Публикации для детей и педагогов по формированию здорового образа жизни

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: для детей и педагогов по формированию здорового образа жизни
Автор: Ращупкин Роман,Жаворонков Владимир

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в формировании основ здорового образа жизни детейВ современных условиях в рамках государственной концепции сохранения здоровья подрастающего поколения большое внимание уделяется здоровому образу жизни ребенка, а именно: физическому совершенствованию, укреплению психического здоровья, обеспечению социальной безопасности, формированию личной гигиены.В результате произошедших в обществе изменений, назрела необходимость переоценить существовавшие ранее представления о функциях образования и воспитания, взаимодействия ДОУ и семьи. Семья как общественный институт, где происходит социализация ребенка, где усваиваются общечеловеческие нормы, ценности в процессе взаимоотношений с другими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьей, человек неразделим всю жизнь, меняется только его роль. Многие ученые утверждают, что во все времена и у всех народов социализации детей была единственной специфической функцией семьи, а другие функции (экономические, поддержка благосостояния и др.) являются второстепенными. Семья не только закладывает основы формирования личности, но и обеспечивает важнейшие условия ее развития [73].К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничение взаимодействия педагогов с родителями по формированию здорового образа жизни. Социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации.Причин здесь много. Они кроются как в действиях самих педагогов, так и в позиции родителей. Так, Е.П. Арнаутовой были определены и раскрыты следующие факторы, тормозящие развитие взаимодействия педагогов с родителями: 1) со стороны педагогов:
  • недостаточная подготовленность в вопросах взаимодействия с родителями;
  • отсутствие готовности осуществлять новые подходы к взаимодействию с родителями как участниками педагогического процесса;
  • нежелание работать с родителями;
  • низкий уровень педагогического общения с родителями;
  • неспособность адекватно оценивать воспитательный потенциал семьи;
  • игнорирование запросов и пожеланий родителей в знаниях, отсутствие «обратной связи» с ними;
  • 2) с позиции родителей:
  • непонимание самоценности периода дошкольного детства;
  • недооценка роли сотрудничества с педагогами дошкольной организации;
  • отсутствие должного внимания к физическому воспитанию собственного ребенка;
  • низкий социально-культурный уровень;
  • низкий уровень знаний по вопросам физического воспитания;
  • 3) со стороны руководства детского сада:отсутствие системы повышения педагогического уровня родителей;отсутствие системы совместной работы специалистов детского сада: инструктора по физической культуре, педагога-психолога, медицинской сестры и специалистов детской поликлиники, а также отсутствие системы интеграции деятельности этих специалистов [81, с.17].Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходят в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения.В исследованиях Н.В. Бордовской, М.Д. Маханевой, В. П. Озерова, С.Ю. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркнута роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г. Веселова.Философия взаимодействия детского сада и семьи на сегодняшний день заключается в том, что за воспитание детей несут ответственность их родители, а детский сад лишь призван помочь, поддержать и направить их воспитательную деятельность в нужное русло. Таким образом, семейное воспитание по сравнению с детским садом призано приоритетным. Именно семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека (О.М. Айванхов, А.Н. Ганичева, О.Л. Зверева, Я. Корчак, Т.А. Макарова и др.). «Детский сад вовсе не снимает с родителей ответственности за воспитание детей, а является лишь одной из форм организации воспитательного процесса» - отмечал П.Ф. Каптарев [42, с.33].По мнению Т.И. Бабаевой, успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. Характер взаимодейсвтия субъектов во многом определяется уровнем знаний, умений, профессиональной подготовки и социально-культурного опыта [16, с.203].М.В. Крулехт разработана трехступенчатая модель взаимодействия детского сада и семьи, включающая три ступени:
  • создание общей установки на совместное решение задач целостного развития ребенка;
  • выработка общей стратегии;
  • реализация единого, согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного воспитания.
  • Совместная работа детского сада с семьей как в общих вопросах воспитания, так и в вопросах развития валеологической культуры дошкольников должна строиться на определенных принципах, определяющих ее содержание, организацию и методику. Принципы сотрудничества педагогов с родителями наиболее полно, на наш взгляд, раскрыла в своих трудах М.Д. Маханева [55, с.78]:
  • единство целей и задач и воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье (достигается путем координации усилий педагогов и родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в детском саду и изучением педагогами успешного опыта семейного воспитания);
  • индивидуальный подход к каждому ребенку и семье (обеспечивается за счет учета интересов и спосоностей ребенка, а также структурных, психологических особенностей семьи);
  • систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду (основывается на совместном создании индивидуальных программ оздоровления детей);
  • взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родитеелй (базируется на укреплении автооритета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формировании отношения к родителям как к равноправным партнерамв образовательно-воспитательном процессе).
  • На сегодняшний день у современных родителей важно сформировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своего ребенка. К сожалению, в силу низкой культуры общества, здоровье еще не стоит на первом месте иерархии насущных потребностей человека. Поэтому большинство мам и пап, к сожалению, не являются для ребенка положительным примером здорового образа жизни, поскольку часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов, пренебрегают физическими упражнениями и закаливанием. И как следствие этого, они сами не знают и не умеют осуществлять валеологическое воспитание в семье.Поэтому только тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи в валеологическом воспитании ребенка позволит сформировать и поддержать положительную мотивацию детей к занятиям физкультурой, процедурам закаливания, соблюдению режима дня и правильному питанию.Различные научные исследования подтверждают наличие тесной связи между типом формирующейся личности и воспитательным потенциалом семьи. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе [17, с.61].Дошкольное образовательное учреждение, как другой общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. Основа взаимодействия «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями: повышение педагогического уровня знаний родителей в период всего воспитания и обучения детей в детском учреждении, консультирование родителей по вопросам воспитания психологами, согласование воспитательных педагогических действий педагогов и родителей, организация социально-педагогической помощи семье, совместная выработка наиболее адекватных направлений совершенствования воспитания подрастающего поколения. Повышение воспитательного потенциала семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребёнка [35, с.52].Однако надо признать, что в вопросе взаимодействия семьи и ДОУ встречается такое мнение: родители – это "помощники", при дошкольном учреждении. Таким образом, семье отводится роль объекта педагогического воздействия, а детскому саду – роль доминанта. Реально же взаимодействие предполагает, что дошкольное образовательное учреждение и семья - равноправные субъекты социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из них неизбежно возрастает роль другого, и равноправие сторон нарушается [20, с. 154].Более эффективным будет взаимодействие, в котором каждая из сторон является и объектом, и субъектом одновременно. Полноценное взаимодействие основывается на таких критериях, как доброжелательность, такт, уважение, вера, оптимизм, откровенность. Определённую роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успех одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого.Естественно, и ДОУ, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия. Но нередки ещё случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. В свою очередь многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов [2].И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества [27, с.62].Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Основными условиями её реализации может быть: родители - не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического.Сущность взаимодействия семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни, которая заключается в обеспечении ребенку индивидуального стиля здорового поведения посредством создания и реализации педагогических условий, как комплекса предпосылок, организующих педагогическую деятельность в дошкольном учреждении.Одной из особенностей деятельности воспитателя по формированию здорового образа жизни является эмоциональное благополучие, достигаемое за счет различных видов совместной деятельности. Эмоциональное благополучие каждого участника воспитательного процесса зависит от эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности каждого ребенка и взрослого [5, с.74].Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей по формированию валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста:
  • составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.) ;
  • организация диагностической работы по изучению потребностей семей в здоровом образе жизни;
  • использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работы с семьей по формированию системы знаний и умений здорового образа жизни у детей;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • создание системы массовых досугово - оздоровительных мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и здорового досуга родителей и детей;
  • выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
  • внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни;
  • оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, диагностике и предупреждении негативных проявлений у детей;
  • использование различных форм сотрудничества с родителями, вовлечение их в совместную с детьми досуговую деятельность, направленную на повышение их авторитета [10, с. 98].
  • П݇ис݇ь݇мо݇м М݇и݇нобр݇азо݇в݇а݇н݇и݇я РФ от 22 ݇и݇ю݇н݇я 2002݇г. №30-51-547/16 "Об ор݇г݇а݇н݇из݇а݇ц݇и݇и ро݇д݇ите݇л݇ьс݇ко݇го ݇всеобуч݇а ݇в обр݇азо݇в݇ате݇л݇ь݇н݇ых учре݇ж݇де݇н݇и݇ях" опре݇де݇л݇яетс݇я ݇ш݇иро݇к݇и݇й ݇аспе݇кт тр݇а݇д݇и݇ц݇ио݇н݇н݇ых ݇и ݇нетр݇а݇д݇и݇ц݇ио݇н݇н݇ых фор݇м р݇абот݇ы с се݇м݇ье݇й, ݇в то݇м ч݇ис݇ле ݇и по ݇вопрос݇а݇м з݇а݇к݇а݇л݇и݇в݇а݇н݇и݇я. Д݇а݇н݇н݇ы݇й ݇до݇ку݇ме݇нт опре݇де݇л݇яет ݇це݇л݇ь ݇де݇яте݇л݇ь݇ност݇и обр݇азо݇в݇ате݇л݇ь݇но݇го учре݇ж݇де݇н݇и݇я по пе݇д݇а݇го݇г݇ичес݇ко݇му сопро݇во݇ж݇де݇н݇и݇ю се݇м݇ь݇и, ݇котор݇а݇я с݇во݇д݇итс݇я ݇к ݇возро݇ж݇де݇н݇и݇ю тр݇а݇д݇и݇ц݇и݇й се݇ме݇й݇но݇го ݇восп݇ит݇а݇н݇и݇я [1]. Оп݇ир݇а݇яс݇ь, ݇н݇а ݇все ݇в݇ы݇шес݇к݇аз݇а݇н݇ное, р݇абот݇а пе݇д݇а݇го݇г݇ичес݇ко݇го ݇ко݇л݇ле݇кт݇и݇в݇а ДОУ ݇до݇л݇ж݇н݇а б݇ыт݇ь ݇н݇апр݇а݇в݇ле݇н݇а ݇н݇а обеспече݇н݇ие тес݇но݇го ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇я с се݇м݇ье݇й по ݇вопрос݇а݇м р݇аз݇в݇ит݇и݇я ребе݇н݇к݇а.Доро݇но݇в݇а Т.Н. по݇дчер݇к݇и݇в݇ает ݇в݇а݇ж݇ност݇ь ݇н݇а݇г݇л݇я݇д݇но݇й ݇и݇нфор݇м݇а݇ц݇и݇и ݇д݇л݇я ро݇д݇ите݇ле݇й ݇и р݇ас݇кр݇ы݇в݇ает ос݇но݇в݇н݇ые ݇кр݇итер݇и݇и ݇д݇л݇я ее офор݇м݇ле݇н݇и݇я: е݇д݇и݇н݇ы݇й ст݇и݇л݇ь, ݇яс݇ност݇ь ݇ло݇г݇и݇к݇и, ݇доступ݇ност݇ь, ݇ко݇н݇крет݇ност݇ь [31, с. 60]. Е.П. Ар݇науто݇в݇а, О.Л. З݇вере݇в݇а, В.П. Дубро݇в݇а от݇меч݇а݇ют, что об݇ще݇н݇ие пе݇д݇а݇го݇го݇в ݇и ро݇д݇ите݇ле݇й ݇до݇л݇ж݇но б݇аз݇иро݇в݇ат݇ьс݇я ݇н݇а пр݇и݇н݇ц݇ип݇ах от݇кр݇ытост݇и, ݇вз݇а݇и݇мопо݇н݇и݇м݇а݇н݇и݇я ݇и ݇до݇вер݇и݇я. Т.В. Крото݇݇в݇а по݇дчер݇к݇и݇в݇ает ݇в݇а݇ж݇ност݇ь об݇ще݇н݇и݇я ݇в ݇непр݇и݇ну݇ж݇де݇н݇но݇й, э݇мо݇ц݇ио݇н݇а݇л݇ь݇но ݇н݇ас݇ы݇ще݇н݇но݇й обст݇а݇но݇в݇ке, что способст݇вует сб݇л݇и݇же݇н݇и݇ю ݇восп݇ит݇ате݇ле݇й, ро݇д݇ите݇ле݇й ݇и ݇дете݇й [49, с. 86].М.Д. М݇ах݇а݇не݇в݇а опре݇де݇л݇яет ос݇но݇в݇н݇ые пр݇и݇н݇ц݇ип݇ы пр݇и р݇аботе с се݇м݇ье݇й, родителями:
  • Е݇д݇и݇нст݇во, ݇которое ݇дост݇и݇г݇аетс݇я ݇в то݇м с݇луч݇ае, ес݇л݇и ݇це݇л݇и ݇и з݇а݇д݇ач݇и ݇восп݇ит݇а݇н݇и݇я з݇доро݇во݇го ребе݇н݇к݇а хоро݇шо по݇н݇ят݇ы ݇не то݇л݇ь݇ко ݇восп݇ит݇ате݇л݇я݇м݇и, ݇но ݇и ро݇д݇ите݇л݇я݇м݇и, ݇а пе݇д݇а݇го݇г݇и ݇испо݇л݇ьзу݇ют ݇луч݇ш݇и݇й оп݇ыт се݇ме݇й݇но݇го ݇восп݇ит݇а݇н݇и݇я.
  • С݇исте݇м݇ност݇ь ݇и пос݇ле݇до݇в݇ате݇л݇ь݇ност݇ь р݇абот݇ы
  • И݇н݇д݇и݇в݇и݇ду݇а݇л݇ь݇н݇ы݇й по݇дхо݇д ݇к ݇к݇а݇ж݇до݇му ребе݇н݇ку ݇и ݇к ݇к݇а݇ж݇до݇й се݇м݇ье.
  • Вз݇а݇и݇м݇ное ݇до݇вер݇ие ݇и ݇вз݇а݇и݇мопо݇мо݇щ݇ь пе݇д݇а݇го݇го݇в ݇и ро݇д݇ите݇ле݇й [56 с. 76].
  • Д.Б. Ф݇и݇ло݇но݇в݇ы݇м б݇ы݇л݇а ݇в݇ы݇де݇ле݇н݇а ݇и представлена ݇мето݇д݇и݇к݇а ݇ко݇нт݇а݇кт݇но݇го ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇я с ро݇д݇ите݇л݇я݇м݇и, членами семьи. Сут݇ь ее з݇а݇к݇л݇юч݇аетс݇я ݇в с݇ле݇ду݇ю݇ще݇м [38, с.51]:
  • до݇вер݇ите݇л݇ь݇ное об݇ще݇н݇ие ݇не ݇мо݇жет б݇ыт݇ь ݇н݇а݇в݇яз݇а݇но, о݇но ݇до݇л݇ж݇но ݇воз݇н݇и݇к݇нут݇ь ݇к݇а݇к естест݇ве݇н݇ное ݇же݇л݇а݇н݇ие ݇дру݇го݇й сторо݇н݇ы;
  • про݇цесс ݇ко݇нт݇а݇кт݇иро݇в݇а݇н݇и݇я прохо݇д݇ит ݇в с݇вое݇м р݇аз݇в݇ит݇и݇и опре݇де݇ле݇н݇н݇ые эт݇ап݇ы. З݇а݇дер݇ж݇к݇а ݇и݇л݇и поп݇ыт݇к݇а прос݇коч݇ит݇ь тот ݇и݇л݇и ݇и݇но݇й эт݇ап ݇мо݇жет р݇азру݇ш݇ит݇ь ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇ие;
  • про݇цесс ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇я ݇до݇л݇же݇н р݇аз݇в݇и݇в݇ат݇ьс݇я пос݇ле݇до݇в݇ате݇л݇ь݇но, ݇а перехо݇д ݇в ݇дру݇гу݇ю ст݇а݇д݇и݇ю ݇воз݇мо݇же݇н то݇л݇ь݇ко пр݇и ݇н݇а݇л݇ич݇и݇и опре݇де݇ле݇н݇н݇ых про݇ме݇жуточ݇н݇ых резу݇л݇ьт݇ато݇в.
  • Все это у݇к݇аз݇ы݇в݇ает ݇н݇а переос݇м݇ыс݇ле݇н݇ие ݇и ݇из݇ме݇не݇н݇ие со݇дер݇ж݇а݇н݇и݇я ݇и фор݇м р݇абот݇ы с се݇м݇ье݇й. Из переч݇ис݇ле݇н݇но݇го ݇в݇ы݇ше ݇мо݇ж݇но с݇де݇л݇ат݇ь ݇в݇ы݇во݇д, что о݇к݇аз݇а݇н݇ие ре݇а݇л݇ь݇но݇й по݇мо݇щ݇и ро݇д݇ите݇л݇я݇м ст݇а݇но݇в݇итс݇я ݇воз݇мо݇ж݇н݇ы݇м то݇л݇ь݇ко пр݇и ус݇ло݇в݇и݇и ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇я, уст݇а݇но݇в݇ле݇н݇и݇и ݇до݇вер݇ите݇л݇ь݇н݇ых от݇но݇ше݇н݇и݇й.Фор݇м݇ы ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇я ДОУ ݇с ро݇д݇ите݇л݇я݇м݇и своих воспитанников ݇це݇лесообр݇аз݇нее ݇все݇го по݇дб݇ир݇ат݇ь со݇г݇л݇ас݇но ݇к݇л݇асс݇иф݇и݇к݇а݇ц݇и݇и ݇нетр݇а݇д݇и݇ц݇ио݇н݇н݇ых фор݇м, ݇котор݇ые пре݇д݇л݇а݇г݇а݇ют Т. В. Крото݇в݇а ݇и О.Л. З݇вере݇в݇а. О݇н݇и ݇в݇ы݇де݇л݇яют с݇ле݇ду݇ю݇щ݇ие ݇нетр݇а݇д݇и݇ц݇ио݇н݇н݇ые фор݇м݇ы: ݇и݇нфор݇м݇а݇ц݇ио݇н݇но-݇а݇н݇а݇л݇ит݇ичес݇к݇ие, ݇досу݇го݇в݇ые, поз݇н݇а݇в݇ате݇л݇ь݇н݇ые, ݇н݇а݇г݇л݇я݇д݇но-݇и݇нфор݇м݇а݇ц݇ио݇н݇н݇ые (т݇аб݇л݇ица ݇݇ 1.3.1).Таблица 1.3.1Нетр݇а݇д݇и݇ц݇ио݇н݇н݇ые фор݇м݇ы ор݇г݇а݇н݇из݇а݇ц݇и݇и ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇я семьи и ДОУ в формировании основ здорового образа жизни детей Учитывая выше сказанное, предполагается, что проблема формирования валеологической культуры детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи. Укрепление здоровья - одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада. Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению, путём чётко продуманной системы работы, включающей, физкультурно -  оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей [50, с.79].Т݇а݇к݇ие по݇дхо݇д݇ы ݇к ݇вз݇а݇и݇мо݇де݇йст݇в݇и݇ю пе݇д݇а݇го݇го݇в ݇и ро݇д݇ите݇ле݇й пре݇дпо݇л݇а݇г݇а݇ют перехо݇д от сотру݇д݇н݇ичест݇в݇а по об݇ме݇ну ݇и݇нфор݇м݇а݇ц݇ие݇й ݇и проп݇а݇г݇а݇н݇д݇ы пе݇д݇а݇го݇г݇ичес݇к݇их з݇н݇а݇н݇и݇й ݇к сотру݇д݇н݇ичест݇ву ݇к݇а݇к ݇ме݇ж݇л݇ич݇ност݇но݇му об݇ще݇н݇и݇ю пе݇д݇а݇го݇г݇а с ро݇д݇ите݇л݇я݇м݇и ݇д݇и݇а݇ло݇г݇ичес݇ко݇й ݇н݇апр݇а݇в݇ле݇н݇ност݇и. К݇л݇юче݇в݇ы݇м по݇н݇ят݇ие݇м з݇дес݇ь ݇я݇в݇л݇яетс݇я ݇д݇и݇а݇ло݇г, по݇д ݇котор݇ы݇м по݇др݇азу݇ме݇в݇аетс݇я ݇л݇ич݇ност݇но р݇а݇в݇нопр݇а݇в݇ное об݇ще݇н݇ие, со݇в݇мест݇ное пр݇иобрете݇н݇ие оп݇ыт݇а ݇в ݇вопрос݇ах формирования основ здорового образа жизни детей, развития валеологической культуры.1.4.  Педагогические условия организации процесса формирования валеологической культуры детей дошкольного возрастаКультура здорового образа жизни человека как важнейшая составляющая общей человеческой культуры - по существу одна из основных и самых непосредственных форм освоения человеком внешней и внутренней природы, способ создания гармонии своего существования в самом широком смысле [18, с.99]. На включение в общественное мнение и общественное сознание идей и принципов валеологии, здорового образа жизни большое значение имеет их пропаганда, направленная на различные группы населения (Н.М. Амосов, Ю.Ф. Змановский [37], Ю.П. Лисицин [98]). Наиболее существенным итогом этого процесса является активное включение педагогов и образовательных учреждений в формирование здорового образа жизни [37, с. 54] с использованием основ валеологии и даже выделением нового направления - педагогическая валеология. В связи с этим особую значимость, с нашей точки зрения, приобретает система валеологического подхода к целостному педагогическому процессу в дошкольном учреждении, направленной на организацию здоровой среды и формирование у ребенка культуры здоровья, что является одним из показателей общей культуры человека. Система валеологического подхода к целостному педагогическому процессу в дошкольном учреждении должна выполнять четыре основных функции: 1. Образовательную (просветительскую): способствует сознательному подходу ребенка к сохранению, укреплению и коррекции своего здоровья, ведению здорового образа жизни. Главное, подвести ребенка к мысли, что именно он несет ответственность за свое здоровье. 2. Развивающую: на основе приобретенных знаний и умений формирование у детей способностей в ведении здорового и активного образа жизни; умение избегать условий, которые могут привести к болезням; проведение самодиагностики - собственные наблюдения и контроль за результатами своей оздоровительной деятельности. 3. Воспитательную: приобщение к общечеловеческим ценностям, гармоничное развитие личности ребенка. 4. Интегративную: интеграция медицинской, психологической, педагогической и административной служб нацеленная на конструктивные изменения в целостном педагогическом процессе (контроль, профилактика и коррекция) в направлении организации здоровьесохраняющей среды; преемственная деятельность с родителями воспитанников. Только сочетание всех этих функций позволит реально продвинуться на пути сохранения, укрепления и формирования здоровья детей. Неотъемлемой частью системы валеологического подхода к целостному педагогическому процессу является создание здоровьесохраняющей среды в дошкольном учреждении. Данное направление подразумевает системную организацию следующих элементов: - валеологизацию всего пространства дошкольного учреждения (обеспечение необходимых санитарно-гигиенических условий в помещениях и на участках детского сада, укрепление материально-технической базы, соблюдение и улучшение экологических норм и т.д.); - валеологизацию учебного процесса (валеологически обоснованный режим дня, проведение учебных занятий на основе развивающего обучения, оптимальное сочетание субъект - субъектных и субъект - объектных отношений в процессе обучения, внедрение современных эффективных образовательных и воспитательных здоровьесохраняющих технологий); - оздоровительную работу с дошкольниками и педагогами с помощью средств физической культуры и природной среды, профилактической медицины и гигиены, социально-психологической коррекции и реабилитации [61, с.111]. Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве  накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода, основ безопасности детей дошкольного возраста, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни. Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольного учреждения.Проблема реализации этого опыта в ДОУ связана с необходимостью:
  • определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы эффективно воспитывать  валеологически культурных дошкольников;
  • создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс;
  • определение особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;
  • создание валеологически развивающей среды ДУ;
  • формирования подходов к взаимодействию с семьей.
  • Представляется также значимым определить такие внешние факторы развития, которые бы активизировали и инициировали потенциальные возможности детей, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы [33, с.124].Процесс воспитания валеологической культуры старших дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны  решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе, отбираются адекватные методы и приемы.Целесообразно использовать технологию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, что означает:
  • субъективную позицию педагога в решении задач профессиональной деятельности;
  • педагогическую диагностику как основу для проектирования педагогического процесса;
  • субъект-субъектное взаимодействие педагога с ребенком;
  • дифференцированный подход к воспитанникам в процессе педагогического взаимодействия;
  • эмоционально-комфортную, взаимообогащающую атмосферу в ДОУ;
  • наличие материальной развивающей среды, инициирующей проявление субъективных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию;
  • открытость педагогического процесса и педагогического сообщества к продуктивному взаимодействию с семьей;
  • Исходя из этого, к числу первичных педагогических условий воспитания валеологической культуры дошкольника можно отнести субъективную позицию педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность.Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляется как с помощью нетрадиционных форм (см.табл.1.), так и следующих классических форм взаимодействия с родителями:
  • индивидуальное консультирование родителей различными специалистами дошкольного учреждения: врачом, логопедом, психологом и т.д.;
  • выпуск информационных бюллетеней, стенгазет, валеологически направленных пособий и пр. («Если у ребенка ОРВИ», «Дыхательная гимнастика и здоровье ребенка», «Домашняя аромотерапия. Рецепты аромотерапии в оздоровлении детей», «Предупреждения нарушений и утомления зрения», «Игры с острова Здоровья», «Витаминотерапия и оздоровление детей», «Учитесь болеть без  лекарств», «Тайны здоровой пищи», «Зарядка, которую хочется делать», «Целебные травы в процессе оздоровления детей».
  • семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков;
  • встречи с врачами – специалистами;
  • устный педагогический журнал;
  • Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.Это правильно оборудованные физкультурные уголки в группах, которые содержат: атрибуты для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастик, коррекции осанки. Зоны здоровья с дидактическим играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу. Зоны тишины и покоя (уголки уединения), позволяющие ребенку отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой [54, с.86].Создавая валеологически развивающую среду, необходимо научить ребенка ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Таким образом, характер взаимодействия педагога и ребенка в валеологической среде определяется как педагогическая поддержка: взрослый поддерживает ребенка, направляет его и помогает ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.Педагогическая поддержка -  особая сфера педагогической деятельности. Важным ее условием является диалог и сотрудничество взрослого и ребенка в форме бесед, совместного решения проблем и ситуаций выбора объектов среды и действий с ними, активизация самостоятельного выбора объектов среды, с которыми ребенок хочет взаимодействовать. Если ребенок чувствует себя уверенно в среде, успешно решает задачи, то педагогическая поддержка заключается в похвале и поощрении, ориентации на успех, организации выбора и решении постепенно усложняющихся задач валеологического содержания. Если же ребенок отказывается от взаимодействия со средой, пассивен в ее освоении, то педагог должен в процессе индивидуального взаимодействия вводить его в среду, предлагать совместно осваивать ее, используя игровые приемы, стремясь заинтересовать ребенка ее компонентами, поощрять его действия.Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается, в том  числе активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому педагогу  необходимо поддерживать эту активность, создавать условия для возникновения интереса к решению задач  валеологического содержания и успешности  этого решения. Это возможно путем  обеспечения индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка [65, с.46].Его задачами являются следующие:
  • комплексная диагностика и проектирование индивидуального валеологического образовательного маршрута ребенка;
  • проектирование валеологически целесообразного педагогического процесса, учитывающего особенности развития ребенка и содействующего укреплению и сохранению его здоровья;
  • организация взаимодействия дошкольника с педагогом и специалистами (врач, медсестра, педагог-психолог, педагог изостудии, музыкальный руководитель, руководитель физвоспитания) в условиях целостного педагогического процесса;
  • оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания валеологической культуры дошкольников и задач воспитания и развития в целом;
  • Решение поставленных задач службой сопровождения содействует становлению валеологически культурного человека. Так ребенок обретает опыт здравотворчества, здорового образа жизни; этому содействует согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, сред, с которой взаимодействуют дети. С раннего возраста ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее [83, с.20]. Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий:
  • систематичное использование метода положительных социальных подкреплений при воспитании у детей желаемой линии поведения;
  • обязательное сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания валеологической культуры у старших дошкольников;
  • учёт индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.