Публикации
"Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Автор: Симонова Светлана Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Автор: Симонова Светлана Александровна
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»Ранний возраст является наиболее важным периодом формирования фундамента общего умственного воспитания ребенка. Основу умственного воспитания ребенка составляет своевременное формирование сенсорных эталонов – формы, цвета, величины. В связи с этим, в настоящее время на первое место дошкольная психология выдвигает проблему сенсорного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, решение которой обеспечит, в последующем, хорошую базу для интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.Проблемы сенсорного воспитания связаны с ролью восприятия, как психического процесса, в жизни и воспитании ребенка. Для каждого психического процесса существуют свои, наиболее благоприятные периоды, развития: для младенческого возраста - ощущения, для раннего возраста - речь, для дошкольного - восприятие, для младшего школьника - мышление. Если ребенок раннего возраста недостаточно был включен в соответствующую для этого периода предметную деятельность, то может возникнуть задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других явлений при переходе на следующий этап.Исходя из отмеченных особенностей возрастного развития, чрезвычайно важно создать благоприятные условия для воспитания детей в соответствии с возможностями детей. В этом особая актуальность проблемы сенсорного воспитания детей раннего возраста.В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Исследование З. М. Богуславской показало, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом. К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ним познавательной задачей.В работе по сенсорному воспитанию учитываются особенности сенсорного развития в раннем возрасте:- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;- осваиваются сенсорные эталоны;- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.По Г. А. Урунтаевой, в раннем возрасте продолжается развитие по трем основным направлениям: расширяются и углубляются представления детей, соответствующие общепринятым сенсорным эталонам; способы их использования становятся значительно более точными и целесообразными; обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер. Отличительной особенностью восприятия у ребенка раннего возраста является необходимость тактильного обследования предметов.Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представлений. Так, знакомясь с цветом, дети на занятиях в ДОУ узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточное положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Так, один ребенок, говоря о цвете моркови, забыл слово «оранжевый». Тогда он сказал: «Это такой цвет, когда красный смешивают с желтым».Восприятием детей раннего возраста управляет и руководит только взрослый. В ходе выполнения разных видов деятельности при соответствующем педагогическом руководстве дети младших групп детского сада учатся наблюдать, рассматривать объекты. В рисовании, конструировании педагог направляет обследование объекта для выделения разных его сторон.Основной метод обследования предметов определяет следующую последовательность действий ребенка. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева). В дальнейшем вычленении более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к их основным частям. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета. Постепенно увеличивается число объектов, сторон действительности, привлекающих его внимание. Сначала только взрослый ставит цель наблюдения и контролирует весь его ход. Его словесные указания организуют деятельность ребенка. А затем педагог учит ребенка постановке таких целей и контролю за процессом их достижения.Наблюдение превращается у ребенка в своеобразную умственную деятельность, направленную на решение интеллектуальных проблем. Ухаживая за растениями и животными, ребенок наблюдает преобразования в их внешнем виде, и, постигая процессы роста и развития, устанавливая скрытые закономерности и связи, он видит, что растения засыхают, если их не поливать. У ребенка раннего возраста речь все больше включается в процессы восприятия. Формулировка цели наблюдения в речи позволяет осознать ее и спланировать последующий процесс. Называние воспринятого признака объекта в слове помогает ребенку абстрагировать его от предмета и осознать как специфическую характеристику действительности. Дети все правильнее передают в речи то, что воспринимают. Речь помогает осмыслить важнейшие качества предметов как единое целое. По мнению Е. В. Сербиной, при восприятии нового предмета дети дают ему наименование в соответствии со своим прошлым опытом, относят к определенной категории сходных объектов.Связь восприятия с мышлением и речью детей 1 младшей группы ДОУ приводит к его интеллектуализации. Обследование свойств предметов в раннем возрасте происходит путем их моделирования, замещения идеальными представлениями - сенсорными эталонами. В ходе обследовательской деятельности происходит как бы перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, каковым являются системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования (начиная с 2,5 лет)занимает основное место в сенсорном развитии ребенка. Освоение сенсорных эталонов не только значительно расширяет сферу познаваемых ребенком свойств, но и позволяет отражать взаимосвязь между ними.Сенсорные эталоны - это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии - слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например решетка фонем родного языка, спектр цветов, шкала музыкальных звуков, система геометрических форм и пр., что составляет их системность.Ребенок 1 младшей группы ДОУ знакомится с сенсорными эталонами в процессе деятельности, предполагающей ориентировку в свойствах предметов и их обследование. После 2,5 лет решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Они требуют не просто учета, а воспроизведения предметных свойств и отношений, чем способствуют усвоению общепринятых эталонов через свойства используемых материалов. Так, в конструировании устанавливаются представления о форме и величине.Соотношения осязания и зрения в процессе обследования предметов неоднозначны и зависят от новизны объекта и стоящей перед ребенком задачи. Так, при предъявлении новых предметов возникает длительный процесс ознакомления, сложная ориентировочно-исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, пробуют на вкус, сгибают, растягивают, стучат им об стол, подносят к уху и пр. Таким образом, они сначала знакомятся с предметом в целом, а потом выделяют в нем отдельные свойства. Восприятие у детей раннего возраста, становясь под руководством взрослого, управляемым, осмысленным, интеллектуальным, процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Так, с точки зрения А. А. Катаевой, усложняется восприятие времени и пространства, развивается художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, живописи, театра, музыки. Речь способствует освоению таких сложных видов восприятия, как пространство, время.Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало исследование З. А. Михайловой, ребенок ориентируется в направлениях вперед-назад, вверх-вниз, вправо-влево, либо двигаясь в ту или иную сторону, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в пространственном различении. Генерализованные реакции («тут», «там», «здесь» и т. д., сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты свидетельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений.Формирование более обобщенных представлений о пространстве у детей раннего возраста обеспечивает способность ребенка определить направления не только относительно себя, но и в отношении к другим лицам и предметам. Движения и ориентировочные действия постепенно переходят в план представляемых действий. А речевые акты, освобождаясь от первоначальной связи с движениями тела и рук, приобретают ведущее значение, переносятся во внутренний план, т. е. развиваются как процессы внутренней речи.Таким образом, главное в сенсорном воспитании детей раннего возраста в ДОУ состоит в том, что дети полностью переходят от использования внешних образцов (эталонов) к использованию усвоенных представлений. Последовательное, планомерное обследование предмета - словесное описание его разных свойств - трудная задача даже для данного возраста. Возможность ее успешного разрешения в группе детского сада связана не только с уровнем развития восприятия, но и с развитием речи ребенка, умением связно передавать в словах результаты восприятия. Эффективным развивающим средством здесь становится дидактическая игра. В игре дети достигают успехов в сенсорном развитии только при систематическом обучении.Нами разработаны и проведены развивающие занятия в виде дидактических игр, направленных на формирование у детей сенсорных понятий и представлений. Занятия проводились как фронтально, так и индивидуально 2 раза в неделю.Проводились занятия в игровой форме.Констатирующий этап эксперимента показал, что для работы по сенсорному развитию детей раннего возраста надо обратить особое внимание на следующие умения.Обобщение геометрических фигур, предметов по форме, размеру, цвету и т. д. Выделение одновременно трех свойств геометрических фигур (форма, цвет, размер). Ориентировка в групповой комнате по плану, умение двигаться в заданном направлении, определение расположения предмета по отношению к себе. Ориентировка на плоскости стола и листе бумаги. Классификация предметов по одному, двум признакам – по форме, по форме и цвету, по цвету и величине. Активное участие в воссоздании силуэтов, построек, изображений в играх развивающего характера по образцу. Формирование сенсорных представлений мы проводили в любые свободные промежутки времени: во время режимных моментов, в различных видах игр, на прогулке, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений.Для решения поставленных целей и задач мы решили провести игры по сенсорному воспитанию детей экспериментальной группы. Для этого мы разделили все игры по принципу «от простого к сложному».Вся экспериментальная программа по сенсорному воспитанию детей была приведена в соответствии с программой обучения и проводилась по следующему плану.Выявление подготовленности детей. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Круг, треугольник, квадрат. Сравнение групп предметов. Понятия «больше», «меньше», «столько же». Сравнение предметов по форме. Сравнение предметов по величине. Сравнение предметов по цвету. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.Успешному проведению дидактических игр способствует умелое психолого-педагогическое руководство ими. Доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивает желание ребенка действовать вместе с взрослым и добиваться положительного результата.Содержание и методика дидактических игр-занятий направлены и на общее развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определенной целенаправленности дидактических занятий и игр важно сочетать наглядные приемы с действиями самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путем, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Для ребенка данного возраста - это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. При построении занятия необходимо использовать потребность детей действовать с предметами и в то же время управлять их активностью в соответствии с поставленной задачей.Ниже приведены конспекты дидактических игр, использованных на формирующем этапе эксперимента.