Публикации "Художественная литература "Сторисек" по программе "Истоки".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Художественная литература "Сторисек" по программе "Истоки".
Автор: Наталья Владимировна Голикова

Статья «Художественная литература»: «Сторисек» по программе «Истоки».Программа «Истоки» предполагает работу педагогов с детьми по познавательным темам, в которых представлена направленность педагогической работы, описывается содержание, которое будет предлагаться детям в разных формах организации и разных видах деятельности. Предложенная для чтения художественная литература также является основным видом совместной деятельности воспитателей и детей. Применение технологии «Сторисек» во взаимодействии с литературным тематическим произведением позволит более глубже изучить не только само произведение, но и всех героев, предметы, «непонятные» слова. «Сторисек» - это означает в переводе с английского «Мешок историй». Был разработан в Великобритании в 1994 году. Основатель «Сторисека» англичанин Нейл Гриффитс.Для изготовления «Мешка историй» можно применить настоящий мешок или красивую коробку, украшенную разными деталями, пуговицами, фрагментами сказок и т.д., куда в дальнейшем будет складываться вся информация по сказке. Дети смогут легко из мешка или коробки взять необходимые вещи для проигрывания сказки, для рисования, лепки, дидактических игр. Аудиокассета или компакт-диск – это запись текста художественной книги. Ребенок может прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.Языковые игры также связаны с содержанием художественной книги. Языковая игра не только развивает новые навыки и расширяет словарный запас, но и доставляет удовольствие.Я хочу предоставить одну из сказок по программе «Истоки» в средней группе. Это сказка Одоевского «Мороз Иванович». К этой сказке была собрана вся информация, дети изучили её, проиграли, прорисовали, отгадывали загадки, изучили пословицы, отвечали на вопросы, была проведена викторина. «Сторисек» для детей 5-6 лет по литературной сказке Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович».Компоненты для «сторисека» по сказке ВОдоевского «Мороз Иванович»1. Красочно оформляется опись готового «сторисека».2. Мешок (чемодан).3. Сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».4. Биография автора (интересные факты из жизни).5. Аудио сказка (CD).6. Мультфильм (DVD).7. Загадки.8. Маски, игрушки – прообразы героев сказки (стол для приготовления обеда, овощи, яблонька, пирожок, дед Мороз, наряд для старушки (няни), оборудование для изображения дома Мороза Ивановича, колодец) 9. Муляжи: снежные комочки, овощи, пятачки, слиток серебряный, заколка, ведро.10. Шнуровка с изображением колодца, деда Мороза.11. Трафареты с яблоней, Дедом Морозом, овощами.12. Раскраски по сказке и карандаши.13.Настольные игры: домино, лото, бродилка.14. Научно - познавательные опыты со льдом.15. Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).16. Игра «Допиши сказку» - необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).17. Игра «Крокодил» - с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения.18. «Найди пословицу» - подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.19. Игра «История слов» - работа по расширению словаря по объяснению новых слов (например: изба, колодезь, спросонья).20. Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.21. Викторина по сюжету сказки.22. Создание коллажа из картинок.23. Скороговорки о труде и лени.Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.План сторисека «Мороз Иванович»1. Чтение сказки «Мороз Иванович» с показом иллюстраций.Вопросы детям:- Понравилось ли вам произведение?- Что понравилось?- Кто главный герой сказки?2. Отгадайте загадки и назовите остальных героев сказки.А) Жили-были две родных сестрицы. Та – лентяйка, эта – мастерица. Вот однажды, чтоб достать ведро, Лезть пришлось в колодец им, на дно. Повстречали разные там дива И хозяина тех мест красивых. У кого гостили – вот вопрос, Прятался в колодце ... (Дед Мороз или Мороз Иванович.)Б) Выбрались затем они наружу, На весеннее тепло из стужи. Открывают с радостью шкатулки. У Ленивицы – снег да ... (Сосульки.)В) А в другой шкатулке не снежки, Мастерице Дед дал ... (Денежки.) Г) С зорькой ясной, до темна Вся в делах она. И обед всем принесет И весь дом приберет? (Рукодельница) Д) А она всё лежит, Да своей няне говорит, Что хочет есть, и хочет спать С кровати лень ей вставать (Ленивица)Вопросы детям по сюжету сказки:1) Кого у окошка считала Ленивица? (Мух.)2) Куда упало ведерко? (В колодец.)3) «Едва  спустилась  Рукодельница  к  самому  дну,  смотрит:  перед ней ... » (Печка.)4) Какие яблоки росли на дереве? (Золотые.)5) Что ел Мороз Иванович? (Снежные комочки.)6) Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? (Три.)7) Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (Изо льда.)8) Из чего перина Мороза Ивановича? (Из снега.)9) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (Мороженое.)10) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (Серебряных пятачков.)11) Какой подарок получила Ленивица? (Серебряный слиток и бриллиант.)12) Из чего был подарок Ленивицы? (Из ртути.)13) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)14) Кто первый встретил Рукодельницу? (Петух.)3. Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимики изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).4. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.Без беды друга не узнаешь.Без труда чести не получишь (+)Верному другу цены нет.Лень до добра не доведёт (+)Нет друга - ищи, а нашёл - береги.Труд человека кормит, а лень портит (+)5. Проиграть сказку в масках, или предложить сыграть сцену встречи Мороза Ивановича и Рукодельницы; Мороза Ивановича и ленивицы с игрушками би-ба-бо, с мягкими игрушками и т.д.6. Викторина по сказке В одном доме жили две девочки- Ленивица да ... Труженица Мастерица Рукоделица Кого считала Ленивица сидя у окошка? бабочек мух птичек Что вязала Рукодельница? чулки носочки шарфики Что уронила Рукодельница в колодец? зеркальце колечко ведерко Едва спустилась Рукодельница в колодец смотрит: перед ней печка, а в печке сидит: петушок пирожок пряник печатный Что надо было стрясти с дерева? листья яблочки груши Что ел Мороз Иванович сидя на ледяной лавочке? мороженое ледяные сосульки снежные комочки Что было у Мороза Ивановича на кровати под периной? зеленая травка снег драгоценные камни Что приготовил Мороз Иванович на обед для Рукодельницы? мороженое ледяные сосульки снежные комочки Что получила Рукодельница от Мороза Ивановича за службу? серебряный слиток и пребольшой брильянт горсть серебряных пятачков и брильянтик драгоценные камни7. Поделитесь своими впечатлениями.- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?- Как Рукодельница проявляла себя в разных ситуациях при встрече с Яблоней, Пирожком, Морозом Ивановичем?- Какими качествами она обладает?- Ленивица положительный или отрицательный герой сказки?- Какая главная мысль в сказке?- Чему сказка учит?8. Предложить детям раскраски по сказке.9. Просмотр мультфильма.10. Подвижная игра  «Замороженные».Дети выбирают Деда Мороза со считалкой.Кто в шубе?Кто в шапке?У кого красный нос?Это ты — Дед Мороз! После слов: - Дед Мороз, Дед Мороз!Бабу снежную принес!Баба, баба-снеговуха, разбегаются, а до кого Дед Мороз дотронется, тот «заморожен» (садится на стульчик). 11. Игра-моделирование «Составь иллюстрацию к сказке из геометрических фигур-моделей».12. Игровая ситуация «Поможем Морозу Ивановичу собрать овощи для приготовления обеда и скажем ему добрые слова».После проведения «Сторисека» в моей группе дети узнали сказку со всех сторон. Они прожили эту сказку вместе с героями. В дальнейшем во всех возрастных категориях буду использовать эту технологию. Формирование интереса к книге в дошкольном возрасте напрямую связано с желанием читать книги в старшем возрасте.