Публикации «Построение урока в условиях ФГОС»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Построение урока в условиях ФГОС»
Автор: Голованцева Елена Юрьевна

Сценарный план урока обучения грамоте в 1 классе Учитель начальных классов Голованцева Е.Ю.Тема: Русский алфавит.Цели: 
  • Открытие нового знания о русском алфавите через знакомство с новым литературным произведением и практическую деятельность.
  • Развитие навыка грамотного письма, развитие орфографической зоркости, внимания, развитие мыслительных операций: сравнение, классификация; развитие логического мышления.
  • Воспитание умения слушать и слышать своих одноклассников и учителя, воспитание трудолюбия, аккуратности, интереса к изучению родного языка.
  • Формируемые УУД:Познавательные – структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;Регулятивные – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия; выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.Личностными результатами урока является формирование следующих умений: • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;• нравственно - этическая ориентация.Метапредметными результатами урока является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:•целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;• оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.Познавательные УУД:Общеучебные универсальные действия:• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием различных источников информации;• структурирование знаний;• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Логические универсальные действия:• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;• подведение под понятие, выведение следствий;• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;• доказательство.Постановка и решение проблемы:• формулирование проблемы;• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Коммуникативные УУД: • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.План урока: 1.Организационный момент «Индукция» 2. Малое афиширование 3.Самоконструкция 4. Социоконструкция 5. Социализация 6. Большое афиширование 7. Проект мастера 8. Разрыв 9. Мягкая коррекция 10. РефлексияТехнология урока: педагогическая мастерскаяОборудование:Оборудование класса:-мультимедийный комплект;-парты сдвинуты для оптимального размещения каждой группы учеников;-классная доска с подготовленным вариантом крепежа будущих книжек- «раскладушек»;На столе в каждой группе:-«Памятка» с русским алфавитом;-одна из полос разрезанного на четыре части ватманского листа сложена «гармошкой, имитирующей восемь листов будущей книги (одна из полос в девять страниц). Можно нанести заранее разметку букв простым карандашом лёгкими линиями на каждой страничке;-наборы изобразительных художественных средств (фломастеры, маркеры, цветные карандаши);-небольшие предметные картинки (в соответствии с буквами, заданными группе);-ножницы, клей, салфетки.У учителя:- презентация к уроку;-книга «мастера» (выполнена учителем заранее из склеенных и согнутых «гармошкой» полос одного ватманского листа) оформлена буквами старославянского алфавита и наклеенными сюжетными картинками к каждой букве. В обложке, выполненной учителем.-карточки с вопросами по теме урока.Подготовительная работа:-желательно накануне провести групповое занятие творческого характера по созданию группами проектов; распределению «ролей»; обсуждением детьми в группах работы над проектами и т.п.Ход урока:1.Организационный момент «Индукция»:Прозвенел звонок для вас,Встали все у парт красиво.Поздоровались учтиво,Тихо сели, спинки прямо,Начинается урок. Тем, кто любит заниматься Я открою свой секрет – Увлекательнее чтенья Ничего на свете нет.- Я, думаю, что сегодня на урок вы пришли с хорошим настроением. Ведь только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается. а) дети рассаживаются в 4 группы;б) чтение темы урока «Русский алфавит» (музыкальное сопровождение фоновое);Постановка проблемного вопроса.Учитель. - А что такое русский алфавит? Высказывания и предположения детей, затем демонстрация алфавита; Уточнения по предположениям, высказанным детьми, выводы. Поиск места в классной комнате, где расположен алфавит (над классной доской) в) чтение девиза урока: «Делаем дружно, делаем вместе - и всё получится», обсуждение прочитанного призыва;Учитель. - Результатом нашей коллективной деятельности станет создание книжки- малышки под названием «Русский алфавит». Состоять книга будет из 4-х частей, созданных в 4-х группах, в которых вы, ребята, будете, создавая страницы книги, изучать русский алфавит. Обратить внимание детей на то, что буквы выделены разными цветами. Предложить к обсуждению данный вопрос. Вспомнить, какие буквы обозначают гласные и согласные звуки, а какие служат для обозначения знаков. (гласные- красным цветом, согласные- синим и зеленым, всегда мягкие –только зеленым, всегда твердые-только синим) -Почему буква Ы выделена линией (всегда строчная).Учитель. -Для этого наш класс превратится в книжную мастерскую, а вы станете её сотрудниками: редакторами, художниками, иллюстраторами. Ученики в группах определяют, кто будет редактором (вести руководство в группе, формировать ответ на основе высказывания членов своей группы и выступать от имени своей группы перед классом); художниками (при помощи художественных средств изображения оформлять буквы на страничках книжки); иллюстраторами (подбирать соответствующую букве картинку из имеющихся, вырезать её, размещать и приклеивать на каждую страничку) Поднятием рук проверить знание детьми своих «ролей» при появлении соответствующего названия во время демонстрации.Учитель. -Сегодня у нас мастерская, и мы все делаем общее дело - создаём книгу, которая будет единственной и неповторимой во всём мире.-Вашему вниманию я предложу и свой вариант книжки- малышки.-Но вначале давайте побываем в гостях в одной школе и узнаем, что там изучают. В этой школе есть учитель. Но учитель необычный.-Откройте учебник и найдите стихотворение с таким же названием.Работа над стихотворением К. Льдова «Господин учитель Жук»:а) Чтение «Эхо». Упражнение, в котором учитель читает оптимально, а дети читают вслед за ним, как «эхо».Учитель. - Ребята, а что это за школа? (Ответы детей, обсуждения).б) Чтение «Эстафета». Упражнение, в котором учитель называет ученика, который будет читать первым, а затем по сигналу учителя: «Стоп!», ребёнок сам называет того, кто продолжит чтение.Учитель. - А кто же ученики в этой школе? А что изучали насекомые в школе? (Рассуждения детей, ответы на вопрос).Как вы поняли, что насекомые изучали алфавит?-Так что же такое алфавит?- Да, они изучали алфавит, как и мы. И автор произведения рассказывает нам, что дети насекомых не ленились. И мы тоже лениться, конечно, не будем.2. Малое афиширование:Ученикам предлагается обсудить в группах, как будет выглядеть их часть книги, какие буквы будут располагаться на каждом листе их части книги. Для этого повторяют последовательность букв в русском алфавите по «Памяткам», находящимся на столе у каждой группы.Важно, чтобы у первой группы были странички с буквами от А до Ж, у второй группы - от буквы З до О, у третьей группы – от П до Ц, у четвёртой группы- От Ч до Я.Редакторы групп рассказывают о представлениях детей. Какие именно буквы и в каком порядке будут на их страничках. Чтобы в общей книжке не было пропущено ни одной буквы алфавита, все буквы находились в определённой алфавитной последовательности и не повторялись.3.Самоконструкция:Учитель. -Все вы молодцы, ваши представления верны. Мы создаём книгу, а это дело очень важное: для создания страниц книги нам нужно будет решить, как должна будет выглядеть каждая ваша страница. Дети получают на группу карточку с вопросом.-Сколько букв вы сможете расположить на одной странице?-В каком порядке будут располагаться буквы в книжке?-Нужны ли в книжке иллюстрации?-Должны ли иллюстрации соответствовать букве на картинке и как?Каждая группа через редактора озвучивает свои ответы после обсуждения в группах. Примерные ответы детей: «На каждой странице расположена одна буква в алфавитном порядке и иллюстрация к ней. Первая буква слова, называющего предмет картинки, должна соответствовать той букве, которая будет расположена на страничке». Редакторы отвечают на вопросы, записанные на карточках, со слов: «Мы решили…».4. Социоконструкция:Учитель. -Вспомните нашего гостя- Жука, свои представления об алфавите. Не забудьте всё, что вы сейчас говорили о страничках книги - и все мы создадим книжку- малышку, на страницах которой будет весь русский алфавит.-Не забудьте, что работать нужно вместе, дружно, и не забывать свои роли, добросовестно относиться к работе и редактора, и иллюстратора, и художника.Физкультминутка «Буквы» в положении стоя (можно использовать музыкальное сопровождение). Учитель и ученики называют букву, которую демонстрируют пантомима.Учитель. У вас на столах есть всё необходимое. На каждом листе должна появиться красочная буква и соответствующая картинка. Успехов вам!5. Социализация (20 минут):Дети работают в группах, фоном звучит музыка (можно использовать музыкальное сопровождение к слайдам). Учитель активизирует детей на выполнение своих «ролей».6. Большое афиширование:Каждая группа показывает и рассказывает, что у них получилось. Части книги помещают на доску в развёрнутом виде, приставляя по порядку каждую из четырёх частей. Проверяется по алфавиту, все ли буквы правильно размещены в книжке.7. Проект мастера:Учитель- А теперь мой проект книжки- малышки. Я сегодня не учитель, а мастер. Работа мастера размещается на доске рядом с детской книжкой.8. Разрыв:Реакция детей. Молчание учителя. (Несколько секунд).9. Мягкая коррекция:Учитель. -Посмотрите, перед нами алфавит, но он отличается от вашего алфавита. Обратите внимание, чем: мой алфавит намного древнее, ему много веков и пришёл он из Древней Руси, из старославянского языка. А ваш алфавит молодой и современный. Но, несмотря на это, наш современный алфавит похож на русскую азбуку. Что общего, а чем они различны? По желанию можно заслушать отзывы детей.10. Рефлексия:Учитель. - Сегодня на уроке мы увидели и старославянскую азбуку, и повторили русский алфавит. Создали замечательные книги русского алфавита. Но чтобы странички книг служили долго, необходимо пользоваться закладками.-Если вам работа подарила радость, удивление; понравилась, вставьте в книгу оранжевую закладку.-Если тема урока показалась вам неинтересной, то - чёрную закладку.Дети подходят к книжкам мастера и к своей книжке и закладывают цветную полоску, заложив загнутым краем за любую страничку книжек. Любуются все вместе результатом работы мастерской. Учитель отмечает, какое количество оранжевых закладок появилось на страничках книжек. (Если урок прошёл удачно, чёрных полосок практически не появится).Учитель. -Благодарю всех за работу. Книжная мастерская закрывается.Давайте поаплодируем друг – другу.