Публикации
"Веселые ладошки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Веселые ладошки"
Автор: Золкина Анна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Веселые ладошки"
Автор: Золкина Анна Сергеевна
Содержание: 1. Пояснительная записка. Актуальность. 2. Цель кружка. 3. Задачи кружка. 4. Перспективный план работы кружка. 5. Результаты кружка. Актуальность. В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвертого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой. Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности. Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: создают из ладошек выразительные образы, приклеивают вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая, при этом композиции. Составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе Поэтому я решила организовать кружок «Волшебные ладошки» с детьми 3-4 лет. Цель: Развитие творческих способностей, воображения, фантазию, художественные способности в процессе работы с бумагой (аппликация). Основные задачи: -развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей; -развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов; - учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине. - чередовать предметы по цвету, форме, величине. -учить создавать коллективные работы. - воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость. Занятия кружка проводятся один раз в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня. Продолжительность занятия в младшей группе:10 минут-15 минут. Всего 22 занятия. Срок программы один учебный год. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:Познание: игры по художественному творчеству, игры моделирования.Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, загадки, потешки.Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений.Коммуникация: развивать умение поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.Здоровье: физкультминутки, пальчиковая гимнастика.Музыка: прослушивание музыкальных произведений.Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.Методы работы: индивидуальный, групповой, наглядный.Формы работы: игры, беседы, работа с наглядным материалом, практические упражнения для отработки необходимых навыков, чтение и заучивание художественной литературы, рассматривание репродукций картин.Техническое оснащение: листы бумаги; гуашь, акварель, пальчиковые краски; влажные салфетки; клей ПВА; цветная бумага, картон.Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Ожидаемые результаты: В результате реализации кружка удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей, цветовосприятие, образное мышление. Освоению навыков наклеивание готовых форм: работа с клеем (приклеивание детали), ориентирование плоскости листа, составление сюжетных композиций из ладошек и геометрических фигур. И самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Ребята станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое дело до конца, активизируется речевая активность. Итогом в реализации программы является выставки детских работ в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам); составление альбома лучших работ. Список используемой литературы: М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова Москва Мозаика-синтез 2006 «Программа воспитания и обучения в детском саду». Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование. Конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 144 с.Перспективный план работы кружка по аппликации «Волшебные ладошки» Неделя, месяц Тема Цель II неделя Ноября «Лебедь» Учить детей создавать сюжетную композицию из ладошек. Учить наклеивать ладошку на картон. Учить детей о правилах наклеивания. III неделя Ноября «Пчёлка» Учить детей аккуратно создавать сюжетную картинку из разных геометрических форм, приклеивать кусочки бумаги к картону, создавать изображение пчёлки, продолжать знакомство с «тёплыми» цветами (жёлтый, оранжевый, красный). IV неделя Ноября «Индюшка» Вызвать интерес к созданию красивого образа. Учить составлять композицию из готовых элементов листиков выбирать их по просьбе педагога и размещать на листе бумаги. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. I неделя Декабря «Ёлочка» Учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. II неделя Декабря «Слонёнок» Учить создавать выразительный образ слонёнка, используя вырезанные ладошки. Побуждать детей к декоративному оформлению создания образа. Продолжать воспитывать аккуратность в работе с аппликационными материалами. III неделя Декабря «Оленёнок» Продолжать создавать образ из ладошек, формировать интерес к аппликации. Самостоятельно создавать игровые ситуации и обыгрывать их. IV неделя Декабря «Зимние деревья» Закреплять умение правильно наклеивать на ладошки кусочки рваной бумаги II неделя Января «Ёжик» Учить детей наклеивать готовые формы, различать и называть основные цвета: красный, зеленый, желтый. Учить детей пользоваться кистью. Клеем, клеенкой и тряпочкой. Закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно, располагать изображения на листе бумаги, наклеивать их. Воспитывать аккуратность и самостоятельность III неделя Января «Птица» Упражнять в создании образа из ладошек. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), формировать навыки аппликационной техники. IV неделя Января «Зайчонок» Продолжать создавать образ из ладошек, формировать интерес к аппликации. Самостоятельно создавать игровые ситуации и обыгрывать их. I неделя Февраля «Лягушонок» Учить детей составлять изображение предмета из одинаковых форм (ладошек). Продолжать учить детей пользоваться аппликационными материалами, аккуратно наклеивая детали изображения. II неделя Февраля «Осьминожки» Учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. III неделя Февраля «Цветок в горшке» Закреплять практические навыки, умение составлять цветок из нескольких кругов цветной бумаги, наклеивая их на картон, правильно располагая. IV неделя Февраля «Сова» Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на ладошки. Учить создавать фигуру птицы из ладошки, добавляя характерные для неё детали (из кругов и треугольников). Воспитывать заботливое отношение к птицам. I неделя Марта «Антошка» Продолжать создавать образ из ладошек, формировать интерес к аппликации. Самостоятельно создавать игровые ситуации и обыгрывать их. Воспитывать отзывчивость и доброту. II неделя Марта «Тюльпан» Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на ладошки. Учить составлять бутоны, из кругов и треугольников. Воспитывать заботливое отношение к цветам. IV неделя Марта «Бабочка» Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на ладошки. Учить создавать фигуру бабочки из ладошки, украшая её деталями из кругов.Воспитывать заботливое отношение к насекомым. I неделя Апреля «Динозавр» Продолжать создавать образ из ладошек, формировать интерес к аппликации. Самостоятельно создавать игровые ситуации и обыгрывать их. Воспитывать отзывчивость и доброту. II неделя Апреля «Инопланетяне» Упражнять детей в соотнесении предметов по цвету и форме, в выделении определенного цвета из множества других. Продолжать учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе III неделя Апреля «Рыбка» Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм на цветную основу, ритмично располагая их. Развивать у детей чувство цвета. Развивать творческие способности. Упражнять детей в соотнесении геометрических фигур по цвету и величине. Совершенствовать умение аккуратно набирать клей на кисть, равномерно распределяя его на готовой форме. IV неделя Апреля «Морской конёк» Закреплять знания основных цветов. Упражнять детей в составлении изображения из готовых деталей. Развивать эстетическое восприятие. Учить детей составлять узор, располагая посередине и по краям аппликационной основы. Развивать чувство композиции. I неделя Мая «Аквариум» Учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. II неделя Мая «Весёлая ладошка» Учить раскладывать узор из геометр. фигур по замыслу детей, пользоваться клеем и салфеткой. Развивать замысел .Воспитывать аккуратность. III неделя Мая «Дракон» Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники. IV неделя Мая «Здравствуй лето» Вызвать интерес к созданию коллективного панно из осенних листьев. Учить раскладывать красивые листочки на голубом фоне и приклеивать.Диагностика: 1. Создаёт изображения предметов из ладошек. 2. Украшает заготовки из бумаги разной формы. 3. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы. Результаты: -низкий уровень-1 балл -средний уровень-2 балла -высокий уровень-3 баллаК концу учебного года дети должны знать:— Название основных цветов и элементарные приёмы их смешивания.— Название нетрадиционных техник рисования.— Название времён года.— Правила безопасности.Уметь:— Правильно держать кисточку, пользоваться изобразительными материалами.— Определять тёплые и холодные цвета.— Изображать предметы крупно, используя лист бумаги.— Уметь организовывать своё рабочее место и прибирать его после работы.Приёмы нетрадиционного рисования с детьми средней группыРисование пальчикамиСредства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.Рисование ладошкойСредства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.Апрель1Звёздное небо.НабрызгСовершенствовать технику «набрызг», учить создавать образ звёздного неба, развиватьцветовосприятие.Альбомные листы, зубные чётки, тарелочки с краской, фартуки для детей.2Ранняя весна.Монотипия пейзажнаяНаучить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере.Альбомные листы, гуашь, кисти, баночка с водой.3Ледоход.Метод «старения».Показать разнообразные приёмы работы с клеем, для создания выразительного образа.Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета.4Белая берёзка.Традиционное рисование +оттиск поролономРазвивать умение работать поэтапно, следуя простому алгоритму по прорисовке эскиза.Альбомный лист, простые карандаши.Май1Осьминог.Рисование ладошкойСовершенствовать работу руки. Учить детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление.Альбомный лист, гуашь, кисточки, баночка с водой.2Весёлые одуванчики.Восковые мелки и акварельЗакрепить умение детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков.Альбомный лист, акварель, восковые мелки.3Диагностика.Пояснительная записка.«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В.А.Сухомлинский.Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Цель: Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.Задачи:Образовательные:— Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.— Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.— Учить смешивать краски, для получения новых цветов и оттенков.Воспитательные:— Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.— Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками и желание действовать с ними.— Активизировать детей при выборе тематики.— Воспитывать аккуратность при выполнении работ.Развивающие:— Развивать творчество, фантазию.— Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.— Развивать внимание, память, мышление и воображение средствами изодеятельности.Содержание.Пояснительная записка ……………………………………..3Учебно-тематическое планирование ……………………....7Содержание программы кружка«Умелые пальчики» …………………………………………8Приложение 1. Памятка для родителей по развитиюмелкой моторики «Задание на лето» ……………………17Пояснительная записка.Актуальность.В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и растегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи. В ходе занятий кружка «Умелые пальчики» развиваются следующие движения : хватание (ребенок учится захватывать предметы), соотносящие действия (ребенок учится совмещать два предмета), подражания движениям рук взрослых, движения кисти и пальцев рук. Кроме того, подобные занятия помогают ребенку стать более самостоятельным и уверенным в себе.Цель программы кружка.Развитие мелкой моторики. Формирование у детей эстетического отношения к изобразительной деятельности. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.Задачи программы кружка.Образовательные:Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений искусства, окружающих предметов. Формировать умение оценивать созданные изображения. Воспитательные:Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии; Воспитывать усидчивость, терпение; Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий; Воспитывать нравственные качества (терпимость, доброжелательное отношение к окружающим) Воспитывать умение организовать свое рабочее место и убрать его. Развивающие:Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, умение работать с мелкими деталями. Развивать связную речь Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обратить внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. Развивать творческие способности детей. В ходе образовательной деятельности реализуются принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей, желаний и интересов детей. Так как дети 3 лет имеют недостаточно развитую мускулатуру рук и только начинают знакомиться с изобразительной деятельностью, то на занятиях лучше начинать знакомить их с простейшими способами рисования и уделять большое внимание дидактическим играм.Методы, используемые в работе кружка:Словесные (рассказы, объяснения, беседы) Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций) Практические (воспроизводящие и тренировочные упражнения, рисование) Игровые (различные дидактические игры) Ожидаемые результаты:Значительное повышение уровня развития мелкой моторики и расширение возможностей выполнения детьми различных действий руками. Знание детьми основных цветов. Знание детьми названий инструментов и материалов, используемых в работе. На конец обучения дети умеют работать с мелкими деталями: застегивать и растегивать пуговицы, перебирать крупу и т.д.; отщипывать и размазывать кусочки пластилина, изображать простые предметы. Формы подведения итогов:Диагностическое обследование педагогом детей в сентябре и итоговое в мае следующего года; Выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования; Создание памятки по развитию мелкой моторики– для родителей воспитанников. Приложение 1Памятка для родителей по развитию мелкой моторики«Задание на лето»В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В головном мозгу человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.Предлагаем вашему вниманию ряд упражнений, способствующих развитию и мелкой моторики, и творческих способностей детей. А время, проведенное вместе с ребенком, доставит положительные эмоции и вам, и вашему малышу!Начать можно с самомассажа. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики. Его надо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении ладони одной рукой, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной рукой, затем другой. После чего проводится комплекс упражнений:«Пила». Кисть левой руки лежит на столе ладонью вверх. Ребром правой ладони имитируем движения пилы по направлению вверх-вниз. То же самое повторить для другой руки. «Утюжок» Исходное положение то же самое. Правой рукой поглаживаем, растираем, разминаем левую. То же самое для другой руки. «Каток». Исходное положение то же самое. Костяшками сжатых в кулак пальцев правой руки двигаем вверх и вниз по левой ладони, разминая ее. То же самое для другой руки. Как можно чаще, даже стоя в очереди, рисуйте ребенку всевозможные лабиринты, пусть проходит по ним карандашом или пальчиком. Чтобы занятие не наскучило, придумывайте разные объяснения лабиринту. Например, надо помочь Герде пройти в замок Снежной Королевы и не задеть ни одну из льдинок.Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что угодно: бусы, пуговицы, сушки, картонные кружочки, кольца от пирамидки и так далее.Рисование пальчиками на подносе, где ровным слоем насыпана манка или мука, очень нравится малышам. Можно нарисовать волны, домик, буквы и так далее.Сматывание цветных ниток в клубок, лепка из пластилина, игры с конструктором и мозаикой, игры-шнуровки, изготовление фигурок с помощью техники оригами, все это способствует укреплению мышц руки и развитию творческих и художественных способностей. Повторяйте дома с ребенком, работы, сделанные на занятиях кружка в течение года, и вы сможете закрепить полученные знания и развить приобретенные умения!