воспитатель: Полезные ископаемые добываются из недр земли и служат для пользы человека. Назовите, какие вы знаете полезные ископаемые, их свойства и где используются.Дети: Мел белый, может писать; уголь чёрный, как топливо; песок сыпучий, лепится, когда мокрый, используется в строительстве, белый песок в изготовлении стекла; глина- не сыпется, лепится, из неё делают кирпичи, вазы, цветочные горшки; железная руда – из неё делают металл, используют для изготовления металлических предметов (ножи, машины, космические корабли).Воспитатель: Возьмите по магниту, медленно поднесите его к своим полезным ископаемым? Что вы наблюдаете?Дети: Магнит притянулся к одному из полезных ископаемых, возможно, эо железная руда, т.к. магнит притягивается к железу. А другие полезные ископаемые не отреагировали на магнит, значит, в их составе железа нет.Воспитатель: Теперь поднесите магнит к камню с планеты Пандора, понаблюдайте за действием магнита. Что происходит?Дети: К камню с планеты Пандора магнит притянулся.Воспитатель: Как вы думаете, почему?Дети: К нему притянулся магнит, значит, он состоит из железа. Это не простой камень, это тоже полезное ископаемое, т.к. он, возможно, считается полезным для жителей Пандоры.Воспитатель: Это полезное ископаемое с планеты Пандора и его называют анаптаниум.(слайд из фильма «Аватар» с полезным ископаемым)Воспитатель: Подошла к концу работа в научном центре.(Возвращаемся на ковёр)Воспитатель: Располагайтесь удобно. Ребята, что мы делали, что нового, интересного узнали?Дети: Мы провели интересные исследования, узнали что планета Пандора красива по-своему.Воспитатель: Но не стоит забывать о том, что и наша планета Земля тоже необычайно красива.(на экране слайды: виды природы планеты Земля)Воспитатель: Ведь так приятно и радостно видеть:Дети: когда цветут сады, зеленеют леса, поют птицы.Воспитатель: и Земля не останется в долгу. Она щедро дарит нам свои плоды:Дети: орехи, ягоды, грибы, шишки, лекарственные травы.Воспитатель: Я желаю, чтобы вы выросли сильными, крепкими, здоровыми, чтобы у вас хватило сил и мудрости оберегать Землю.(на экране слайд: вид планеты Земля из космоса)