Публикации Особенности обучения детей с ТМНР.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности обучения детей с ТМНР.
Автор: Личковаха Мария Александровна

Особенности обучения детей с умеренной, глубокой и тяжелой умственной отсталостью Долгое время в нашей стране дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями относились к категории «необучаемых». В лучшем случае их обучение осуществлялось на дому. Общение с социумом было крайне ограничено, а со сверстниками – и вовсе отсутствовало. Да и восприятие обществом детей с ОВЗ зачастую было негативным. В современном обществе, на фоне гуманизации возник вопрос о помощи детям с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепил право на получение образования лицам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для детей с тяжелыми, множественными нарушениями.В Химкинской коррекционной школе равных возможностей в 2019 году был открыт класс для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью. Организовывая работу с данной группой детей, мы поставили для себя определенные задачи, а именно: привитие норм поведения в обществе, повышение уровня коммуникативных навыков, развитие навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков. Немаловажным является и тот фактор, что у всех детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью наблюдается системное недоразвитие речи тяжелой степени. Поэтому развитие речи учащихся с такой патологией также является приоритетной задачей. Программу обучения для данной категории детей мы составили на основе учебного плана, включающего в себя такие предметы, как: письмо, чтение, развитие речи, математика, социально-бытовая ориентировка, трудовое обучение (на начальном этапе) и профессионально – трудовое обучение для более старших ребят, музыка, физкультура и ИЗО. При составлении программы мы исходили из индивидуальных возможностей учащихся. В итоге получилось, что у каждого ребенка своя, индивидуальная программа обучения, основанная на индивидуальных возможностях и особенностях, характерных для конкретного ребенка. Организация обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью требует особых условий. На протяжении всех девяти лет обучение основным предметам проводится одним учителем, который является классным руководителем и осуществляет сопровождение деятельности других специалистов школы, а именно учителей физкультуры и музыки, педагога-психолога,учителя-дефектолога, учителя-логопеда, медицинского работника, социального педагога. Обучение проходит в одной классной комнате, из которой есть выход в туалетную комнату, где непосредственно расположены: туалет, душевая кабина, раковина. Таким образом, каждый ребенок, самостоятельно осуществляя санитарно-гигиенические потребности, находится под непосредственным контролем педагога.Обучая детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, мы понимаем, что не сможем привить навыка самостоятельного чтения и письма. И все же этих детей можно научить читать, но при этом они мало понимают, о чем идет речь в прочитанном тексте. Навык чтения им необходим для дальнейшей ориентировки в обществе (прочитать название продукта в магазине, название улицы, на которой он находится, магазина и т.п.). Мальчик, который хорошо овладел навыком чтения, с удовольствием заучивает стихи и рассказывает их на классных и общешкольных мероприятиях. На переменах собирает вокруг себя ребят и читает им вслух познавательную литературу. Таким образом происходит коммуникация в кругу сверстников, ребенок самореализуется. При обучении чтению «безречевого» ребенка с расстройством аутистического спектра мы используем элементы глобального чтения. Это помогает в общении с этим ребенком, он может показать на карточке слово, выражающее его потребность в данный момент 50 процентов наших обучающихся, знают все буквы, научились писать свое имя. Из-за ограниченных интеллектуальных возможностей не все дети способны освоить в равной степени учебный материал по математике. Особое внимание уделяется временным представлениям, мерам стоимости, веса, объёма и длины. Мы учим ребят различать и называть числа в 10. Некоторые из учащихся способны выполнять арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10 устно. Тот минимальный объём математическихзнаний, который способны воспринять учащиеся с умеренной и тяжелойинтеллектуальной недостаточностью, может пригодиться им в дальнейшейжизни (правильно различить или назвать автобусный маршрут, посчитатьсдачу в магазине, определить время по часам).Особое внимание уделяется социально-бытовому блоку предметов, аименно: социально-бытовая ориентировка, развитие речи на основе изученияпредметов и явлений окружающей действительности, профессионально-трудовое обучение. Знания, получаемые в рамках изучения данных предметов, позволяют расширить знания о себе, об окружающих людях, опредметах и их назначении, о своей стране и родном крае, о разнообразииприроды и её явлениях. Помогают включить учащихся в бытовой иобщественный труд в зависимости от их возможностей.Ребенок всегда остается ребенком. Он требует заботы, внимания, любви. А ребенок с умеренной, тяжелой или глубокой умственной недостаточностью остается ребенком на всю свою жизнь. В наших силах сделать так, чтобы такие дети в дальнейшей жизни смогли реализовать себя в социуме, иметь возможность общения с другими людьми и уметь общаться с ними. Об этом говорит наш положительный опыт работы в классе-группе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью.