Публикации
Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии ФГОС "Азбука журналистики"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии ФГОС "Азбука журналистики"
Автор: Севрюк Оксана Леонтьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по внеурочной деятельности в соответствии ФГОС "Азбука журналистики"
Автор: Севрюк Оксана Леонтьевна
Пояснительная записка.Программа внеурочной деятельности «Азбука журналистики » общим объемом 35 часов рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 7-8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу во внеурочное время. Общая характеристика предмета.Актуальность программы дополнительного образования «Азбука журналистики » связана с решением такого блока как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данной программы дополнительного образования как вариативной части учебного плана общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремиться развить в себе умения, способности, необходимые для занятий журналистикой. Программа дополнительного образования «Азбука журналистики » ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направленны на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве.Данный курс ориентирован на применение широкого комплекса знаний по таким предметам, как литература, русский язык, история, география и другим. Он не только расширит объем знаний, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знания общекультурного характера.Цели программы:- создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального самосовершенствования;- формировать медиакультуру в профильной ориентации обучающихся и стимулировать их активность в поисках профессии; - изучить основы журналистского мастерства.В ходе достижения целей программы решаются следующие задачи.Обучающие: - вооружение обучающихся совокупностью знаний о принципах журналистской деятельности, об особенностях журналистской профессии, а также о профессиях, имеющих прямое и косвенное отношение к медиасфере;- изучение истории журналистики, этапов ее развития;- изучение основ социологии и журналистского творчества;- формирование навыков журналистского мастерства, коммуникативной компетентности и приобретение первичного профессиональной ориентации;- формирование практических навыков создания школьного печатного издания;- формирование практических умений и навыков по решению экологических, здоровьесберегающих и других задач, приобретение соответствующих знаний.2. Воспитывающие:- формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции;- формирование толерантности, культуры межнационального общения в многонациональном социуме;- формирование представления о журналистике как о профессии, играющей специфическую роль в жизни общества;- привитие культуры общения с миром средств массовой информации;- пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду общественной деятельности;- формирование потребности в постоянном повышении информированности;- формирование чувства ответственности за природу, экологию, в том числе и за свое здоровье;- формирование у обучающихся и их родителей понимание необходимости использования необходимости использования оздоровительных мероприятий для восстановления и сохранения здоровья;- воспитание культуры поведения и речи.3. Развивающие:- всестороннее развитие творческих способностей, индивидуального мышления, интересов, склонностей, физического состояния организма обучающегося и на этой основе формирование профессиональной направленности;- расширение общего кругозора.Планируемы результатом обучения по программе будет являться создание школьного периодического издания с его возможным использованием в учебно-воспитательном процессе; создание учащимися своего портфолио; освоение обучающимися указанных в данной программе как теоретических, так и различных практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:Предметные знания в следующих областях:- журналистика как форма информационной деятельности;- журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;- информационный рынок;- роль журналиста в становлении общественного мнения;- приемы риторики;- создание журналистского текста;- основные газетные жанры;- редактирование;- редакционный коллектив;- структура газетного номера;Предметные умения и навыки – навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности, создание текста в различных жанрах, поиска информации в различных источниках; первичные навыки макетирования газеты и создания номера, включающие основные структурные элементы; умение редактировать текст, работать в текстовых редакторах; навыки работы с научной, справочной литературой.Интеллектуальные умения и навыки – умение излагать собственную мысль, аргументировать свою точку зрения; навыки ведения дискуссии; навыки грамотной устной и письменной речи.Мыслительные навыки – навыки оперирования формулировками, определениями; навыки постановки и решения интеллектуальных проблем и задач.Обучающиеся должны знать основные понятия журналистики, этапы ее развития, принципы организации редакции, владеть культурой речи, уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал. Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения (при этом учитывается интересы и склонности обучающихся).По уровню освоения данная программа профессионально-ориентированная.Обучение, а также оценка знаний и умений обучающихся проводятся в форме творческих работ, рефератов и эвристических бесед по всем темам. Используются также экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач. При работе над теоретическим материалом предпочтение отдается эвристической беседе, так как это важные метод устного изложения материала, заключающийся в том, что обучающиеся усваивают новые понятия и приобретают знания путем самостоятельного логического мышления, активно используя эвристический метод познания. Важным является также то, что в ходе занятий обучающиеся овладевают техникой постановки вопросов, очень важной для успешной журналистской деятельности. Таким образом, данный метод позволяет повторить, закрепить и проверить полученные знания.Качество профессиональной подготовки обучающихся зависит от практики, получаемой ими в процессе обучения. Практическая работа и создание собственных материалов обеспечат прочное усвоение и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков. В процессе занятия ребята пишут материалы в разных газетных жанрах, самостоятельно делают верстку газетных полос, правку авторского текста, участвуют в конкурсах, творческих мастерских, литературно-деловых играх семинарах, в групповом проектировании и мастер-классах, на которых они общаются со специалистами по интересующим темам и применяют полученные знания.Тематическое планирование на 2020-2021 учебный год