Публикации "Методическая копилка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методическая копилка"
Автор: Рогожина Ирина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение«Гимназия №10»Методическая разработка по теме:«Игровые технологии в классе фортепиано»Методическая работа выполнена Рогожиной Ириной Анатольевной Педагогом ДО (фортепиано) Железногорск,2020 «С л и ш к о м р а н о у г а с а е т н а ш педагогический интерес к играм, которые верой и правдой призваны служить развитию смекалки и познавательных интересов детей на всех без исключения уровнях возрастного развития». Шаталов Введение.По своим способностям учащиеся делятся на одарённых, талантливых, способных и учащихся со средними музыкальными данными. Именно для последних, в первую очередь, необходимы инновационные методические программы, специальные методики, направленные на развитие таких свойств и качеств как интеллект, эмоциональная отзывчивость на музыку, слухо-двигательная координация, музыкальный слух и музыкальное воображение. Именно этим часто вынужден заниматься педагог на уроках фортепиано, поскольку недостаточное развитие отмеченных выше качеств учащегося является безусловным тормозящим фактором успешного обучения такому сложному виду деятельности как музицирование. Общая характеристика игровых технологий.Давно известно, что игры активизируют процесс обучения и являются эффективным способом самореализации и самовыражения. Применение игровых технологий на уроках фортепиано в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность обучающегося. Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, в том числе на уроках фортепиано. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, усилить интерес к занятиям. Различают следующие классификации педагогических игр: - по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); - по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); - по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); - по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.). Основные принципы игровых технологий: - природо – и культуросообразность; - умение моделировать, драматизировать; - свобода деятельности; - эмоциональная приподнятость; - равноправие. Поскольку все технологии тесно связаны между собой, говоря об использовании игровых технологий, остановлюсь более подробно на технологиях развивающего и проблемного обучения. Технология проблемного обучения.Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа. Серьезное теоретическое обоснование этот подход получил в работах американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи (1859- 1952). Главным условием проблемного обучения становится включение ребёнка в практическую деятельность, игру, труд, в процессе которого возникают потребности в овладении чем-либо. Таким образом, учащийся становится не объектом, а активным субъектом своего обучения. В отечественной педагогике основы проблемного обучения разрабатывались Д.В. Вилькеевым, И.Я. Лернером, Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, В. Оконем, М.Н. Скаткиным и другими. Основным отличием данного типа обучения от традиционного (объяснительно-иллюстративного) является опора на исследовательскую деятельность учащихся, направленную на получение новых знаний в процессе решения практических и теоретических проблем. Эту технологию можно определить еще как «креативная» (творческая). Она (технология проблемного обучения) реализует идею «обучения через открытие нового, неизвестного». Занимаясь поисками ответа на проблемную ситуацию, учащийся должен иметь определённые творческие способности и достигнутый уровень знаний для самостоятельного понимания (анализа) поставленного музыкального задания. Восприятие музыки – один из основных и важных видов деятельности на уроке. Услышать музыку – значит почувствовать и пережить чувства, по-новому размышлять об окружающей жизни, «вживаться» в музыкальный образ, пройти школу духовного, нравственного совершенства. На каждом уроке нужна новизна, проблема, неожиданность, интригующая ситуация, актуальная и доступная для данного учащегося. Так, например, проблемная ситуация ставится при расстановке аппликатуры (если пропущена нота), обозначения динамической нюансировки (по направлению движения мелодии), определения кульминации произведения и т.д. При работе непосредственно над произведением (игре на фортепиано) – это исполнение голосов полифонии в разных регистрах, сольфеджирование (пение с названием нот) инструментального голоса. Используется также способ исполнения голосов одного произведения на двух инструментах в дуэте с педагогом, представление партии одного голоса как «вопросноответной» интонации двух лиц (в произведениях Баха), удвоение звучности какого-либо голоса (имитация клавесинного звучания) и другие. Частью проблемного обучения может стать и интеграция различных видов искусства, очень важная на уроках эстетического цикла. Вовлечение учащихся в размышление о связи музыки с живописью дает эффект осмысления близости искусств. Нередко живописность присутствует уже в названиях музыкальных произведений: «Часы», «Колокольчики», «Кукла», «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Утро», «Болезнь куклы», «Дождик», «Вечерний звон» и т.п. В младших классах учащиеся с удовольствием рисуют образы исполняемых ими музыкальных произведений, передают в цвете свои чувства и настроения. Все изменения характера музыки, смена частей, движение мелодии, фактура выражаются с помощью цвета, что очень п о м о г а е т в о с м ы с л е н и и и с п о л н я е м о г о п р о и з в е д е н и я. Таким образом проблемная ситуация создается на уроке, когда педагог, опираясь на известные учащемуся факты, задает вопросы: «Какой палец здесь нужно поставить?», «Какие динамические оттенки ты бы здесь исполнил?» «Как тикают часы, как звенят колокольчики?», «Где кульминация музыкального произведения?» и т.д. Эти и многие другие вопросы побуждают учащегося к самостоятельной творческой деятельности, повышают мотивацию его занятий музыкой. Технология развивающего обучения.Сегодня педагог - пианист должен осуществлять комплексное развивающее обучение: развивать слух и творческие задатки учащихся, уметь объяснять элементы теории музыки, интересно проводить уроки, причем зачастую не с одним учеником, а с целой группой. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов развивающего обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.Методы практического освоения музыкальной информации.Содержанием учебной деятельности ребенка становится практическая деятельность, когда ученик должен производить различные действия с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Он рассматривает, выбирает и раскладывает нужные карточки, дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации. Естественно, что словесные определения и обобщения обязательно используются в качестве вспомогательного приема, однако многие задания нужно просто выполнять, не пытаясь оформить результат в словесных формулировках. Для организации музыкальной практической деятельности ученика необходимо иметь различные лото, карточки для освоения нотной грамоты, ритмические карточки, таблицы, картинки, дидактические игрушки, ребусы, загадки. Умение редактировать нотный текст. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий. Здоровьесберегающие технологии.Психологический комфорт на уроке - это важное условие для сохранения здоровья ребёнка. Учащийся приходит на урок фортепиано, часто, отсидев уже полдня на других занятиях, и ему приходится сидеть за инструментом, держать локти, ставить пальцы, внимательно смотреть в ноты, не скручивать ноги «калачиком». Надо помнить, что у ребёнка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут он не может сидеть в одном положении. В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья. У многих детей еще мало развиты мелкие мышцы кистей, которые должны действовать во время игры на инструменте. Для них это тяжелый физический труд, поэтому педагогам по классу фортепиано следует обратить внимание именно на эту сторону и включать в уроки моменты физической активности, двигательные упражнения, игровые элементы. Большинство педагогов используют на уроках такие приемы здоровьесбережения как: динамические паузы, гимнастику для глаз, проведение интегрированных уроков и т.д. Важной составной частью урока фортепиано является число видов учебной деятельности, используемых преподавателем фортепиано. К ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование 4–7 видов работы за урок, но не менее трех. Однообразие урока способствует утомлению обучающегося. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся дополнительных усилий, что также приводит к быстрой утомляемости. Об этом тоже следует помнить педагогам. Ещё одна обязательная составная часть урока - Физкультминутки и паузы. На уроках фортепиано, особенно на начальном этапе, можно использовать игру в мяч, сочетая при этом учебные задачи, например, изучение нот или ритмического рисунка. Дети с удовольствием выполняют эти физические упражнения, не задумываясь о том, что они что-то изучают. Игра на фортепиано развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки и даже почерк у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков, раскладывание знакомых песенок на карточках. С удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения. Значительный по объему и ценный в методическом плане материал содержится в учебных пособиях, составленных Т.А. Боровик «Медведь и ягодка» и др., «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарным, «доНОТЫши» А. Коноваловым, «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Л.П. Савиной, «Путь к музицированию» Л. Баренбоймом и другими авторами. Б о л ь ш о е у д о в о л ь с т в и е д о с т а в л я е т упражнение «Сороконожки». Детям легко удаются движения 2 и 3 пальцем вперед, нежели боковое движение. В упражнении выполнять следующие движения: руки сомкнуть в кольцо (правая рука находится сверху), поочередно переступать 2 и 3 пальцами обеих рук по поверхности рук, на слове «догнали» руки встречаются на шее. Две сороконожки Бежали по дорожке. Побежали, побежали И друг дружечку догнали! Сейчас, наверное, трудно встретить педагога, который бы не использовал в своей практике упражнения Л. Баренбойма: «Фокуспокус», «Шесть котят», «Острова» и другие. Для новизны впечатления можно подобрать новые стихи, которые отличаются доступным образным содержанием. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность обучающегося, получает выражение в его собственных действиях. Для профилактики миопии можно делать с учащимися гимнастические упражнения: подвигать глазами вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерки глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу. Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей на уроках фортепиано является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей. Заключение.«Собственное детское творчество, пусть самое простое, собственные детские находки, пусть самые скромные, собственная детская мысль, пусть самая наивная, - вот что создает атмосферу радости, формирует личность, воспитывает человечность, стимулирует развитие созидательных способностей». К. Орф. Список использованной литературы.Основная литература:1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям/Ш. А. Амонашвили; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. инт. - М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998г. 2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»//Вопр. психологии. - 1966г. - №6. 3. Гальперин П.Я. «Методы обучения и умственное развитие ребенка». 4. Давыдов В. В. «О понятии развивающего обучения»//Педагогика. – 1995г. -№ 1. 5. Гаккель А.Д. «Фортепианная музыка XX века». – М.: Советский композитор, 1998г. 6. Грохотов С.В. «Как научить играть на рояле». – М.: издательский дом «Классика – XXI», 2005г. 5. Сальникова Т.П. «Педагогические технологии». – М.: ТЦ Сфера, 2000г. 6. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: АРКТИ, 2003г. 7. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». – М.: Просвещение, 1979г. 8. Сократов Н.В., Феофанов В.Н. «Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей»: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001г. 9. Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». Вып. 11. – М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1998г. 10. Цыпин Г.М. «Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: пособие для учащихся музыкальных отделений педвузов и консерваторий»/Г.М. Цыпин. - М.: Интерпракс, 1994г. 11. Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». – М. «Классика – XXI», 2005г. Дополнительная литература:1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие. 2. «Философский энциклопедический словарь». М, 1997г. 3. Шмидт-Шкловская А.А. «О воспитании пианистических навыков»/А. Шмидт-Шкловская. - 2-е изд. - JI.: Музыка, Ленинградское отделение, 1985г. 4. Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слез, или Я - детский педагог». СПб, Изд-во «Союз художников», 1996г.