Публикации Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС
Автор: Акишина Елена Николаевна

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должны проводить педагоги для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья студентов.Помимо основных факторов риска здоровью населения (представленных на слайде) можно выделить факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;- несовершенство учебных программ и технологий;- авторитарный стиль преподавания;- отсутствие индивидуального подхода к студентам;- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;- недостаток двигательной активности студентов;- неправильное питание учащихся;- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.Проблема здоровья сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно, педагог в состоянии сделать для здоровья современного студента больше, чем врач. Эго не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто преподаватель должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью студентов. Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов.Под здоровьесберегающими технологиями - будем понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.Что педагог должен уметь:1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;2) владеть основами здорового образа жизни;3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;5) прогнозировать развитие своих учащихся;6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.Здоровьесберегающие типы технологий (обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) должны работать в совокупности с педагогическими здоровьесберегающими технологиями:  оптимальная плотность урока   *  количество видов учебной деятельности   *  их смена   *  длительность и чередование( чтение,   *  письмо,   *  слушание,   *  рассказ,   *  рассматривание пособий,   *  ответ на вопрос,   *  решение примеров.)Критерии эффективности здоровьесберегающего урока• Активная мыслительная деятельность• Обеспечение эмоциональной сопричастности студента к собственной деятельности и деятельности других• Мотивация познавательной деятельности• Обеспечение рефлексии и самоконтроля• Наличие самостоятельной работы Нужно помнить о факторах риска для здоровья студентов , они представлены на слайдеПринципы здоровьесберегающей педагогики1. Принцип ненанесения вреда2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся4. Принцип непрерывности и преемственности5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся7. Комплексный, междисциплинарный подход8. Принцип медико-психологической компетентности учителя9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий10. Приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)11. Приоритет активных методов обучения12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье14. Принцип отсроченного результата15.Принцип контроля за результатамиЦель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения , сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;рациональная организация двигательной активности учащихся;система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.