Публикации «Повышение качества обучения через использование методов активного обучения в дополнительном образовании

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Повышение качества обучения через использование методов активного обучения в дополнительном образовании
Автор: Диденко Наталья Александровна

Виды, методы и формы обучения в дополнительном образовании.Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-воспитательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.Задачи, которые необходимо решать в процессе обучения:§ стимулировать учебно-познавательную активность обучающихся;§ развивать творческие способности, мышление, память;§ выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;§ совершенствование учебных умений и навыков.Все современные виды обучения могут быть классифицированы по следующим основаниям:1. По непосредственности (опосредованности) взаимодействия обучающего и обучаемого: контактное и дистанционное обучение – это обучение на расстоянии при помощи специальных взаимодействующих на выходе и входе технических средств.2. По основанию взаимосвязи образования и культуры: обучение, основой которого является проекция образа культуры в образовании и формирование проектной деятельности обучающихся (теория проектного обучения), и обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе (традиционное обучение).3. По объекту осознания обучающимися в процессе обучения:· традиционное обучение – осознаются правила, средства;· программированное обучение – осознание программ (линейных и разветвленных);· проблемное обучение – осознание проблемы, задачи, для решения которой необходимо освоение средств, способов, приемов;· обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий, – осознание действий, подчиненных определенным правилам;· развивающее обучение – осознание собственного развития в процессе обучения;· модульное обучение – осознание системы, модуля (логически завершенной части учебного материала, обязательно сопровождаемой контролем знаний и умений учащихся).Метод обучения – способ обучающей работы педагога и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач.Для решения каждой задачи используются определенные методы. Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса.Классификация методов обучения.1. Словесные, наглядные, практические.2. Методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично поисковый; исследовательский.Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и обучающихся в ходе получения ими знаний.Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, экскурсия, семинар, практическое занятие, конкурсы и другие.При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса (группы, творческого объединения), работающего над единой задачей.При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью группы обучающихся.В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.Экскурсия – это коллективное или индивидуальное посещение музея, достопримечательного места, выставки, прогулка с образовательной, научной, спортивной целью.Семинар – это форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством педагога.Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.Практические занятия предназначены для углубленного изучения учебных дисциплин и играют важную роль в выработке обучающихся умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с педагогом.