Публикации "Автоматизация звуков [с ][с’ ] [з ][з’ ] в слогах, словах, предложениях, связной речи".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Автоматизация звуков [с ][с’ ] [з ][з’ ] в слогах, словах, предложениях, связной речи".
Автор: Савельева Зиля Варисовна

Автоматизация звуков [с ][с’ ] [з ][з’ ] в слогах, словах, предложениях,связной речи. Учитель-логопед Высшей категорииМОУ лицей№60Калининский р-н гфаСавельева З.В. Тема: Автоматизация звуков [с][c’], [з][з’] в слогах, словах, предложениях, связной речи.Цели: 1.Коррекционные:
  • Автоматизация звуков [с ][с’ ], [з ][з’ ] в слогах, словах, предложениях, связной речи.
  • Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Формирование самоконтроля за связной речью.
  • 2.Образовательные:
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие связной речи.
  • 3.Воспитательная:
  • Расширение знаний о быте и жизни людей.
  • Оборудование: таблицы акустико-артикуляционного образа звуков, предметные картинки, опорные схемы, игры с использованием ИКТ.Ход занятия:1.Организационный момент.Карточки с картинками:
  • Заяц, оса, яблоко.
  • Сом, арбуз, шишка, ананас.
  • Задание:
  • Сложить первые буквы картинок и назвать имена детей.
  • Назвать первые звуки.
  • 2.Объявление темы занятия.Сегодня мы вместе с Сашей и Зоей будем постоянно следить за правильным произношением свистящих звуков.3.Артикуляционная гимнастика.
  • «Лопаточка».
  • «Катушка».
  • «Желобок».
  • Губы в улыбке, произношение звука [и ].
  • Зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, выдох на кончик языка.
  • 4.Произношение звука [с ] в изолированном виде.
  • Назвать звук при выдохе на кончик языка.
  • 5.Акустико-артикуляционный образ звуков [с ][з ].
  • Что делают губы? ( Губы в улыбке).
  • Что делают зубы? ( Зубы сближены).
  • Что делает язык? ( Кончик языка у основания нижних резцов).
  • Какая воздушная струя? (Холодная и плавная).
  • Что делают голосовые связки? ( Голосовые связки не работают).
  • Если голосовые связки работают, то слышим звук………(з). ( Акустико-артикуляционный образ звука [з ].
  • 6.Характеристика звуков.
  • Преграда есть? ( Язык и зубы). Значит эти звуки……..(согласные).
  • Как произносятся звуки? (Твердо или мягко).
  • Голосовые связки не работают при произношении звуков [с ][с’]. Значит звуки………(глухие).
  • Голосовые связки работают при произношении звуков [з ][з’ ]. Значит звуки…….(звонкие).
  • Что общего между звуками? (Согласные. Бывают твердыми и мягкими).
  • Что их отличает? ([с ][с’ ] – глухие, а [з ][з ] звонкие).
  • 7.Произношение изолированных звуков [с ][с’ ] [з ][з’ ].Задание:
  • Прочитать звуковые дорожки.
  • 8.Соотнесение звуков с буквами.
  • Какой буквой обозначаем на письме звуки [с ][с’ ]? (буквой «эс»).
  • Какой буквой обозначаем на письме звуки [з ][з’ ]? (буквой «зэ»).
  • Задание:
  • Собрать буквы из элементов и найти их среди других ( с использованием ИКТ).
  • Показать буквы при помощи пальцев рук.
  • 9.Автоматизация звуков в слогах.Задание:
  • Прочитать слоги (с использованием ИКТ).
  • Игра «Наоборот» (с мячом).
  • 10.Автоматизация звуков в словах.Саша и Зоя очень любят играть с буквами. Они предлагают сыграть в эту игру.
  • Игра «Поставь правильно буквы в слова» (с использованием ИКТ).
  • Игра «Построим дом».
  • Задание:
  • Построить дом для Зои из картинок, в названии которых есть звуки [з] [з’ ], для Саши – есть звуки [с ][с’ ].
  • Назвать друзей Зои и Саши.
  • 11.Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях.
  • Как называется событие, при котором люди въезжают в новый дом? (новоселье). А новоселье какое? (праздничное).
  • На новоселье к Зое и Саше придут………(друзья). А какие друзья? (настоящие).
  • Что принесут друзья? (подарки). А какие подарки? (полезные).
  • Что подарят друзья Зое? (плазменный телевизор). А Саше? (хрустальную люстру).
  • Что устроят для гостей Зоя и Саша? (развлечение). А какое развлечение? (интересное).
  • Что они запустят во дворе своего дома? (змея и салют). Какого змея? (воздушного). Какой салют? (праздничный).
  • 12.Автоматизация звуков в связной речи.Задание:
  • Составить связный рассказ на тему «Новоселье» по опорным картинкам.
  • 13.Домашнее задание.Задание:
  • Прочитать по буквенному лабиринту стихи.
  • Из магазина умный пес Саша на скамейку селаДо дома Зое сумку нес Песню звонкую запела.
  • Выучить стихи.
  • 14.Итог занятия.
  • С какими звуками работали?
  • Чем сходны эти звуки?
  • Чем различаются?
  • Как эти звуки называются?
  • Назвать слова со звуками [с ][с’ ] [з ][з’ ].