Публикации "Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Автор: Симонова Светлана Александровна

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»Ранний возраст является наиболее важным периодом формирования фундамента общего умственного воспитания ребенка. Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов – формы, цвета, величины. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.Проблемы сенсорного воспитания связаны с ролью восприятия, как психического процесса, в жизни и воспитании ребенка. Для каждого психического процесса существуют свои, наиболее благоприятные периоды, развития: для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. Если ребенок раннего возраста недостаточно был включен в соответствующую для этого периода предметную деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других явлений при переходе на следующий этап.Исходя из отмеченных особенностей возрастного развития, чрезвычайно важно создать благоприятные условия для воспитания детей в соответствии с возможностями детей. В этом особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста.В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З. М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.В работе по сенсорному воспитанию учитываются особенности сенсорного развития в раннем возрасте:- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;- осваиваются сенсорные эталоны;возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.По Г. А. Урунтаевой, в раннем возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у ребенка раннего возраста является необходимость тактильного обследования предметов.Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети на занятиях в ДОУ узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл слово «оранжевый». Тогда он сказал«Это такой цвет, когда красный смешивают с желтым».Восприятием детей раннего возраста управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве дети младших групп детского сада учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог направляет обследование объекта для выделения разных его сторон.Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Постепенно увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.Наблюдение превращается у ребенка в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем. Ухаживая за растениями и животными, ребенок наблюдает преобразования в их внешнем виде, и, постигая процессы роста и развития, устанавливая скрытые закономерности и связи, он видит, что растения засыхают, если их не поливать. У ребенка раннего возраста речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. По мнению Е. В. Сербиной, при восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов.Связь восприятия с мышлением и речью детей 1 младшей группы ДОУ приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в раннем возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 2,5 лет)занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.Ребенок 1 младшей группы ДОУ знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. После 2,5 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине.Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Восприятие у детей раннего возраста, становясь под руководством взрослого, управляемым, осмысленным, интеллектуальным, процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Так, с точки зрения А. А. Катаевой, усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало исследование З. А. Михайловой, ребенок ориентируется в направлениях вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в пространственном различении. Генерализованные реакции («тут»«там»«здесь» и т. д., сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты свидетельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений.Формирование более обобщенных представлений о пространстве у детей раннего возраста обеспечивает способность ребенка определить направления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с движениями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутренний план, т. е. развиваются как процессы внутренней речи.Таким образом, главное в сенсорном воспитании детей раннего возраста в ДОУ состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию усвоенных представлений. Последовательное, планомерное обследование предмета - словесное описание его разных свойств - трудная задача даже для данного возраста. Возможность ее успешного разрешения в группе детского сада связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Эффективным развивающим средством здесь становится дидактическая игра. В игре дети достигают успехов в сенсорном развитии только при систематическом обучении.Нами разработаны и проведены развивающие занятия в виде дидактических игр, направленных на формирование у детей сенсорных понятий и представлений. Занятия проводились как фронтально, так и индивидуально 2 раза в неделю.Проводились занятия в игровой форме.Констатирующий этап эксперимента показал, что для работы по сенсорному развитию детей раннего возраста надо обратить особое внимание на следующие умения.
  • Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т. д. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер).
  • Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги.
  • Классификация предметов по одному, двум признакам – по форме, по форме и цвету, по цвету и величине.
  • Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх развивающего характера по образцу.
  • Формирование сенсорных представлений мы проводили в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в различных видах игр, на прогулке, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений.Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по сенсорному воспитанию детей экспериментальной группы. Для этого мы разделили все игры по принципу «от простого к сложному».Вся экспериментальная программа по сенсорному воспитанию детей была приведена в соответствии с программой обучения и проводилась по следующему плану.
  • Выявление подготовленности детей.
  • Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Круг, треугольник, квадрат.
  • Сравнение групп предметов. Понятия «больше»«меньше»«столько же».
  • Сравнение предметов по форме.
  • Сравнение предметов по величине.
  • Сравнение предметов по цвету.
  • Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.Успешному проведению дидактических игр способствует умелое психолого-педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.Содержание и методика дидактических игр-занятий направлены и на общее развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических занятий и игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Для ребенка данного возраста - это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. При построении занятия необходимо использовать потребность детей действовать с предметами и в то же время управлять их активностью в соответствии с поставленной задачей.Ниже приведены конспекты дидактических игр, использованных на формирующем этапе эксперимента.