Публикации
Сказка как инструмент в работе с детьми
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как инструмент в работе с детьми
Автор: Куракова Алеся Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как инструмент в работе с детьми
Автор: Куракова Алеся Сергеевна
1. Сказка в работе воспитателя.Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа…В. БерестовДетский возраст, это то время, когда чувства играют большую роль в жизни ребенка, помогая ему познавать окружающий мир.Сказки – это первая ступень знакомства ребенка с миром литературы, а вместе с тем и окружающим миром.Сказки, оказывают положительное влияние на воспитание и развитие личности ребенка. В них нет нравоучений и назиданий. Ребенок понимает причинно-следственные связи, учится сопереживать и сочувствовать. С помощью сказки можно нагляднее объяснить ребенку, что обижать слабых это не хороший поступок, обманывать взрослых тоже плохо. Добрые сказки учат детей быть отзывчивыми, дружелюбными. Ведь доброта – это великое качество присущее человеку. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата речь живыми и образными выражениями. Задачами воспитателя работающего со сказкой являются:* создание условий для духовно-нравственного развития детей, коммуникативное развитие дошкольников путем расширения кругозора и обогащения словарного запаса;* развитие и совершенствование диалогической и монологической формы речи, расширение словарного запаса;* умение пересказывать сказки;* умение высказать свою точку зрения в доброжелательной форме на вопрос педагога или мнение других детей;* развивать умение поддержать беседу;* обучение играм-драматизациям по сказке;* прививать любовь и интерес к сказкам; * развитие памяти, внимания, воображение, творческих способностей;* воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения, как к себе, так и к окружающим.1.2 План-конспект занятия.План-конспект занятия для детей старшей и подготовительной групп с использованием метода сказкотерапии. Структура занятия:1. Приветствие – создание благоприятной атмосферы; упражнения на сплочение группы.2. Разминка – ритуал «входа» в занятие; снятие напряжения.3. Основная часть – рассказ сказки; игры; приобретение нового опыта.4. Заключение – подведение итогов; ритуал «выхода» с занятия.«Сказка про ежика Витю»Атрибуты: аппликаторы Кузнецова (коврик здоровья); шелковый шарф; кубики, кольца; картонные круги; пуговицы, палочки, бусинки; корзинки; веревка; ведро; короб; обруч; аудиозапись песни «Дружба крепкая» В. Шаинского.Ход занятия:1. Упражнение «Ласковое солнышко»Цель: помочь детям позитивно настроиться на занятие, активизироваться для совместной работы, снять телесные зажимы.«Здравствуйте, ребята! Наше приветствие начнется с игры «Ласковое солнышко». Давайте встанем в круг, и, двигаясь друг за другом, сделаем массаж плеч идущему впереди.»2. Упражнение «Путь»Цель: помочь детям почувствовать свое тело, развить тактильные ощущения.«Посмотрите, что мы видим впереди? (дети отвечают) Перед нами три дороги. Все они наделены волшебной силой. И сейчас мы с вами отправимся в путь. Но для начала, необходимо выбрать, по какому пути идти.Все пути приведут нас в сказку. Но каждый путь уникален по своему. Первый – самый легкий (на пол кладется шарф). Второй – сложнее. Этот пут не такой ровный. На нем есть преграды (на полу кубики и кольца, через которые необходимы перепрыгнуть). Третий путь – самый сложный. Волшебная сила здесь самая большая (применить аппликатор Кузнецова). Сейчас вам нужно подумать, по какому пути пойти. Когда решите, проходите, и чувствуйте, как тело наполняется волшебной силой и энергией».Отметить для себя, кто из детей, какой путь выбрал.В одном прекрасном, зеленом лесу, в маленькой норке жил ежик. Звали его Витя. Ежик был маленьким, с маленькими ножками, мордочкой и очень колючей спинкой. Ежик Витя был несчастен. Он постоянно грустил, потому что никто из обитателей этого леса не хотел с ним дружить. Лиса ему говорила, что она красивая, что у нее пушистый хвостик, а он такой некрасивый, что она не может с ним дружить. Медведь сказал ежику, что он такой большой, и с маленькими тоже дружбу не заводит. Зайчик не хочет дружить, потому, что ежик не умеет прыгать.Лягушки и те не стали заводить дружбу с ежиком, сказав, что у него нет ни слуха, ни голоса, а они любят петь на своем болите.3. Упражнение «Животные»Цель: способствовать развитию креативности в умении изображать животных.«Давайте–ка мы с вами, сейчас превратимся в сказочных животных». Дети имитируют движения тех животных, которых называет воспитатель. Зайчики – дети легко прыгают;Медведи – переваливаются, изображая походку;Лисички – игриво проходя по кругу, виляют хвостиком;Лягушки – издают характерные звуки «Ква-Ква».Ежику было не легко слушать все это. Он часто сидел на берегу пруда и смотрел на свое отражение в воде. Ежик Витя плакал, но пожалеть его было некому. Он не понимал, почему он такой невезучий, почему он так выглядит, что у него нет друзей. Витя так страдал от этого, что чуть не заболел.4. Упражнение «Закончи фразу»Цель: развитие саморефлексии; обогащение словарного запаса детей, совершенствование связной речи.«Давайте попробуем поддержать ежика. Для этого нам нужно тоже превратиться в ежиков и сделать себе комплименты. «Да, я маленький – но я …» (добрый, веселый, хороший).Как-то раз, утром, ежик Витя пошел собирать грибы и ягоды, чтобы вкусно позавтракать. 5. Упражнение «Кто больше соберет»Цель: развитие мелкой моторики рук; различной координации движений; развитие быстроты реакции; внимание.«Посмотрите на нашу полянку (дети смотрят на пол, стол, стул, на котором находятся мелкие предметы). Она заполнена различными грибами и ягодами. Давайте мы с вами сейчас их соберем. Возьмите корзинки и отправляйтесь в путь. Но помните, что собрать все будет не так просто. Полянка ведь волшебная». Звучит команда к старту и дети выполняют сбор с определенным условием. «Собираем грибы и ягоды правой рукой…., а теперь левой….., а теперь собираем, наклоняясь вперед…., а теперь приседая….».Вот идет ежик Витя по полянке, как вдруг, мимо него пробегает испуганная лиса. Ежик удивился и подумал: «И чего это лиса так испугалась?». И тут он увидел, что за лисой гонится охотник с большим ружьем. Витя испугался еще больше. Ведь он маленький, а охотник большой, злой и с ружьем. Но в какой-то момент, ежик свернулся комочком и покатился в направлении к охотнику. Охотник споткнулся о Витю, и наколол себе ногу. Пока он пытался подняться лиса убежала. А ежик спрятался за кустом. Он сидел там и дрожал от страха, сам не понимая, что сделал. И только когда охотник ушел, ежик Витя медленно, так как повредил лапки, поплелся к себе домой. Ежик еле-еле мог двигаться, так как боль была очень сильная. Придя домой, он увидел, что его ждет лиса. Ежик удивился. А лиса сказала ему спасибо за то, что он ее спас. «Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались по своим норкам, а ты, такой маленький мне помог. Ты настоящий друг».6. Упражнение «Дружба»Цель: помочь детям найти положительные черты в их друзьях и подобрав нужные слова передать эти качества.«Ребята, а давайте и мы, вместе со своими друзьями, преодолеем препятствия. Нужно пройти по тропинке препятствий. Возьмитесь за руки по два человека и ни за что не отпускайте друг друга, ведь друзья не бросают в беде». Дети берутся за руки и проходят препятствия: короб, обруч и т.д.С этого момента ежик и лиса стали настоящими друзьями. Лиса ухаживала за Витей, пока у него болела лапка. Ежик поправился быстро. Теперь он был очень счастлив и рад тому, что он не один, у него есть друг. Лиса поняла, что настоящий друг это не просто тот, кто выглядит красиво, имеет быстрые ноги или хорошо поет, настоящий друг этот тот, кто придет на помощь и не бросит в трудной ситуации. 7. Упражнение «Марш друзей»Цель: способствовать повышению уровня уверенности в себе и своем друге; еще больше сплотить ребят; научить двигаться в соответствии с музыкой; повысить настроение. «Ребята, на этом наше сказочное путешествие заканчивается. Сейчас, возьмите за руки своих друзей, и пройдите по тропинке «Дружбы». Включается музыка «Дружба крепка», дети шагают по кругу и подпевают.Вопросы для обсуждения:1. почему ежик постоянно грусти и плакал?2. какой поступок изменил жизнь ежика?3. кто такой настоящий друг?2. Сказкотерапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием.Сказкотерапия - это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем.Сказкотерапия для детей – это психотерапевтическое воздействие, целью которого выступает коррекция детских поведенческих реакций и избавление от страхов, фобий.Сказкотерапия, хороша тем, что с помощью нее можно работать с ребенком начиная с маленького возраста. Малыш выбирает образ, дает оценку поведению героя, проигрывает эпизоды сказки, показывая эмоции. С помощью этого метода, становится возможным оказать помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Сказка в деятельности педагога-психолога выступает средством работы с внутренним миром дошкольника. Даже простое чтение сказок, не говоря уже о специально созданных для конкретных случаев, помогает человеку (и не только ребенку) преодолеть жизненные трудности.Ресурсы у сказок безграничны. Их можно использовать в работе с ранним аутизмом, с ЗПР, гиперактивностью, СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Сказки используются при работе со страхами, повышенной тревожностью, внутреннем конфликте, трудностях в общении, отклонением в поведении, низкой самооценке.Сказка оказывает влияние на эмоционально личностное развитие. Организация процесса представлена 10 занятиями, которые проводят в течение двух-трех месяцев.Занятия проводятся индивидуально и/или в мини-группах. Может использоваться реквизит (краски, карандаши, куклы, музыкальные инструменты и т.д.)Проводимые занятия для агрессивных, эгоцентричных, переживающих стресс детей рекомендуется начать с индивидуальных занятий, и лишь затем можно включать их в групповую работу. И наоборот, замкнутые, не владеющие навыками общения, с заниженной самооценкой дети, дадут лучший результат в работе с группой.На занятиях идет чередование активности и пассивности. Результатом является гибкость и подвижность нервных процессов, снятие физического и психического напряжения, увеличение работоспособности, совершенствование волевых качеств, дети начинают распознавать эмоциональное состояние других.Формами работы со сказкой являются:* групповое/индивидуальное рассказывание* групповое/индивидуальное придумывание* рассказывание известной сказки с придуманным к ней продолжением* рассказывание сказки от лица героя и от персонажейПрименяя в работе метод сказкотерапии необходимо помнить:- проблема должна быть актуальной для малыша;- не должен быть заложен готовый верный ответ;- вопросы сформулированы так, чтобы ребенок сам мог проследить причинно-следственные связи;- подборка сказок в соответствии с возрастом ребенка.Правильно продуманное и грамотно спланированное занятие, способно помочь ребенку справиться со своими переживаниями, пробудить фантазию и образное мышление, освободить от стереотипов и шаблонов, страхов, переживаний и т.д.2.1 Сочинение сказки.Сочинение сказки ребенком, само по себе уже является психотерапевтическим явлением, так как это продукт его творческого акта. В процессе работы над сказкой, ребенок отражает в ней свою внутреннюю реальность. Алгоритм составления сказки:1. Выбрать главного героя сказки2. Придумать зачин-начало сказки (жили-были…; в некотором царстве…)3. Дать подробную характеристику главному герою (наделить его характером)4. Столкнуть героя с трудностями (и вдруг… однажды…)5. Описать реакцию героя на случившееся (из-за этого…)6. Показать, как герой ищет выход из сложившейся ситуации7. Показать, как герой справляется с трудностями и находит правильное решение8. Сказочная развязка (герой получает награду, сказка приобретает счастливый конец).Таким образом, в сказке дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления личности. 2.2 Рассказывание сказки.Данный прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить рассказ от имени других действующих лиц, которые задействованы или нет в рассказе. Например:«Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами бабы Яги, лисы или пенька, на котором сидел Колобок».При групповом рассказывании каждый ребенок рассказывает маленький кусочек сказки. Например: Первый ребенок говорит: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок продолжает и т.д. Этот прием помогает развивать произвольную память, фантазию и воображение, умение выражать свои мысли, умение слушать. Рассказывание сказки по картинке на разных возрастных этапах требует определенной подготовки. Дети второй младшей группы осваивают лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картинке, так как еще не готовы составить связное описание. В среднем возрасте, дети упражняются в составлении высказываний, состоящих из нескольких предложений, связанных одним содержанием. В старшем возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности самостоятельного составления рассказов. Для детей подготовительной группы требования к рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи повышаются.2.3 Рисование сказки.Для работы по данному методу важен рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка. Дети рисуют любимого сказочного героя, сказочную страну. Рисуя, ребенок воплощает чувства и мысли, освобождается от тревоги или того что его беспокоило. Анализируя рисунки детей, психолог делает выводы о психоэмоциональном состоянии ребенка, что в дальнейшем позволит ему правильно выстраивать работу по коррекции. 2.4 Изготовление кукол.Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять те эмоции, которые обычно по определенным причинам ребенок не может позволить себе проявить. Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления кукол: очень часто ребенок персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения.Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки - словами».Изготовление кукол - это своего рода медитация. У детей развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы происходит включение механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.Этапы куклотерапии:1 – изготовление куклы;2 – обучение «вождению» куклы, церемония «оживления» куклы, знакомство с куклой;3 – сказкотерапия с помощью кукол.2.5 Анализ сказок.Цель: осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета, поведением героев. Данная форма работы со сказкой применяется для детей от 5 лет. Ребенку необходимо ответить на вопросы:Как вы думаете, о чем эта сказка?Кто из героев понравился больше и почему?Почему герой совершил те или иные поступки?Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?Что было бы, если в сказке были только одни плохие или хорошие герои?3. Медитативная сказкотерапияСказки, созданные для накопления положительного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания позитивных моделей взаимоотношений. В данных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные герои. Медитативные сказки – сказки путешествия. Занятия с применением данного вида терапии лучше проводить под специальную музыку, которая способствует расслаблению. Звучит музыка, ребенок делает глубокий вдох и выдох, и психолог начинает работу. Сказка о позитивных детско-родительских отношениях.«Волшебный колокольчик» Давным-давно, в одной прекрасной, сказочной, волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они были прекрасной парой, уважали и любили друг друга. У них был чудесный дворец, прекрасный цветочный сад и много верных помощников. В один прекрасный день, Королева сообщила Королю радостную новость, о том, что у них будет ребенок.И вот настал день, когда на свет появилась чудо, маленькое солнышко, которое озарило весь замок. У семьи родилась дочь. Девочка была прекрасна не только внешне, но и душой. Она понимала все, что происходит вокруг нее.Прошло некоторое время и девочка-принцесса выросла. Она изъявила желание увидеть мир, таков каков он есть за пределами королевства. Родители опечалились, узнав эту новость. Но, так как они были мудрые, то приняли желание дочери и благословили на дальний путь. Перед отъездом Принцессы, Король и Королева дали ей волшебный колокольчик и сказали:«Возьми колокольчик с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносила нам». Принцесса взяла его и повесила на шею, ближе к сердцу.Принцесса отправилась в путь. Она посетила много разных стран, видела много разных людей, и отношений между ними, познакомилась с разными обычаями. На протяжении всего пути, Волшебный колокольчик дарил Принцессе чувство защищенности, тепла и любви.Проезжая через лес, Принцесса не могла насмотреться на прекрасные растения, которые там росли, на зверей, живущих в лесу и не могла наслушаться пение птиц, которые так нежно исполняли свои трели. И вот, проехав это чудесное место, Принцесса увидела на горе Замок, который тут же захотела посетить.Зайдя в этот Замок, который был дивной красоты, Принцесса почувствовала себя так легко и спокойно, что ей вдруг показалось, что этот замок построен именно для нее волшебный колокольчик, стал мелодично звенеть, и тогда Принцесса поняла, что именно здесь она найдет для себя то, что будет для нее очень важно. Колокольчик показал Принцессе дорогу и в нужный момент дал понять, что, несмотря на дальние расстояния, любовь ее родителей всегда будет оберегать и согревать душу свои теплом. Сейчас и мы с вами находимся в Прекрасном дворце. Представьте, что вы идете по нему и находите для себя все, что вы хотите. Через 7-10 минут можно выводить детей из медитации: «Все, что вы нашли для себя в этом Прекрасном Дворце, остается с вами, и вы возьмете это с собой, когда будете возвращаться… А сейчас вы делаете глубокий вдох… и выдох… Возьмите с собой все то хорошее, что было с вами. И потихонечку открывая глаза, возвращайтесь к нам.4. Психокоррекционные сказкиПсихокоррекционные сказки предназначены для работы с детьми, начиная с 3-4 лет и до 11-13 лет. Они оказывают мягкое влияние на поведение ребенка. Перед работой со сказкой необходимо понять причины дезадаптивного поведения ребенка. Психокоррекционные сказки применяются для решения конкретной проблемы:* для боязливых детей испытывающих различные страхи;* для гиперактивных детей;* для агрессивных детей;* сказки, направленные на искоренение расстройств поведения с физическими проявлениями;* сказки для детей, у которых есть проблемы в семье (рождение второго ребенка и ревность к нему первого, развод родителей и т.д.);* сказки для детей, в случае потерь значимых людей или любимых животных.Создавая психокоррекционные сказки, необходимо понять причину «плохого» поведения ребенка. Дети ведут себя плохо, если:- Желание привлечь к себе внимание. В этом случае в сказке будут содержаться модели положительных способов привлечения внимания.- Желание властвовать над ситуацией, взрослыми, сверстниками. В сказке должна быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств, так как хороший предводитель, прежде всего, заботится о друзьях.- Желание отомстить взрослому. В сказке есть указание на искаженное видение проблемы героем и конструктивная модель поведения.- Страх, тревога, желание избежать неудачи. Герои сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.- Не сформировано чувство меры. Сказка покажет последствия поступков героя и оставит выбор стиля поведения за ним.Алгоритм построения психокоррекционной сказки:* подбор героя близкого к ребенку;* жизнь героя схожа с жизнью ребенка;* возникновение проблемной ситуации схожей с той, что происходит в жизни ребенка;* поиск выхода из проблемной ситуации; показ альтернативных моделей поведения;* герой понимает свою неправоту и пытается измениться.5. Психотерапевтическая сказкотерапияПсихотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки – самый сильный жанр, обладающий возможностями исцеления души, несущий глубокую мудрость и утонченную красоту. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки сочиненные ребенком и сказки сложенные совместно с ребенком. Схема написания психотерапевтических сказок:- схема-модель - схема-параллель- схема - весы «Роза и ромашка»В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта - стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. "Как же ей хорошо, - думала ромашка. - Оказаться бы мне на ее месте", - не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: "Какой красивый цветок!". Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.Вопросы для обсуждения:Почему ромашка с восхищением смотрела на розу?Что значит "все цветы хороши по-своему"?Можно ли эту фразу сказать про людей?