Публикации «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Технологии формирования здорового образа жизни в соответствии с ФГОС ДО»
Автор: Кобалия Жанна Сергеевна

Формирование здорового образа жизни у младших школьников Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и школы. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но, зачастую родители, занятые работой, с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример здорового образа жизни, а с другой – не противостоят отрицательным внешним влияниям. На фоне неблагоприятных показателей социально-экономического положения детей,  интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. По результатам профилактических осмотров, проведенных медиками, значительно выросло количество учащихся, страдающих заболеваниями нервно-психического расстройства, желудочно-кишечного тракта, заболеваниями МВС, органов зрения, сердечно - сосудистыми заболеваниями. Рост заболеваемости детей напрямую связан с неправильным образом жизни взрослых, за которым наблюдают и в котором участвуют дети. Факторы риска заболеваемости и ранней смертности, такие как курение, употребление алкоголя и наркотиков, физическая пассивность, выявляются у школьников различных возрастов. Кроме того, ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическим загрязнением окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. В тоже время известно, что всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость и, как следствие, снижает успеваемость. Показатель здоровья и умственной работоспособности влияют на успешность овладения детьми школьной программой. При формировании культуры здорового образа жизни необходимо создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, просветительской работы с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья обучающихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Обучение ЗОЖ, формирование ценности здоровья в представлениях подрастающего поколения – актуальная задача школы. Школа должна и может помочь ребенку понять, что здоровье – это ценность, а главным резервом здоровья человека является его образ жизни, а также дать ученику необходимые знания, помочь сформировать навыки ЗОЖ. Для того чтобы школьник захотел уже сегодня заботиться о здоровье, он должен понимать, чем ему это полезно сейчас и как это может помочь в дальнейшем. Обучение ЗОЖ должно учитывать возрастные особенности школьников и опираться на сферу актуальных интересов детей и подростков. Поэтому основными задачами формирования здорового образа жизни у младших школьников становятся:- укрепление здоровья детей с учетом индивидуальных возможностей и способностей;- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;- удовлетворение потребности детей в движении;- стимулирование развития у детей навыков личной гигиены и осуществление контроля за их неукоснительным выполнением;- формирование у детей потребности к занятиям физической культурой и эмоционально-положительное отношение ко всем видам двигательной активности;- целенаправленное развитие физических качеств;- формирование умения сохранять правильную осанку; Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни, включает:- лекции, беседы;- проведение часов здоровья;- факультативные занятия;- проведение классных часов;- занятия в кружках;- проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т.п;- организацию дней здоровья; Для поддержания здорового образа жизни необходимо соблюдение гигиенических требований к условиям обучения школьников:- поддержание постоянного воздушно-теплового режима в помещениях школы; до начала учебных занятий и после них осуществление сквозного проветривания;-  наличие во всех учебных кабинетах естественного левостороннего освещения, создание условий для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений;-  применение в учебных помещениях системы искусственного освещения, соответствие уровня освещенности в кабинетах гигиеническим нормам и требованиям;-  исключение действия раздражающих посторонних звуков, создание спокойной звуковой обстановки.  Во избежание утомления и стрессов необходимо особое внимание уделять рациональной организации урока:-  организация различных видов деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание и работа с наглядными пособиями, проблемные беседы, решение задач, выполнение творческих заданий) на уроке, которые чередуются через 10 – 15 минут, а при необходимости и чаще;-  поддержка благоприятного психологического климата, особое внимание к эмоциональным разгрузкам;-  проведение на уроках тематических физкультминуток и физкультминуток, содержащих комплекс упражнений для разминки мелких мышц руки, массажа активных точек, гимнастики для глаз. Эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия родителей. Родительское собрание — это основная форма работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности класса, воспитания учащихся в школе и дома. Собрания проводятся в виде деловых игр, практикумов, конкурсов, мастерских, соревнований, лекций и бесед. Работа с родителями должна быть направлена на:- формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи, - активизирование родительского интереса, творчества, самостоятельного поиска способов решения проблем в области здоровья;- оказание адресной помощи родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья;- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания; - валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье. Консультативная работа, цель которой – разработка рекомендации для учителей, родителей по укреплению здоровья школьников включает:1. Тренинги для родителей:
  • Проблемы здоровья детей.
  • Роль семьи в воспитании здорового ребёнка. Проблемные ситуации в семье.
  • Стили воспитания и последствия для ребёнка.
  • Влияние родительских установок на развитие детей.
  • Активное слушание.
  • Позитивное разрешение конфликтов.
  • Способы организации совместной деятельности. Гендерный подход в воспитании.
  • Воспитание самостоятельной личности.
  • «Передача ответственности».
  • Формирование жизненно важных навыков.
  • Профилактика жестокости и насилия. Завершение тренинга.
  • 2. Родительские собрания:
  • «Распорядок дня ребёнка».
  • «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».
  • «Профилактика простудных заболеваний».
  • «Профилактика стрессов».
  • «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».
  • «Компьютер и здоровье».
  • 3. Выпуск бюллетеней для родителей:
  • «Распорядок дня ребёнка».
  • «Особенности психофизического развития детей разных возрастных групп».
  • «Профилактика простудных заболеваний».
  • «Профилактика стрессов».
  • «Роль физкультуры в формировании здорового образа жизни».
  • «Компьютер и здоровье».
  • 4. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам здоровья школьников и пропаганды здорового образа жизни. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни и её эффективное функционирование предполагает полноценное осознание всеми участниками образовательного процесса важности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих его людей.