Публикации Номинация "Лучшая методическая разработка".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Номинация "Лучшая методическая разработка".
Автор: Захарова Любовь Николаевна

«Формирование первичных представлений о свойствах предметов у детей младшего дошкольного возраста на основе чувственного опыта». Математическое развитие детей младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интеллектуального развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Источником познания дошкольников является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того на сколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного), влияющих на восприятие и мышление. На основании подобного рода операций формируются логико-математические понятия как основа развития элементарных математических представлений. Наука по проблеме формирования математических представлений у детей имеет довольно долгий путь развития. Можно выделить 3 основных этапа исторического развития проблематики.Для первого этапа- вторая половина 18 – 19 века характерно:- выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами. Представители К.Д.Ушинский, В.Алай.- представление классической системы сенсорного воспитания (М.Монтессори, Ф.Фребель).2 этап характеризует - становления методики математического развития дошкольников(с 20-30 лет до середины шестидесятых годов 20 века);- определение содержания методов и приёмов работы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;- естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по методу Е.И. Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;- разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений, как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н.Блехер.Третий этап - научно-обоснованная дидактическая система формирования элементарных математических представлений, разработанная А.М Леушиной в 50-60 годы.На основе вышеперечисленных достижений отечественных и зарубежных педагогов строится и современная педагогическая наука.В своей работе я использую методику Помораевой, Позиной, ранее были изучены методические материалы Метлиной, Новиковой, Михайловой, Смоленцевой. К организационно – педагогическим условиям относится дидактический материал и наглядно – дидактические пособия для занятий, оборудование для самостоятельных игр и занятий детей, методические пособия для воспитателя, учебно – познавательная литература для подготовки детей к усвоению математики в детском саду и в условиях семьи. Педагогическая поддержка детей - очень важное условие для развития ребенка. Чаще всего детям нужна педагогическая помощь и поддержка:- в ситуациях адаптации к новым условиям;- в ситуациях напряжённого ожиданияепрессии;растерянности;- выбора цели;- в ситуациях неуспеха и успехабдумывания плана;мобилизации усилий;- в ситуациях подражания (и хорошего, и плохого);- в ситуациях общения; примирения либо агрессии; удовлетворения интереса; коллективного разговора и многих других. Поэтому педагогу необходимо заниматься постоянным саморазвитием, привлекая к процессу развития детей и родителей воспитанников. Актуальность темы заложена в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, который ставит задачу формирования у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Одним из пространственных свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми , человек определяет форму предметов и их частей. Ознакомление детей со свойствами предметов входит в сферу сенсорного и умственного развития, первой ступенью которого является чувственный опыт. Часто дети данного возраста затрудняются в определении формы предметов, их цвета и величины, сомневаются в своих ответах. Это подтверждает диагностика, проведенная по критериям программы «От рождения до школы». Поэтому на основе чувственного опыта детей можно исправить сенсорные проблемы у детей. При выстраивании педагогического процесса по формированию у детей представлений о свойствах предметов положены следующие принципы:Принцип развивающего обучения предполагает развитие подвижной мысли детей. Умственное действие, развиваясь начинается с развернутых действий с предметами и лишь постепенно переходит в представление об этих действиях в уме, затем к умственнному оперированию научными понятиями.Принцип научности - основывается на отборе учебного материала в соответствии с целями и задачами, а также с учетом индивидуальных особенностей детей.Принцип доступности обучения - чтобы обучение было развивающим, необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития о которой говорил Л. С. Выготский.Принцип наглядности - обоснование этого принципа дал еще КоменскийЯ. А., назвав его "золотым правилом дидактики"- он обеспечивает большую глубину чувственнного восприятия, а чувственное и логическое мышление взаимосвязаны на всех возрастных этапах.Принцип систематичности и последовательности особенно важен в обучении математике . Н. К. Крупская говорила, что математика - это цепочка знаний, когда выпадает одно звено, то нарушается вся цепь.Принцип индивидуального подхода - исходным положением которого является воспитание личности в коллективе и при помощи коллектива. Необходимо знать и учитывать психофизиологические особенности детей, особенно это важно в младшей группе, так как формируются первые умения и навыки работы в коллективе.Принцип связи с жизнью. Важно, чтобы приобретаемые детьми математические знания использовались в различных видах деятельности, так они становятся более значимыми и прочными. Целью своей работы я обозначила формирование первичных представлений о свойствах предметов у детей младшего дошкольного возраста на основе чувственного опыта. Цель реализуется через поставленные задачи. Реализация поставленных задач осуществлялась поэтапно. После изучения и подбора необходимой литературы был разработан перспективный план, подобраны дидактические материалы, разработана картотека дидактических игр. Математическое развитие детей осуществляется на занятиях, в совместной деятельности взрослых и детей и закрепляется в разных видах детской деятельности, в том числе в игре.Прежде чем начать работу с детьми нужно было обогатить развивающую предметно – пространственную среду математическим содержанием. Среда в группе пополнилась такими играми, как «Сложи узор», «Выложи дорожку», «На что похоже», «Волшебная мозаика», разрезными картами, собран «Чудесный мешочек» с объемными фигурами, геометрическое лото и другими развивающими материалами.Для реализации программных задач в качестве дидактического материала во второй младшей группе используются модели простейших плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). В этот период важно обогатить восприятие детей, накопить у них представления об этих геометрических фигурах. Первостепенная роль отводится обучению детей приемам обследования фигур осязательно-двигательным путем под контролем зрения и усвоению их названий. Каждая фигура познается в сравнении с другой. Способами познания свойств предметов являются сравнение, сериация и классификация.Сравнение – первый способ познания свойств и отношений. Познание любого предмета начинается с того, что мы его отличаем от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. При этом используются приемы наложения и приложения.Например, при обучении детей сравнению двух предметов по длине мы обозначали результаты сравнения словами «длинный - короткий» «длиннее – короче». Затем сравнивали две равные группы предметов способом «наложения», я учила детей понимать выражения «поровну, столько – сколько». Мы учились сравнивать 2 предмета, контрастные по ширине, по высоте, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами «широкий – узкий», «шире – уже», «высокий – низкий», «выше – ниже».Для этого я использовала игровые упражнения:- «Найди столько же»- «Определи, у кого больше»- «Бабочки и цветочки»- «Угостим зверей»- «Чья дорожка длиннее» и другие.Прием наложения позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету.Приложение — более сложный прием сравнения. Сущность этого приема заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу .Таким образом, используя разные приемы сравнения, дети познают свойства предметов.Следующий способ, который я использовала – это сериация, т.е. упорядочивание множеств.Для этого проводила с детьми такие игровые упражнения, как:- «Бусики для мамы»- «Продолжи ряд»- «Вставь, что пропущено»- «Закончи начатый ряд»- «Построй сначала»- «Угадай, что дальше»- «Что потерялось»Так же в своей работе я использовала способ классификации по признакам предметов. Например:- «Подари цыпленку подарок» - нужно отобрать все желтые фигуры - «Подарок для лягушки» - все зеленые фигуры. Затем следовало усложнение (по двум или более признакам)- «Подарок для куклы Маши» - все красные квадратные фигуры- «Наведем порядок в домике»- «Поможем золушке убраться» (разложить по форме, размеру)- «Отправим автобус в путешествие» и др. Наряду с занятиями большое место отводится самостоятельной деятельности детей. Развитие восприятия и представлений ребенка проходит в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, соревнования в достижении результата). Эти упражнения, основанные на практической деятельности каждого ребенка, позволяют совершенствовать его сенсорный опыт, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов. Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает под руководством взрослого в процессе разнообразной деятельности, связанной со всеми без исключения образовательными областями. Такой подход не только стимулирует развитие математических способностей малышей, но и способствует более успешному решению образовательных задач. Физическое развитие закрепляет знания о геометрических фигурах.Исследовательская деятельность помогает убедиться детям в том, что сколько не кати квадрат - он все равно не покатится. Во время художественной деятельности дети не только закрепляют полученные знания, но и развивают свое творческое начало.Мною разработана картотека дидактических игр, изготовлены такие дидактические игры, как «Подбери ключик к замочку», «Геометрическое лото», «Выложи дорожку» и другие. Для использования в самостоятельной деятельности изготовлено напольное дидактическое пособие на основе геометрических фигур. По данной теме сделана интерактивная папка – лэпбук. Уже не первый год мы вместе с родителями ведем «Дневник взаимодействия», он является хорошим стимулом к постоянному вниманию взрослых к жизни своих детей. Дети и родители в «Дневничке» рисуют, составляют узоры из геометрических фигур, придумывают тематические сказки. С помощью родителей изготовили ящик для песочной терапии, он помогает детям не только закреплять математические понятия, но и прекрасно снимает напряженность, усталость, тренирует мелкую моторику рук, развивает воображение. В родительском уголке размещаем информацию по математическому развитию детей. По результатам диагностики можно отметить положительную динамику в формировании у детей представлений о форме, цвете, величине предметов. В результате проведенной работы можно отметить, что дети стали более инициативными, увереннее рассказывают о выполняемом или выполненном действии, разговаривают со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового действия в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата. Дети распознают геометрические фигуры и находят их в предметах окружающей обстановки.Т.к. сейчас я работаю с детьми старшего возраста, я реализую задачи по формированию системных знаний у детей о геометрических фигурах и развитие у них начальных приемов и способов «геометрического мышления», развития геометрической зоркости.Литература:
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, Мозаика-синтез, 2016 г.
  • Носова Е.А. "Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений." Л., 1990 г
  • Смоленцева А.А. "Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием." М.: Просвещение, 1993 г
  • Михайлова З.А. "Игровые задачи для дошкольников."СПБ.,2001 г
  • "Монтессори-материал","Школа для малышей" М.:Мастер 1992 г
  • Леушина А.М. "Формирование ЭМП у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1974 г
  • Новикова В.П. "Математика в детских садах." М.:Мозаика-синтез 2002-2003
  • Соловьева Е.В. "Математика и логика для дошкольников." М.: Просвещение, 2000 г
  • Метлина Л.С. "Занятие по математике в детских садах." М.,1988 г.
  • Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа. Мозаика-синтез, 2009г.
  • Ушинский К.Д. "Избранные педагогические сочинения." Т-2 М.:Учпедиз, 1954 г