Публикации "Как объяснять дошкольникам правила дорожного движения?"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Как объяснять дошкольникам правила дорожного движения?"
Автор: Есионова Нина Дмитриевна, Стародубцева Виктория Григорьевна, Мирошниченко Наталья Павловна

Как объяснять дошкольникам правила дорожного движения?Мы живем в мире с населением более 7 миллиардов человек, и примерно каждый седьмой человек водит автомобиль. При таком обилии транспортных средств даже дошкольникам необходимо знать правила дорожного движения. Родитель не всегда на 100% вовлечен в ситуацию, и доли секунды вполне достаточно для столкновения с движущимся автомобилем. Необходимо рассказать, как безопасно переходить дорогу, начиная с 3-4 лет. К школе ребенок должен знать правила поведения пешеходов наизусть. Но что делать, если такие знания еще не доступны или недостаточны?Когда и как изучать правила дорожного движенияДаже с колыбели дети склонны копировать взрослых. Поведение мамы и папы в дороге - это главный пример того, что "откладывается в подкорке". Если родители нарушают правила (в спешке, по невнимательности), ребенок будет бессознательно поступать так же, независимо от того, знают они правила дорожного движения или нет. Поэтому первый и главный урок, который взрослые могут преподать детям, - это показать на практике, что они сознательные пешеходы. Когда я начну изучать правила дорожного движения с моим ребенком? Вы можете читать всевозможные стихи, слушать песни, смотреть мультфильмы о поведении на дороге с 1 года. С 3-4 лет следует проводить разъяснительные беседы. Например, поговорите с ребенком о том, что потребуется время, чтобы автомобиль полностью остановился, что он не может затормозить мгновенно. Даже посещая детский сад, ребенок должен узнать, что такое дорога, тротуар, пешеходный переход, светофор – и как ими пользоваться. Как я могу помочь дошкольнику выучить правила дорожного движения? С детьми 3-7 лет занятия проводятся в игровой форме и с наглядными примерами – так материал усваивается быстрее и полнее. Кроме того, важно учитывать восприятие мира, характерное для этого возраста, уровень умственных способностей.Знания светофоров и сигналов зебры недостаточно для дошкольника, картина дороги не будет полной. Нужно объяснить ребенку, какие виды транспорта существуют, как они передвигаются, рассказать о назначении тротуаров, подземных переходов, полосах движения.Опасные ситуации на дорогеВ одночасье на проезжей части собралось от нескольких десятков до сотен человек. Даже если один из них совершит ошибку, может произойти несчастный случай. Это человеческий фактор, и ребенок должен об этом знать.Существует множество детских изданий, которые можно использовать для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Например, популярная книга С. Волкова "о правилах дорожного движения", А. Усачева с одноименным названием. Интересны на тему правил дорожного движения стихи И. Гурина "непослушный пешеход", "зебра", "тротуар и проезжая часть".Стихи имеют рифму, и поэтому их легче запомнить ребенку.Вот один поэтический вариант правил дорожного движения для детей дошкольного возраста: Быстрая в горе езда? – Да.  Правила знаешь движения? – Да. Вот в светофоре горит красный свет,  Можно идти через улицу? – Нет.  Ну, а зеленый горит, вот тогда  Можно идти через улицу? – Да.  Сел в трамвай, но не взял билет.  Так поступать полагается? – Нет.  Старушка, преклонные очень года,  Ты место в трамвае уступишь ей? – Да.После нескольких прочтений ответ "да" или "нет" будет дан самим ребенком. Для закрепления материала очень хорошо послушать песни А. Усачева, А. Пинегина "Дорога - не тропа" и "Этот мир состоит из пешеходов" из сборника детских песен. Очень полезно и увлекательно загадывать загадки для вашего ребенка.Известно, что у человека есть несколько типов памяти. Кроме слуховых, есть еще тактильные и зрительные. Рекомендуется, чтобы дошкольники учились по картинкам. Яркие иллюстрации вызывают интерес, и даже если ребенок слушал какие-то слова взрослого, образ будет сохранен в памяти.Редкий ребенок будет долго сидеть за книгами и слушать стихи. Особенно если за окном греет солнышко и вас ждут песочные игры. Не расстраивайтесь и не раздражайтесь из-за невнимательности. Вы можете поиграть со своим ребенком в интересную игру по правилам дорожного движения, от которой он наверняка не откажется. Лучше всего проводить ее на улице с другими детьми, во дворе или детском саду.Приведите несколько примеров:1. " А у нас на улице." Действие происходит в песочнице. Дети выносят машины, маленьких солдатиков, кукол, взрослые делают дорожные знаки и светофоры из бумаги, фломастеров и зубочисток. Далее, близлежащая дорога и здания вокруг нее воссозданы из слегка влажного песка. Дети делятся на пешеходов и водителей. Первое задание дается: сходить в магазин, в больницу, сесть на автобус и так далее. Водители едут по дороге, создавая опасность.2. "Магазин игрушек". Занятия проводятся на детской площадке. На асфальте мелом можно нарисовать пешеходный переход, дорогу и магазин на противоположной стороне, где сняты все игрушки. Дети делятся на группы: водители, пешеходы, 1 Продавец. Старший ребенок или взрослый играет роль инспектора и задает экзаменационные вопросы водителям: когда можно ехать, когда нельзя, что такое дорога, бордюр, тротуар, какие знаки вы знаете. Если ответы верны, детям дают автомобили. Второй взрослый стоит на пешеходном переходе и попеременно показывает зеленую, красную и желтую карточки. Пешеходам дается задание перейти улицу, сделать покупку в магазине и вернуться обратно, а водителям дается задание проехать по улице в соответствии со всеми правилами дорожного движения.3. "Светофор". Перед игрой круги вырезают из желтого, зеленого и красного картона. Затем ведущий показывает их по очереди, и ребенок выполняет соответствующее действие: при виде красного круга он делает шаг назад, приседает на желтый сигнал и реагирует на зеленый сигнал маршем на месте.4. "Кто больше знаков запомнит". Группа детей прикрепляет к спинкам бумажки с изображением дорожных знаков так, чтобы они не могли подглядывать. Затем ведущий объявляет задание: нужно увидеть и запомнить как можно больше рисунков, но при этом скрыть свои собственные. Через 30 секунд звучит стоп-сигнал. Детям дают листы бумаги и маркеры, и они пытаются запомнить и нарисовать знаки, которые они видели. Затем взрослый объясняет, что они означают, и вручает победителю символический приз.Говорите с ребенком о правилах дорожного движения часто, а не изредка. При переходе дороги следует обращать внимание на сигнал светофора. С детьми постарше можно попробовать поменяться ролями – он взрослый, переносит маленького папу или маму через дорогу.Никогда не рано изучать правила дорожного движения. С помощью игрового метода обучения ребенок очень скоро усвоит информацию. Тогда это вопрос повторения. Помимо вышеперечисленных способов, чтобы закрепить материал, можно делать поделки с малышом: лепить светофор, зебру, знаки, делать картонные макеты, аппликации из пластилина. Это не менее интересно, чем катать машинки и расчесывать кукол. Тем более что на карту поставлена безопасность ребенка.