Публикации Проектная деятельность по Художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность по Художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет
Автор: Акифьева Любовь Викторовна

Конспект итоговой НОД по «Художественно-эстетическому развитию» в средней группе на тему: «Городецкая роспись»Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Используемые современные технологии: здоровьесберегающие технологии, проблемно-игровая.Цель: Приобщение детей к народному промыслу: городецкая роспись.Задачи:Образовательная:
  • продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями;
  • учить выделять основные элементы городецкого узора;
  • упражнять в рисовании Городецких цветов (ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
  • закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
  • Развивающая:
  • развивать чувство цвета, ритма, композиции.
  • развивать эстетическое восприятие, воображение.
  • Воспитательные:
  • Воспитание чувства патриотизма и гордости за наше культурное наследие и развитие интереса к народным традициям и обычаям; интереса и уважения к труду мастеров, создающих красивые предметы.
  • Методическое обеспечение: магнитная доска, мультимедийное оборудование, экран, карточки, игрушки городецких мастеров, филимоновских мастеров, дымковских мастеров, корзинка, столы, стулья, краски, кисти, баночка с водой, клеенка на стол, влажные салфетки, фартуки и нарукавники, шаблон «матрёшка», образец матрёшки, расписанной городецкой росписью. Ход НОД:В. Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети приветствуют гостей). Раздаётся стук в дверь, воспитатель открывает и видит Красную Шапочку (кукла). К.Ш. Здравствуйте, ребята! В. Здравствуй, Красная Шапочка. К.Ш. я пришла к вам за помощью: у меня было день рождения, и мне подарили много разных игрушек, они все такие красивые, расписные…но вот я не знаю, какой росписью они расписаны?! Мне сказали, что вы всё знаете, поэтому я к вам и пришла. Помогите мне, пожалуйста! В. Дети, как же быть? Поможем Красной шапочке? Давайте подойдём все к столу и рассмотрим игрушки (воспитатель выкладывает на стол игрушки из корзины: дымка, филимоново и городец). Дети, Давайте Красной Шапочке подробно расскажем о каждой игрушке? (дети рассказывают об игрушках: название игрушки, из чего изготовлена, название росписи, элементы росписи). Воспитатель уточняет, какая из этих игрушек может расколоться и почему? Молодцы! Всё верно назвали! Красная Шапочка, а ты знаешь, наши дети сейчас знакомятся с народным промыслом Городецких мастеров, и уже много знают. К.Ш. Ой, как интересно, ребята, а расскажите мне, пожалуйста, я тоже хочу знать… В. Дети, и ты К.Ш. садитесь все поудобнее, давайте вспомним историю возникновения Городецкой росписи, внимание на экран… На реке Волге стоит старинный город Городец (слайд города Городец).Когда то давным-давно делали в Городце корабли, да не простые, а на диво расписные (кадр презентации).И дома в Городце украшали богатой резьбой, и мебель, и утварь домашняя искусно сделаны да чудесной росписью покрыты (кадр презентации)Самое же примечательное в Городце - это красивый, гордый, тонконогий конь. Коня рисуют везде: на тарелка, дощечках, спинках стульчиков (кадр презентации). Рисуют тут и чудо зверей и птиц, цветут городецкой росписью сказочные букеты (показ кадра презентации). Воспитатель выводит на экран кадр презентации, рассказывает о зарождении городецкого промысла, обращает внимание детей на отличительные особенности росписи. 1-й ребенок читает стихотворение.Есть на Волге город древнийПо прозванью - Городец.Славится на всю РоссиюСвоей росписью творец.В. Из какого материала изделия Городецких мастеров(из дерева)Да, городецкая роспись выполняется только по дереву. Давайте рассмотрим внимательно элементы этой росписи, подойдите к столу, выберите карточку и назовите один из элементов городецкой росписи. (Дети находят листья, розы, купавы, бутоны, ягодки, травинки, кустики, капельки, усики, ромашки и называют их.) Молодцы, верно назвали, садитесь на свои места.2-й ребенок читает стихотворениеГородецкая роспись -Как ее нам не знать!Здесь такие узоры, что не в сказке сказать.Здесь такие сюжеты - ни пером описать!В. Дети, а какие цвета используют городецкие мастера? (красный, чёрный, жёлтый, розовый, зелёный, белый, синий, голубой, (Дети называют)(слайд палитры красок)3-й ребенок читает стихотворение:Городецкая роспись необычная -Композиция здесь симметричная,В букеты собраны цветыНеобычной красоты!В. Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки, слушайте внимательно:1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).4. Он не броский, круглый он нераскрывшийся … (бутон)В. Молодцы! Верно всё угадали! Дети, а что ёщё вы можете рассказать Красной Шапочке о городецкой росписи? (рисунок проходит 3 этапа). В. Верно. На столе лежат карточки, на которых обозначены 3 этапа городецкой. Кто может рассказать о первом этапе росписи? (имя ребёнка… Подходи к столу, бери карточку и расскажи нам как называется 1 этап росписи и что он в себя включает? (ребёнок берет карточку, называет этап и рассказывает о нём). В. Молодцы, дети, всё правильно рассказали! Красная Шапочка, ты запомнила про этапы городецкой росписи? К.Ш. Да, запомнила, очень интересно! Но я немножечко устала…В. Ну что ж, предлагаю немного размяться. (дети, выходите ко мне…) Физминутка:Если взглянешь на дощечки, (смотрят перед собой на ладони)Ты увидишь чудеса! (головой машут в разные стороны)Городецкие узоры тонко вывела рука! (изображают руками как рисуют)Городецкий конь бежит - (прямой голоп по кругу)Вся земля под ним дрожит! Чудо-птицы там порхают, (машут руками как крыльями)И ромашки расцветают! (делают ладонями бутон и раскрывают его)В. Ну, что, отдохнули? (да). Красная Шапочка, а ты всё запомнила о городецкой росписи?К.Ш. Я всё хорошо запомнила! В. Хорошо, предлагаю поиграть в игру, хотите? Заодно и закрепим ваши знания! Предлагаю разделиться на три группы и подойти к столам.Д/и «Собери и назови» (разрезные картинки городецкой росписи: кухонная доска, матрёшка, шкатулка). (Дети собирают, называют предмет и его назначение в быту). В. Молодцы, дети и Красная Шапочка, вы очень хорошо справились с заданием!К.Ш. Ребята, вы мне так много рассказали о Городецкой росписи, она такая красивая, но я совсем не умею рисовать городецкие узоры. Мне бабушка подарила вот таких матрёшек, и я не знаю, как их раскрасить, научите меня, пожалуйста. В. Ну, что, дети, научим Красную Шапочку рисовать городецкие узоры? (конечно). Проходите все к столам, и ты Красная Шапочка, тоже, занимайте места. Каким цветком мы распишем матрёшку? (ромашкой). Хорошо! В. Давайте вспомним, с чего начинается городецкая роспись? Верно! приступим к первому этапу выполнения. Берём синий цвет и рисуем «подмалёвок» – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию. В. Дальше какой этап? Верно! переходим ко второму этапу выполнения. голубым цветом выполняем «оттенёвку»: рисуем голубую серединку в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто подскажет, как это сделать? (путем примакивания кисти)В.Заключительный третий этап росписи как называется? «оживка». Верно! Нанесём белую краску в виде точек, капелек кистью.В. Ребята, давайте посмотрим на ваши работы (дети рассматривают свои работы). Молодцы! Очень красивые ромашки у вас получились! (Весь процесс работы сопровождается кадрами презентации). В. Красная шапочка, вот и ты сегодня много узнала и научилась рисовать городецкие узоры.К.Ш. Спасибо вам, спасибо, ребята, вы мне очень помогли, и я хочу подарить вам подарок: вот такой Лепбук «Городецкая роспись». А мне пора возвращаться домой, до свидания! (берёт корзинку с игрушками и матрёшку и уходит) В. До свидания, Красная Шапочка, приходи к нам в гости! Итог НОД: Дети, вы сегодня совершили добрый поступок, а какой? (помогли Красной Шапочке…). Да, вы очень добрые и отзывчивые дети! А что вам сегодня больше всего понравилось делать?Что было для вас самым трудным? А самым лёгким? Вы молодцы! Все задания выполнили, справились! Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдём рассматривать Лепбук.