Публикации
Формирование умений работать с информацией на уроках математики по УМК "Школа 2100"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование умений работать с информацией на уроках математики по УМК "Школа 2100"
Автор: Колесова Светлана Валентиновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование умений работать с информацией на уроках математики по УМК "Школа 2100"
Автор: Колесова Светлана Валентиновна
Формирование умений работать с информацией на уроках математики по УМК Школа 2100
Колесова Светлана Валентиновна
УМК Школа 2100
МАОУ Центр образования № 32
2019 гСодержание
Введение _______________________________________________________ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной компетентности у младших школьников _____________________________ 4
1.2. Формирование умений работать с информацией на уроках математики______________________________________________________ 5
1.3 Возможности УМК Школа 2100 по формированию умения работать с информацией ___________________________________________________ 8
Глава 2. План – конспект урока математики в 1 классе ________________ 11
Заключение _____________________________________________ ______ 21
Использованная литература _______________________________________ 22
Введение
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуютуниверсальные учебные действия. В широком значении термин универсальные учебные действия означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершествованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с ней: навык поиска информации, её анализа, обработки, хранения, использования и применения в максимально рациональной форме. Научить этому должна школа, причём на первой ступени, потому что первичный опыт работы с информацией закладывается именно на этом этапе и становится залогом успешного обучения в дальнейшем. Умение работать с информацией – это универсальное учебное действие, необходимое не только при изучении информатики, но при изучении других предметов.
Основная цельданного реферата – раскрыть особенности познавательного учебного действия – информационная компетентность, которая может быть сформирована на начальной ступени обучения.
Глава 1. Теоретические основы формирования информационной компетентности у младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2010 г.), планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования определили необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации, а также приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах информации в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Учебная, читательская, проектная, контрольно-оценочная деятельности в начальной школе связаны работой с книгой и другими источниками информации. Формирование информационной компетентности младших школьников является овладение общими учебными умениями, которые лежат в основе познавательной деятельности.
Период обучения в школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в начальной школе происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а следовательно, и формирование информационной грамотности (умения работать с информацией), должны начинаться в период обучения ребенка в начальных классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.
Умение работы с информацией является общеучебным умением, сложным по своей структуре. Содержание действий с информацией в начальной школе представлено тремя группами учебных действий (умений), характеризующих информационную деятельность младших школьников:
1) поиск, селекция, фиксация информации, что предполагает умение находить по заданному основанию, существенным признакам информацию, представленную в явном и неявном виде, проводить селекцию найденной информации, фиксировать информацию разными способами;
2) преобразование, интерпретация и применение информации, что предполагает умение упорядочивать информацию по заданному основанию, сравнивать между собой объекты, понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами, устанавливать простые связи, делать элементарные выводы, основываясь на личном опыте, сопоставлять и обобщать информацию, отвечать на поставленные в задаче вопросы;
3) оценка достоверности информации, что предполагает умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах, обнаруживать недостоверность сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов.
1.2. Формирование умений работать с информацией на уроках математики.
Под поиском и пониманием прочитанного понимается умение находить в тексте факты, заданные в явном виде; сравнивать объекты; упорядочивать информацию, представленную в неявном виде. Также школьники могут научиться использовать формальные элементы текста для поиска нужной информации, работать с несколькими источниками информации, а также сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
При выполнении любого задания обучающиеся ставят цель, определяют мотив, принимают учебную задачу, отбирают и читают полученную информацию. В случае же непонимания цели, неумения прочесть задание, ученик его либо не выполняет, либо выполняет с ошибками, что приводит к невниманию и нежеланию понимать представленную информацию в жизненных ситуациях. Поэтому необходимо включать в задания, особенно с использованием нетекстовой формы представления информации (диаграмм, таблиц, схем) вопросы на понимание, на осознание цели (даже при отсутствии таковых в учебной книге). Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:
как называется таблица; почему;
какую информацию из нее можно извлечь;
зачем нам таблица в задании;
назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;
что представлено в столбцах, в строках (прочитай входные ячейки);
какое значение у ячейки; какие данные в ней представлены и др.
Если работать с текстовой информацией, также необходимы вопросы на понимание: выдели основную мысль; объясни; выдели основные понятия; найди вопрос, найди данные (если речь идет о задаче); спроси, что непонятно и др. Зачастую, эти вопросы опускаются многими авторами учебников, так как не считаются необходимыми. Однако в случае невнимания к данным действиям не формируется правильный подход к чтению информации, позволяющий: 1) отметить особенность формы представления (для этого умение отрабатывается на информации, представленной в разных формах), 2)прочитать информацию, 3) выделить основное, 4) понять, 5) спросить (или выяснить), что непонятно.
Дети быстрее и правильнее выполняют задания на чтение информации, как: сколько конфет было у Маши (по задаче), сколько стоит билет в кино в субботу, сколько стоят детские билеты в разные дни недели (по таблице), если систематически проводить задания на понимание устройства и цели. В силу того, что подобные задания есть не во всех учебниках,вся ответственность за сформированность умения считывать информацию ложится на учителя.
Под преобразованием и интерпретацией информации понимается умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи; формулировать несложные выводы; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Довольно часто приходится преобразовывать информацию (из текста в таблицу, из таблицы в текст, комментировать диаграммы и другие); осуществлять пересказ полученной информации; реже, но встречаются действия по заполнению таблиц; дополнения данных текста и другие. Такие задания, как правило, имеют следующее содержание: дополни, заполни, ответь на вопрос, найди закономерность. В учебниках практически не встречаются задания на преобразование информации из одной формы в другую (например, из текста в таблицу и наоборот). Именно поэтому они сложно даются детям. Часто встречаются следующие задания на интерпретацию информации: заполни таблицу, найди закономерности в таблице, реши задачу с использованием таблицы и др. Реже встречаются задания: опиши словесно таблицу, опиши словесно диаграмму, представь в виде диаграммы данные из таблицы, представь данные текста в таблице, найди в тексте всю информацию о…, что говорится о … . В жизни ребенку придется, как правило, встречаться не с задачами типа заполни, дополни, а с заданиями вроде: преобразуй, расскажи, перескажи. Следовательно, необходимо уделять внимание заданиям на преобразование и обобщение.
Контрольно-оценочные действия наиболее сложны для овладения ими младшими школьниками, редки в учебных заданиях (используются, как правило, только на уроках литературного чтения), так как требуют либо сопоставления, либо высказывания личного отношения. Школьникам необходимо уметь оценивать информацию, ее истинность и ложность, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Примерами подобных заданий могут служить определение истинности неравенств, представление результатов оценки в таблице, решение задачи с нестандартной формулировкой (к примеру, хватит ли денег на ту или иную покупку) – здесь необходимо не только выбрать способ решения, но и оценить платежеспособность. Крайне редки в математике задания на высказывание своего мнения, отношения. Например, какое высказывание верно: докажи текстом, почему ты так считаешь, определи истинность высказываний. Также довольно редки вопросы почему? после заданий (предполагает аргументацию своего ответа), а также в какой форме лучше представить данную информацию (таблица, текст, диаграмма)? и другие. Данные задания сложны, однако именно аргументация своего выбора, доказательность ответов, оценка информации помогут детям сформировать свою жизненную позицию.
1.3 Возможности УМК Школа 2100 по формированию умения работать с информацией.
УМК Школа 2100 полностью обеспечивает сочетание результатов обучения: предметных, а также метапредметных результатов.
Рассмотрим часть заданий на страницах учебника математики, которые участвуют в развитии умений, направленных на получение, поиск и фиксацию информации. При изучении темы Выражение ребята сравнивают, а потом распределяют на две группы записи. Находят общий признак объединения. А ведь сравнение – это мыслительная операция, направленная на установление черт сходства и различия между объектами наблюдения. Бедность характеристик при сравнении двух объектов происходит от несформированности умения описывать объект. Описание же базируется на умении неторопливо и основательно наблюдать, используя для этого все знания. На основе полученной информации в следующих заданиях учащиеся самостоятельно находят выражения с разными знаками действий.
При обучении составлению и решению задач используются схемы. Они более приемлемы для изображения краткой записи задачи, чем рисунок. Скорость восприятия графической информации по сравнению с текстовой существенно повышается и становится рациональным приемом работы с информацией.
На страницах учебника, при изучении темы Меры длины, содержится материал для нахождения дополнительных сведений из разных источников – справочной, научной литературы; от взрослых; из собственных наблюдений. Ребята начинают рассуждать о том, для чего необходимо измерять длину, что знали об этом сами. Информацию на страницах учебника несут и сами картинки о старинных мерках измерения. Они заставляют обратиться ребят к собственному опыту, наблюдению. Какими мерками пользуется они сами в современной жизни, их родители. Здесь учитель использует простые вопросы, начинающиеся со слов Что?, Для чего?, Где?, вовлекая, таким образом, в активную работу ту сторону мышления своих учеников, которая отвечает за фактическую информацию. Для формирования информационных умений в УМК Школа 2100 присутствует материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставит каждого ученика в ситуацию, в которой ему необходимо было бы работать с информацией: вычленять ее, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать ее сомнению, сохранять, излагать. Важно, чтобы ученик работал не только с художественным, но и с учебным текстом, чтобы иллюстрации, схемы, таблицы на страницах учебников носили информативный характер. Только при таком условии можно добиться выполнения требований Стандарта.
Глава 2. План – конспект урока математики в 1 классе.
Тема урока: Числа и цифры. Римские цифры.
Место урока в теме: 44 урок в теме Числа от 1 до 10
Цель урока: Формировать понятия число и цифра.
Задачи урока:
Создать условия для мотивации учебной деятельности обучающихся.
Уточнить разницу между числом и цифрой.
Ознакомить обучающихся с разными знаками-цифрами .
Организовать контроль и самоконтроль деятельности обучающихся.
Ожидаемый результат: выяснить отличие понятий число-цифра.
Знать:
таблицу сложения и вычитания в пределах 10;
Уметь:
организовывать учебное взаимодействие в паре (распределять роли, договариваться друг с другом);
определять степень успешности выполнения своей работы в ходе оценки и самооценки.
Оборудование :
1. Карточки с арабскими и римскими цифрами.
2. Презентация.
3. Учебник Моя математика (1 кл., авт. – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких).
Карточки для работы в паре.
Этапы
урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Мотивация
-А урок математики у нас сегодня не простой, мы отправимся сегодня в гости, в гости к гномам. (Слайд 3)
- Не забывайте, что на уроке математики мы развиваем математическую речь, учимся доказывать, рассуждать.
Где играют дружно,Считают умело,Там и сказке можноПоявиться смело.
Дети проявляют психологическую готовность к познавательной деятельности.
Регулятивные: самоорганизация и организация своего рабочего места.
Личностные: осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку.
Актуализация
знаний
обучающихся
Как зовут гномов, которые живут в сказочной математической стране.
Жили-были гномики в уютном своем домике.
На лесной опушке у маленькой речушки.
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом,
Ходят братцы друг за другом.
- Догадались, как зовут гномов?
В математическую страну пускают только самых внимательных и сообразительных.
Расставьте гномов по порядку. (Слайд 4)
Старший братец ПОНЕДЕЛЬНИК-Работяга, не бездельник.Он неделю открывает,Всех трудиться заставляет. (Слайд 5)
- Однажды ПОНЕДЕЛЬНИК, распиливая бревно, задумался, а сколько ему нужно сделать распилов, чтобы получить 4 части этого бревна? (Устное решение логической задачи.)
-ВТОРНИК очень любит цветы. (Слайд 6)
Давайте составим букет гному из цветов.
Каждый правильный ответ- цветок в букете для гнома.
Внимательно слушайте задание.
Назовите число, которое при счете следует за числом 7.
Назовите число, которое при счете предшествует числу 5.
Назовите предыдущее числа 9.
Назовите соседей числа 6.
Какое число стоит между числами 1 и 3?
Назовите число, которое при счете следует за числом 2.
Назовите числа, которые меньше 8, но больше 3.
Имена гномов - это названия дней недели.
Расставляют гномов по порядку.
Решают устно логическую задачу, давая ответ 3.
Показ на модели.
8
4
8
5-7
2
3
4,5,6,7
Познавательные: актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций, формирование логического мышления.
Личностные: мотивация к обучению и познанию; осознание своих эмоций, интереса к изучению математики.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.
Познавательные:
поиск, извлечение информации; формирование логического мышления.
Познавательные: используют знаковые средства для решения учебной задачи; умение находить нужную информацию с помощью числового ряда.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию.
Личностные: проявляют интерес к изучению математики.
Обобщение. Открытие новых знаний.
СРЕДА очень любит читать книги, сказки, рассказы, стихи. (Слайд 7)
И вот однажды в одной из книг он нашел рисунки с необычными знаками.
-Что обозначают эти знаки?
- Как вы смогли их прочитать?
-Что мы используем, чтобы назвать количество предметов на рисунке?
- Назовите третий день недели; шестой день недели; день, предшествующий пятнице; день, идущий между воскресеньем и вторником.
-Что определяет порядковую характеристику места предмета в ряду? (Слайд 8)
- Что мы используем, чтобы обозначить число предметов? Что такое цифра?
-Какая тема нашего урока? Цель урока?
Внимание: знак ? О чем говорит этот знак?
Рассказывают, что нарисовано и написано под рисунками.
Надо сосчитать количество предметов на рисунках.
Число.
Порядковая характеристика места предмета в ряду других предметов — число.
Используем цифры. Цифра — знак.
Тема: Числа и цифры.
Цель: обобщить знания о числах и цифрах.
Что-то новое узнаем на уроке.
Познавательные:
поиск, извлечение информации; проводят сравнение объектов; анализируют полученную информацию; выдвигают предположения и их обоснование; развитие логического мышления.
Регулятивные:
Определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя.
Познавательные: выдвигают предположения.
-ЧЕТВЕРГ следует за братом,У него идей богато,Он за все берется смело,И работа закипела. (Слайд 9)
Люди научились считать давно, а вот записывать числа — гораздо позже. Сначала они обозначали числа зарубками на камне, на дереве, узлами на веревке и только потом придумали значки — цифры. При этом у многих народов эти знаки были разными.
- Запишите число точек на каждой карточке известными нам цифрами. Оцените себя по шкале Умение соотносить число предметов с цифрой.
ВЫВОД. ЧТО СДЕЛАЛИ?
Как называются эти цифры?
Это арабские цифры. (Слайд 10)
Я предлагаю вам обозначить количество точек римскими цифрами.
I - 1
V - 5
X — 10
Работу выполняете в парах. Объясняйте друг другу, прислушивайтесь к мнению товарища. Оцените свою работу по шкале Умение записывать числа римскими цифрами.
ПРОВЕРКА.
-Что спряталось за знаком вопроса?
-Уточним тему урока. (Слайд 11)
Записывают арабскими цифрами. Оценивают себя.
Чтобы получить число, мы пересчитали точки. Количество точек записали цифрой.
Затруднение.
Работа в парах.
Дети выходят к доске, выставляют нужную карточку.
Тема: Числа и цифры. Римские цифры.
Познавательные: понимание прослушанной информации; умение выделять существенную информацию.
Регулятивные: прогнозируют и оценивают выполнение задания; сопоставляют свою работу с образцом.
Познавательные:
активизация мыслительной деятельности через проблемное задание.
Регулятивные: планируют учебное сотрудничество; отличают верно выполненное задание от неверно выполненного.
Личностные: осознают необходимость саморазвития; понимают границы собственного знания и незнания.
Коммуникативные:
формирование способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной деятельности.
Физкультминутка
Гномы вышли по порядку –
Раз-два-три-четыре!Дружно делают зарядку -Раз-два-три-четыре!Руки выше, ноги шире!Влево, вправо, поворот,Наклон назад,Наклон вперёд
Выполняют физические упражнения.
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.
Первичное закрепление
ПЯТНИЦА И СУББОТА самые мудрые гномы. (Слайд 12)
Как вы понимаете пословицу Золото добывают из земли, а знания из книги. (Слайд 13)
-Откроем и мы книгу, которая помогает нам постичь премудрости сложной, но интересной и увлекательной науки – математики.
с. 31 № 5
№ 6 (Слайд 14)
-Ответьте на 2 вопроса мудрых гномов. (с. 31)
-Читаем вывод.
РАБОТА ПО ПРАВИЛУ (Слайд 15)
Объясняют смысл пословицы.
Читают задание и выполняют в тетради. Записывают римские цифры.
Обозначают число предметов цифрами.
Чтение правила.
Познавательные: умение объяснять смысл пословицы; выделять существенное.
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия; осуществляют пошаговый и итоговый контроль по результату.
Познавательные: ориентирование в обозначениях; анализ, обобщение.
Регулятивные: умение принимать цель урока и следовать ей в учебной деятельности.
Включение в систему знаний и повторений
В гости ходит ВОСКРЕСЕНЬЕ,Очень любит угощение.Это самый младший брат,К Вам зайти он будет рад. (Слайд 16)
ВОСКРЕСЕНЬЕ предлагает выполнить задание №8.
-Чтобы записать выражения, что нужно выполнить сначала?
-Какое умение проверяется?
Работа в группах.
Проверка. (Слайд 17)
Читают задание. Разбор.
Нужно найти значение выражения.
Умение выполнять вычисления.
Самооценка.
Регулятивные: принимают учебную задачу; понимают ориентиры действий;
умение планировать действия; прогнозируют результаты уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Так и жили гномики
В чистом своём домике
На лесной опушке На радость всем зверюшкам!
(Слайд 18)
- Сегодня на уроке мы с вами были в гостях у весёлых, трудолюбивых гномов. Все сегодня работали со старанием, показали своё трудолюбие.
-Какую цель ставили в начале урока?
- Удалось решить поставленную задачу?
Выберите подходящую фразу и продолжите:
Сегодня мне удалось …
Теперь я умею … (Слайд 19)
Я говорю вам всем сегодня: Молодцы! Спасибо за урок!
Называют цель урока.
Личностные:
компетентность в поступках и деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
формировать умение адекватно оценивать свою деятельность.
Заключение
В связи с тем, что дети в жизни встречаются с информацией разнообразного содержания, вариативных форм, преобразовывают, оценивают ее, необходимо готовить их к данной деятельности, а значит – учить работать с информацией. Причем необходимо формировать такие умения, как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации. Каждое из умений должно быть проработано, иначе невозможно сформировать следующее умение. При этом велика роль учителя, так как в учебнике не всегда представлена подробная работа с информацией, а значит – требуются дополнительные вопросы и задания, при чем важна определенная последовательность. Информационная грамотность формируется на каждом уроке, не стоит жалеть времени и сил на формирование этого умения.
Использованная литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации.– М.: Просвещение, 2011. – 31 с. – (Стандарты второго поколения)
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А.Г.Асмолов. М.Просвещение. 2010.
3. Интернет ресурсы.
4. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий (работа с информацией). Т.П. Хиленко, М. Просвещение, 2012
2