Публикации "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ЗАНЯТОСТЬ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА)".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ЗАНЯТОСТЬ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА)".
Автор: Кириллова Мария Анатольевна

«СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ, ЗАНЯТОСТЬ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ (РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА)».Кириллова М. А.ГАПОУ «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г. Чебоксары.В каком же возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования, однако готовить его можно уже с детского сада.Эта тема актуальна, поскольку воспитание активных граждан общества, развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. В нашем обществе начинать профориентационную работу имеет смысл уже в дошкольном возрасте. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет смысл пробуждать интерес детей к труду. Для этого психологи и преподаватели могут знакомить ребят с миром профессий: показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда. Нельзя забывать об огромном потенциале ранней профориентации для познавательного развития ребенка дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС ДО познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, представлений о социокультурных ценностях нашего народа и др. [10].Психологические аспекты формирования трудовой деятельности детей представлены работами А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера, Н. А. Коротковой, В. С. Мухиной, А. В. Петровского и др. Большинство психологов придерживается мнения о том, что трудовая деятельность не присуща ребенку дошкольного возраста, обосновывая данную позицию спецификой трудовой деятельности и возрастными особенностями дошкольника. В исследованиях отмечено, что специфика труда заключается в создании общественно значимых продуктов деятельности. Возрастные особенности дошкольника (физические, интеллектуальные, психологические) обусловливают невозможность получения таких продуктов и, соответственно, невозможность осуществлять трудовую деятельность. В качестве ее эффективных «заменителей» психологи предлагают различные варианты деятельности: «продуктивная деятельность» (Д. Б. Эльконин), «воспитание в деле» (А. В. Петровкий), «практическая деятельность» (А. В. Запорожец) и др.Данные авторы акцентируют внимание на следующих моментах:- любой вид продуктивной деятельности есть «созидательная» работа, цель которой – получение продукта, предметно оформленного результата;- основное значение продуктивной деятельности заключается в формировании у дошкольника активности, инициативы, самостоятельности, способности к целеполаганию, планированию, осуществлению деятельности как важнейших предпосылок для дальнейшего формирования «человека труда».Принимая во внимание данные положения, отмечаем, что модель ранней профориентации обязательно включает в себя освоение детьми дошкольного возраста различных культурных практик. Такими культурными практиками для ребенка дошкольного возраста являются: - игровая деятельность (освоение практических действий с предметами труда; «социальная проба», «проживание» ребенком социальных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности, трудовых действий в процессе сюжетно-ролевой игры, а также в процессе активного использования технических моделей и макетов, игрушек-самоделок); - продуктивная творческая деятельность, приобщение детей к различным видам искусства (использование средств изобразительного искусства, театра, художественной литературы, кино, анимации не столько для формирования у дошкольника системы представлений о трудовой деятельности человека и профессиях, сколько для включения ребенка в процесс целенаправленной деятельности с достижением конкретного результата, а также для формирования специальных технологических умений); - познавательно-исследовательская деятельность (использование проектной деятельности для формирования опыта трудовой деятельности дошкольника).Данную модель можно охарактеризовать как комплексно-тематическую модель организации образовательного процесса в детском саду. Ее преимущества заключаются в следующем: - в представлении ребенку знания в эмоционально-образной, а не абстрактно-логической форме; - в возможности реализации темы в различных видах детской активности («проживание» профессии в игре, рисовании, конструировании и др.); - в необходимости использования технологии партнерского взаимодействия в системе «ребенок – взрослый» [2, с. 7–8]. Основываясь на этих аспектах, в рамках реализации муниципального проекта «Энциклопедия проекта: от А до Я» детского сада № 179 «Дюймовочка» на базе мастерских учебного корпуса №3 «Чебоксарского техникума транспортных и строительных технологий», было организовано и проведено мероприятие по ранней профориентационной работе с дошколятами. С детьми работали опытные мастера производственного обучения, все занятия были организованы в игровой форме в виде мастер классов.Мастер класс прошел по трем станциям: 1. «Секреты кирпичной кладки». На первой станции свое мастерство продемонстрировали мастера производственного обучения Ефиторова К. П., Лисина Н. П. и студенты нашего техникума. Они продемонстрировали кладку кирпичей, а затем дошколята самостоятельно строили дома из маленьких разноцветных кирпичиков. Было очень интересно и увлекательно! 2. «Декоративная штукатурка». На данной станции мастер производственного обучения Хадарова З. В. вместе со студентами-волонтерами в игровой форме рассказала про разные виды штукатурки и ознакомила детсадовцев с различными рабочими инструментами. Затем ребята превратились в штукатуров, на представленных мольбертах они выполняли различные узоры.3. «Радуга красок в нашем доме». На конечной станции мастер производственного обучения Дмитриева И. А. рассказала и показала дошколятам, какие самые важные цвета применяют в интерьере, и каким образом их смешивают. Затем, с помощью студентов-волонтеров дошколята раскрашивали макеты валиками и кисточками разноцветными красками. Дети были в восторге от оттенков розового и сиреневого цвета!Подводя итоги общего мероприятия, дошколята вместе с нашими студентами-волонтерами создали коллаж под названием «Город нашей мечты! И все это время наши студенты-волонтеры помогали и сопровождали детей по всем станциям, и во всем им помогали. Воспитатели отметили высокий профессионализм не только мастеров, но и наших студентов.Таким образом, мы полагаем, что необходима единая профориентационная система, разработанная, например, на базе техникума, где имеются оборудованные мастерские, где можно детям показать и дать попробовать выполнить работу своими руками. Такая система должна сочетать в себе все основные подходы, - информационный, практический, консультативно-диагностический, развивающий, активизирующий. А также хотелось бы отметить, что все мастера производственного обучения принимают активное участие в подготовке студентов техникума в Региональном чемпионате «Молодые профессионалы World Skills». Список литературы
  • Антонова М. В., Гришняева И. В. Ранняя профориентация как элемент социально-коммуникативно и познавательного развития детей дошкольного возраста // Современные наукоемкие технологии. – 2017. – № 2. – С. 93-96.
  • Сайт: index.php?artid=6&op=viewarticl.