Публикации Использование народных сказок Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста при реализации программы "По речевым тропинкам Белогорья"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование народных сказок Белгородской области в работе с детьми старшего дошкольного возраста при реализации программы "По речевым тропинкам Белогорья"
Автор: Елена Васильевна Ткачева

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ СКАЗОК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ПО РЕЧЕВЫМ ТРОПИНКАМ БЕЛОГОРЬЯ» Е.В.Ткачева,воспитатель, МОУ «Ракитянская сош №2 им. А.И. Цыбулева» Аннотация: в статье раскрыт потенциал народных сказок Белгородской области, как средства дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста. Сказка, как элемент фольклора, несет в себе огромный потенциал в развитии нравственных качеств, умственных способностей и волевого поведения детей. Ключевые слова: сказка, устное народное творчество Белгородской области, старший дошкольный возраст.Образовательная программа детского сада предусматривает реализацию парциальной программы дошкольного образования «По речевым тропинкам Белогорья» (образовательная область «Речевое развитие»), разработанной в рамках проекта «Создание региональной системы личностного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» («Дошкольник Белогорья»).Содержание программы старшей группы включает в себя цикл образовательных ситуаций, где предусматривается знакомство детей с народными приметами, песенками, потешками, играми, считалками, традициями, ремеслами Белгородской области. Считаю, что в перспективном планировании образовательных ситуаций программы незаслуженно мало внимания уделяется народным сказкам Белгородской области [6, с. 22-23]. Само построение сказки, её композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические образы, выразительный язык, динамика событий, повторы - всё это делает сказку особенно интересной для старших дошкольников.Во многих исследованиях по этнохудожественному образованию дошкольников указывается, что народные сказки, как жанр устного народного творчества, несут в себе огромный потенциал в развитии нравственных качеств, умственных способностей и волевого поведения, поэтому могут эффективно использоваться как одно из эффективных средств дошкольного образования. Так в работах А.В.Нестеренко представлена преемственная модель этнохудожественного образования «Дошкольные учреждения - начальная школа». Проблеме развития этнохудожественого образования на основе местных традиций Белгородского региона посвящены многие работы М.С. Жирова [2].Педагогические исследования Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, Е.Ю. Стрельцовой в области воспитания и развития личности на основе традиций русской художественной культуры стали основой разработанных ими программ и учебников для дошкольных учреждений, средней школы и вузов [1, 3]. Е.Ю. Стрельцовой издан учебник «Народная художественная культура», в котором дана классификация устного народного творчества, используемом в дошкольном образовании. Она пишет: «Произведения устного народного творчества - сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки, песни и многие другие его виды - составляют сокровищницу нашей культуры». Е.Ю. Стрельцова также определяет условную классификацию сказок: сказки о животных, волшебные, бытовые, анекдотические. Самые древние из них - сказки о животных [3].Народные сказки Белгородской области, по словам одного из исследователей народной культуры Белгородчины М.С. Жирова, один из самых малоизученных жанров фольклора. Количество записанных сказок местными фольклористами, по его данным, не превышает два-три десятка. Большую часть из них составляют так называемые «дитячие сказки», среди них знакомые всем «Про Репку», «Коза и козлята», «Теремок», «Гуси - лебеди» и т.д. М.С. Жиров пишет: В жанровом отношении сказки, записанные на Белгородчине, имеют несколько разновидностей: сказки о «братьях наших меньших» (животных, птицах, рыбах), социально - бытовые (новеллистические) и волшебные» [2]. В работе со старшими дошкольниками используются народные сказки всех жанров.Кроме этого считаю, что педагоги вправе использовать некоторые народные сказки, собранные А.Н. Афанасьевым в регионах с южнорусскими традициями, к которому и относится Белгородская область [4].При построении образовательной деятельности со сказками применяет определенные методы и приемы (традиционная классификация методов по источнику передачи информации и характеру ее восприятия, авторы: Е. Я. Голант, Н. М. Верзилин и др.) [7] (Таблица 1).Таблица 1Методы и приемы работы с народной сказкойУказанные в таблице методы и приемы включаются не только в организованную воспитателем образовательную деятельность, но и в образовательную деятельность в режимных моментах и самостоятельную образовательную деятельность (таблица 2).Таблица 2Образовательная деятельность в режимных моментахКак видим, работа с народными сказками Белгородской области реализуются посредством интеграции различных видов детской деятельностиоммуникативной, игровой, музыкальной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора и др.) и интеграции содержания дошкольного образования по образовательным областям (речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое). Таким образом, можно сделать выводы:
  • во-первых: использование народных сказок Белгородской области в работе с детьми позволяет педагогам дошкольных организаций решать многие образовательные и воспитательные задачи в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  • В документе указано, что образовательная деятельность дошкольной организации должна быть ориентирована на развитие личности ребенка, его духовно-нравственные индивидуальные особенности и интересы [8]. В том числе, через активизацию, пробуждение интереса к произведениям устного народного творчества – побасенкам, прибауткам, закличкам, небылицам, сказкам, народной песням и играм, к традиционным национальным обычаям, обрядам, народной культуре;
  • во-вторых: способствует решению проблем сохранения и развития народной художественной культуры в современных условиях, которые становятся все более актуальными, не только в нашей стране, но и в международном масштабе.
  • Так, ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку традиционной народной культуры.  (2003) охватывает фольклор и традиции устного творчества, включая языки, как носители нематериального культурного наследия, зрелища, ритуалы и праздники, навыки и обычаи, связанные с природой и окружающим миром, а также традиционные знания и ремесла [5] .Список литературы:
  • Волков, Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений.- М.: ИЦ Академия, 1999. - 168 с.
  • Народная художественная культура Белгородчины: учебное пособие. - Белгород: Облтипография, 2000. – 265 с.
  • Народная художественная культура: Учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю. -М.: МГУКИ, 2000. - 344 с.
  • Народные сказки (Афанасьев А.Н.) [Электронный ресурс]. URL:
  • Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). [Электронный ресурс]. URL: .
  • Парциальная программа дошкольного образования «По речевым тропинкам Белогорья» (образовательная область «Речевое развитие») / Л.В. Серых, М.В. Панькова. – Воронеж: Издат-Черноземье, 2017. – 52 с.
  • Слепцова, И.Ф., Карпова, С.И. Формы и методы обучения детей дошкольного возраста. М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011. – 76 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155 // [Электронный ресурс]. URL: http: //.