Публикации
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ.
Автор: Куликова Светлана Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. СРАВНЕНИЕ.
Автор: Куликова Светлана Николаевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
СРАВНЕНИЕ.
Составила:
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ №11
г. Тамбова
С.Н.Куликова
I. Вступительная часть.
Программа литературного образования школьников направлена на изучение литературы как искусства слова. Литературное произведение рассматривается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности. Одной из задач литературного образования является формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений. Поэтому изучению выразительных средств языка отводится большое место не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. В основном уделяется внимание изучению таких литературоведческих терминов, как метафора, эпитет, олицетворение, сравнение и др. Работа над тропами осуществляется на этапе анализа текста, однако необходимо отвести определённое время на изучение теоретических понятий. Проводить эту работу следует перед анализом произведения, используя межпредметные связи.
Сравнению как одному из выразительных средств языка наибольшее внимание уделяется в 8 классе: при прочтении поэмы М.Ю.Лермонтова Мцыри, при изучении сравнительных оборотов на уроках русского языка (Обособленные обстоятельства), на уроках развития речи по учебнику Е.И.Никитиной Русская речь (УМК под редакцией В.В.Бабайцевой).
II. Основная часть.
Существует несколько определений термина сравнение.
1. Сравнение – фигура речи, в которой происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. (Ночь – колодец без дна. М. Рыльский). Цель сравнения – выявить в объекте сравнения новые, важные для субъекта высказывания свойства [ Википедия]
2.Сравнение – 1) Понятие большей или меньшей степени качества, находящее своё выражение в грамматической категории степени сравнения имён прилагательных и наречий.
2) Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому по на основании общего у них признака [Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова Словарь-справочник лингвистических терминов].
3. Сравнение - вид тропа: уподобление соотносимых явлений (предметов, состояний), выраженное при помощи слов точно, будто, словно, как, что, как будто и др., при этом свойства или качества одного явления (предмета, состояния) переносятся на другое с целью его художественного описания ("А сама-то величава, // Выступает, будто пава; // А как речь-то говорит, // Словно реченька журчит" (АС. Пушкин); "И русых головок над речкой пустынной // Что белых грибов на полянке лесной!" (Н.А. Некрасов) [Словарь литературоведческих терминов].
Сравнение выражается:
творительным падежом - творительный сравнения (На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой С.Есенин);
формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля А.Сурков);
оборотами со сравнительными союзами (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи… Ф.Тютчев, Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака М.Лермонтов);
лексически (при помощи слов подобный, похожий и т.д.)(Её любовь к сыну была подобна безумию М.Горький);
придаточным сравнительным (Служите мне, как вы ему служили А.Пушкин)
фразеологизмом (похожи, как две капли воды);
наречием с приставкой по- (Он крест кладёт по-писаному, поклоны ведёт по-учёному А.Пушкин);
Различают следующие виды сравнений:
Сравнение отрицательное. Сравнение, построенное не на сопоставлении двух предметов, явлений, а на их противопоставлении (То не кукушка в роще тёмной кукует рано на заре, - в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене Слово о полку Игореве).
Сравнение простое. Сравнение двух предметов, явлений по одному общему у них признаку. (Её уста, как роза рдеют А.Пушкин).
Сравнение развёрнутое. Сравнение, построенное на сопоставлении многих схожих черт (Стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл… В.Белинский.
Сравнение может быть оформлено и как самостоятельное предложение, начинающееся союзом так: "Журчит во мраморе вода // И каплет хладными слезами, // Не умолкая никогда. // Так плачет мать во дни печали // О сыне, павшем на войне..." (А.С. Пушкин).
В сравнении выделяют сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения) и их общий признак (основание сравнения). Одной из отличительных черт сравнения является упоминание обоих сравниваемых предметов, при этом общий их признак упоминается далеко не всегда.
Данные теоретические сведения могут быть даны в виде отдельного урока-лекции. А могут быть изучены на уроке по развитию речи по учебнику Е.И.Никитиной Русская речь. В этом учебнике материал по сравнению дан не блоком, а разрозненно. Такое фрагментарное изучение материала не способствует его твёрдому усвоению, поэтому целесообразно объединить весь материал в единое целое.
Целями такого урока являются активизация знаний о сравнении как фигуре речи, виде тропа, полученных на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах, обобщение и углубление этих знаний, умение находить сравнения и самостоятельно подбирать сравнения.
На первом этапе урока (повторения, работы с учебником стр. 43) необходимо вспомнить понятие сравнения как образного выражения, в котором один предмет (явление, признак, действие и т.д.) сопоставляется с другим; отметить три элемента сравнения: 1) то, что сравнивается, предмет; 2) то, с чем что-то сравнивается, образ; 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, признак.
Отработка материала осуществляется на примере двух строф стихотворения А.С.Пушкина Зимнее утро (упр. 61) и примеров из упр.62.
Далее объясняются лексические, морфологические и синтаксические языковые средства сравнения:
а) упр. 63 –лексические средства сравнения;
б) упр.64 – фразеологические сравнения;
в) упр. 65 – морфологические средства сравнения
г) упр. 106, 107 – приложение как синтаксическое средство сравнения
д) упр.84 – сказуемое с оттенком сравнения
е) упр. 99-101 – сравнительный оборот
ж) упр.180-183 – сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
В завершении урока делаются выводы о строении, разнообразии языковых средств и роли сравнений.
В качестве закрепления целесообразно давать творческие работы по развитию речи с нахождением сравнений в произведениях художественной литературы, созданию собственных сравнительных текстов и т. д.
Творческим группам предлагается подготовить презентацию, публикацию о сравнениях*.
После такого подробного изучения сравнения на уроках русского языка можно особое внимание уделить роли сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова Мцыри.
Учащимся можно предложить выписать из текста сравнения, отметить их многообразие и разнообразие. Для анализа следует выделить эпизоды побега и боя с барсом. Обращается внимание на то, что герой и природа в этих сравнениях как бы меняются местами:
…Порой в ущелии шакал //Кричал и плакал, как дитя…
…Я сам, как зверь, был чужд людей//И полз и прятался, как змей…
…Дохнули сонные цветы, //И, как он, навстречу дню//Я поднял голову мою…
… и вой//Протяжный, жалобный как стон,//Раздался вдруг…
… Он застонал, как человек…
…И мы, сплетясь, как пара змей,//Обнявшись крепче двух друзей, //Упали разом, и во мгле// Бой продолжался на земле.// И я был страшен в этот миг;//Как барс пустынный, зол и дик, //Я пламенел, визжал, как он;//Как будто сам я был рождён//В семействе барсов и волков//Под свежим пологом лесов… и др.
После анализа сравнений и средств его выражения делается вывод о том, что сравнение, вид тропа, широко распространено в художественной литературе, служит не только для выразительности языка, но и является характеристикой героя.
* См. Приложения
III. Заключение.
Постоянная работа над выразительными средствами языка позволяет учащимся видеть красоту произведения, авторское отношение к героям, событиям, давать эстетическую оценку произведения. Исследовательские работы приводят учащихся к выводу, что сравнения, как и другие языковые выразительные средства. больше распространены в художественной литературе, реже они встречаются в разговорной речи.
Список используемой и рекомендованной литературы
www.Википедия. Словарь литературоведческих терминов. Сравнение.
В мире литературы. Учебник – хрестоматия. 8 класс. / под редакцией А.Г.Кутузова. - М. Дрофа, 2008
Как войти в мир литературы. 8 класс. / под редакцией А.Г.Кутузова. - М.Дрофа, 2008
Е.И.Никитина Русская речь: Развитие речи. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2002
Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1995
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А.Г.Кутузова:8 класс. – М.: ВАКО, 2007