Публикации
Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на музыкальной деятельности
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на музыкальной деятельности
Автор: Тихонов Илья Михайлович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системно-деятельностный подход в условиях реализации ФГОС на музыкальной деятельности
Автор: Тихонов Илья Михайлович
Системно - деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС.Умение учиться всю жизнь особенно актуально не только для преподавателей, учителей и педагогов, но и для студентов, учащихся. Полученные знания помогают обеспечивать целенаправленным учебный процесс, а также в необходимости целенаправленного формирования профессиональных и общих компетенций, которые будут соответствовать новым требования ФГОС. В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения. Подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. ФГОС ставит перед педагогами новые задачи:Развитие и воспитание личности в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у школьников способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебным вопросам. Индивидуальный подход к ученикам. Развитие коммуникативных навыков у учащихся. Ориентировка на применение творческого подхода при осуществлении педагогической деятельности. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС помогает эффективно реализовывать эти задачи. Главным условием при реализации стандарта является включение школьников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решение поставленных перед ними учебных задач. Системно-деятельностный подход будет эффективен лишь при условии применения определенных методов:деятельности системности минимакса психологического комфорта творчества. Каждый из них призван формировать разносторонние качества личности студентов и школьников, необходимые для успешного обучения и развития. Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на уроках музыки в школе, где у учащихся развивается способность воспринимать прекрасное, в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.Хороший современный урок – это время, когда ребенок познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаем следующие задачи:помогаем эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта; развиваем творческие способности; предлагаем дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряем к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем; осуществляем личностно-ориентированную направленность; помогаем самостоятельно планировать свою деятельность; побуждаем к самооценке, анализу и исправлению ошибок. Министерство образования РФ рекомендует на уроках музыки использовать программы следующих авторов:Критская Е.Д. Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» 1-4 класс, 5-8 класс Усачева В.О., Школяр Л.В. «Музыка» 1-4 класс Программы, методические рекомендации, поурочные разработки «Музыка» Т.И. Бакланова Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н.1-8 класс Остановимся подробно на программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Комплект программы состоит:1) из учебников;2) творческих тетрадей для учащихся;3) хрестоматий нотного материала для учителя;4) фонохрестоматий музыкального материала (аудиокассеты, MP3 CD);5) пособия для учителя с примерными поурочными разработками.В основу учебников и пособий положены принципы увлеченности, триединства деятельности композитора, исполнителя, слушателя, тождества и контраста, интонационности, развивающие идеи художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Авторы продолжают знакомить учащихся с произведениями русских и зарубежных композиторов. На страницах учебников и тетрадей, помещены многочисленные репродукции картин известных художников, и отрывки из литературных произведений помогут лучше понять и почувствовать музыку. Эта программа предлагает тематическое планирование уроков музыки, которое позволяет использовать проектно - исследовательскую деятельность, которая является частью системно-деятельностного подхода.Цель проектной деятельности - получение продукта. Для учащихся проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе. Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.Главные цели введения метода проектов в методику музыкального воспитания и в практику преподавания музыки это:показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт; реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем; продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки; подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости. Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий: тематика музыкального проекта должна быть актуальной; проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций. Метод проектов может использоваться не только на методике, но и на практике. В преподавании музыки метод проектов используется в рамках программного материала практически по любой теме.Осуществляя эту работу, студенты могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.На уроке в школе проектная методика используется весьма плодотворная. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор учащихся, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника пополнить кабинет творческими работами детей. Можно сделать следующий вывод, что использование на уроках системно-деятельностного подхода позволяет расширить полученные знания по методике и применить их на практике в СОШ. А использования метода проектов позволяет расширить кругозор, знания и умения детей в разных темах.Используемая литератураФедеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования [электронный ресурс] .-М.: 2009. № 373 Музыка 1 – 4 класс: сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.П. Кашекова. – М.: Издательство «Просвещение», 2014. – 22 с. - системно-деятельностный подход