Публикации Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика разработки современного урока в условиях реализации ФГОС
Автор: Татьяна Андреевна Майсакова

Дидактический материалРабочая тетрадьпо предмету: «Социально - бытовая ориентировка» разработанная на основе индивидуальной рабочей программы для Колодей Олега ученика 9 классаПодготовила:Учитель СБО – МКОУ ГСОШ №2Мантусова Аксинья Павловнаг. Городовиковск2016Рабочая тетрадь служит в качестве дидактического пособия для учащегося VIII вида 9 класса, обучающегося по учебному курсу социально-бытовая ориентировка. Рабочая тетрадь составлена по разделам программы СБО, разработанной на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классов под редакцией В.В.ВоронковойОрганизация разработчик: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Городовиковская средняя общеобразовательная школа № 2Разработчик:Мантусова Аксинья Павловна, преподаватель МКОУ ГСОШ № 2«Рассмотрено»Руководитель МО:____________/___________/Протокол № ___ от«__»_____________2016г.«Согласовано»Заместитель директора по УВР МКОУ «ГСОШ №2»: Мантусова А.П./__________/«__»____________2016г.«Утверждаю»Директор МКОУ «ГСОШ №2»:Сюкеева Ю.Н. /____________/Приказ № ___ от «__»_______________2016г.СодержаниеПояснительная запискаОсобенности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья требуют применения разнообразных методов и средств обучения, с тем, чтобы предотвращать наступление переутомления и повышать мотивацию и работоспособность. Поэтому была разработана рабочая тетрадь для учащегося 9 класса, получающего образование по индивидуальной коррекционной программе VIII вида. Рабочая тетрадь служит в качестве дидактического пособия для учащегося, обучающихся по предмету «Социально – бытовая ориентировка».Необходимость создания тетради вызвана отсутствием готовых дидактических средств обучения для уроков СБО (учебник, тетрадь на печатной основе). Данная тетрадь позволяют сэкономить силы и время учителя при подготовке к уроку, помогают учащемуся в усвоении теоретического материала по СБО.Цель: Активизация процесса обучения, повышение активной самостоятельной деятельности детей с ОВЗ на уроках.Задачи:• Повышать уровень технико-технологических знаний учащихся по СБО.• Создавать условия для развития познавательных процессов учащихся на основе коррекционно-развивающих упражнений.• Способствовать развитию учебной мотивации через включение занимательных заданий.Тетрадь разработана в соответствии с индивидуальной программой по СБО, для учащегося VIII вида 9 класса. Тетрадь выполняют обучающую, коррекционно-развивающую, диагностическую функции. Материал располагается поурочно, соответствует изучаемым разделам программы. Каждый раздел тетради включает разнообразные задания и упражнения, тестовые задания:- Буквенные или цифровые задания (организация и повышение интереса к урокам, связь предмета СБО с другими образовательными областями).- Перфокарты (проверка знаний изученного или для подготовки изучения нового материала).- Опорные схемы и таблицы (помощь при ответах на уроках).- Рецепты блюд – 1 – название, 2 – состав, 3 – способ приготовления (умение учащихся работать по плану и переносить пункты плана в новые условия).- Словарная работа – (обогащение словарного запаса и употребление в речи понятий).- Сюжетные и предметные картинки (обогащение учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями).- Тестирование (стимулирует аналитико-синтетическую деятельность, применяется для уточнения и проверки знаний при повторении изученной темы).- Памятки (используются как правила, которые надо запомнить).Тетрадь поможет в выработке позитивного отношения ученика к выполнению заданий, расширении кругозора, необходимого для успешной адаптации и интеграции в быту и социальной сфере.МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ГОРОДОВИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»Дорогой ученик!Перед тобой тетрадь по Социально-бытовой ориентировке. В ней содержится много полезной и увлекательной информации о быте, транспорте, приготовлении блюд, уборки помещений и др.Тетрадь включает задания по основным разделам программы СБО.Тетрадь поможет вам вспомнить и закрепить все знания и умения по социально-бытовой ориентировке для успешной адаптации во взрослой жизни.Успехов тебе!Тема: Личная гигиенаУрок 1. Здоровый образ жизни – одно из условий успеха в жизни человека1.Прочитай таблицуВред куренияВред алкоголяНикотин – причина многих заболеваний (язва, рак, сердечно-сосудистые заболевания)Каждая рюмка действует на организм человека, как яд.Желтеет эмаль зубовСтрадает сильно ваше зрениеМеняется цвет лица (серо-зеленый, желтый)Может возникнуть опухоль голосовых связок, а цирроз печени приведет к гибелиВолосы теряют блеск, выпадаютНарушается память воляКурящий человек приносит вред окружающимАлкоголь отрицательно влияет на половые органыСКАЖЕМ ВРЕДНЫМ ПРИВЫЧКАМ – НЕТ!2. Памятка «Если ты куришь и хочешь бросить»- Угощают—откажусь- В 1-й день—не курю перед завтраком- На 2-й день—не курю после обеда- С 3-го дня –курю на 1-2 сигареты меньше- На 4-й день не возьму сигарету до_____часов- Не 6-й день после каждой затяжки делаю большой перерыв- На 7-й день не курю совсем- Грызи орехи, пользуйся жевательной резинкой, леденцами, яблоко, морковь—всё это отлично помогает3. Вред наркотиковВ самом широком значении термин НАРКОМАНИЯ, главным образом, охватывает все случаи сильной зависимости человека от ядовитых веществ, расстраивающих психическую деятельность и поведение. В более узком значении наркомания - это всего лишь разновидность подобной зависимости: те случаи, когда она развивается в отношении НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВКак возникает зависимость от наркотиков?
  • _______________________________________________________________
  • _______________________________________________________________
  • _______________________________________________________________
  • К чему приводит употребление наркотических средств?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вывод: Скажи наркотикам нет.Подпиши пути передачи СПИДУрок 2. Значение физических упражнений.
  • Вставь пропущенные слова
  • Лыжные гонки, фигурное катание, плавание, волейбол всё это - _____________________________________________________________________________У девочек стройная, а у мальчиков спортивная _____________________________________ Во время утренней гимнастики мы делаем различные ___________________________ Утренняя _____________________ для того чтобы проснуться и набраться сил.__________________________________ на месте, хорошая разминка для ног.
  • Прочитай высказывания, если высказывание верное нарисуй напротив его смайлик с улыбкой, если высказывание неверное нарисуй грустный смайлик
  • Во время занятия необходимо следить за своим самочувствием.
  • Строго выполнять указания и рекомендации учителя.
  • На занятии можно есть конфеты.
  • Необходимо соблюдать дистанцию в строю и при выполнении упражнений.
  • Можно кричать и драться.
  • Можно резко и быстро выполнять все упражнения, чтобы достигнуть лучшего результата.
  • Запрещается толкаться, ставить подножки товарищу, перебивать учителя, общаться с товарищем на интересные темы.
  • В играх можно не соблюдать правила.
  • Ломать и портить инвентарь.
  • 3. Составь комплекс упражнений для утренней гимнастики (не менее пяти упражнений)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема: Одежда и обувьУрок 3. Стиль одежды, мода.1. Дайте определение понятий.Одежда – это____________________________________________________________________________________________________________________________Обувь – это ___________________________________________________________________________________________________________________________2. Напишите, какое значение имеет одежда и обувь в жизни человека?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Прочитайте определение.СТИЛЬ – это индивидуальность человека, которая проявляется во всех сферах его жизни: поведении, внешности, одежде, общении.4. Задание: расставь стрелкиНазвание стиляСтрелкаОпределениеСпортивныйСамый универсальный. Умеренная длина юбки, строгий покрой жакета, платья. Цвета подобраны в тон, изящные аксессуары. Красивая прическа.РомантическийПодходит людям высокого роста, стройной фигуры, всем, кто ведет активный образ жизни. Основная его черта – удобство и красота. Отличительная черта – молнии. Низкий каблук.КлассическийСтаромодность, нежелание гнаться за модой. Цвета спокойные, красивая прическа и макияж.ФольклорныйОпережает моду, нетрадиционные материалы, сочетание несочетаемого, оригинальность в цвете.АвангардныйОснован на традициях национального костюма. Предполагает простой костюм и вышивку.Урок 4. Внешний вид
  • На что обращают внимание как девушки, так и юноши при первой встрече?
  • ___________________________________________________________________________
  • Как понять пословицу: «По одежке встречают, по уму провожают»
  • _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Каким современным словом называют внешний вид человека?
  • _____________________________________________________________________________
  • На что обращают внимание когда создают определенный образ? Подпиши картинки)
  • _________________ ______________ ________________ __________________
  • Как правильно подобрать одежду к своему образу, что будем учитывать?
  • __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Какой вид одежды молодого человека подойдет для любого мероприятия? (подпиши картинки
  • __________________ __________________ _______________Урок 5-6. Выбор одежды и обуви при покупке1. Определение размера верхней одежды: пальто, куртки, блузки.-Для этого нам надо знать свой обхват груди.-Обхват груди измеряется следующим образом:Обмотать вокруг груди сантиметр так, чтобы он прошел через все выступающие точки: лопатки, грудь. Определить значение на измерительной ленте. Полученное значение разделить пополам. Это и будет ваш размер. Запиши его.________________________________________________________________2.Определение размера верхней одежды: брюки. (записать в тетрадь)-Для этого измеряют мерку обхват талии.Измеряя талию, не втягивайте живот, иначе показатель будет неверный.Полученные результаты дели пополам.__________________________________________________________________________3. Работа с таблицей размеров.   Определи своей размер в зависимости от страны, запиши его.Россия __________; США ________; Международный ______; Европа ______________4. Определение размера обуви Записать длину стопы, подчеркните её. Сравните ваш результат с таблицей и определите ваш размер обуви. Запишите в тетрадьРоссия __________; США ________; Международный ______; Европа ______________Интересный факт: обычно длина предплечья у среднестатистического человека соответствует длине его стопы.5. Измерьте длину предплечья. Соответствует ли она длине вашей стопы?Ответ: _____________________________________________6. Разгадай криптограммуЗапиши слово: __________________________________________________________Урок 7-8. Варианты обновления одежды1.Напишите, как продлить срок службы одежды?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)Степень непригодностиСпособ обновленияРисунокДлина изделия не подходитДлинное – подшитьКороткое – удлинитьПротерлась ткань на коленях, локтяхПоставить декоративную заплатуПротерся воротник, манжетыОтпороть старые, приготовить и пришить новыеСтал маловат размерОтдать знакомым, если вещь не очень сильно изношенаВещь пришла совсем в негодностьРаспороть и сшить небольшие изделия для дома (прихватки, фартуки)Урок 9-10 Средства и правила выведение мелких пятен на одежде.1. Как сберечь одежду, чтобы она дольше прослужила:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Прочитайте таблицу «Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях»Пятна отСпособ выведенияФруктов и ягодЗасыпать солью, затем залить горячей водойЖира и маслаЗасыпать мелкой солью, зубным порошком или натереть мелом. Оставить на 5-6 часов, затем почистить щеткой. Свежее пятно можно прогладить горячим утюгом через несколько слоев промокательной бумаги.Масляной краскиСтирать ватой, смоченной ацетоном или бензином.КровиПятно замочить в чистой теплой воде, а затем постирать с мыломЖвачкиПоложить на него кусочек льда, затем отломить.3. Прочитайте определениеНашатырный спирт, водный раствор аммиака, обычно 10%-ный. Прозрачная летучая жидкость с резким запахом и щелочными свойствами. Применяют при стирке и выведении пятен, в медицине.4. Подготовьтесь к практической работе. Выведение жвачки.План
  • Приложить кусочек льда к жвачке.
  • Убрать затвердевшую массу
  • Тема: ПитаниеТема 11. Санитарно-гигиенические требования и правила Т.Б. при приготовлении пищи.
  • Заполни таблицу
  • У тебя на столе лежат продукты. Находим на этикетке, где указан срок годности. Читаем, выясняем, не просрочен ли товар, смотрим о правилах хранения данного продукта, заполняем таблицу.Название продуктаДата изготовленияСрок годностиУсловия храненияВывод2. Ответь на вопросы- Расскажите, где можно хранить продукты._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- Почему нельзя долго хранить продукты в тепле?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________- Как хранят готовые блюда?_____________________________________________________________________________- Как нужно хранить крупу, муку?_____________________________________________________________________________3. Рассмотри рисунки. Подумай, где можно хранить перечисленные продукты? Расставь стрелки.МясоМукаКрупаРыбаОвощиКонсервыФруктыХолодильникМешочкиБанкиПогреб, подвал4. Ситуация: Холодильник не размораживали более месяца; наледь в морозильной камере 4-5см, не дает дверце камеры плотно закрываться.Каковы ваши действия?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________К чему это приводит?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Ситуация. Как сохранить летом продукты?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Урок 12. Рецепты приготовления блюд ясельного возраста1. Дайте определение понятий:Грудной возраст - __________________________________________________Чем кормят грудного ребенка?__________________________________________________________________В каком возрасте детей отдают в ясли?__________________________________________________________________2. Прочитайте:Детей в возрасте от 1 года до 3х лет отдают в ясли, где созданы условия для жизни и игр детей в течение дня. Этот возраст называется ясельным.3. Чем же кормят детей ясельного возраста?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Прочитайте:Маленьким детям надо есть разнообразные продукты, 4 раза в день, чтобы расти, развиваться, быть здоровым.Примерное меню ребенка ясельного возраста на один день.Завтрак ОбедКаша гречневая. Щи на мясном бульоне.Булочка с сыром. Пюре картофельное с котлетой рыбной.Чай с молоком. Компот, хлеб.Хлеб.Полдник УжинЯблоко, печенье Омлет, чай с молоком.Молоко Булочка с маслом. Хлеб6. На примере этого меню составьте свое меню на день.ОбедПолдникУжинУрок 13. Рецепты приготовления национальных блюд.1. Прочитайте определениеНациональное блюдо – это блюдо, которое готовят преимущественно представители какой-то одной национальности.Например: расстегаи – блюдо русской кухни, сациви – блюдо грузинской кухни, вареники – блюдо украинской кухни и т.д.Русская национальная кухня прославилась своими первыми блюдами на весь мир: щи, борщи, рассольники, ботвиньи, свекольники и уха - любое кушанье может стать украшением обеденного стола. Наиболее ярко характеризуют русскую кухню блины, солянка, окрошка, пельмени.2. Напишите, какие блюда готовят в вашей семье?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Прочитайте и подпишите. Какое меню относится к русской кухне?Меню 1. Меню 2. Меню 3.Вареники Окрошка БешбармакХлеб с маслом Хлеб с сыром ЛепешкаМолоко Чай КумысУрок 14. Технологическая карта1. Прочитайте определение:Борщ — разновидность первых блюд, вид супа, овощное блюдо (часто с мясом или грибами).2. Прочитайте и допишите:Продукты для борща:КартофельМорковьМясоЛук______________________________3. Чем отличаются щи от борща?__________________________________________________________________________
  • Составить технологическую карту приготовление борща.
  • Инвентарь и посуда: _______________________________________________________________________________________________________________________________________Продукты: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Последовательность приготовления (продолжи предложение):-Налить в кастрюлю воду и поставить ____________.-С капусты снять верхние листья, ополоснуть кочан, _______________________________.-Вымыть картофель, свеклу и морковь, очистить ______________________.-Очищенные картофель, свеклу и морковь промыть и нарезать: картофель – __________, свеклу – ____________ , морковь – _______________.-Лук очистить от шелухи, помыть и _____________________.-Разогреть сковороду, налить растительное масло и пассировать ______________________________________________________.-В кипящую воду положить бульонный _______, нарезанную ____________ и убавить ________________.-В закипевший бульон положить ____________, пассированные ___________________, варить ______________ минут.Урок 15. Составление меню праздничного стола.1. Из предложенного списка, нужно выбрать те блюда, которые подойдут к праздничному меню. (отметить галочкой)Салат «Натали»Огурцы соленые.Фруктовая нарезка (Яблоки, бананы, виноград и т.д)Суп борщ.Торт.Рулетики с сыром.Запеченая кура.Запеченный картофель.Жареная рыба.Овощная нарезка.Салат «оливье»Котлеты.Хлеб.2. Определи последовательность расположения блюд в меню:Холодные блюда и закуски; Супы; Блюда из овощей, круп, бобовых, макаронных изделий, мучные; Горячие закуски; Мясные горячие блюда; Сладкие блюда; Горячие напитки; Рыбные горячие блюда; Блюда из яиц и творога; Горячие блюда из птицы; Мучные кондитерские изделия; Фрукты; Холодные напитки;1. _________________________________________________________________________2. _________________________________________________________________________3. _________________________________________________________________________4. _________________________________________________________________________5. _________________________________________________________________________6. _________________________________________________________________________7. _________________________________________________________________________8. _________________________________________________________________________9. _________________________________________________________________________10. _________________________________________________________________________11. _________________________________________________________________________12. _________________________________________________________________________13. _________________________________________________________________________3. Составить праздничное меню для мамы (бабушки), учитывая свои знания и умения.Меню обеда для мамы (бабушки)Первое блюдо---------------------------------------------------------------------------------Второе блюдо---------------------------------------------------------------------------------Закуски---------------------------------------------------------------------------------Салат---------------------------------------------------------------------------------Напиток---------------------------------------------------------------------------------Десерт---------------------------------------------------------------------------------Урок 16. Сервировка праздничного стола.1. Дайте определение понятию:Сервировка – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Прочитайте и заучи таблицу: «Сервировка стола»Обычная сервировкаПраздничная сервировкаСтол накрывают клеёнкойСтол должен быть накрыт красивой скатертьюУкрашений не требуетсяМожно поставить вазу с цветамиЕду можно подавать сразу в тарелкахЗаранее ставят столовую посуду, столовые приборы - все в одном стиле.Блюда с пищей можно подавать постепенноЗаранее ставят закуски, горячее подают позже и ставят в центр столаТретье блюдо подают в обычной посудеНа стол ставят минеральную воду, соки, стаканы и фужеры3. Рассмотрите рисунки и подпишите вид сервировки:______________________________ ___________________________________4. Подпиши название каждого прибора1234567891011121314Урок 17-18. Диетическое питание. Составление рецептов диетического питания1. Дайте определение понятий:Питание - ___________________________________________________Домашнее питание- __________________________________________Общественное питание- ______________________________________Детское питание- ____________________________________________Диетическое питание- ________________________________________2. Отметь галочкой блюда, которые подходят к диетическому питаниюКаши, кофе, жареные котлеты из свинины, пюре картофельное, овощи тушеные, котлеты на пару, котлета рыбная, шашлык, сельдь соленая, овощи, фрукты, молоко, кефир, омлет, голубцы, кура отварная.3. Ответь на вопрос, кому рекомендуют диетическое питание?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Как называется специально установленный режим питания?Ответ:__________________________________________________________________5. Составить поговорку:ЗАВТРАКОБЕДУЖИНСлова для справок: ___________ съешь сам, _____________отдай врагу, ________________ поделись с другом6. Некоторые правила здорового диетического питания Заучить):Ешьте медленно, в спокойной атмосфере.Не выходите из-за стола очень голодным или очень сытым.Перерыв между приемами пищи должен быть от 3 до 6 часов.Полезно пить во время еды маленькими глотками воду или другие напитки комнатной температуры.Не пейте много жидкости до еды и после нее.Тщательно пережевывайте пищу.Во время стресса или проявления сильных эмоций, лучше не есть, а прежде успокойтесь.Тема: СемьяУрок 19-20. Российская семья. Условия создания семьи, основы семейных отношений, семейные традиции1. Дайте определение:Семья – это ____________________________________________________2. Выберите верное утверждение и поставьте знак «+»:«В» - крепкая семья основана на расчете.«Б» - крепкая семья основана на любви и уважении.«Р»- основной возраст вступления в брак наступает с 18 лет.«Л» - основной возраст вступления в брак наступает с 14 лет.«А» - испытательный срок для новобрачных – 1 месяц.«К» - венчание – этап свадебной обрядности.Ключевое слово:_______________________________3. Какой закон регулирует семейные отношения, подчеркните:Уголовный кодексСемейный кодексГражданский кодекс4. Напишите три стадии формирования семьи:1 стадия __________________________________________________________2 стадия___________________________________________________________3 стадия__________________________________________________________5. Расположи в правильной последовательности.С с пВ а г о о мВ о т в р л вС т в а кС в ад ь бУрок 21-22. Взаимоотношения в семье. Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.1. Где регистрируют брак?Ответ:________________________________________________________2. Распределите обязанности по дому между членами семьи:_________________________________________________________________ ______________ _____________3. Напишите, занятия, которые вы выполняете все вместе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Дайте определение понятию:Бюджет – это _________________________________________________________________5. Составьте схему, бюджета вашей семьи:БюджетДоходы Расходы____________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ ______________________________6. Сосчитайте доход вашей семьи за 1 месяц7. Творческое задание. Нарисуйте герб вашей семьи.Урок 23-24. Семейные ситуации. Формы организации досуга, отдыха в семье.1. Отметьте знаком «+» правильный ответ.С какого возраста вступают в брак:а) с 14 летб) с 18 летв) с 20 лет2. Прочитайте определения понятий:Досуг – это свободное от работы время, которое проводят в различных формах (посещение кино, музея).Отдых – это состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности (рыбалка, поездка на море, сон).3. Напишите, какие виды досуга и отдыха в вашей семье.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Заполните таблицу.Классификация праздниковПримерПрофессиональныеКалендарно-бытовыеХристианскиеСемейные5. Тестирование.ВопросыВарианты ответаЧто такое семья?
  • Это союз лиц, основанный на браке или родственных отношениях.
  • Это случайные люди.
  • С какого возраста можно вступать в брак?
  • С 14 лет.
  • С 20 лет.
  • С 18 лет.
  • Какие обязанности могут быть у Вас в семье?
  • Уборка дома.
  • Игры с младшими в семье.
  • Покупки мебели, вещей.
  • Что такое семейный бюджет?
  • Это расходы.
  • Это доходы.
  • Это доходы и расходы.
  • Перечислите доходы своей семьиПеречислите расходы своей семьиЧто такое досуг?
  • Это праздник.
  • Это свободное время от работы и учёбы.
  • Какие традиции есть в вашей семье?Тема: Культура поведенияУрок 25-26. Традиции культуры поведения в современном обществе.Заучить правилоСоциальные нормы – это правила, установленные в обществе и регулирующие человеческое поведение1.Зачеркни лишнее:При приеме на работу работодатель обращает внимание на культуру речи, внешний вид человека, его манеры, умение убедить собеседника, наличие денег в кошельке, образование, черты характера.2. Зачеркни лишнее:Воспитанный человек поможет неуверенному товарищу, поддержит слабого или старого человека, ругается без причины, уступит место в транспорте, переходит улицу в обозначенных местах, говорит о людях плохое.3. Какие слова нужно употреблять при общении со старшими людьми, приведите пример:_____________________________________________________________________________4. Что такое социальные нормы?_____________________________________________________________________________5. Приведите примеры детских игр, из которых ребенок может узнать о правилах поведения?_____________________________________________________________________________6. Приведите примеры полезных и вредных привычек?_____________________________________________________________________________7. Приведите примеры обрядов?_____________________________________________________________________________8. Какие традиции в вашей семье?_____________________________________________________________________________Урок 27. Соседи. Правила общежития.1. Заполни анкету: «Хороший ли Вы сын или дочь?»ВопросВариант ответаВам приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дома
  • Вы об этом сообщаете родителям (запиской, по телефону, через друзей)
  • Придётся объясняться, когда приду
  • Родители заняты делами
  • Вас отправляют погулять, чтобы не мешались
  • Вас привлекают к помощи
  • Можете ли вы сразу назвать дни рождения ваших родных
  • Да
  • Нет
  • Известно ли Вам, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются её приобрести?
  • Да
  • Нет
  • Вы выполняете какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, вас попросили протереть пол в прихожей, а вы ещё и всю обувь привели в порядок)?
  • Да
  • Нет
  • Мама угощает Вас конфетой, пирожным. Всегда ли вы проверяете, досталось ли вкусное взрослым?
  • Да
  • Нет
  • У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или кино
  • Вы просите их никуда не ходить
  • Просите взять и вас
  • Спокойно к этому относитесь
  • У вас дома гости
  • Родным приходиться напоминать вам, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор
  • Уходите к друзьям или в свою комнату
  • Стесняетесь ли Вы подать маме пальто в гостях, в музее
  • Она сама одевается
  • Помогаете всегда
  • 3. Прочитайте правила общежития и заучи:Проживающий в общежитии ИМЕЕТ ПРАВО:
  • Проживать в закрепленной жилой комнате весь срок обучения в учебном заведении при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и заключения договора о найме жилой площади.
  • Пользоваться помещениями учебного, культурно-бытового назначения, оборудованием, инвентарем общежития (кровать, постельные принадлежности, тумбочка и т.д.).
  • Переселяться с согласия зам. директора по воспитательной работе.
  • Избирать совет студенческого общежития (студ. совет) и быть избранным в его состав.
  • Участвовать через студ. совет в решении вопросов совершенствования жилищно-бытового обеспечения проживающих, организации воспитательной работы и досуга, оборудования и оформления жилых помещений и комнат для самостоятельной работы, распределении средств, направляемых на улучшение социально-бытовых условий проживания.
  • ОБЯЗАННОСТИ проживающих в общежитии:
  • Строго соблюдать правила внутреннего распорядка в общежитии, техники безопасности, пожарной безопасности.
  • Дежурить по кухне согласно графика, составлением которого занимается сан. пост (староста) этажа.
  • Бережно относиться к помещениям, оборудованию, инвентарю общежития, экономно расходовать электроэнергию, газ, воду, соблюдать чистоту в жилых помещениях и местах общего пользования, ежедневно производить уборку в своих жилых комнатах.
  • Своевременно вносить плату в установленных размерах за проживание, пользование постельными принадлежностями и за все виды предоставляемых дополнительных услуг (пользование постельными принадлежностями и др.).
  • Проживающим в общежитии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • Самовольно переселяться из одной комнаты в другую.
  • Самовольно переносить инвентарь из одной комнаты в другую.
  • Производить исправление и переделку электропроводки.
  • Шуметь после 23 часов.
  • Оставлять посторонних на ночлег.
  • Курить в жилых комнатах, коридорах, кроме мест, специально для этого отведенных.
  • Категорически запрещается хранить, употреблять и продавать наркотические вещества.
  • Категорически запрещается появление в общежитии в нетрезвом состоянии, носящем явное неуважение к обществу.
  • Категорически запрещается нарушение моральных норм.
  • За нарушение правил проживания в общежитии, к проживающим, по представлению администрации общежития или решению совета общежития, могут быть применены меры общественного, административного воздействия, в соответствии с действующим законодательством.Урок 28. Приём гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.Правила приглашения гостей (постепенно вывешивать правила на доску).* Приглашать гостей необходимо за 5-7 дней, сообщив : КУДА, КОГДА и на какое торжество они приглашаются.* Необходимо точно сообщать ВРЕМЯ торжества.* Постараться, чтобы в гостях вместе было интересно.* Не надо приглашать того, кто может огорчить других.* Приглашать гостей надо приблизительно в одно и то же время.(Иначе тот, кого пригласили позже, чем других, может подумать: не потому ли меня позвали, что кто-то не смог прийти.)Вежливые слова для приглашения в гости.Приглашаю васРазрешите пригласить васБуду рад вас видетьДобро пожаловать1. Составьте приглашение по образцу:______________ разреши (те) пригласить тебя (Вас) на _______________________, который состоится _________ (дата)в __________ (время) ______________________ (где). Форма одежды__________________________________.2. Закончи предложение.1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого _______________________2.Зазеленеет даже пень, когда услышит _______________________3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы _______________________4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь _______________________5.Когда нас бранят за шалости, говорим _______________________6.И во Франции и в Дании на прощание говорят _______________________3. Закончи пословицуГостю щей не жалей, а погуще ________________________В чужом доме не будь приметливым, а будь________________________Хозяин весел – гости ________________________Встречают гостя по одежке, а провожают________________________4. Найди пару и поставь стрелочку.Какой подарок можно подарить:Бабушке роликиМалышу шарфПапе погремушкаМаме платокДедушке галстукДевочке вазаМальчику кукла5. Соединить «разорванные» предложения стрелочками.Каждое правило разделено на 2 части. Учащимся необходимо найти и соединить это правило.В гости нужно приходить (угощать должен хозяин).Гость не должен требовать угощения, (не кричи, не бери вещи без разрешения, не бегай по комнатам).В гостях веди себя культурно, ( вовремя, нельзя опаздывать).6. Выберите одежду, в которой вы пойдёте в гости, поставь галочку.Спортивный костюмХалатКрасивое платьеМужской костюмГрязная одеждаТема: ЖилищеУрок 29. Рациональная расстановка мебели в квартире.1. Зачеркните лишнее:Жилые помещения – это квартиры, общежития, дома, офисы.2. Допишите предложение:В квартире должно быть светло, _____________________________________.3. Напишите варианты помещений в два столбика:Жилые помещения Подсобные помещения__________________________ ___________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ __________________________4. Заполните таблицу:Назначение зон, которые должны быть в квартиреназваниеДля снаДля занятийОбщие зоны для отдыхаХозяйственная зонаУрок 30. Интерьер1. Напишите основные правила расстановки мебели в квартире:1.________________________________________________________________2.________________________________________________________________3.________________________________________________________________4.________________________________________________________________5.________________________________________________________________2. Рассмотрите изображенные на рисунках предметы, подпишите название и устно объясните, для чего они служат: ___________________ ______________________ _______________________ ___________________ ______________________ _______________________Урок 31-32. Сохранение жилищного фонда1. Подчеркните правильный ответ.Относится ли наша школа к жилому помещению:а) даб) нет2. Прочитайте определение.Жилищный фонд - по законодательству РФ - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности: -жилые и специализированные дома;- квартиры;- служебные жилые помещения;- иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.3. Рассмотрите рисунки и исключите дом не пригодный для жилья 4. Прочитайте, приведите примеры. Жилищный фондГосударственный жилищный фонд Частный жилищный фонд_______________________________ ____________________________________________________________ ______________________________5. Опираясь на картинки, ответьте на вопрос.Что можно сделать для сохранения жилищного фонда?______________________ ________________________ ______________________ ________________________6. Заполните таблицу.ПравилаКраткое объяснениеБережно относится к зданиямАккуратно выносить мусорБережное пользование лифтомСвоевременный ремонт квартирыУборка на лестничной площадке или возле домаКосметический ремонт квартиры7. Тестирование по разделуВопросВарианты ответаНазначение зон, которые должны быть в квартире:для снаа) детскаяб) залв) спальняг) кухняДля отдыха всей семьиа) детскаяб) залв) спальняг) кухняХозяйственная зонаа) детскаяб) залв) спальняг) кухняКак называется внутреннее пространство помещения, а также его устройство?а) экстерьерб) интерьерв) шифоньерКак называется человек, занимающийся оформление интерьеров?а) тинэйджерб) дизайнерв)директорЧто такое жилищный фонд?а) много зданий и домовб) много денегв) много городовЧто такое косметический ремонт здания или квартиры?а) покраска, побелка, наклеивание обоевб) ремонт машиныв) перестройка комнатТема: ТранспортУрок 33. Назначение авиатранспорта1. Составьте схему, вид транспорта по месту передвижения:Транспорт__________________ __________________________________________2. Ответьте на вопросы:Вопрос:В каком транспорте вы ездите чаще всего?Ответ: _________________________________________________________Вопрос:Какой транспорт самый дорогой?Ответ:__________________________________________________________3. Прочитайте:Первыми в мире 17.12.1903 совершили полет, американские братья Райт, продолжительностью 59 секунд, на построенном ими самолете с двигателем внутреннего сгорания.4. Отгадайте кроссворд, у вас должно получиться слово, которое мы употребляли на уроке:1. Как называется место для пассажиров в самолете?2. Как называют чемоданы и сумки, взятые в дорогу?3. Название службы, которая досматривает багаж и пассажиров?4. Как называется здание, где пассажиры ожидают рейсы?5. Что нужно купить для полета?6. Как называется время, которое пассажиры проводят в воздухе?7. Как называется лестница, для посадки и высадки пассажиров?Впиши слово ____________________Урок 34. Аэровокзал. Маршруты.Прочти и запомниВоздушный транспорт действует только как междугородний или международный. Воздушный транспорт может быть грузовым или пассажирским. Если железнодорожный  относительно дешёвый, то воздушный, хотя и дороже, зато очень быстрый.В городе Городовиковске нет аэровокзала. Если нужно срочно добраться до какого-то города нашей страны, можно воспользоваться услугами Элистинского аэропорта.1. Работа с расписанием.Запиши какую информацию можно получить из расписания.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Работа с картой Республике Калмыкия, страны.- Найти на карте город Элиста. Покажи и запиши ближайшие города расположенные рядом с г. Городовиковском.- Показать на карте  город Москва.- Как ты считаешь, какое расстояние от Элисты до Москвы? ? (Найти информацию в интернете и запиши ее).__________________________________________________________________________- На поезде от Краснодара до Москвы будем ехать 28 часов. А сколько времени мы будем находиться в полете? (Найти информацию в интернете и запиши ее).__________________________________________________________________________-На каком из видов транспорта быстрее?____________________________________________________________________________-На сколько быстрее? Посчитайте и запиши.__________________________________________________________________________3. Ответь на вопросы.-Какие предметы нельзя перевозить на воздушном транспорте? Почему?__________________________________________________________________________-Какой груз может перевезти с собой пассажир аэрофлота бесплатно?__________________________________________________________________________-Когда надо явиться на регистрацию билетов?__________________________________________________________________________-А если опоздали. Что будет с местом в самолёте?__________________________________________________________________________-Как быть в таком случае опоздавшему пассажиру?__________________________________________________________________________-Что можно провозить с собой воздушным транспортом?__________________________________________________________________________Урок 35-36. Порядок приобретения билетов.1. Расставьте действия в аэропорту в правильном порядке.Регистрация (за 45 мин.). Сдача багажа. Проход на посадку. Покупка билета.1. ____________________________________________2. ____________________________________________3. ____________________________________________4. ____________________________________________2. Что нужно, чтобы купить билет? Выбери из предложенных атрибутов и запиши.(Деньги, игрушки, паспорт, чемодан, багаж, документы, свидетельство о рождении, телефон, цветы)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Выбери какие данные о себе нужно сообщить и запиши.(Место работы, дату рождения, дату вылета, место отдыха, пункт назначения, фамилию, имя отчество, свой вес)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Сколько кг. вещей можно провести бесплатно? Отметь галочкой50 кг20 кг30 кг150 кг5.Отмень галочкой, что можно взять с собой в самолет?Дамскую сумочку, чемодан, папку для бумаг, компьютер, коляску, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, гардероб, книги, журналы, пакет с продуктами питания, чай, кофе, детское питание, телефон, фотоаппарат, видеокамеру, телевизор.6.Что написано на бирке багажа, что бы он не потерялся?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Перечислите способы приобретения билетов.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8. В каких случаях можно сдать билет обратно?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________9. Перечислите случае в которых билет не подлежит возврату?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема: ТорговляУрок 37-38. Рынок. Роль рынка. Отделы рынка1. Составьте схему.Виды торговых предприятий_______________ _____________________________ _____________2. Прочитайте определение понятия.Рынок это место, где продают и покупают товары.3. Составьте схему. Какие бывают рынки в зависимости от продаваемого товара?Рынки бывают________________________ __________________________________________3Ответьте на вопрос.В чем отличие рынка от магазинов?Ответ:___________________________________________________________4. ТестированиеВопросВариант ответаЧто такое рынок?Место покупок.Место, где продают и покупают товар.Чем отличается рынок от магазина?В магазине можно торговаться, а на рынке нет.На рынке можно торговаться, а в магазине нет.Какие бывают рынки? Перечисли.Что нужно делать у входа в магазин?Сначала должны войти, а затем выйти.Пропустить выходящих, а потом зайти.Как найти отдел?Спросить.Рассмотреть схему.Обойти весь магазин.Если товар в упаковке?Открой её и рассмотри.Не нарушай упаковку.Открыть может продавец по вашей просьбе.Около витриныНе облокачивайся на витрину.На витрину можно поставить сумку.Как нужно обращаться к продавцу?Вежливо.Грубо.5. Заполни таблицуВиды рынкаТорговля в зданииПродажа больших партий товараПродажа продуктов питанияКрытыйОптовыйПродовольственныйУрок 39. Комиссионные магазины1. Прочти и запомни.Комиссионный магазин – это магазин, который покупает вещи у населения и торгует уцененными товарами.Виды товаров комиссионных магазинов:- одежда- мебель- бытовая техника- компьютеры, телефоны- автомобилиДоход магазина – это не цена продажи товара, как в обычных магазинах, а сумма комиссии, прописанная в договоре с гражданином, который принес на продажу в комиссионный магазин уже ненужную ему вещь.2.Выберите верные утверждения.
  • Вещь должна иметь товарный вид.
  • Ничего страшного, если есть небольшие повреждения, ведь вещь-то поношенная, и об этом все знают.
  • Зачем стирать вещь перед сдачей, вдруг ее не продадут.
  • Вещь должна быть чистой.
  • Договор между магазином и мной составляется в одном экземпляре, который выдается мне на руки.
  • Договор между магазином и мной составляется в двух экземплярах, один из которых выдается мне на руки.
  • Я получаю деньги сразу после приема моей вещи магазином.
  • Я получаю деньги после продажи магазином моей вещи.
  • Магазин обязан мне сообщить о продаже моей вещи.
  • Я сам должен следить за продажей своей вещи.
  • Реши задачу.
  • Вы купили в магазине «Электроника» ноутбук за 20 000 рублей. Через 5 лет вам захотелось приобрести более современный. Вы сдаете ноутбук в комиссионный магазин, в котором комиссионное вознаграждение составляет 30 %.Вопрос: Какое максимальное количество денег вы можете получить при продаже магазином ноутбука?Решение._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Урок 40-41. Ярмарки. Виды ярмарок, время и место проведения.1. Дайте определение понятия:Ярмарка – это _____________________________________________________1. Ежедневная продажа товара. 2. Ежегодные торги товаров в определенном месте.2. Составьте схему.Ярмарки бывают1.________________3._________________2._________________
  • Ярмарки проводятся между странами.
  • Ярмарки проводятся между регионами.
  • Ярмарки проводятся между городами.
  • 3. Отметьте знаком «+» правильные ответы.Значение ярмарки, это:
  • Реклама продукции.
  • Установление деловых контактов.
  • Показать себя лучше других
  • 4. Ответьте на вопрос.Чем отличаются ярмарки от магазинов?Ответ: ____________________________________________________________________Тема: Средства связиУрок 42-43. Виды связи: пейджер, сотовая, автоответчик, факс, интернет.1. Ответьте на вопрос.Как называется перевод денег через почту?Ответ: ________________________________________________________2. Рассмотрите картинки и подпишите вид связи.3. Ответьте на вопросы.Для чего предназначен факс?Ответ: ___________________________________________________________________________________________________________________________Для чего предназначена Электронная почта ?Ответ: __________________________________________________________4. Какое значение для людей имеют эти виды связи?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Назовите другие виды связи.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Урок 44. Денежные переводы. Виды переводов (почтовые, телеграфные)1. Составьте схему.Средства связи________________________________________________________ ________________2. Ответьте на вопрос.Как можно послать деньги в другой город?Ответ: _________________________________________________________3. Прочитайте.Правила заполнения бланка почтового перевода
  • Написать сумму цифрами (рубли и копейки).
  • Затем написать рубли прописью, а копейки цифрами.
  • Потом пишется адрес кому посылаете перевод (Кому. Куда.).
  • И наконец, свой адрес (От кого. От куда)
  • На обратной стороне бланка можно написать письменное сообщение.
  • Оплата денежного перевода производится за каждый полный и неполный рубль.
  • Простой почтовый электронный перевод:До 1000 руб. включительно7 руб. + 5% от суммыСвыше 1000 до 5000 руб. включительно57 руб. + 4% от суммы свыше 1000 до 5000 руб. включительноСвыше 5000 руб. до 20000 руб. включительно217 руб. +2% от суммы свыше 5000 до 20000 руб. включительноСвыше 20000 руб. до 100000 руб. включительно517 руб. + 1% от суммы свыше 20000 руб. до 100000 руб. включительно4. Заполни бланк денежного почтового перевода5. ТестированиеВопросВариант ответаЧто относится к средствам связи?Как называется место, где можно отправить письмо?
  • Музей.
  • Театр.
  • Почта.
  • Назовите виды телефонной связи1.2.3.4.Чтобы подписать письмо необходимо указать:
  • индекс, область, район, деревню, улицу, дом, ФИО;
  • улицу, дом, квартиру, ФИО;
  • город, улицу, квартиру ФИО;
  • ничего не указывать.
  • Чтобы отправить деньги почтовым переводом, необходимо:
  • заполнить квитанцию
  • заполнить бланк
  • ничего не надо заполнять
  • Что такое факс?
  • Телефонный аппарат
  • Средство телефонной связи, по которому можно отправлять документы.
  • Название лекарства.
  • Какое значение имеют современные средства связи для человека?Тема: Медицинская помощьУрок 45-46. Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению1. Вставь пропущенные слова в пословицы
  • __________________ дороже богатства.
  • ____________________ - лечись, а ________________ - берегись.
  • 3. Рассмотрите картинки и подпишите название врачей._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Расставь стрелки.НазваниеСпособ распространенияИнфекции дыхательных путей (грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, оспа)Через продукты питания, воду, грязные руки.Кишечные инфекции (дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит)Воздушно-капельным путём.Кровяные инфекции (малярия, клещевой энцефалит, чума)Контактный путь.Инфекции наружных покровов (чесотка, сибирская язва, трахома (заболевание глаз))Через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, блохи, вши, москиты).4. Опираясь на картинки, подпишите меры по профилактике инфекций______________ _________________ __________________________________ ___________________ ___________________Урок 47-48. Уход за больными1. Отметьте знаком «+» правильные ответы.К инфекционным заболеваниям относятся:
  • грипп
  • мозоль
  • ветрянка
  • туберкулез
  • порез
  • 2. Рассмотрите картинки и подпишите.Действия во время ухода за больным.___________________________________________________________________________3. Отметьте знаком «+» правильные ответы.Какие действия в уходе за больным, можете выполнить вы:Измерить температуру.Переодеть больного.Поставить укол.Покормить больного.4. Напишите, какие условия должны быть созданы для больного в доме?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Ответьте на вопрос.Как вы понимаете словосочетание «Здоровый человек»?Ответ:_____________________________________________________________________________Урок 49. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности (больничный лист)1. Отметьте знаком «+» правильный ответ.В каком случае человеку необходимо вызвать скорую помощь:Когда у человека покраснели щеки.Когда человек заболел.Когда человек отдыхает.2. Прочитайте.Пособие по временной нетрудоспособности выплачивают в следующих случаях:- работник заболел;- работник получил травму, связанную с утратой трудоспособности;- работник пострадал в результате несчастного случая на производстве или получил профессиональное заболевание;- работник находился на долечивании в санаторно-курортном учреждении непосредственно после стационарного лечения по направлению медицинского учреждения;- заболел член семьи работника, и есть необходимость ухода за ним; работник временно переведен на другую работу в связи с профессиональным заболеванием или туберкулезом;- работник помещен в стационар протезно-ортопедического предприятия для протезирования; работник находился на карантине.Нужно помнить, что больничный лист выдают на три дня.То есть, каждые три дня работник должен ходить на прием к врачу, чтобы тот делал запись о продлении листка нетрудоспособности.Если сотрудник был на больничном по уходу за членом своей семьи, он также должен продлевать больничный лист каждые три дня.На разный срок выдается больничный при болезни ребенкаА именно:- по уходу за ребенком до семи лет - на все время лечения ребенка;- по уходу за ребенком от семи до 15 лет - на 15 календарных дней;- по уходу за ребенком старше 15 лет - на три календарных дня.Соответственно, больничный лист, выданный и оформленный с нарушением этих правил, недействителен.Больничный листМедицинская справка3. Отметьте знаком «+» правильный ответ.Что выдадут вам из медучреждения, после болезни, для предоставления в учебное заведение, если вам ещё нет 18 лет?
  • Справку
  • Больничный лист
  • 4. ТестированиеВопросВарианты ответаВ каких случаях требуется медицинская помощь?1. Когда человек спокойно отдыхает2. Когда человек заболел3. Когда у человека покраснели щекиОтметьте, инфекционные заболевания1. Грипп2. Дизентерия3. Солнечный удар4. ЧесоткаКакое заболевание передаётся через контакт с больным?1. Грипп2. Дизентерия3. Солнечный удар4. ЧесоткаОтметьте правила ухода за больным1. Отдельная комната или ширма2. Лекарства давать, как захотите3. Отдельная посуда4. Бельё больному менять 1 раз в месяц5. Проветривать комнату.6. Кормить в одно и тоже время.Условие освобождения от учёбы или работы1. Праздник2. День рождения3. Болезнь4. Уход за больным5. Декретный отпускКакие документы подтверждают нетрудоспособность?1. Докладная2. Справка из мед. учреждения3. Записка от мамы4. Листок нетрудоспособности (больничный)Тема: Учреждения, организации и предприятияУрок 50-51. Предприятия бытового обслуживания населения, их назначение1. Расшифруйте понятие:Ж- ________________________________К- _________________________________Х-__________________________________2. Опираясь на картинки-символы, напишите, какие услуги оказывает ЖКХ населению____________ ______________ ______________ ___________________________ _____________ _____________ ________________3. Перечислите профессии людей, которые имеются в ЖКХ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Охарактеризуй бытовые предприятияВ ателье по ремонту обуви________________________________________________В ателье по пошиву одежды _______________________________________________В ателье по ремонту бытовой техники _______________________________________В химчистке _____________________________________________________________В прачечной _____________________________________________________________Урок 52. Профессии работников предприятий службы быта 1. Отгадай загадки.Шагает мастерицаПо шёлку да по ситцу.Как мал её шажок!Зовётся он стежок.Никак не согласитсяОна лежать без толку.Кто знает мастерицу,Усердную иголку…(иголку)  -  ____________________________________У этой волшебницы,Этой художницы,Не кисти и краски,А гребень и ножницы.Она обладаетТаинственной силой:К кому прикоснётся,Тот станет красивый.________________________________Ставят ловких две рукиКаблуки на башмаки,И набойки на каблук —Тоже дело этих рук._____________________________________Он борется с грязью:        Избавит от пятен,        Прогонит микробы,        На запах – приятен.        С водою он дружит        И мылу – дружок.        Чтоб стирку затеять –        Купи …                                _________________________________________2. Опираясь на картинки-символы, напишите, какие услуги оказывает населению люди данных профессий______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. ТестированиеВопросВарианты ответовЧто такое ЖКХ?Для чего предназначено ЖКХ?Какие услуги оказывает ЖКХ?1. Ремонт квартир и подъездов.2. Химчистка.3. Отопление.4. Ремонт телевизоров.5. Вывозка нечистот.Перечислите работников ЖКХ1.2.3.4.5.Какие ещё предприятия бытового обслуживания вы знаете, напишите.Тема: Учреждения, организации и предприятияУрок 53. Экономия в домашнем хозяйстве1. Прочти и запомни.Афоризмы
  • Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на что тратишь.
  • Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги.
  • Концы с концами можно сводить без конца.
  • Если бы то, чего человеку достаточно, удовлетворило его, он был бы вполне обеспечен.
  • Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг.2. Реши задачи.Задача № 1.Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.?Сколько денег она сэкономит?Решение _______________________________________________________________Задача № 2.Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 160 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?Решение _______________________________________________________________Задача № 3.Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 руб. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15000 руб.?Решение _______________________________________________________________Урок 54-57 Семейный бюджет. Рациональное ведение домашнего хозяйства. Контроль доходов и расходов. Услуги ЖКХ, их экономное расходование.1. Заполни таблицу.На какие деньги живет семья в течение месяца (кто и сколько) ДоходНа что тратятся эти деньги Расход    2. Прочитай определение понятия и запомни.Доходы – это  или , полученные государством, или  в результате какой-либо .3. Дополни предложение.1. Деньги, которые получают родители на содержание детей от государства, называются детским ________________________.2. Деньги студента называются ________________.3. Денежное пособие, которое получают по старости или инвалидности называется ______________________.4. Плата за труд – это _____________________.3. Прочитай таблицу, и дополни словами из справки.СТАТЬИ РАСХОДОВТекущие расходыКрупные покупкиОдноразовые расходыСлова для справки:питание, квартплата, транспорт, хозтоварымебель, бытовая техника, одежда и обувьремонт, подписка на газеты и журналыПрочитайте определение понятия.Расход – затраты, издержки, потребление чего-либо для определенных целей.Помните!В каждой семье обязательно должен быть домашний бухгалтер. Это человек, который ведет учет всем доходам и расходам семьи за определенный промежуток времени.4. Планирование текущих расходов.Отметь знаком «+» правильный ответ.Текущие расходы это:1. питание, квартплата, транспорт, хозтовары2. мебель, бытовая техника, одежда и обувь3. ремонт, подписка на газеты и журналыСпланируй текущий расход.«Купите» продукты для семьи из 3 человек на неделю. Сумма: 1000 рублей.ПРОДУКТ СТОИМОСТЬ__________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ________________________________________________ ______________________Итого: _________________
  • Планируй покупки
  • Составь список
  • Походи по магазинам, сравни цены
  • Следи за распродажами
  • Попробуй договориться о более низкой цене
  • Изучай рекламные предложения
  • Просматривай объявления
  • Ищи качественный товар
  • Учитывай срок годности, гарантии и ремонт
  • Выясни, будет ли выгодна оптовая покупка
  • Можно купить бывшую в употреблении вещь
  • Проверь надежность источника информации
  • 5. Планирование расходов на приобретение вещей длительного пользования (крупные покупки)Запиши, что, по-твоему, является крупной покупкой._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Прочитай
  • 7. Пройди тест и выясни, как же на самом деле ты относишься к деньгам. Отметь ответ, с которым ты согласен.1. Берешься ли ты за новое дело, не закончив старого?А) Бывает Б) Никогда В) Всегда2. Как часто говоришь по мобильному телефону?А) Только по необходимости Б) Очень редкоВ) В любую свободную минуту3. Доверяют ли тебе покупку продуктов?А) Конечно, я покупаю все продукты Б) только самое необходимоеВ) Никогда4. У тебя на руках небольшая сумма денег. Как ты ее потратишь?А) Потрачу все и сразу Б) Куплю сладкое, а остальное отложуВ) Отдам взрослымОтветы:Если чаще всего выбирал ответ А: ты легко относишься к деньгам, легко их тратишь и не жалеешь об этом.Если чаще всего выбирал ответ Б: ты часто ограничиваешь себя во всем, очень экономный хозяин в будущем.Если чаще всего выбирал ответ В: ты абсолютно не умеешь правильно тратить деньги! Учись!Учет доходов и расходов семейного бюджетаПрочитайдоходы = расходамсбалансированный бюджетдоходы ≤ расходыдефицитдоходы ≥ расходыизбыток8. Тест “Экономическая игротека»Выберите единственный правильный ответ:Вопрос № 1. Чем отличается домашний труд от труда на производстве?
  • На производстве веселее трудится
  • На производстве за труд платят деньги
  • На производстве много народа
  • Вопрос № 2. Как называются деньги, которые получают за работу?
  • Плата
  • Зарплата
  • Посылка
  • Вопрос № 3. Чем расплачиваются за покупаемый товар?
  • Деньгами
  • Фантиками
  • Картинками
  • Вопрос № 4. Как называются деньги, получаемые за учёбу?
  • Премия
  • Подарок
  • Стипендия
  • Вопрос № 5. Можно ли купить подарок без денег?
  • Конечно
  • Нет
  • Да
  • Вопрос № 6. Кто в семье получает стипендию?
  • Рабочие
  • Студенты
  • Школьники
  • Вопрос № 7. Что можно назвать основным расходом для семейного бюджета?
  • Игрушки
  • Продукты питания
  • Мебель
  • Вопрос № 8. Зачем люди ходят в магазин?
  • Покупать товар
  • Играть
  • Продавать товар
  • Вопрос № 9. Как называются деньги, которые получают пожилые люди?
  • Баранки
  • Пенсия
  • Стипендия
  • Вопрос № 10. Как покупатели узнают цену нужного им товара?
  • По телефону
  • По книге
  • По ценникам
  • Оцените себя сами:«5» - 1 ошибка «4» - 2-3 ошибки«3» - 3-4 ошибки «2» - больше 4 ошибокУрок 58-59. Сбережения их назначение. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование1. Заучи.2. Ответь на вопросы.1. Что такое сбережения?_____________________________________________________________________________2. Какие виды сбережений вы знаете?_____________________________________________________________________________3. Где можно хранить сбережения?_____________________________________________________________________________4. Назовите виды вкладов. _____________________________________________________________________________3.Прочти и запомни.Кредит — это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.Кредит — это товар продаваемый за специфическую цену, — ссудный процент и на специфических условиях — на срок, с возвратом.
  • Продавец кредита — кредитор, ссудодатель.
  • Покупатель кредита — должник, дебитор, ссудополучатель, заемщик.
  • Специфические условия, на которых предоставляется кредит, составляют основные принципы кредитования.
  • 4. Ответь на вопросыЧто такое кредит?_____________________________________________________________________________Назовите виды кредита. Для каких целей нужен кредит?_____________________________________________________________________________Что такое государственное страхование?_____________________________________________________________________________Что такое социальное страхование?_____________________________________________________________________________Перечислите виды страхования?_____________________________________________________________________________Для чего нужно страхование?_____________________________________________________________________________Тема: Профориентация и трудоустройствоУрок 60-61. Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива1. Прочитайте.Классификация профессий:1) По предмету труда (типы) - на что направлен труд;2) По целям труда (классы) - какова конечная цель труда;3) По орудиям труда (отделы) - что использует, какой инструмент.4) По условиям труда (группы) - где работает.Давайте рассмотрим типы профессий.А) Предмет труда - техника, а система "человек - техника" (Ч-Т);Это профессии, связанные с производством и техническим обслуживанием. Это, как правило, рабочие специальности: водитель, слесарь, токарь, столяр, строитель и т.д.Б) Предмет труда - животный и растительный мир, а система "человек-природа" (Ч-П);Это профессии, связанные с сельским хозяйством, лесной отраслью, природоохранной деятельностью, биотехнологиями, метереологией, геодезией и т.д. Пример: эколог, геолог, биолог, зоотехник, егерь.В) Предмет труда - схемы, знаки. Устная и письменная речь, цифры, ноты, химические и физические символы, а система "человек-знак" (Ч-Зн.);Это виды деятельности относится к умственному труду. Пример: бухгалтер, оператор ПК, физик, кассир и т.д.Г) Предмет труда - изобразительная, музыкальная, литературно-художественная, актерская деятельность, а система "человек - художественный образ" (Ч-Х);Пример: дизайнер, декоратор, визажист, журналист и т.д.С недавних пор различают также еще один тип, хотя также его можно отнести ко всем предыдущим типам.Д) Предмет труда - умственная, речевая деятельность, а система (Ч-Ч).Пример: психолог, педагог, переводчик, врач, дипломат и т. д.2. Прочитайте определение понятияПРОФЕССИЯ – это: деятельность, направленная на пользу обществу,деятельность, требующая профессионального обучения,деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение3. Рассмотрите фотографии и подпишите название профессий.______________ _____________ ___________________________________ _____________ _____________________________ ______________ ________________4. Отметьте знаком «+» правильные ответы.Для трудоустройства надо обратиться в:1. Отдел кадров предприятия2. Паспортную службу3. Центр занятости населенияПри трудоустройстве надо предъявить:1. Паспорт2. Квитанцию о квартирной плате3. Военный билет4. Трудовую книжку5. Документ об образовании5. Заполните таблицу.Название предприятияРабочие специальностиНазначениеТип профессийУрок 62-63. Знакомство с трудовым кодексом1. Прочитайте определение понятия и запомни.Трудовой Кодекс РФ – это источник трудового права.2. Когда можно сказать о человекеА) «он работает»учит детейделает урокистроит домтрудится за станкомсписывает у соседавытирает пыльполивает цветыстираетБ) Как вы думаете, в каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Почитай и запомни.Помни!Действия человека будут регулироваться трудовым правом только тогда, когда он будет выступать в качестве наемного работника.Лицо, которое устраивается на работу, называется работником.Лицо, принимающее работника на работу, называется работодателем.Урок 64-66. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу1. Прочитайте пословицы и заучи их.«Терпенье и труд всё перетрут»«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»«Землю солнце красит, а человека – труд»2. Рассмотрите изображенные предметы и запомните.Документы необходимые для поступления на работу:Пенсионное свидетельство Паспорт АттестатМедицинский полис Медицинская справкаЗаявление.............................................…………………………….……. ……Автобиография……………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………….……. …..Анкета. ………………………. ....... . …. .. ………... ….. … …. …. ….. …. .. … … … ………….. ……………………..3. Перечислите документы для поступления на работу:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Прочитай определение понятия.Заявление – это официальное сообщение в устной или письменной речи, письменная просьба о чём-нибудь.5. Прочитайте план написания заявления.
  • Наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества. Эта часть заявления располагается по правой стороне листа).
  • Фамилию, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа).
  • Наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова “заявление” ставится точка.
  • Текст просьбы пишется с красной строки.
  • Подпись заявителя (пишется внизу справа).
  • Дата (ставится слева под текстом ниже подписи).
  • Директору средней школы № 14г. Москвы Иванову И. И.ученицы 6 класса Петровой Ольгизаявление.Прошу освободить меня от учебных занятий на 2 дня (с 8 по 9 февраля) для участия в соревнованиях по лыжным гонкам на первенство города.04. 04. 16 г. Колодей.6. Отредактируйте текст, чтобы он стал заявлением, написанным по требованиям к этому документу.Директору школыКомаренкоот Игнатова Р.П.заявление.Товарищ директор, к вам обращаюсь я, учитель художественной школы Игнатов Р.П. По такому вот вопросу.Уважаемая, очень прошу вас освободить меня на время от работы в художественных кружках, которые проходят после обеда. Я прохожу лечение в поликлинике, справку потом принесу. Прошу вас не откажите в моей просьбе. Подписался сам лично Колодей О.А.04.04. 2016 год._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Напишите заявление по устройству на работу.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Урок 67. Порядок оформления документов1. Прочитайте определение понятия.Автобиография – официальный документ, в котором соблюдается строгая хронологическая последовательность изложения фактов.Пишется она по определенному плану официальным языком.Освещение пунктов плана точное, лаконичное, сжатое.Порядок слов преимущественно прямой, предложения повествовательные.2. Схема автобиографииЗаголовок: автобиография2. Фамилия, имя, отчество3. Дата рождения (число, месяц, год)4. Место рождения (село, город, район, область, республика и т.д.)5. Родители (их полное имя и отчество, чем занимаются)6. Образование (когда, где и какую школу и другие учебные заведения окончил)7. Трудовая деятельность (где, кем и когда работал и занимаемая должность в настоящее время)8. Состав семьи (где и кем работают или где учатся члены семьи)9. Поощрения, награждения (если имеются)10. Дата (слева)11. Подпись (справа)3. Прочитайте тексты и сопоставьте их.Задание:Какой из текстов содержит лишнюю для деловой бумаги информацию?1) Я, Колодей Олег Александрович, родился в городе Городовиковске, а именно на улице Советская, 12 ноября 1998 года. Следовательно, по знаку зодиака я – скорпион, родился в год Собаки. Моя мама, Колодей С.В., - инспектор. Это очень сложный труд. Мой папа, Колодей Александр Михайлович, - инспектор УИН г. Городовиковск. У меня есть ещё брат. Они уже работает. Также у меня есть двоюродная сестра, ей 12 лет. Учусь в школе №2 в 9 классе, которая находится на улице Чкалова. В нашей школе очень много интересных дополнительных занятий, которые проходят после уроков. Я занимаюсь в студии танцев и посещаю факультатив по русскому языку. Мне очень нравится. Учусь я, в основном, на “пять” и “четыре, мои учителя говорят, что я прилежный. Хочу стать экскурсоводом.В свободное время читаю книги, фантастику, катаюсь на коньках, хожу по магазинам, но больше смотрю телевизор. Особенно мне нравится “Давай поженимся”.За победу на Городской олимпиаде по русскому языку в 2013 году я награжден Дипломом учасника, на зональном конкурсе молодых исполнителей народных танцев за танец “Рыбак” я получил Диплом второй степени.В Городовиковске проживаю по адресу: ул. Советская, 382) , Колодей Олег Александрович, родился 12 ноября 1998 года в городе Городовиковске.Моя мать, Колодей С.В., - инспектор. Мой отец, Колодей Александр Михайлович, - инспектор УИН. У меня ещё есть брат.Я учусь в 9 классе школы №2 г. Городовиковска. Успеваю по всем предметам на “отлично” и “хорошо”.Учусь в танцевальной студии, посещаю в своей школе занятия факультативного курса по русскому языку.В свободное время читаю книги (фантастику), катаюсь на коньках, смотрю телепередачи.Хочу выбрать профессию экскурсовода.Имею Диплом участника Городской олимпиады по русскому языку (2013 г.), Диплом второй степени призёра зонального конкурса молодых исполнителей народных танцев (2016 г.)7.02.2016.                                                                                                                  КолодейОтвет:_____________________________________________________________________________4. Прочитайте определение понятия.Объяснительная записка – это объяснение причины нарушения чего-либо, умение понять и признать свою вину.Объяснительная записка. ОбразецДиректору по продажам ООО «Калина»Петрову Н. В.Объяснительная запискаЯ опоздал на работу 19.02.16 на один час по причине поломки и дальнейшего ремонта собственного автомобиля на СТО.19.02.2016 Менеджер по продажам Иванов5. Напишите объяснительную записку. Отсутствие на уроке.6. Прочитайте определение.Расписка это документ, который подтверждает получение чего-либо: денег, книг, инструментов или ценных вещей.Образец расписки в получении денег (займе)РАСПИСКАЯ, Лебедев Иван Витальевич, проживающий по адресу: г. Москва, ул. Тверская, 345, кв.87, паспорт серии КН, №552179, выдан 13 о/м г. Москвы 23.05.87г., получил от Радионова Игоря Васильевича, проживающего по адресу: г. Москва, ул. Горького, 22, кв. 123, 25 000 (двадцать пять тысяч) рублей. Сумма займа должна быть возвращена в течение одного месяца с даты составления расписки.22.06.2016 Лебедев7. Составьте расписку в получении 10 карандашей от учителя СБО.Урок 68. Повторительно-обобщающий урок.Контрольное тестированиеВопросы и заданияВарианты ответовЧто такое мода?Чем можно вывести пятна на одежде?Что такое диетическое питание?Питаешься, чем хочешьЭто лечебное питание по рекомендации врачейПеречислите диетические блюдаЯсельный возрастОт 1 до 2От 2 до 4От 3 до 6Какое питание должно быть у детей ясельного возрастаЖирноеСолёноеРазнообразное, богато витаминами, белками, углеводамиОстроеВо сколько лет можно вступать в брак?В 14 летВ 18 летВ 16 летЗачеркни лишнее:Родные члены семьи этоМамаПапаБабушкаДедушкаБратПодругаСоседкаЗятьНазначение аэровокзала?Что такое интерьер?Модное словоНазвание мебелиВнутреннее убранство домаНазовите виды связиНазовите инфекционные заболеванияКак называется документ, который подтверждает нетрудоспособность?ЗапискаОбъяснительнаяБольничный листЧто такое ЖКХ?ЖКХВиды услуг, которые оказывает ЖКХ?Для трудоустройства надо обратиться в:Отдел кадровПаспортную службуБюро по трудоустройствуПри трудоустройстве надо предъявить:ПаспортКвитанцию о квартплатеВоенный билетТрудовую книжкуДокумент об образованииДеловые бумаги это:АнкетаЗаявлениеРаспискаЗаявкаПисьмо подруги доверенностьДля чего служит Трудовой Кодекс РФПеред тобой открыто множество дорог во взрослую жизнь. И по какой из них идти, выбирать тебе!Я надеюсь, что тот багаж знаний, который Ты получили в школе, поможет тебе в самой трудной ситуации!В ДОБРЫЙ ПУТЬ!Список литературы1. Воронкова, В.В. Сборник программ для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сборник № 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. – 240 с. – раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы В.И Романина, Н.П. Павлова.2. Воронкова, В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 247 с.3. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: методическое пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2013. – 192 с.4. Львова, С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / С.А. Львова. – Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 136 с.: ил.5. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. / Под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 302 с.6. Хилько, А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2012. – 223 с.7. Якушина, Е.В. Учебное издание КУЛИНАРИЯ методические рекомендации к таблицам по технологии / Е.В. Якушина. – ООО «Спектр-М», 2015. – 48 с.