Публикации конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Автор: Калинкевич Евгения Геннадьевна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме сюжетно-ролевой игры «Строительство»для детей старшего возраста. Воспитатель высшей категории Калинкевич Е. Г. МБДОУ «Детский сад № 36 «Полянка»Цель: Создать условия для проявления инициативности и активности познавательного развития детей на основе организации различных видов детской деятельности.Задачи: -образовательные: совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;-развивающие: стимулировать фантазию и творческую инициативу, улучшать общую и мелкую моторику;-воспитательные: формировать благополучные взаимоотношения, коммуникабельность, адекватное восприятие себя в коллективе сверстников.Виды детской деятельности: коммуникативная, конструирование, игровая, познавательно-исследовательская деятельность.Образовательные направления (области): социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Материалы: карта-план группы; инженерные карты (опорные чертежи объектов строительства); неоформленный игровой материал; ширмы; картонные панели для строительства; крупный конструктор «Лего»; наборы игровых строительных инструментов, набор игровых и оригинальных предметов для поддержки направленной деятельности (кисти, валики, набор резиновых шпателей, баночки с краской, лотки для краски, спец.одежда; атрибуты для перехода в с/р игру).Игровой вход в деятельность: Социо-игровой приём «Неожиданный гость», проблемная ситуация, сюрпризный момент;Основная часть деятельности:
  • Методические приемы:
  • - игровая ситуация «Давайте познакомимся», - использование «Игровых правил», обсуждение «Важные правила» - презентация детьми строительной компании «Мастерок»,- работа с планом, инженерной картой- беседа «Что будем строить?»-общение на предложенную тему, ситуативный разговор, игровой прием «Действие по ситуации» 2.Формы организации, приемы поддержания мотивации: индивидуальная, групповая, фронтальная, поисково-познавательная, самостоятельная и коллективная деятельность. Применение «Игровых правил», просьба, объяснение, демонстрация опыта, напоминание, использование предметов-заместителей, неоформленного игрового материала, атрибутов к с/р игре. 3.Способы поддержки самостоятельности и инициативы воспитанников: использование «Игровых правил», поощрение в виде похвалы и благодарности; демонстрация, самоанализ и самооценка продукта детской деятельности, общение на уровне напарника по игре. 4.Приемы рефлексии, достижений воспитанников: сигнал группового сбора «Эй-ка, эй-ка, эй-ка!», использование «Игрового правила», рассматривание и анализ построек, обсуждение, беседа «вопрос-ответ», , сюрпризный момент. 5.Открытый выход (переход) в другую деятельность (формы, приемы): похвала, сюрпризный момент, рассматривание и демонстрация театральных костюмов для сюжетно – ролевой игры «Театр». Ход сюжетно-ролевой игры.
  • Вводно – организационный этап.
  • В группу неожиданно входит воспитатель в костюме героя Клёпы (в комбинезоне, кепке; в руках - коробка, оформленная в стиле строительного набора: обклеена обоями «под кирпич» и трафаретами строительных инструментов). - Здравствуйте, меня зовут Клёпа. Скажите, пожалуйста, здесь находится самая лучшая в детском саду строительная бригада? - Вот здорово, наконец - то я вас нашел! А ваша бригада на самом деле дружная и умелая? (ответы детей) Как мне повезло! Ребята, миленькие, мне очень необходима, ваша помощь. 2. Мотивационно – побудительный этап. - Понимаете, ребята, тут такое дело…. К нам, на Север, в Норильск, приезжает знаменитый и необычный театр! Необычен он тем, что все его артисты настоящие животные! Может вы слышали об этом и видели афиши, они весят по всему городу? (ответы детей)-- Скажите, вам, хочется посмотреть на необычных артистов?...Вот и мне тоже очень захотелось их увидеть, а еще мне очень захотелось, чтобы их увидели все дети!…и я пригласил артистов к нам, в наш город Кайеркан и… представляете, они согласились! Здорово я придумал?-- Ну воооот!... только театра для артистов я не нашел … ни одного… весь город обошел - нет, во все садики зашел – нет театра и всё тут!...Я даже сам попробовал театр построить, но у меня ничего не получилось, видимо опыта не хватает! А потом подумал: а найду-ка я самых лучших и умелых строителей, попрошусь к ним в бригаду, уж они-то точно знают как правильно построить театр! И представляете, этими строителями оказались вы! Возьмите меня, пожалуйста, в свою строительную бригаду, научите мастерству. Пожалуйста. - Спасибо. А за то, что не отказали мне в помощи, вот вам от меня подарок: самая настоящая специальная одежда строителя! (дети одеваются, Клепа помогает, прикрепляет каждому ребенку бейджик с символом «строительства», а одному , активному (лидеру) ребенку прикрепляет бейджик с надписью «бригадир») 3. Основной этап. - Ну вот, теперь мы с вами самая настоящая строительная бригада! Ой, как вас много, что - то я даже растерялся и как бы мне вам не перепутать! Придумал, а давайте познакомимся как строители, по настоящему и деловому так, чтобы я вас запомнил. (Клепа представляется первым: «строитель Клепа, очень приятно» (жмет каждому ребенку руку, дети по очереди представляются). Когда доходит очередь до бригадира Клепа обращает на это особое внимание): - Бригадир София – вот это да! У вас и бригадир есть! Очень приятно. А кто такой бригадир? .(ответы детей)-- Скажите, а вашей бригаде есть важные правила? (Есть) …тогда я обязательно должен их узнать, потому, что они же важные! (Дети показывают карту правил, поясняя её условные обозначения)-- Ой! подождите минуточку, а это что такое? (Клепа обращает внимание на строительный центр и читает название строительного центра «Мас-те-рок». В центре находятся 2 отдела: отдел «Покрасочных материалов», отдел «Строительных инструментов» и «Инженерный отдел»)….так это и есть ваша строительная компания? Ух ты настоящая, строительная компания… вот это да!!!! Супер. Никогда такого не видел! -Дети рассказывают о компании, показывают, где какой отдел расположен, что где лежит. Клепа поддерживает общение наводящими вопросами)Отдел «Строительных инструментов»: - Ой, это что за отдел? Людям каких профессий кому необходимы инструменты? Что за инструмент? Как им работать? (далее поддерживает диалог по развитию ситуации)Отдел «Покрасочных материалов»: - А здесь что находится? Людям каких профессий необходимы эти предметы? Клёпа показывает предмет, а дети называют его и рассказывают каково его применение? (далее поддерживает диалог по развитию ситуации)«Инженерный отдел»: - А это что за отдел? Кто такой инженер? …(дети рассказывают о профессии инженер, его работе, о плане и чертеже построек (инженерных картах). (далее поддерживает диалог по развитию ситуации)- Да-а-а-а (задумчиво), похоже я совершенно ничего не понимаю в строительстве! Это что же получается: любое строительство необходимо начинать с плана и чертежа? Как интересно, я обязательно должен обо всем узнать! Товарищ бригадир, покажите и расскажите мне все подробности.-Что мы называем планом, как он выглядит? (рассматривание и пояснения детей: план – это схема территории(группы), на которой отмечены расположение объектов)-Что такое чертеж или инженерные карты постройки? (дети рассказывают: инженерная карта – это опорная схема чертеж) готовой (отработанной в предварительной работе) постройки объекта, в которой указаны:1. Количество работников; 2. Правила безопасности; 3. Этапы строительства: Выбираем место – строим и устанавливаем – производим оформление и дизайн - дружно играем и дополняем, развиваем постройку;4. Используемые в конструкции основные строительные наборы, предметы, неоформленный игровой материал;5.Необходимые атрибуты для развертывания сюжетной-ролевой игры. (может быть несколько разных вариантов схем одного и того же объекта, дети самостоятельно выбирают с какой инженерной картой будут работать) 6.Свободное место для дополнительных пометок (например: для вновь возникшего правила, для зарисовки идеи или введенного детьми нового атрибута, для чертежа-схемы пристройки и т.д) Игровое правило №1 - Давайте спешить не будем - сначала всё обсудим - Что обязательно должно быть в театре? (Рассматривание плана, определение места положения постройки, обсуждение деталей) 1. Театральная сцена– а зачем?, из чего ее можно построить, что нам понадобится? (ширмы, звуковые колонки, зажимы, декорации, неоформленный игровой материал и т.д.) 2. Зрительный зал – зачем? Как и что нам понадобиться для постройки зрительного зала? (столы для определения периметра зрительного зала, стулья, крупный конструктор «Лего» и т.д.) 3. Пост охраны – зачем? Какие атрибуты и строительные материалы можно использовать для строительства? (крупный конструктор «Лего», панели-стены из картона, неоформленный игровой материал и т.д.)Игровое правило № 2: Осталось нам определиться, Что будете строить и кто с кем будет трудиться! - Ну что определились? (ответы детей) тогда за работу!(определившись в направлении своей деятельности, дети обращаются в инженерный отдел, к бригадиру за инженерными картами и согласно общему решению и плану выполняют постройки) Клёпа обращается к бригадиру, в инженерный отдел:-Уважаемый бригадир София, я был бы вам очень благодарен, если вы меня научите своим премудростям и подробнее расскажете о вашей важной работе. Например:-Чем занимается бригадир? - Зачем вам компьютер и что вы делаете, работая за ним? (пояснения ребенка). (По наводящим вопросам воспитатель побуждает ребенка к аналитической деятельности. Бригадир, проводит анализ исполняемых работ, Клепа, по ходу анализа, задает вопросы бригадиру, делая вид, что учится и запоминает. Предлагает прогуляться по строительным объектам и проконтролировать ход строительных работ)- Сколько у вас строительных площадок?- Сколько работников занято в постройке зрительного зала?, театральной сцены?, поста охраны?- Знают ли работники правила безопасности при работе с покрасочными материалами? (во время обзора поддерживать активное общение детей, ситуативный разговор, активизировать словарь)- Направьте меня, пожалуйста, в одну из ваших бригад, где необходима помощь(Клёпа благодарит руководителя за внимание и беседу и по рекомендации бригадира направляется на указанный объект.) В режиме напарника по игре Клёпа (воспитатель) проводит анализ и индивидуальную работу с каждой подгруппой детей. Так же необходимо учитывать, что на каждой площадке одновременно ведуться как строительные работы, так и штукатурно-малярные. Поэтому индивидуальная работа воспитателя проводится с ориентацией на выбранную ребенком роль, его действия и направление сюжетной линии) Площадка строительства «Театральной сцены». (работа с инженерной картой) - Из каких материалов выполнена основная часть постройки? (ширмы). Почему ширма установлена зигзагообразно? (для устойчивости, удобства артистов). Сколько секций в ширме? Каким цветом выполняется покраска стен, Какие инструменты используются для покраски?, Что используете для закрепления декораций(зажимы, прищепки), Из какого материала построены звуковые колонки? (конструктор «Лего», сиспользование неоформленного игрового материала т.д.)Игровое правило № 3: «Как ты сделал всё умело – Помоги нам сделать дело» или «По плечу любое дело, Если помощь подоспела». (Если детьми работа выполнена раньше других или вы наблюдаете потерю интереса ребенка к какому-либо процессу, то это правило ваша палочка-выручалочка!) Площадка строительства «Зрительного зала» (работа с инженерной карой) - Зачем понадобилось раздвинуть столы? Сколько рядов в зрительном зале? Сколько в ряду стульев? Сколько всего стульев понадобилось? Какие ориентиры использовали дети для постройки ровных рядов? (ровняли ряды по натянутой скакалке). Почему в первом ряду стулья ниже, чем во втором и третьем? Что использовали для строительства отопления зала? (крупные детали «Лего» и веревкой прокладывали утепление между деталями, по принципу укладки «теплого пола»)Игровое правило № 4: «Если посчитаться, То можно не подраться» или «Не надо сориться, лучше помиритесь, Тогда друг с другом быстрей договоритесь!». (Это правило неоценимая помощь, в случае назревания между детьми конфликтной ситуации или спора). Площадка строительства «Пост охраны» (работа с инженерной картой). -Разве необходим пост охраны в театре? Почему? Из какого материала выстроены стены? (картонная панель с окнами). Из чего построен фундамент? (детали крупного «Лего»). По какому принципу была выполнена кладка фундамента и почему? (линейная или кирпичная (кирпичная - более прочная). Сколько использовано деталей конструктора красного цвета?, синего? желтого?, зеленого? (записать в инженерной карте) и т.д.Игровое правило№ 5: Во время продуктивной деятельности от бригадира Софии поступило предложение: «Песню запевай скорей – Работать будет веселей!» (Одно из самых любимых детьми правил. Ребята подхватили предложение бригадира и дружно запели песню «Мы просто пчелки». Мы используем его в любом виде детский деятельности). Так же воспитатель сам, напрямую, может напомнить его детям или целенаправленно привлечь одного из детей, в рамках индивидуальной работы. На протяжении всей игры Клепа обращается за помощью к детям и бригадиру. Увлеченных детей очень трудно оторвать от интересной игры, поэтому игровой прием «действие по ситуации» выручил и на этот раз. По завершению выполнения построек Клёпа обращается к бригадиру:- Уважаемый, товарищ бригадир София, посмотрите как хорошо мы потрудились, скажите пожалуйста, а обеденный перерыв у вас предусмотрен…что-то мы проголодались. Не могли бы вы объявить перерыв. (Бригадир, по сигналу колокольчика, собирает рабочую бригаду и объявляет перерыв). 4. Заключительный этап. Клепа, при помощи традиционного сигнала группового сбора «Змейка!» собирает детей: Эй-ка, эй-ка, эй-ка! А вот и чудо-змейка! Всех друзей мы собираем и на хвост к себе сажаем, Знает змейка наперёд, где ребят всех соберёт. Мы тропинку нашли, на место сбора все пришли! Все на месте, все ли тут? Всех собрал наш дружный круг? Оглянулись, повернулись и друг другу улыбнулись.Рефлексия. Правило № 6: Сейчас посмотрим – что и как… Готов Театр? - (дети отвечают): «Точно так! Дружное дело – ведет к успеху смело!» Клепа, обращает внимание детей на коллективную работу, благодарит за помощь, опыт и предлагает устроить ему маленький экзамен.- А знаете, ребята, я всё-всё запомнил и даже смогу стать бригадиром, вот проверьте меня - чему я научился: - Эта часть театра называется – Театральная сцена! …Забыл только кто же ее строил? (дети напоминают). Получилось у вас задуманное? В благодарность я приглашаю вас на театральное представление необычных артистов -животных (дарит детям, которые строили театральную сцену пригласительный билет на спектакль) и продолжает… Игровое правило № 6: «Ты - послушай, ты – скажи, дружбу другу покажи» или «Открой сердечко другу - окажи ему услугу!». Эти правила поддерживают отзывчивость, внимание, уважительное, доброжелательное и терпеливое отношение к сверстнику.- Вот эта часть театра называется ? (дети подсказывают - зрительный зал) - А кто же эти мастера, которые превратили зрительный зал в теплое, уютное и красивое место! – Все ли справились с заданием? Как вам работалось в вашей бригаде? Браво! (дарит детям, пригласительные билеты на спектакль) и продолжает…- А вот эта часть театра называется… (Дети подсказывают - пост охраны) - Очень серьезное место! Кто же был автором и строителем этого важного места? Все ли у вас получилось? Напомните мне, пожалуйста, какой кладкой выложен ваш надежный фундамент? (кирпичной). Дарит пригласительные билеты). Выход в сюжетно-ролевую игру «Театр»- Какой замечательный театр получился! красота, нет…не красота, а красотища!…. Мне даже самому захотелось стать артистом…., нет – охранником!, ….ой, я и зрителем тоже хочу быть…. А может, пока мы ждем необычных артистов, мы сами поиграем в театр… Артисты у вас найдутся?, - - Охранники среди вас найдутся? - А зрителей откуда возьмете? (ответы детей) - Вот вам от меня еще билеты, пригласите кого захотите, хоть весь детский сад! А если не хватит – можно самим нарисовать театральные билеты! - А артистами сможете стать? И театральные костюмы, у вас есть? (ответы детей). Так что же мы стоим?! – давайте же готовиться к представлению! (выход в сюжетно-ролевую игру «Театр»)._