Публикации Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад «Социальная адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью через внеурочную деятельность»
Автор: Чихачева Ольга Михайловна

Доклад для педагогов.Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Особенности организации работы с родителями (законными представителями) в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, эстетических, речевых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в образовательные учреждения.В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи возлагаются важные социальные задачисновное условие Федерального государственного образовательного стандарта: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнерства с семьей. Проблема взаимодействия дошкольной организации с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место, недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора форм взаимодействия.Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствующие функционированию ДОУ в режиме развития. Традиции – явление, неспособное реально противостоять современным формам жизни (М.Вебер). Вместе с тем в современной науке высказывается мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Многие традиционные формы работы с семьей, которые раньше рассматривались как сугубо устойчивые и неизменные (родительские собрания, «уголки для родителей», консультации и др.) в действительности сосуществуют бок о бок, с современными формами работы, начинают соответствовать новым требованиям, видоизменяясь при этом по существу, выступая в качестве проводника современности в некогда традиционных подходах. Изучение содержания форм работы с родителями в ДОУ позволило сделать вывод, что многие из них устарели не потому, что «традиционны», а потому, что недостаточно дифференцированы. Они не учитывают такие изменения, произошедшие в современной семье, как:- рост образования родителей;-повышение материального достатка молодых семей;-мобильность современных родителей;-уменьшение количества детей в семье;-доступность информации и т. д.В настоящее время происходит осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка и это позволяет значительно повысить его эффективность.Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для их собственного ребенка, его успешного воспитания и обучения, развития его познавательных, речевых и художественных навыков и умений.  Практика показывает, что несогласованность в действиях педагогов и родителей, ведет к неэффективности педагогических воздействий воспитателя на ребенка. Поэтому важными на сегодняшний день считаю следующие задачи:- повышение педагогической компетентности родителей;- привлечение семей к участию в жизни группы.Всем известно, что, в дошкольной педагогике выделяются четыре самых общих направления работы с родителями:-традиционные (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные состязания, утренники и т. п.);-просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листов, буклеты, стенды и уголки для родителей, использование СМИ для оснащения проблем воспитания и т. д.);-развивающее общественное управление (работа Совета ДОУ, Родительского комитета); -интерактивное (анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и др.).Интерактивное направление в работе с родителями позволяет учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи. И в настоящее время может считаться приоритетным в создании условий для взаимодействия работы с семьями обучающихся, так как позволяет использовать оптимальные формы и методы в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.Мы даем возможность родителям участвовать в жизни детей во время пребывания их в ДОУ, а педагогам опосредованно влиять на данную ситуацию: необходимо сформировать у родителей правильное представление о единстве задач и целей ДОУ и семьи. Опыт работы позволил определить разнообразные формы совместной работы с родителями.Мониторинг является непременным условием успешной работы воспитателя, который помогает в изучении семьи воспитанников. С этой целью используем вопросники, тестирование, анкетирование семьи ребенка. Статистические данные помогают найти верные пути индивидуального подхода к детям, являются гарантией более тесных контактов с семьей.В нашей группе регулярно реализуются педагогические детско-родительские проекты, которые направлены на взаимодействие родителей, детей и педагогов. Проекты создаются с целью заинтересовать родителей, вовлечь в образовательную деятельность, к решению ее целей и задач. А главное: вызвать положительные эмоции у детей (а мне папа помогал найти про птиц, а мы с мамой делали), уверенность в правоте своего ответа, чувство удовлетворенности и радости от взаимодействия с родителями дома. В группе успешно функционирует такая форма работы, как «Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, тема: «Самостоятельная деятельность детей дошкольного возраста». Воспитатель дает понятия – самостоятельная детская деятельность, совместно с родителями анализирует, замечали ли родители, как дети исследуют предметы, наблюдают и др. Педагог предлагает родителям поделиться, как они поступали в этот момент: прерывали ли действия ребенка как влияли на ситуацию? Все происходит в виде игры и за каждый совет даются фишки, т.е. советы «продаются» за фишки. Советы, набравшие большее количество фишек помещают на стенд «Копилка родительского опыта», который расположен в групповой комнате.В группе проводятся семинары – практикумы, на которых выступают родители, учитель – логопед, педагог - психолог. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций (используем видеозапись моментов из жизни детей), могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть не только воспитатель, но и родитель, приглашенные специалисты. Например, мы выяснили, что не все родители знают, что кроме обязанностей у ребенка есть еще и права. Каждый ребенок имеет юридическое право на воспитание, развитие, защиту, активное участие в общественной жизни. Для обсуждения данной проблемы мы подобрали нормативно – правовые документы, выпустили памятки «Я и ты». На семинарах родители получают знания и по другим вопросам, включая познавательное, речевое и художественно эстетическое развитие детей.Успешно используем такую форму работы, как «Душевный разговор». Такие собрания проводятся не со всей группой родителей, а лишь для тех, чьи дети имеют общие проблемы. Например, ребенок – малоактивен, и родителей это беспокоит. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности ребенка. Проблема обсуждается со всех сторон, могут быть приглашены специалисты ДОУ. Родители получают информацию по особенностям развития речи у своего ребенка, познавательных и творческих процессов.Во второй половине дня один раз в месяц проводим «Игротеки». Заранее обговаривая с родителями, кто сможет прийти. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является основной, этой работе уделяется много внимания. Объясняем родителям, как можно провести игру, спрашиваем, что необходимо приготовить, какая еще помощь необходима от педагога. На игротеку приглашаются все члены семьи воспитанников группы, которые становятся не зрителями, а участниками всех игр. Здесь же родители получают консультацию, как развивать у детей самостоятельность, поддерживать познавательный интерес, и творческие способности детей дома; знакомятся с различными детскими играми, им разрешается взять домой игровые материалы для индивидуальной работы со своим ребенком.Один раз в квартал в ДОУ проходит «День дублера». Родители не только играют с детьми, но и проводят образовательную деятельность, участвуя во всех режимных моментах. Тема деятельности выбирается родителями, в соответствии с календарно-тематическим планированием. Она может быть любой: о природе, о художниках, о музыке. Нередко такое мероприятие становится итоговым по теме недели. Его родители готовят со своим ребенком, включая в него игры, опыты, конкурсы, рассказы. В ходе деятельности принимают участие все дети группы. Проводя такие мероприятия, родители убеждаются в том, что участие в жизни группы важно для развития их собственного ребенка, повышения его самооценки, помогает наладить контакт со сверстниками. Интересной формой работы с родителями является совместное проведение праздников и развлечений: «Необитаемый остров», «В стране художников» и др. Родители в ходе таких мероприятий получают умения, знания в обучении и воспитании своего ребенка, могут оценить его возможности, а ребенок видит, как родители проявляют смекалку, фантазию в конкурсах, забавах, эстафетах. Все получают от таких мероприятий огромное удовольствие.Очень эффективными в работе с семьей стали выставки совместного творчества детей, родителей и педагогов «Умелые руки не знают скуки», «Вместе порисуем». Общение родителей между собой влияет и на микроклимат в группе детей, помогает их общению, раскрывает художественные способности родителей и ребенка, развивают речь детей. Как правило, о совместных с родителями работах дети рассказывают с особой радостью и желанием. Мы знакомим родителей с целями и задачами воспитания детей и через системные проекты.В рамках проекта Муниципальной стратегии развития образования города Шарыпово до 2020 года, которая определяет целевые, содержательные и результативные приоритеты развития системы образования г. Шарыпово с учётом целей и задач, представленных в стратегических документах федерального и регионального уровней, были разработаны инициативные и системные проекты.Одним из них является сетевой проект «Дошкольник», третьем направлением которого обозначено «Работа с семьями обучающихся». Идея проекта: изменение профессиональной позиции и совершенствование опыта практической деятельности в условиях реализации ФГОС ДО.Целью системного проекта стало совершенствование системы методического сопровождения в ДОУ в рамках сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города Шарыпово и Шарыповского района. В рамках данного проекта ДОУ работает по направлениям: «Нетрадиционные формы и методы работы с семьями воспитанников». Проблемы, решаемые за счет проекта: -повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития дошкольника;-формирование мотивации к сотрудничеству с педагогическим коллективом ДОУ;-повышение уровня доверия родителей к сотрудникам ДОУ.В связи с географической отдаленностью дошкольных учреждений города Шарыпово работа по реализации плана работы по проекту велась в основном кустовым методом, т.е. взаимодействовали педагоги всех дошкольных учреждений города, а родители привлекались из двух дошкольных образовательных учреждений: МБДОУ №10 «Сказка» и МБДОУ №8 «Теремок», расположенных в п. Дубинино. По плану работы реализовывали совместные мероприятия, такие как: сбор и анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников. Другие формы работы это: анкетирование родителей «Взгляд родителей на воспитание ребенка через призму педагогических и психологических идей», мастер – классы «Игры на кухне», обучающие семинары «Педагогическое образование родителей», «Современным детям нужны современные родители», подготовка информационных памяток «Системно – деятельный подход. Что это?» «Что может нарисовать ребенок - дошкольник», «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» с целью привлечь внимание родителей к развитию своего ребенка. Были разработаны буклеты для родителей на темы: «Игры по познавательному развитию дома», «Роль семьи в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста», проведен круглый стол «Роль родителей и ДОУ в создании равных условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста», с целью привлечения родителей в образовательное пространство дошкольного учреждения, приобщения к ЗОЖ было проведено спортивное мероприятие среди родителей и педагогов города Шарыпово и др.Во время проведения мероприятий мы используем нетрадиционные методы работы, а именно: мозговой штурм, мозговая атака, разнос, «понятийное колесо», анализ детских высказываний и др. Рефлексия на наших мероприятиях тоже проводится разнообразно: нарисуй свое отношение к сегодняшнему мероприятию, выбери смайлик, который ты хотел бы подарить организаторам, цветные ладошки (цвет ладони участники семинара выбирают сами) и пр. Была оформлена и размещена «Почта доверия», но как форма работы с родителями (сбор информации), эта форма оказалась недостаточно эффективной: за учебный год ни одного обращения от родителей так и не поступило. Нам необходимо наладить динамическую и действенную обратную связь в работе ДОУ и семьи с письменными обращениями родителей. Как это сделать? В следующем учебном году мы предлагаем несколько ящиков родительской почты, направленных на оперативный сбор различной информации, такие, как: «Как развивать моего ребенка», «Почта анонимных обращений родителей», «Благодарности родителей», «Родители недоумевают, почему…», «Почта родительских идей» и др. Важно, что название почты должно сразу стимулировать родителей, вызвать желание написать, обратится. На родительском собрании воспитатели представляют родителям ящики для обращений и предлагают написать, что их волнует и опустить в любой из ящиков. Педагоги отвечают на обращения родителей сразу на собрании, показывают свою заинтересованность в ответах. Родителям объясняют, где будут расположены ящики, что обращения могут быть, как адресные, так и анонимные. Объясняют, что в обращении желательно указать в какой форме родители хотели бы получить ответ: на сайте ДОУ, индивидуальной беседе, консультации в родительском уголке и др. В данной ситуации ДОУ демонстрирует свою заинтересованность, деятельную и действенную активность, а родители – готовность решать проблемы своих детей с помощью детского сада.По итогам работы за год процент родителей, посещающих мероприятия по проекту «Дошкольник» (3 направление «Работа с семьями обучающихся») возрос. В начале работы это было 35% родителей, а на сегодняшний день эта цифра увеличилась до 73%. Появились родители, которые действительно ждут новых встреч поддержки и помощи в воспитании детей. Как правило, это молодые родители. В этом учебном году в ДОУ в рамках реализации проекта «Дошкольник» прошли следующие внутриучрежденческие мероприятия: «День дублера», родительские собрания во всех группах ДОУ в нетрадиционной форме (мастер – класс, круглый стол, дискуссия и др.). Была оформлена газета «Квартальчик».С целью развития единого образовательного информационного пространства ДОУ, демонстрации опыта деятельности наших педагогов и достижений детей, вовлечения родителей наших воспитанников в активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Газета выпускается 1 раз в квартал и наполнена фотоотчетами о прошедших событиях в детском саду, произведениями детской художественной литературы, высказываниями детей, подборкой интересных игр для совместной художественной деятельности с детьми, освещением актуальных вопросов дошкольного воспитания.На сайте ДОУ два раза в месяц обновляется информация о жизни и деятельности детей и педагогов, о помощи родителей и всех мероприятиях, которые были проведены в ДОУ с размещением фотографий. В каждой возрастной группе сада в родительском уголке находится информация с адресом сайта ДОУ. По итогам анкетирования 69% родителей посещают сайт ДОУ не реже двух раз в неделю.Хотим сказать, что работа по взаимодействию с родителями нами продолжается. Мы надеемся, чтонаша работа поможет родителям включиться в жизнь ДОУ, обеспечит нам взаимопонимание.Родители скажут нам слова благодарности за обучение и воспитание детей из глубины души, искренне. И если даже одна семья изменит свое отношение к ДОУ – это уже победа!