Публикации
Конкурс авторских программ внеурочной деятельности учителя истории и обществознания
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс авторских программ внеурочной деятельности учителя истории и обществознания
Автор: Варфоломеева Лариса Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конкурс авторских программ внеурочной деятельности учителя истории и обществознания
Автор: Варфоломеева Лариса Александровна
Пояснительная запискаОбоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемойпрограммы.Главной задачей этой программы является духовно - нравственное развитие и воспитание, положенное в основу Госстандарта образованияЗадачу, вырастить свою смену умной, смелой, доброй, трудолюбивой, жизнь ставит не только перед нами , она стояла и перед нашими отцами и дедами ,перед дедами наших дедов-в веках и тысячелетиях. Осознание того, что утрата многих профессиональных традиций привела к обнищанию общества, к разрыву связи времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным традициям народов различных регионов страны на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения .Для современного человека стало актуальным восстановление культурноисторических связей с родным краем, своей малой родиной.Начинать этот процесс надо с детства , с самого доступного для детей- личности самого ребенка ,жизни его семьи ,знакомясь с биографией своих родителей ,бабушек ,дети начинают свою причастность к историческим событиям . именно в начальной школе закладывают основы познавательного интереса к изучению деревни, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает всё новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознаёт себя.Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.Особенности программы.Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста для проведения внеклассной работы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.Программа реализуется за 3 года.Основные цели программы:дать школьникам средней школы основные знания об истории своего родного края, своей деревни, района, республики; формирование у школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человек - гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа. Задачи программы:Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье Формирование любви к родной деревне и интереса к прошлому й настоящему родного края. Развитие бережного отношения к своей деревне (достопримечательности, культура, природа). Формы проведения занятий: 1 Интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением 2 Инсценированные представленияЭкскурсии Комбинированные уроки Краеведческие викторины, ребусы, кроссворды, сканворды Создание презентаций, видеороликов Оформление фотоальбомов Создание видеофильмов В процессе реализации программы используются следующие методы:Метод разъяснения Наглядные пособия Практические методы Проблемно - поисковый метод Метод самостоятельной работы Метод поощрения. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо - туристические технологии, проектные технологии.Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю;Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины.Знания и умения учащихся в конце 3-го года обучения.Тематическое планированиеРазделы:1. Историко-краеведческий (27 ч.)2. Земля и люди (30 ч.)3. К 70 летию школы(11 ч)Моя школа-мой домВсего68 часовТематическое планирование5 класс (17 ч.)Всего17Тематическое планирование6 класс (17 часов)Всего17Тематическое планирование класс (34 часа)Всего34 ч.ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЙТема 1: “Я и моя семья’Перед первым занятием даю учащимся выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Можно пригласить кого- либо из семей для беседы или небольшого рассказа “Моя родословная”.Тема 2: “Моя школа”В самых простых формах учащиеся знакомятся с традициями, историей своей школы, выпускниками, которыми гордится школа.Экскурсия по школе (кабинеты, учителя). .Тема 3: “Моя малая Родина”.Экскурсия - прогулка, но более дальняя. Обращается внимание на название города (села), историю его названия, его размеры, значение. Интересные природные, архитектурные объекты в сопоставлении - старое и новое. Изменения, происходящие на их глазах, стройки, разрушения. Тема 4: “Природа нашего края’ЧС участием родителей посадить деревья и кустарники у школы, у себя в саду, уход за ними. Разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними. Разучивание спектаклей, проведение праздников на экологическую тему. В зимний период делать кормушки и подкармливать птиц. В весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. Операция “Чистый двор”.Тема 5: “Наш край богат талантами” знакомство с народными умельцами, местными поэтами, интересными людьми. Выясняется, кто из деятелей культуры и науки был связан с родным краем.Тема 6: “Мое село в прошлом и настоящем”В результате прохождения темы учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы с занятий дети вынесли практическое желание сделать что- либо для того, чтобы их село(город) стало еще краше. Знакомство с вопросом “Как мы узнаем о прошлом?”.Тема 7: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом, взять над ними шефство. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.Концерты для ветеранов войны.Тема 8: “Мой край на карте Родины”.Территория и географическое положение республики. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов. Составление карты деревни, улицыДополнительная литератураНаучно-популярное издание «Камское Устье - жемчужина природы». Автор- составитель Бадрутдинов Х.Ф.Плешаков А.А. Мир вокруг нас.Учеб.для .нач ,шк.В 2 ч.-М.:Просвещение,2003.Рахимов И.И. Растительный и животный мир Татарстана.- Казань:Магариф,2006. Школа России. Концепция и программы для начальных классов: Ш 67 пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч.Ч.1( М.А.Бантова ,Г.В.Бельтюкова , С.И.Волкова, С.И.Волкова и др.)-5-ое изд.-М.: Просвещение, 2010